ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ Российский патент 2018 года по МПК E21D1/00 

Описание патента на изобретение RU2673830C1

Изобретение относится к области крепления выработок при строительстве подземных сооружений, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок наружным диаметром от 10,5 до 15,5 метров, применяемых для строительства подземных сооружений метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей большого поперечного сечения.

Известны чугунные обделки больших поперечных сечений (шириной более 9.7 м) овальной или условно круглой формы, собираемые из тюбингов чугунных обделок малого диаметра с установкой между тюбингами, для увеличения размера поперечного сечения, чугунных прокладок. Такой конструкции тюбинговой обделки присущи недостатки, заключающиеся в сложности монтажных работ, а также в увеличенной податливости стыков элементов обделки и в невозможности осуществить поворот одного смежного кольца относительно другого, т.е. обеспечить перевязку колец, что уменьшает несущую способность и увеличивает деформативность всего сооружения.

Наиболее близким к заявленному является изобретение по пат. РФ №2436959, кл. Е21Д 5/10, опубл. 20.06.2011 г., бюлл. №17, в котором представлено тюбинговое кольцо для крепления вертикальных стволов горных выработок, состоящее из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов посредством болтовых скреплений с гидроизоляционными и прижимными шайбами, причем каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру круговыми и вертикальными бортами.

Однако данная конструкция не может быть применима при строительстве сооружений метрополитена или железнодорожных и автомобильных тоннелей, поскольку не обеспечивает равнопрочность тюбингового кольца в горизонтальных выработках.

Достигаемым при использовании предлагаемого изобретения техническим результатом является увеличение несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки тюбинговых колец и увеличения жесткости стыков тюбингов в кольце.

Технический результат достигается тем, что чугунные тюбинговые тоннельные обделки наружным диаметром от 10,5 до 15,5 метров состоят из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов посредством болтовых скреплений с гидроизоляционными прокладками и прижимными шайбами, причем каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру кольцевыми и радиальными бортами. Нормальные тюбинги, расположенные в нижней, менее нагруженной от горного давления части обделки, выполнены облегченной конструкции за счет уменьшения толщины их спинки и бортов, что позволяет снизить общий вес конструкции. Во всех тюбингах, кроме ключевого, предусмотрены внутренние радиальные ребра жесткости в количестве одного и более рядов, что обеспечивает необходимую несущую способность и жесткость тюбинга при минимизации его веса; высота ребер жесткости принята переменной, от 0 мм в середине тюбинга до максимальной высоты на примыкании к кольцевым бортам, которая на 50-55 мм меньше высоты этих бортов, что обусловлено условиями монтажа тюбингового кольца и гидроизоляции обделки. В ребрах жесткости предусмотрены такелажные отверстия, которые далее используются для крепления элементов внутреннего обустройства сооружения. В каждом тюбинге на внешней части сопряжении спинки с бортами выполнено скругление для предотвращения сколов углов при деформации кольца под нагрузкой от горного давления. По центру каждого нормального, нормального облегченного и смежного тюбинга выполнено утолщение цилиндрической формы с тампонажным отверстием диаметром 2 дюйма с резьбой, позволяющим обеспечить установку в данное отверстие штуцера сопла шланга для нагнетания раствора в заобделочное пространство с последующей заглушкой унифицированной резьбовой тампонажной пробкой с гидроизоляционной прокладкой. (Диаметр тампонажного отверстия 2 дюйма выбран из условия обеспечения возможности установки унифицированной тампонажной пробки). Болты для скрепления тюбингов в кольце и колец между собой установлены в отверстия, выполненные в фигурных приливах, образованных с внутренней стороны кольцевых и радиальных бортов тюбингов, что обеспечивает жесткость тюбингового кольца. По контуру каждого тюбинга выполнена чеканочная канавка, предназначенная для обеспечения гидроизоляции и позволяющая применять все виды чеканочных материалов, что дает возможность использовать тюбинговую обделку в любых гидрогеологических условиях и в любом режиме эксплуатации.

Предлагаемое тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 м для подземных сооружений иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - общий вид двух соседних тюбинговых колец с перевязкой между ними;

на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (тоннельное тюбинговое кольцо в сборе);

на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1 (элементы крепления тюбингов между собой в кольцо);

на фиг. 4 - вид В на фиг. 2 (вид нормального или смежного тюбинга);

на фиг. 5 - вид Г на фиг. 2 (вид ключевого тюбинга);

на фиг. 6 - сечение Д-Д фиг. 4 (внутренние ребра жесткости);

на фиг. 7 - сечение Е-Е фиг. 4;

на фиг. 8 - сечение Ж-Ж фиг. 4;

на фиг. 9 - сечение З-З фиг. 7;

на фиг. 10 - общий вид 3-х типоразмеров тюбингов в формате 3-D

(Н - нормальный, НО - нормальный облегченный, С - смежный, К - ключевой тюбинги).

Заявляемое изобретение включает в себя круговую чугунную обделку 1 тоннеля, состоящую из соединенных между собой нормальных 2, смежных 3 и ключевого 4 тюбингов посредством болтовых скреплений 5 с гидроизоляционными 6 и прижимными 7 шайбами в тюбинговое кольцо 8.

Каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента 9 с гладкой снаружи спинкой 10 и замкнутыми по контуру кольцевыми 11 и радиальными 12 бортами. В тюбинговом кольце нормальные тюбинги N, расположенные в нижней, менее нагруженной от горного давления части обделки выполнены облегченной конструкции за счет уменьшения толщины t спинки 10 тюбинга, так и толщины п стенки его бортов 11 и 12.

На внутренней поверхности спинки 10 каждого нормального 2, N и смежного 3 тюбинга выполнены вертикальные ребра жесткости 13 в количестве одного и более рядов, обеспечивающие необходимую несущую способность и жесткость тюбинга при минимизации его веса. Высота этих ребер жесткости выполнена переменной от 0 мм в середине тюбинга до максимальной высоты h на примыкании к кольцевым бортам 11, которая на 50…55 мм меньше высоты l этих бортов. При этом в стенках ребер жесткости 13 образованы такелажные отверстия 14 для монтажа колец и использования в дальнейшем для крепления элементов внутреннего обустройства сооружения. В каждом тюбинге 2, N, 3 и 4 на внешней части сопряжения спинки 10 с бортами 11 и 12 выполнено скругление R радиусом не менее 60 мм для предотвращения сколов углов при деформации кольца под нагрузкой от горного давления. По центру каждого нормального, нормального облегченного и смежного тюбингов расположено утолщение цилиндрической формы с тампонажным отверстием 15 диаметром 2 дюйма с резьбой, позволяющим обеспечить установку в него штуцера сопла шланга для нагнетания раствора в заобделочное пространство с последующей заглушкой резьбовой тампонажной пробкой с гидроизоляционной прокладкой (условно не показаны).

При этом болты скрепления 5 тюбингов и колец между собой установлены в отверстия 16, выполненные в фигурных приливах 17, образованных с внутренней стороны кольцевых 11 и радиальных 12 бортов указанных тюбингов, а по контуру последних выполнена чеканочная канавка 18 обеспечивающая гидроизоляцию и возможность использования тюбинговой обделки в любых гидрогеологических условиях и режимах эксплуатации.

Созданное тюбинговое кольцо для тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 м для подземных сооружений метрополитенов обеспечивает надежную перевязку тюбинговых колец в обделке за счет исключения смещения стыков, улучшает гидроизоляцию, упрощает процесс монтажа, обеспечивает высокую прочность и жесткость конструкции всей тюбинговой чугунной обделки метрополитена.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить уменьшение ресурса времени при сборке обделки, обеспечение удобства и точности монтажа, обеспечение равно прочности тюбингового кольца, а также обеспечение возможности перевязки тюбинговых колец, увеличение жесткости стыков тюбингов в кольце, и, как следствие, увеличение несущей способности и жесткости сооружения в целом.

Похожие патенты RU2673830C1

название год авторы номер документа
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена 2019
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельман Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2715136C1
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2013
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Мельников Олег Николаевич
RU2534126C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ЧУГУННОЙ ОТЛИВКИ ТЮБИНГА ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Маймур Артем Игоревич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
RU2661929C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОБДЕЛКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 1990
  • Багреев В.В.
  • Григорьев Е.Н.
  • Звягина Г.В.
  • Князев Е.М.
  • Кузин В.И.
  • Манюков А.Г.
  • Нелипа А.Н.
  • Смердов А.В.
  • Соловьев Б.И.
  • Соловьев В.С.
  • Стеблов В.В.
RU2114377C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1997
  • Репников Л.Н.
  • Мороз А.И.
RU2148716C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТЮБИНГ ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1995
  • Сильвестров Сергей Николаевич[Ru]
  • Кошелев Юрий Анатольевич[Ru]
  • Салан Александр Иванович[Ru]
  • Яцков Борис Иванович[Ru]
  • Вагин Виктор Васильевич[Ua]
  • Крылов Вадим Сергеевич[Ru]
  • Филиппов Владимир Николаевич[Ru]
  • Оболенцев Федор Дмитриевич[Ru]
  • Соболев Анатолий Николаевич[Ru]
  • Жабрев Валентин Александрович[Ru]
RU2107166C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ ТЮБИНГОВЫХ КОЛЕЦ 2021
  • Колонтаевский Евгений Владимирович
  • Косенко Евгений Александрович
  • Мишедченко Анатолий Анатольевич
RU2786986C1
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК 2008
  • Васильев Игорь Иванович
RU2436959C2
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ ПРИ ЩИТОВОЙ ПРОХОДКЕ ТОННЕЛЯ 2011
  • Шилин Андрей Александрович
  • Немков Сергей Алексеевич
  • Закоршменный Андрей Иосифович
  • Викулин Андрей Михайлович
  • Зафт Александр Яковлевич
  • Карпухин Михаил Сергеевич
  • Панкратов Михаил Сергеевич
RU2476675C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 673 830 C1

Реферат патента 2018 года ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки тюбинговых колец и увеличения жесткости стыков тюбингов в кольце. Тюбинговое кольцо состоит из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов, причем каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру кольцевыми и радиальными бортами. При этом в нем нормальные тюбинги, расположенные в нижней части обделки, выполнены облегченной конструкции за счет уменьшения толщины их спинки и бортов и во всех тюбингах, кроме ключевого, выполнены внутренние радиальные ребра жесткости в количестве одного и более рядов с возможностью обеспечения заданной несущей способности и жесткости тюбинга при минимизации его веса. Причем высота этих ребер жесткости выполнена переменной от 0 мм в середине тюбинга до максимальной высоты на примыкании к кольцевым бортам, которая на 50-55 мм меньше высоты этих бортов. При этом в стенках ребер жесткости образованы такелажные отверстия для монтажа колец и крепления элементов внутреннего обустройства сооружения, а в каждом тюбинге на внешней части сопряжения спинки с бортами выполнено скругление для обеспечения предотвращения сколов углов при деформации кольца под нагрузкой от горного давления. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 673 830 C1

1. Тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 метров для подземных сооружений, состоящее из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов посредством болтовых скреплений с гидроизоляционными и прижимными шайбами, причем каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру кольцевыми и радиальными бортами, отличающееся тем, что в нем нормальные тюбинги, расположенные в нижней части обделки, выполнены облегченной конструкции за счет уменьшения толщины их спинки и бортов и во всех тюбингах, кроме ключевого, выполнены внутренние радиальные ребра жесткости в количестве одного и более рядов с возможностью обеспечения заданной несущей способности и жесткости тюбинга при минимизации его веса, причем высота этих ребер жесткости выполнена переменной от 0 мм в середине тюбинга до максимальной высоты на примыкании к кольцевым бортам, которая на 50-55 мм меньше высоты этих бортов, при этом в стенках ребер жесткости образованы такелажные отверстия для монтажа колец и крепления элементов внутреннего обустройства сооружения, а в каждом тюбинге на внешней части сопряжения спинки с бортами выполнено скругление для обеспечения предотвращения сколов углов при деформации кольца под нагрузкой от горного давления.

2. Тюбинговое кольцо по п. 1, отличающееся тем, что по центру каждого нормального, нормального облегченного и смежного тюбингов выполнено утолщение цилиндрической формы с тампонажным отверстием с резьбой для обеспечения установки штуцера сопла шланга нагнетания раствора в заобделочное пространство с последующей заглушкой его резьбовой тампонажной пробкой с гидроизоляционной прокладкой.

3. Тюбинговое кольцо по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в нем болты скрепления тюбингов в кольце и колец между собой установлены в отверстия, выполненные в фигурных приливах, образованных с внутренней стороны кольцевых и радиальных бортов тюбингов, а по контуру последних выполнена чеканочная канавка для обеспечения гидроизоляции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2673830C1

ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК 2008
  • Васильев Игорь Иванович
RU2436959C2
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2013
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Мельников Олег Николаевич
RU2534126C2
RU 2008148758 A, 20.06.2010
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
0
SU160983A1
DE 1958492A1, 09.07.1970.

RU 2 673 830 C1

Авторы

Драгомирецкий Юлий Александрович

Зиновьев Алексей Михайлович

Лахно Дмитрий Николаевич

Юрпалов Артем Александрович

Абрамсон Валерий Михайлович

Минц Артур Максович

Земельиан Александр Маркович

Авдеев Алексей Анатольевич

Ханукова Эльвира Игоревна

Даты

2018-11-30Публикация

2018-01-30Подача