УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2018 года по МПК G01M15/02 G01M15/05 

Описание патента на изобретение RU2667826C2

Изобретение относится к акустической диагностике двигателей и может быть использовано для контроля технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Известны устройства для виброакустической диагностики двигателей, в которых контроль технического состояния двигателей производится посредством измерения с помощью виброизмерительного преобразователя уровня акустического шума, создаваемого двигателем, и сравнение измеренного уровня с контрольным уровнем, определенным экспериментально на аналогичных двигателях, находящихся в исправном техническом состоянии [1] (А.С. №266306 от 04.09.67 г.).

Недостатком таких устройств является необходимость производить измерения на оборотах, заданных с большой точностью, так как уровень акустического шума в большой степени зависит от скорости соударения кинематически связанных деталей двигателя, то есть от числа оборотов.

Наиболее близким по технической сути к изобретению является устройство для виброакустической диагностики двигателей, содержащее цепь измерения, в которую входит последовательно соединенные виброизмерительный преобразователь, блок коррекции в виде усилителя, с управляемым коэффициентом передачи и измерительный прибор, и цепь коррекции, состоящей из датчика оборотов, подключенного к управляющему входу усилителя, через преобразователь частота-аналог. [2](А.С. №714207, от 05.02.1980 г.).

При наличии датчика оборотов и преобразователя частота-аналог можно учесть влияние флуктуаций оборотов двигателя на уровень акустического шума и учесть через цепь коррекции.

Однако измерительный прибор не дает точного ответа, какой узел или элемент двигателя внутреннего сгорания вышел из строя, он только позволяет определить отклонения от исходного состояния, но не выявляет причину данного отклонения.

Цель изобретения - упрощение процесса диагностики двигателя и повышение ее точности с указанием причины поломки и указанием узла или элемента, приведшего к ухудшению работы двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве основного информационного параметра берется не вибрация корпуса двигателя, а акустический сигнал, генерируемый двигателем. Акустический сигнал, генерируемый двигателем внутреннего сгорания, попадает на датчик акустических сигналов, выполненный в виде мембраны, и приводит ее к колебательному процессу по закону внешнего источника акустических колебаний.

Изобретение иллюстрируется фиг. 1, на которой изображена блок-схема устройства. Устройство содержит лазер поз. 1, фокусирующую линзу поз. 2, коллиматор поз. 3, голограмму поз. 4, мембрану поз. 5, фото детектор поз. 6, усилитель поз. 7, компьютер поз. 8.

Устройство работает следующим образом.

Оптическое излучение, генерируемое лазером поз. 1 проходит, через фокусирующую линзу поз. 2, сквозь голограмму поз. 4 и попадает на зеркальную мембрану поз.5, отражаясь от мембраны, проходит через голограмму поз. 4. При прохождении оптического излучения после фокусирующей линзы поз. 2 через голограмму, часть излучения проходит на зеркальную мембрану, а часть излучения дифрагирует на голограмме под углом α. В плоскости фотодетектора образуется интерференционная картина (в виде колец Ньютона), которая регистрируется фотодетектором поз. 6, электрический сигнал с фотодетектора поз. 6 через усилитель сигналов поз.7 поступает в память компьютера поз.8. для дальнейшей обработки.

Запись голограммы происходит на той же установке, только на этапе записи вводится дополнительно линза поз. 3, которая с линзой поз. 2 образует коллиматор и формирует плоскую волну, которая поступает на фотопластинку (голограмму), второй луч для формирования голографического изображения, поступает от зеркальной мембраны под углом α. На фотопластинке формируется голографическое изображение плоской волны. После проявки и сушки фотопластинки, сформированная голограмма устанавливается в прежнее место. При освещении голограммы лазерным лучом, часть излучения дифрагирует на голограмме и распространяется под углом записи α. Часть излучения проходит сквозь голограмму и отражается от зеркальной мембраны под углом α. Между дифрагированным излучением от голограммы и лучом, отраженным от зеркальной мембраны происходит когерентное сложение, которое образует интерференционную картину, характеризующее отклонения от двух фронтов волны.

При воздействии на мембрану акустического сигнала, мембрана начинает колебаться по закону внешнего акустического воздействия. Лазерный луч, модулируется мембраной по фазе, проходя через голограмму, фазовая модуляция трансформируется в амплитудную в виде бегущей интерференционной картины, то есть фазовая модуляция преобразовывается в амплитудную модуляцию, которая регистрируется фотодетектором и преобразует амплитудно-модулированный световой сигнал в электрический сигнал с амплитудной модуляцией.

Использование программного обеспечения WEB LAB на компьютере, позволяет автоматизировать процесс интегральной оценки спектра акустического сигнала:

фиг. 2 - спектр акустического сигнала работы бензинового двигателя внутреннего сгорания при исправном двигателе;

фиг. 3 - спектр акустического сигнала работы бензинового двигателя внутреннего сгорания при неисправном 2 цилиндре;

фиг. 4 - спектр акустического сигнала работы бензинового двигателя внутреннего сгорания при нерабочей катушке зажигания, цилиндры 1 и 4 отключены;

фиг. 5 - спектр акустического сигнала работы бензинового двигателя внутреннего сгорания при некорректной топливной смеси;

фиг. 6 - спектр акустического сигнала работы бензинового двигателя внутреннего сгорания при нерабочем датчике давления воздуха.

Как следует из спектральных образов, каждый спектральный образ имеет свой идентификационный образ, который может быть однозначно отнесен к конкретной форме неисправностей в двигателе внутреннего сгорания.

Предлагаемое устройство успешно работает и при диагностике дизельных двигателей.

фиг. 7 - спектр акустического сигнала исправного дизельного двигателя;

фиг. 8 - спектр акустического сигнала неисправного дизельного двигателя (форсунки 3 и 4 отключены);

фиг. 9 – спектр акустического сигнала неисправного дизельного двигателя (не работает второй цилиндр).

При переводе акустических образов сигнала в программу распознавания образов и наличии в памяти архитектуры образов можно за считанные секунды провести диагностику двигателя внутреннего сгорания и определить степень его работоспособности и уточнить причину неисправности и оценить работоспособность узлов и деталей двигателя.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. А.С. №266306 от 04.09.1967 г.

2. А.С. №714207 от 05.02.1980 г.

Похожие патенты RU2667826C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ И СИСТЕМА ГОЛОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2000
  • Чубаров С.Б.
RU2160471C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИСИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГОЛОГРАММ 1994
  • Тютчев М.В.
  • Павлов А.П.
  • Каляшов Е.В.
RU2082994C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОГО КАНАЛА СВЯЗИ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ АКУСТИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ 2021
  • Тимонов Дмитрий Александрович
RU2758327C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Акчурин Гариф Газизович
  • Акчурин Александр Гарифович
  • Акчурин Георгий Гарифович
  • Кочубей Вячеслав Иванович
RU2331058C1
ОПТИЧЕСКИЙ МИКРОФОН 2011
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Бондарь Михаил Владимирович
  • Ершов Валерий Николаевич
  • Нестерчук Андрей Ананьевич
  • Рочев Андрей Михайлович
RU2473181C1
Система контроля дефектов колёсных пар подвижного железнодорожного состава 2023
  • Белов Алексей Николаевич
  • Вуколов Александр Владимирович
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Кузнецов Валерий Иванович
  • Кукушкин Сергей Сергеевич
  • Хатламаджиян Агоп Ервандович
RU2818020C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ДО ОБЪЕКТА 2016
  • Усанов Дмитрий Александрович
  • Скрипаль Анатолий Владимирович
  • Астахов Елисей Игоревич
  • Добдин Сергей Юрьевич
RU2629651C1
ДИАГНОСТИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЛАЗЕРНОЙ СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ 2014
  • Мартин Дуглас Рэймонд
  • Миллер Кеннет Джеймс
RU2667837C2
УЛЬТРАЗВУКОВОЙ МИКРОСКОП 2011
  • Меньших Олег Фёдорович
RU2451291C1
ДИАГНОСТИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЛАЗЕРНОЙ СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ 2014
  • Мартин Дуглас Рэймонд
  • Миллер Кеннет Джеймс
RU2668081C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 667 826 C2

Реферат патента 2018 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к области технических средств диагностирования двигателей внутреннего сгорания по акустическим сигналам и предназначено для упрощения процесса диагностики, повышения ее точности с указанием причины поломки, а также указанием узла или элемента, приведшего к ухудшению работы двигателя. Решение поставленной задачи достигается тем, что устройство содержит последовательно установленные лазер, фокусирующую линзу, голограмму, наклонную зеркальную мембрану под углом α к голограмме, фотодетектор, соединенный электрическим кабелем через усилитель электрических сигналов с входом компьютера, где в качестве основного информационного параметра берется акустический сигнал, генерируемый двигателем. Акустический сигнал, генерируемый двигателем внутреннего сгорания, попадает на датчик акустических сигналов, выполненный в виде мембраны, и приводит ее к колебательному процессу по закону внешнего источника акустических колебаний. Лазерный луч модулируется мембраной по фазе, проходя через голограмму, фазовая модуляция преобразовывается в амплитудную модуляцию, которая регистрируется фотодетектором и преобразует амплитудно-модулированный световой сигнал в электрический сигнал с амплитудной модуляцией. Использование программного обеспечения обработки акустических сигналов на компьютере позволяет автоматизировать процесс интегральной оценки спектра акустического сигнала и автоматизировать процесс диагностики двигателей. Техническим результатом является сокращение времени, необходимого на диагностику двигателя. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 667 826 C2

Устройство для акустической диагностики двигателей, содержащее преобразователь акустических сигналов, усилитель электрических сигналов, отличающееся тем, что с целью упрощения процесса диагностики и повышения ее точности с указанием причины поломки, а также указанием узла или элемента, приведшего к ухудшению работы двигателя, устройство содержит последовательно установленные лазер, фокусирующую линзу, голограмму, наклонную зеркальную мембрану под углом α к голограмме, фотодетектор, соединенный электрическим кабелем через усилитель электрических сигналов с входом компьютера, принимаемые сигналы обрабатываются и отображаются в виде интегральных спектров, лежащие в основе принятия решения о исправности или не исправности двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2667826C2

Трех роликовая головка для накатки наружной резьбы 1950
  • Загурский В.И.
SU94703A1
Устройство контроля работы двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Волчек Петр Николаевич
SU1267198A1
Полуавтоматический электрокопировальный фрезерный станок для обработки фасонных контуров больших размеров, в частности самолетных шаблонов 1948
  • Бейлинсон С.Л.
  • Лещенко В.А.
  • Письменный М.А.
  • Шувалов А.В.
SU86730A1
US 9200981 B2, 01.12.2015
US 6131454 A1, 17.10.2000.

RU 2 667 826 C2

Авторы

Серобабаин Анатолий Тихонович

Горбачев Андрей Александрович

Ворончихин Николай Вячеславович

Даты

2018-09-24Публикация

2016-04-19Подача