ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2014 года по МПК E21D5/10 

Описание патента на изобретение RU2534126C2

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов, а именно к конструкции тюбинговых колец, устанавливаемых для крепления горизонтальных и наклонных тоннелей метрополитенов и других сооружений.

Существующая чугунная тюбинговая обделка, собираемая из тюбинговых колец, соединяемых между собой болтовыми соединениями с герметизирующими элементами, закрепляет выработку в грунте, ограждает внутреннее пространство тоннеля от попадания в него воды и воспринимает нагрузки, предусмотренные СНиП II-40-80. Несмотря на положительные качества существующей тюбинговой обделки, ей присущи и недостатки, заключающиеся в высокой трудоемкости работ по планированию горизонтальной плоскости в тоннеле для прокладки рельсового пути, а также в отсутствии перевязки между тюбинговыми кольцами, снижающей жесткость самого тоннеля.

Известно устройство для крепления горных выработок, например, стволов шахт, включающее металлический тюбинг, изготовленный в виде цилиндрического сегмента с оконтуривающими внутренними радиальными и круговыми фланцами и отверстиями, ребра жесткости, образующие внутренние кессоны, наружные круговые и радиальные ребра (Горное дело. Энциклопедический справочник, т.4, М., Углетехиздат, 1958, с.157-160). К недостаткам такого тюбинга следует отнести наличие в его конструкции крестообразных пересечений, в которых возникают литейные дефекты, снижающие несущую способность тюбинга, неравнопрочность спинки между системой наружных и внутренних ребер, а также неравнопрочность сечения у фланца в связи с тем, что наружные ребра выполнены заподлицо с торцовой поверхностью радиального борта.

Указанные недостатки устранены в другом известном металлическом тюбинге для крепления горных выработок, который выполнен в виде цилиндрического сегмента, включающего оконтуривающие внутренние радиальные и круговые фланцы с отверстиями под болты, внутренние круговые ребра жесткости, образующие внутренние кессоны, наружные круговые и радиальные ребра, которые расположены относительно друг друга в шахматном порядке и тем самым увеличивают жесткость каждого отдельного кессона тюбинга (а.с. СССР №796432, кл. Е21D 5/10, опубл. в бюл. №2, 1981).

Однако такая конструкция металлического тюбинга, взятого за прототип, также не лишена недостатков, к которым следует отнести сложность обеспечения надежной гидроизоляции тюбингового кольца, особенно в его нижней части, отсутствие перевязки стыков между тюбингами стыкуемых колец в тоннеле, высокая трудоемкость изготовления тюбингов, а также сложность и трудоемкость процесса монтажа при создании тюбинговой крепи в горизонтальных и наклонных тоннелях подземных сооружений.

В основу заявляемого изобретения поставлена задача обеспечения перевязки тюбинговых колец (исключение смещения стыков), снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле, улучшение гидроизоляции тюбингового кольца, а также упрощение процесса монтажа крепи.

Поставленная задача решается тем, что в заявляемом тоннельном тюбинговом кольце для подземных сооружений метрополитена, включающем чугунную обделку тоннеля, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбингов, выполненных каждый в виде цилиндрических сегментов, соединенных между собой через отверстия болтовыми соединениями, при этом на внутренней поверхности спинки каждого сегмента выполнены внутренние круговые ребра жесткости, образующие внутренние кессоны, новым является то, что кольцо снабжено лотковым блоком, состоящим из железобетонной части и металлической лотковой плиты, выполненной в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля и чугунного тюбинга. Чугунная лотковая плита имеет плоскую спинку прямоугольной формы, переходящую в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов. В параллельных и радиальных бортах внутренних кессонов выполнены отверстия, через которые лотковая плита соединена как с чугунными тюбингами собственного тюбингового кольца, так и с лотковой плитой соседнего, примыкающего к нему кольца при помощи болтовых соединений с гидроизоляционными и прижимными шайбами. При этом на параллельных и радиальных бортах выполнены чеканные канавки для последующего уплотнения стыков соединений плиты с цилиндрическими сегментами и между собой.

Причем внутренние кессоны чугунной лотковой плиты усилены ребрами жесткости, в которых выполнены такелажные отверстия, а с наружной стороны лотковая плита снабжена ребрами жесткости, образующими наружные кессоны и имеющими отверстия, расположенные в местах пересечения ребер жесткости, под установку в них арматуры при заливке железобетонной части лоткового блока.

В центральном наружном кессоне чугунной лотковой плиты по центру продольной оси выполнено тампонажное отверстие большого диаметра с усилением под резьбовую пробку-заглушку, а в смежных с ним наружных кессонах выполнены два тампонажных отверстия малого диаметра с зеркальным расположением относительно поперечной оси лотка в углах указанных кессонов.

А в лотковой плите в отверстиях параллельных и радиальных бортов с внутренней стороны дополнительно выполнены конические углубления под гидроизоляционные шайбы и цилиндрические цековочные площадки под прижимные шайбы.

Предлагаемое тоннельное кольцо иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - общий вид двух соседних тоннельных тюбинговых колец с перевязкой между ними;

на фиг.2 - вид А на фиг.1 (первое тоннельное тюбинговое кольцо в сборе);

на фиг.3 - вид Б на фиг.1 (соседнее тюбинговое кольцо в сборе);

на фиг.4 - выносной элемент В на фиг.2;

на фиг.5 - вид Г на фиг.2;

на фиг.6 - вид Л на фиг.2;

на фиг.7 - сечение Д-Д на фиг.5;

на фиг.8 - сечение Е-Е на фиг.5;

на фиг.9 - сечение Ж-Ж на фиг.5;

на фиг.10 - сечение З-З на фиг.5;

на фиг.11 - сечение У-У на фиг.5;

на фиг.12 - выносной элемент И на фиг.9;

на фиг.13 - выносной элемент К на фиг.11.

Заявляемое тоннельное тюбинговое кольцо 1 состоит из чугунной лотковой плиты 2 и примыкающего к ней чугунного тюбинга 3, а также из ряда тюбингов 4, выполненных в виде цилиндрических сегментов. Указанные плита и тюбинги соединены между собой по радиальным бортам болтовыми соединениями 5 с гидроизоляционными 6 и прижимными 7 шайбами.

Чугунная лотковая плита 2 имеет плоскую спинку 8 прямоугольной формы, которая переходит в радиальные борта Н, образуя два внутренних кессона М. Радиальные борта Н и параллельные борта П во внутренних кессонах М имеют отверстия 9. Внутренние кессоны М лотковой плиты 2 усилены ребрами жесткости Р, имеющими такелажные отверстия 10. С наружной стороны лотковая плита 2 имеет ребра жесткости С, образующие наружные кессоны Т. Указанные ребра Р имеют отверстия 11, которые находятся в местах пересечения ребер жесткости С, для заделки в них арматуры при заливке железобетонной части лоткового блока (на чертежах условно не показана).

В наружном центральном кессоне Т по центральной продольной оси выполнено большого диаметра тампонажное отверстие 12 с усилением 13 под резьбовую пробку-заглушку 14. В смежных с ним наружных кессонах Т также выполнены еще два тампонажных отверстия 15 меньшего диаметра под резьбовые пробки-заглушки 16 и с зеркальным расположением относительно поперечной оси в углах этих кессонов. На параллельных П и радиальных Н бортах внутренних кессонов М выполнены чеканные канавки 17 для последующего уплотнения стыков соединений плиты 2 с тюбинговыми цилиндрическими сегментами 3, 4 и между собой.

Дополнительно в лотковой плите на отверстиях параллельных П и радиальных Н бортов с внутренней стороны выполнены конические углубления 18 под гидроизоляционные шайбы 6 и цилиндрические цековочные площадки 19 под прижимные шайбы 7.

Выполненное таким образом тоннельное тюбинговое кольцо позволяет исключить смещение его стыковки со смежными кольцами, снизить трудоемкость при планировании горизонтальных участков в метрополитенах, улучшить их гидроизоляцию, а также позволяет существенно упростить сам процесс монтажа тюбинговой крепи.

Похожие патенты RU2534126C2

название год авторы номер документа
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2018
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельиан Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2673830C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена 2019
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельман Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2715136C1
ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Мельников Олег Николаевич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Харченко Владимир Владимирович
RU2601822C1
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК 2008
  • Васильев Игорь Иванович
RU2436959C2
Тюбинговая крепь 2023
  • Зубков Антон Анатольевич
  • Зубков Анатолий Евгеньевич
RU2800357C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ЧУГУННОЙ ОТЛИВКИ ТЮБИНГА ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Маймур Артем Игоревич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
RU2661929C2
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1997
  • Репников Л.Н.
  • Мороз А.И.
RU2148716C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТЮБИНГ ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1995
  • Сильвестров Сергей Николаевич[Ru]
  • Кошелев Юрий Анатольевич[Ru]
  • Салан Александр Иванович[Ru]
  • Яцков Борис Иванович[Ru]
  • Вагин Виктор Васильевич[Ua]
  • Крылов Вадим Сергеевич[Ru]
  • Филиппов Владимир Николаевич[Ru]
  • Оболенцев Федор Дмитриевич[Ru]
  • Соболев Анатолий Николаевич[Ru]
  • Жабрев Валентин Александрович[Ru]
RU2107166C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 534 126 C2

Реферат патента 2014 года ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Технический результат направлен на обеспечение перевязки тюбинговых колец, снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле, улучшение гидроизоляции тюбингового кольца, а также упрощение процесса монтажа крепи. Тоннельное тюбинговое кольцо включает чугунную обделку тоннеля, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбингов, выполненных каждый в виде цилиндрических сегментов, соединенных между собой через отверстия болтовыми соединениями. На внутренней поверхности спинки каждого сегмента выполнены внутренние круговые ребра жесткости, образующие внутренние кессоны. Кольцо снабжено лотковым блоком, состоящим из железобетонной части и металлической лотковой плиты, выполненной в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля и чугунного тюбинга. Чугунная лотковая плита имеет плоскую спинку прямоугольной формы, переходящую в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов. В бортах указанных кессонов выполнены отверстия, через которые упомянутая плита соединена при помощи болтовых соединений с гидроизоляционными и прижимными шайбами, как с чугунными тюбингами собственного кольца, так и с лотковой плитой. На параллельных и радиальных бортах выполнены чеканные канавки для последующего уплотнения стыков соединений плит. 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

Формула изобретения RU 2 534 126 C2

1. Тоннельное тюбинговое кольцо для подземных сооружений метрополитена, включающее чугунную обделку тоннеля, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбингов, выполненных каждый в виде цилиндрических сегментов, соединенных между собой через отверстия болтовыми соединениями, при этом на внутренней поверхности спинки каждого сегмента выполнены внутренние круговые ребра жесткости, образующие внутренние кессоны, отличающееся тем, что кольцо снабжено лотковым блоком, состоящим из железобетонной части и металлической лотковой плиты, выполненной в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля и чугунного тюбинга, при этом чугунная лотковая плита имеет плоскую спинку прямоугольной формы, переходящую в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов, причем в параллельных и радиальных бортах указанных кессонов выполнены отверстия, через которые упомянутая плита соединена как с чугунными тюбингами собственного кольца, так и с лотковой плитой соседнего, примыкающего к нему кольца при помощи болтовых соединений с гидроизоляционными и прижимными шайбами, к тому же на параллельных и радиальных бортах выполнены чеканные канавки для последующего уплотнения стыков соединений плит с цилиндрическими сегментами и между собой.

2. Тоннельное тюбинговое кольцо по п.1, отличающееся тем, что внутренние кессоны чугунной лотковой плиты усилены ребрами жесткости, в которых выполнены такелажные отверстия, а с наружной стороны лотковая плита снабжена ребрами жесткости, образующими наружные кессоны и имеющими отверстия, расположенные в местах пересечения ребер жесткости, под установку в них арматуры при заливке железобетонной части лоткового блока.

3. Тоннельное тюбинговое кольцо по пп.2, отличающееся тем, что в центральном наружном кессоне чугунной лотковой плиты по центру продольной оси выполнено тампонажное отверстие большого диаметра с усилением под резьбовую пробку-заглушку, а в смежных с ним наружных кессонах выполнены два тампонажных отверстия малого диаметра с зеркальным расположением относительно поперечной оси лотка в углах указанных кессонов.

4. Тоннельное тюбинговое кольцо по п.1-3, отличающееся тем, что в лотковой плите в отверстиях параллельных и радиальных бортов с внутренней стороны дополнительно выполнены конические углубления под гидроизоляционные шайбы и цилиндрические цековочные площадки под прижимные шайбы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534126C2

Металлический тюбинг для креплениягОРНыХ ВыРАбОТОК 1977
  • Мишедченко Анатолий Данилович
  • Савельев Герман Сергеевич
  • Серебреник Ефим Моисеевич
  • Морозов Михаил Николаевич
  • Лось Игорь Филиппович
  • Булатников Владимир Дмитриевич
  • Факторович Борис Михайлович
  • Певзнер Анатолий Иосифович
  • Звижулев Эрлен Яковлевич
  • Каменский Анатолий Геннадиевич
SU796432A1
Круговая обделка тоннеля из сборных железобетонных элементов 1974
  • Абдуллаев Тельман Каримович
SU517679A1
ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ 1998
RU2132907C1
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК 2008
  • Васильев Игорь Иванович
RU2436959C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
DE 1958492 A, 21.11.1969

RU 2 534 126 C2

Авторы

Зиновьев Алексей Михайлович

Харченко Владимир Владимирович

Когтев Виктор Петрович

Чересло Андрей Рейнгольдович

Драгомирецкий Юлий Александрович

Лахно Дмитрий Николаевич

Мельников Олег Николаевич

Даты

2014-11-27Публикация

2013-02-26Подача