Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена Российский патент 2020 года по МПК E21D5/10 

Описание патента на изобретение RU2715136C1

Изобретение относится к области строительства, к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра и может бать использована при строительстве подземных сооружений метрополитенов, железнодорожных и автомобильных магистралей.

Известна тюбинговая крепь шахтных стволов, включающая тюбинги, уложенные в тюбинговую колонну, при этом к бортам тюбингов прикреплены прокладки для гидроизоляции крепи (пат. ФРГ №1253746, кл. 19F 5/04, 1967 г.). Эта креп имеет сложную конструкцию гидроизоляционных швов, включающую кроме сплошных прокладок, приклеиваемых к бортам тюбинга, еще и водонепроницаемый шнур, ввариваемый в специальные пазы в тюбингах.

Известны чугунные обделки больших поперечных сечений стволов (тоннелей) овальной или условно круглой формы, собираемые из тюбинговых чугунных обделок малого диаметра с установкой между тюбингами для увеличения размера поперечного сечения чугунных прокладок (В.П. Волков и др. Тоннели и метрополитены. М.: Транспорт, 1975, с. 252 или И.В. Баклашов, Б.А. Картозия. Механика подземных сооружений конструкций крепей. М.: Недра, 1984, с. 260-26). Такая конструкция тюбинговой обделки требует наличие сложной и дорогостоящей технологической оснастки при изготовлении тюбинговых сегментов и усложняет процесс сборки тюбинговой крепи.

Из известных технических решений наиболее близким к предлагаемому устройству для сопряжения двух разных по диаметру тоннелей (прототипом) является изобретение по пат. РФ №2436959, кл. Е21Д 5/10, опубл. 20.06.2011 г., бюл. №17, в котором представлено тюбинговое кольцо для крепления вертикальных стволов горнах выработок, состоящее из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов посредством болтовых скреплений с гидроизоляционными и прижимными шайбами, при этом каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру радиальными и параллельными бортами.

К основному не достатку известного устройства следует отнести ограниченность его использования (только при создании вертикальных шахтных стволов) и не возможность применения при строительстве тонне лей метрополитена или железнодорожных и автомобильных тоннелей, так как не обеспечивается при этом равно прочность тюбинговых колец в горизонтально расположенных тоннелях, что существенно снижает несущую способность всей тюбинговой обделки.

Достигаемым при использовании предлагаемого изобретения техническим результатом является обеспечение удобства и точности монтажа переходного тюбингового кольца и равно прочности всей тюбинговой обделки в горизонтальных тоннелях, увеличение жесткости стыков тюбингов в кольце и увеличение несущей способности и жесткости подземного сооружения в целом.

Технический результат достигается тем, что устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена, включающее в себя чугунную обделку 2-х стыкуемых тоннелей, собранную из ряда соединенных между собой чугунных тюбинговых колец с герметизирующими и крепежными элементами снабжено переходным тюбинговым кольцом в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание также в форме кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля. Переходное коническое тюбинговое кольцо выполнено из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под болты для сборки с кольцами большего и меньшего диаметров и 3-х ребер жесткости треугольной формы, для соединения параллельных бортов между собой, причем один параллельный борт сегмента переходного тюбингового кольца геометрически подобен форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второй параллельный борт сегмента переходного тюбингового кольца подобен геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра.

Наличие переходного тюбингового кольца, выполненного в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание в форме кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля позволяет обеспечить плавный переход тоннеля с одного диаметра на другой при высоких эксплуатационных качествах такого стыкового соединения.

Выполнение переходного тюбингового кольца из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под крепеж и трех ребер жесткости треугольной формы, соединяющих параллельные борта между собой дает возможность обеспечить требуемую геологическими условиями проходки жесткость и прочность переходного кольца.

Выполнение одного параллельного борта чугунного сегмента переходного тюбингового кольца геометрически подобного форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второго параллельного борта чугунного сегмента переходного тюбингового кольца подобного геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра обеспечивает плавный переход тоннельной обделки между кольцами разного диаметра при обеспечении надежного соединения этих колец.

Наличие в конической спинке каждого чугунного сегмента переходного тюбингового кольца тампонажного отверстия дает возможность закачивать бетонную упрочняющую смесь в пространство между тюбинговым кольцом и проходческим тоннелем.

Предлагаемое устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

- на фиг. 1 - общий вид устройства в сборе (сопряжение 2-х разных по диаметру тоннелей);

- на фиг. 2 - вид А на фиг. 1;

- на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1;

- на фиг. 4 - вид В на фиг. 3 (чугунный сегмент);

- на фиг. 5 - сечение Г-Г на фиг. 4;

- на фиг. 6 - вид Е на фиг. 4;

- на фиг. 7 - вид чугунного сегмента (тюбинга) в формате 3D.

Заявляемое устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена включает чугунную обделку двух стыкуемых тоннелей 1 и 2 различного диаметра, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбинговых колец 3 и 4, герметизирующие и крепежные элементы (на чертежах условно не обозначены), снабжено переходным тюбинговым кольцом 5 в виде усеченного конуса, большее основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца 6, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля 1 большего диаметра D, а меньшее по диаметру основание в форме кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля 2 меньшего диаметра d ответной части тоннеля.

При этом переходное тюбинговое кольцо 5 выполнено из тонкостенных чугунных сегментов 8, состоящих каждый из конической спинки 9, двух радиальных бортов 10 с отверстиями 11 для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов 12 и 13 с отверстиями 14 под крепеж и трех ребер жесткости 15 треугольной формы, соединяющих параллельные борта 12 и 13 между собой. Причем один параллельный борт 12 сегмента 8 переходного тюбингового кольца 5 геометрически подобен форме основания тюбингового кольца 3 тоннеля 1 большего диаметра D, а второй параллельный борт 13 сегмента 8 переходного тюбингового кольца 5 подобен геометрической форме основания тюбингового кольца 4 тоннеля 2 меньшего диаметра d.

В конической спинке 9 каждого чугунного сегмента 8 образовано тампонажное отверстие 16, закрываемое тампонажной резьбовой заглушкой (на чертеже условно не обозначено).

Предлагаемая конструкция устройства для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена позволяет обеспечить в труднодоступных местах удобство и точность монтажа переходного тюбингового кольца, равно прочность всей тюбинговой чугунной обделки в горизонтальных тоннелях метрополитена, а также увеличить сущую способность и жесткость подземного сооружения в целом.

Похожие патенты RU2715136C1

название год авторы номер документа
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2018
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельиан Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2673830C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2013
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Мельников Олег Николаевич
RU2534126C2
ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Мельников Олег Николаевич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Харченко Владимир Владимирович
RU2601822C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ЧУГУННОЙ ОТЛИВКИ ТЮБИНГА ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Маймур Артем Игоревич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
RU2661929C2
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Тюбинговая крепь 2023
  • Зубков Антон Анатольевич
  • Зубков Анатолий Евгеньевич
RU2800357C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОБДЕЛКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 1990
  • Багреев В.В.
  • Григорьев Е.Н.
  • Звягина Г.В.
  • Князев Е.М.
  • Кузин В.И.
  • Манюков А.Г.
  • Нелипа А.Н.
  • Смердов А.В.
  • Соловьев Б.И.
  • Соловьев В.С.
  • Стеблов В.В.
RU2114377C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2795446C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 715 136 C1

Реферат патента 2020 года Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена

Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений метрополитенов, железнодорожных и автомобильных магистралей. Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена включает в себя чугунную обделку 2-х стыкуемых тоннелей, собранную из ряда соединенных между собой чугунных тюбинговых колец с герметизирующими и крепежными элементами. Оно снабжено переходным тюбинговым кольцом в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание, также имеющее форму кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля. Переходное кольцо выполнено из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под болты для сборки с кольцами большего и меньшего диаметров и 3-х ребер жесткости треугольной формы, для соединения параллельных бортов между собой, причем один параллельный борт сегмента переходного кольца геометрически подобен форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второй параллельный борт сегмента переходного кольца подобен геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра. Технический результат состоит в обеспечении удобства и точности монтажа переходного тюбингового кольца и равно прочности всей тюбинговой обделки в горизонтальных тоннелях, увеличение жесткости стыков тюбингов в кольце и увеличение несущей способности и жесткости подземного сооружения в целом. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 715 136 C1

1. Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена, включающее в себя чугунную обделку 2-х стыкуемых тоннелей, собранную из ряда соединенных между собой чугунных тюбинговых колец с герметизирующими и крепежными элементами, отличающееся тем, что оно снабжено переходным тюбинговым кольцом в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание, также имеющее форму кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля, при этом переходное кольцо выполнено из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под болты для сборки с кольцами большего и меньшего диаметров и 3-х ребер жесткости треугольной формы, для соединения параллельных бортов между собой, причем один параллельный борт сегмента переходного кольца геометрически подобен форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второй параллельный борт сегмента переходного кольца подобен геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый сегмент имеет в плане трапециевидную форму, а размещенные на внутренней поверхности конической спинки каждого чугунного сегмента переходного кольца радиальные ребра жесткости выполнены треугольной формы и расположены в три ряда, при этом между ними образовано тампонажное отверстие, закрытое тампонажной резьбовой заглушкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2715136C1

ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК 2008
  • Васильев Игорь Иванович
RU2436959C2
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2018
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельиан Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2673830C1
Обделка тоннеля 1986
  • Сидорцев Виктор Васильевич
  • Макаревич Георгий Васильевич
  • Сорокин Владимир Степанович
  • Барский Ефим Семенович
SU1472683A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
Электрическое клавишное шифровальное приспособление 1924
  • Акц. Общ. Шифровальных Машин
  • П. Бернштейн
SU1876A1
JP 8284593 A, 29.10.1996.

RU 2 715 136 C1

Авторы

Драгомирецкий Юлий Александрович

Зиновьев Алексей Михайлович

Лахно Дмитрий Николаевич

Юрпалов Артем Александрович

Абрамсон Валерий Михайлович

Минц Артур Максович

Земельман Александр Маркович

Авдеев Алексей Анатольевич

Ханукова Эльвира Игоревна

Даты

2020-02-25Публикация

2019-10-21Подача