РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 2018 года по МПК B61K9/12 

Описание патента на изобретение RU2663767C2

Изобретение относится к железнодорожной технике и предназначено для контроля технического состояния грузового вагона перед подачей его под погрузку или перед допуском на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта.

Известны технические средства (молоток определенной массой и геометрических размеров, шаблоны и толщиномеры различных типов), используемые осмотрщиками для выявления неисправностей грузового вагона (боковых и торцевых поверхностей кузова вагона, колесных пар, автосцепных устройств). Для получения информации о техническом состоянии грузового вагона осмотрщики выполняют визуальный контроль и измерение некоторых контролируемых элементов вагона с помощью вышеуказанных технических средств диагностирования с одновременным отстукиванием элементов контроля [Типовой технологический процесс работы пунктов технического обслуживания вагонов, №ТК-292 от 2007 г. «Положение №1097р от 08.06.2016 г. о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта. Инструкция осмотрщику вагонов ЦВ-ЦЛ/408, М.: Транспорт, 1997 (далее Инструкция)].

Основными недостатками вышеперечисленных технических средств являются значительные временные затраты для выявления осмотрщиками неисправностей грузового вагона и низкий уровень обнаружения дефектов в литых деталях грузовых вагонах (колесной паре, боковой раме, надрессорной балке и др.), поскольку контролируемые поверхности, как правило, сильно загрязнены и труднодоступны для визуального контроля.

Известны технические средства, такие как досмотровая штанга с зеркалом и фонарем, щеточка и нож, позволяющие более качественно подготовить контролируемые поверхности для выявления осмотрщиками неисправностей грузового вагона [см., например, «Памятку осмотрщику вагонов по выявлению трещин в литых деталях тележек грузовых вагонов», разработанную в 2013 году службой вагонного хозяйства юго-восточной дирекции инфраструктуры].

Основным недостатком известных технических средств остается низкий уровень обнаружения дефектов в литых и труднодоступных деталях грузового вагона в силу проявления, так называемого, «человеческого фактора» (который зависит от квалификации осмотрщика, его дисциплинированности, возможного снижения остроты зрения из-за длительного рабочего времени, воздействия климатических условий и т д.).

Целью изобретения является:

- повышение достоверности обнаружения дефектов в литых и труднодоступных деталях грузового вагона;

- повышение производительности труда осмотрщиков и сокращение их численности;

- исключение воздействия на персонал вредных производственных факторов, характерных для работы на железнодорожном транспорте.

Поставленная цель достигается тем, что контроль технического состояния грузового вагона осуществляется передвижным робототехническим средством, включающим:

- систему автоматизированного визуального контроля типа «Техновизор» (далее Комплекс типа «Техновизор»);

- интеллектуальный комплекс непрерывной диагностики типа «КНД-1» (далее Комплекс типа «КНД-1»);

- аппаратно-программное устройство робототехнического средства.

Комплекс типа «Техновизор» предназначен для визуального измерения геометрических параметров деталей грузового вагона (таких как толщина и ширина обода колеса, завышение/занижение фрикционных клиньев, разность высот осей смежных автосцепок, нарушение монтажа магистрального трубопровода и др.).

Комплекс типа «КНД-1» предназначен для выявления трещин в литых деталях грузовых вагонов и передачи информации в виде «Колесо целое», «Рама целая» или, наоборот, они дефектны.

Аппаратно-программное устройство робототехнического средства предназначено для получения, обработки и хранения первичной информации о техническом состоянии грузового вагона, поступающей от комплексов типа «Техновизор» и «КНД-1», передачи информации о техническом состоянии вагона на АРМ оператора ПТО, а также для позиционирования робототехнического средства на конкретной позиции контроля.

С целью сокращения времени диагностирования технического состояния грузового вагона робототехническое средство оснащено несколькими диагностическими комплексами (два и более) типа «Техновизор» и «КНД-1», которые размещаются на телескопических штангах, обеспечивающих возможность вести контроль на расстоянии до 3х метров с углом обзора 360°.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема расположения передвижного робототехнического средства относительно диагностируемого грузового вагона.

Здесь 1 и 1', 2 и 2' - комплексы типа «Техновизор»; 3 и 3', 4 и 4' - комплексы типа «КНД-1», 5 - грузовой вагон; 6 и 6', 7 и 7', 8 и 8' - соответственно контролируемые позиции грузового вагона.

В общем случае работа робототехнического средства заключается в повторении всех действий осмотрщика вагонов при контроле с пролазкой технического состояния грузового вагона.

Порядок работы робототехнического средства заключается в следующем: робототехническое средство располагается напротив первой тележки грузового вагона (см. фиг. 1). После этого две телескопические штанги, на которых закреплены комплексы типа «КНД-1», и две телескопические штанги с комплексами типа «Техновизор» одновременно выдвигаются вдоль левой и правой сторон контролируемой тележки и затем выполняют необходимые измерения (в соответствии с Инструкцией).

При этом комплекс типа «Техновизор» проводит измерение геометрических параметров грузового вагона:

- на позиции 6 и 6' - контроль первой колесной пары с наружной стороны (толщины и ширины обода, уширения и откола обода колеса, вертикального подреза гребня и др.);

- на позиции 7 и 7' - измерение геометрических параметров рессорного подвешивания, зазоров между скользунами, тормозных колодок, башмаков, подвесок триангелей и их крепления, рамы тележки, трафаретов и др.;

- на позиции 8 и 8' - контроль параметров второй колесной пары и остальных деталей тележки (в соответствии с позицией 6 и 6').

При измерении геометрических параметров, проводимом комплексом типа «Техновизор», одновременно и параллельно работает комплекс типа «КНД-1», который выявляет на вышеуказанных позициях наличие трещин в литых деталях грузового вагона (боковая рама, надрессорная балка, колесо первой и второй колесных пар и др.).

Результаты измерения через блоки 1-4 аппаратно-программного устройства робототехнического средства 9 (см. фиг. 2) поступают в блок обработки информации 10, после чего в блоке 11 производится вычисление диагностических параметров. Далее в блоке 13 проводится сравнение результатов диагностирования с нормативными показателями, заданными в блоке 12, а результаты сравнения формируются в блоке 14 и заносятся в блок памяти 15 (в виде «Колесо целое», «Рама целая» или, наоборот, они дефектны). Результаты диагностирования из блока 14 по беспроводной связи через блоки 16, 17 поступают на АРМ оператора ПТО 18 с записью в блоке 20 и далее в блок 19 для принятия решений о необходимом виде ремонта или дальнейшей эксплуатации, которые сохраняются в блоке памяти 20.

После завершения необходимых измерений на выбранных позициях контроля робототехническое средство по команде, поступающей с аппаратно-программного устройства, перемещается на следующие позиции контроля.

Данное техническое решение для диагностирования технического состояния грузовых вагонов имеет следующие преимущества:

- обеспечивает высокий уровень достоверности обнаружения дефектов грузового вагона при существенном сокращении времени диагностирования путем одновременного и параллельного включения в работу нескольких комплексов типа «Техновизор» и «КНД-1» на контролируемых позициях;

- исключает влияние «человеческого фактора» на достоверность и качество диагностирования технического состояния грузовых вагонов;

- исключает воздействие на осмотрщиков вредных факторов, характерных для железнодорожного подвижного состава;

- повышает производительность труда (поскольку открывается возможность использования технологического оборудования круглосуточно и 365 дней в году);

- снижает численность осмотрщиков, занятых на техническом обслуживании вагонов с пролазкой.

Список используемой литературы

Ададуров А.С., Бушев Р.Ю., Долгий А.Н., Хатламаджиян А.В. // Пост комплексного контроля, как инновационный подход к диагностике ходовых частей вагона. Вагоны и вагонное хозяйство №4 (44), 2015, стр. 24-27.

Железняк В.Н., Санников Е.Г., Тармаев А.А., Лебедев И.Н. // О проведении опытной эксплуатации комплексов «ИМК-1» (Интеллектуальный молоток контроля) и «ПСК-01» (Поисковая система контроля) для неразрушающего контроля боковых рам тележек грузовых вагонов.

Группа компаний «Чистые технологии» 195027, Россия. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, 16, корп. 2. Тел./факс: 007 (812) 224-19-24.

Похожие патенты RU2663767C2

название год авторы номер документа
Способ акустико-эмиссионной диагностики ответственных деталей тележек грузовых вагонов при эксплуатации 2017
  • Никулин Сергей Анатольевич
  • Рожнов Андрей Борисович
  • Турилина Вероника Юрьевна
  • Белов Владислав Алексеевич
  • Никитин Анатолий Владимирович
RU2667808C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАЛИЧИЯ ТРЕЩИН В ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ТЕЛЕЖКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Лазарев Алексей Сергеевич
  • Лазарев Иван Сергеевич
  • Шведов Андрей Викторович
  • Кибкало Алексей Алексеевич
  • Торопов Юрий Михайлович
  • Скобеев Владимир Павлович
  • Мягков Борис Анатольевич
RU2535246C1
СПОСОБ РЕМОНТА ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА МОДЕЛИ 18-9598 2015
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Иванов Александр Олегович
  • Елкин Евгений Владимирович
  • Клобуков Сергей Витальевич
  • Лебедев Геннадий Викторович
  • Володяев Андрей Владимирович
  • Петров Илья Алексеевич
RU2592030C1
СТЕНД ДЛЯ АКУСТИКО-ЭМИССИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2006
  • Степанова Людмила Николаевна
  • Ивлиев Валерий Владимирович
  • Ковалев Владимир Яковлевич
  • Кабанов Сергей Иванович
  • Лебедев Евгений Юрьевич
  • Муравьев Виталий Васильевич
  • Тырин Владимир Павлович
RU2316762C1
РОБОТИЗИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОБИЛЬНОГО РОБОТИЗИРОВАННОГО РЕМОНТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2023
  • Ларькин Валентин Викторович
  • Шиль Владимир Владимирович
  • Шиль Владимир Иванович
  • Елисеев Алексей Петрович
RU2806129C1
Система мониторинга состояния грузового железнодорожного вагона 2022
  • Даниленко Денис Викторович
  • Стрельченко Алексей Николаевич
  • Григорьев Алексей Владимирович
RU2798214C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДВЕСКИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2015
  • Зеленский Сергей Валерьевич
  • Зеленский Валерий Александрович
  • Иванова Лилия Ивановна
  • Шеповаленко Станислав Валерьевич
RU2578620C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2010
  • Семашко Николай Александрович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2437091C1
Устройство определения параметров узлов подвижного состава 2016
  • Долгий Александр Игоревич
  • Хатламаджиян Агоп Ервандович
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Шаповалов Василий Витальевич
RU2668774C2
СПОСОБ РЕМОНТА ВАГОНОВ 2010
  • Трошкина Елена Ивановна
  • Сапетов Михаил Владимирович
  • Зайцева Елена Николаевна
RU2431576C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 663 767 C2

Реферат патента 2018 года РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к области железнодорожной телемеханики для контроля состояния грузовых вагонов. Техническое решение включает досмотровую штангу с зеркалом и фонарем, контроль геометрических параметров деталей, таких как тонкий гребень, разность высот смежных автосцепок, нарушение монтажа магистрального трубопровода, осуществляется системой «Техновизор», выявление трещин в литых деталях грузовых вагонов, например, таких как боковая рама, надрессорная балка, колесо первой и второй колесных пар, осуществляется комплексом непрерывной диагностики «КНД-1». Причем результаты измерений от системы «Техновизор» и комплекса «КНД-1» поступают в блок обработки информации, который подключен к блоку вычисления диагностических параметров, выход которого подключен к блоку сравнения результатов диагностирования с нормативными показателями, поступающими в него из блока задания диагностических параметров, выход блока сравнения подключен к блоку формирования данных диагностики. Достигается повышение достоверности диагностики состояния вагона. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 663 767 C2

Техническое средство для контроля технического состояния грузового вагона, включающее досмотровую штангу с зеркалом и фонарем, отличающееся тем, что контроль геометрических параметров деталей грузового вагона, например, таких как тонкий гребень, разность высот смежных автосцепок, нарушение монтажа магистрального трубопровода, осуществляется системой автоматизированного визуального контроля типа «Техновизор», выявление трещин в литых деталях грузовых вагонов, например, таких как боковая рама, надрессорная балка, колесо первой и второй колесных пар, осуществляется с помощью интеллектуального комплекса непрерывной диагностики типа «КНД-1», при этом работа данных устройств, размещенных на телескопических штангах, обеспечивающих возможность вести контроль на расстоянии до 3 метров с углом обзора 360°, производится одновременно и параллельно, при этом результаты измерений от системы «Техновизор» и комплекса «КНД-1» поступают в блок обработки информации, который подключен к блоку вычисления диагностических параметров, выход которого подключен к блоку сравнения результатов диагностирования с нормативными показателями, поступающими в него из блока задания диагностических параметров, выход блока сравнения подключен к блоку формирования данных диагностики.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2663767C2

JP 2006290312 A, 26.10.2006
JP 2010071768 A, 02.04.2010
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ НА ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Венедиктов Анатолий Захарович
  • Доков Дмитрий Сергеевич
  • Тирешкин Виталий Николаевич
RU2280577C1
JPH 05126686 A, 21.05.1993
А.И
Лебедев, П.А
Кучеренко, А.В
Горин, "Иммунологический метод локализации узлов железнодорожных подвижных единиц на основе алгоритма клональной селекции", Электронный научный журнал "Инженерный вестник Дона" N4, декабрь 2015 г., всего 11 стр.

RU 2 663 767 C2

Авторы

Матяш Юрий Иванович

Кирпиченко Евгений Михайлович

Ададуров Александр Сергеевич

Кондратенко Евгений Владимирович

Коптина Ирина Сергеевна

Даты

2018-08-09Публикация

2016-12-28Подача