УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2013 года по МПК E21D5/11 E21D11/04 

Описание патента на изобретение RU2474694C2

Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов, а именно к устройствам для сопряжения и стыковки чугунных тюбинговых колец с бетонной обделкой с наружным диаметром 6 и более метров, устанавливаемых в перегонных тоннелях и притоннельных сооружений метро с гидроизоляцией соединенных швов между звеньями обделки.

Известна тюбинговая крепь шахтных стволов, включающая тюбинги, уложенные в тюбинговую колонну, при этом к бортам тюбингов прикреплены прокладки для гидроизоляции крепи (патент ФРГ №1253746, кл. 19F 5/04, 1967). Однако эта крепь имеет сложную конструкцию гидроизоляционных швов, включающую кроме сплошных прокладок, приклеиваемых к бортам тюбинга, еще водонепроницаемый шнур, ввариваемый в специальные пазы в тюбингах.

Существующая чугунная тюбинговая обделка, собираемая из тюбинговых колец, соединенных между собой болтовыми соединениями с герметизирующими элементами, закрепляет выработку в грунте, ограждает внутреннее пространство тоннеля от попадания в него воды и воспринимает нагрузки, предусмотренные СНиП II-40-80. Несмотря на положительные качества существующей тюбинговой обделки ей присущи и недостатки, заключающиеся в неравнопрочности конструкции и отсутствий надежной герметизации стыков между элементами чугунных обделок.

Наиболее близким к предлагаемому устройству для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений (прототипом) является известная опускная крепь шахтных стволов, выполненная из опорных железобетонных и металлических колец, соединяемых между собой посредством болтовых соединений (а.с. СССР №105763, кл. E21D 5/08, 1955).

К недостаткам такой конструкции опускных крепей, выполненных из стыкуемых металлических и бетонных колец, относятся значительные трудозатраты, связанные с обеспечением равнопрочности и герметичности стыков между кольцами, а также сложность обеспечения сопряжений металлической тюбинговой обделки с монолитной бетонной обделкой и отсутствие полной герметизации их стыков.

В основу заявляемого изобретения поставлена задача по созданию равнопрочностной конструкции собираемых частей стволов метрополитена с обеспечением надежного сопряжения металлической тюбинговой обделки с обделкой из бетона, улучшению герметизации стыков между тюбингами в тюбинговом кольце с обеспечением высоких прочностных характеристик последнего.

Поставленная задача решается тем, что заявляемое устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений метрополитена, включающее в себя чугунную обделку ствола, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбинговых колец, бетонную обделку, выполненную в виде монолитного бетонного кольца, герметизирующие и крепежные элементы, снабжено установленным между чугунной и бетонной обделками переходным тюбинговым кольцом, состоящим из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, выполненных, каждый, в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного очертания в плане. Тюбинги соединены между собой через отверстия в вертикальных бортах болтовыми соединениями с гидроизоляционными и прижимными шайбами. При этом на внутренней поверхности каждой чугунной отливки выполнены внутренние круговые и вертикальные ребра жесткости, образующие внутренние кессоны. По центру каждого из упомянутых тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие, а в среднем круговом ребре - четыре такелажных отверстия, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга. В нижнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца выполнены болтовые отверстия, равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой, а в верхнем круговом борту каждого тюбинга выполнено одно наклонное болтовое отверстие, служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой. Причем на вертикальных и круговых бортах каждого из тюбингов переходного кольца помимо чеканочной канавки выполнены дополнительные канавки для герметизации стыков между чугунными тюбингами и сопряженными с ними обделками из бетона. При этом толщина кругового борта переходного тюбингового кольца, сопряженного с бетонной обделкой, превышает толщину борта, сопряженного с чугунной тюбинговой обделкой.

Предлагаемое устройство для сопряжения и стыковки стволов метрополитена иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - общий вид устройства в сборе;

на фиг.2 - вид А (переходное тюбинговое кольцо);

на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1;

на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1 (элемент соединения чугунной обделки и переходного кольца);

на фиг.5 - сечение Г-Г на фиг.1 (элемент соединения бетонной обделки и переходного кольца);

на фиг.6 - выносной элемент Д на фиг.2 (элементы соединения и герметизации переходного кольца);

на фиг.7 - вид Е на фиг.2 (коробкообразная чугунная отливка прямоугольного очертания в плане);

на фиг.8 - вид Ж на фиг.7;

на фиг.9 - сечение З-З на фиг.7;

на фиг.10 - сечение И-И на фиг.7;

на фиг.11 - сечение К-К на фиг.8;

на фиг.12 - сечение Л-Л на фиг.7.

Заявленное устройство для сопряжения и стыковки подземных стволов включает в себя установленное между чугунной тюбинговой обделкой 1 и бетонной обделкой, выполненной в виде монолитного бетонного кольца 2, переходное тюбинговое кольцо 3. Переходное кольцо 3 состоит из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, каждый из которых выполнен в виде коробкообразной чугунной отливки М прямоугольного очертания в плане. Указанные тюбинги переходного кольца 3 соединены между собой по вертикальным бортам болтовыми соединениями 4 с гидроизоляционными 5 и прижимными 6 шайбами. На внутренней поверхности каждой чугунной отливки М выполнены внутренние круговые 7 и вертикальные 8 ребра жесткости, образующие внутренние кессоны Н. По центру каждого из приведенных выше тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие 9, в среднем круговом ребре 7 - четыре такелажных отверстия 10, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга, а в вертикальном ребре 8 - добавочных три такелажных отверстия.

В нижнем круговом борту каждой отливки М (тюбинга) переходного кольца 3 выполнены болтовые отверстия 11 (не менее 45 отверстий в переходном кольце), равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой 1. А в верхнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца 3 выполнено одно наклонное болтовое отверстие 12 (всего 12 отверстий в переходном кольце), служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой 2.

На вертикальных и круговых бортах каждого из тюбингов переходного кольца 3, кроме чеканочной канавки 13, выполнены дополнительные канавки 14 для герметизации стыка при помощи уплотнительных прокладок 15. При этом толщина n кругового борта переходного тюбингового кольца 3, сопряженного с бетонной обделкой 2, превышает толщину m его борта, сопряженного с чугунной тюбинговой обделкой 1.

Сборку тюбинговой крепи стволов подземных сооружений метрополитенов осуществляют следующим образом.

К месту монтажа ствола метрополитена, где размещено монолитное бетонное кольцо 2, подают тюбинги (нормальные, смежные и ключевой) переходного кольца 3 для их сопряжения и стыковки с бетонным кольцом. В начале опускают и стыкуют с бетонным кольцом 2 нижний нормальный тюбинг посредством совмещения отверстий 12 и установки в них болтовых соединений с герметизирующими и прижимными шайбами. Затем производят стыковку второго и последующих тюбингов как с бетонным кольцом 2, так и друг с другом посредством совмещения отверстий 11 и установки в них ботовых соединений. Последним устанавливают ключевой тюбинг, сопрягая и стыкуя его посредством указанных отверстий 11 и 12. Затем осуществляют затяжку всех болтовых соединений, предварительно установив уплотнительные прокладки 15, после чего устанавливают необходимые герметизирующие кольцевые элементы и соединяют ответную часть переходного кольца 3 с чугунной тюбинговой обделкой 2.

Таким образом, использование переходного тюбингового кольца позволяет обеспечить высококачественную и надежную стыковку между бетонной и тюбинговой обделками переходных тоннелей метрополитенов с обеспечением полной герметизации стыков между всеми элементами обделок.

Похожие патенты RU2474694C2

название год авторы номер документа
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2013
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Мельников Олег Николаевич
RU2534126C2
ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Мельников Олег Николаевич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Харченко Владимир Владимирович
RU2601822C1
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена 2019
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельман Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2715136C1
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2018
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельиан Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2673830C1
Тюбинговая крепь 2023
  • Зубков Антон Анатольевич
  • Зубков Анатолий Евгеньевич
RU2800357C1
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК 2008
  • Васильев Игорь Иванович
RU2436959C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОБДЕЛКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 1990
  • Багреев В.В.
  • Григорьев Е.Н.
  • Звягина Г.В.
  • Князев Е.М.
  • Кузин В.И.
  • Манюков А.Г.
  • Нелипа А.Н.
  • Смердов А.В.
  • Соловьев Б.И.
  • Соловьев В.С.
  • Стеблов В.В.
RU2114377C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ЧУГУННОЙ ОТЛИВКИ ТЮБИНГА ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Маймур Артем Игоревич
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
RU2661929C2
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
ТЮБИНГ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШАХТНЫХ СТВОЛОВ 2015
  • Мишедченко Анатолий Анатольевич
  • Паланкоев Ибрагим Магомедович
RU2580108C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 474 694 C2

Реферат патента 2013 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений содержит установленное между чугунной и бетонной обделками переходное тюбинговое кольцо, состоящее из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, выполненных в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного очертания в плане. Тюбинги соединены между собой через отверстия в вертикальных бортах болтовыми соединениями с гидроизоляционными и прижимными шайбами. На внутренней поверхности каждой чугунной отливки выполнены внутренние круговые и вертикальные ребра жесткости с образованием внутренних кессонов. По центру каждого из упомянутых тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие, а в среднем круговом ребре - четыре такелажных отверстия, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга. В нижнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца выполнены болтовые отверстия, равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой. В верхнем круговом борту каждого тюбинга выполнено одно наклонное болтовое отверстие, служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой. На вертикальных и круговых бортах тюбингов переходного кольца выполнена чеканная канавка под герметизирующий элемент. Техническим результатом является повышение качества и надежности стыковки между бетонной и тюбинговой обделками переходных тоннелей метрополитенов. 2 з.п. ф-лы, 12 ил.

Формула изобретения RU 2 474 694 C2

1. Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений метрополитена, включающее в себя чугунную обделку ствола, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбинговых колец, бетонную обделку, выполненную в виде монолитного бетонного кольца, герметизирующие и крепежные элементы, отличающееся тем, что оно снабжено установленным между чугунной и бетонной обделками переходным тюбинговым кольцом, состоящим из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, выполненных каждый в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного очертания в плане и соединенных между собой через отверстия в вертикальных бортах болтовыми соединениями с гидроизоляционными и прижимными шайбами, на внутренней поверхности каждой чугунной отливки выполнены внутренние круговые и вертикальные ребра жесткости с образованием внутренних кессонов, по центру каждого из упомянутых тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие, а в среднем круговом ребре - не менее четырех такелажных отверстий, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга, при этом в нижнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца выполнены болтовые отверстия, равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой, а в верхнем круговом борту каждого тюбинга выполнено одно наклонное болтовое отверстие, служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой, причем на вертикальных и круговых бортах каждого из тюбингов переходного кольца выполнена чеканная канавка под герметизирующий элемент.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на вертикальных и круговых бортах каждого из тюбингов переходного кольца выполнены дополнительные канавки для герметизации стыков между чугунными тюбингами и сопряженными с ними обделками из бетона.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что толщина кругового борта переходного тюбингового кольца, сопряженного с бетонной обделкой, превышает толщину борта, сопряженного с чугунной обделкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2474694C2

Железобетонные блоки для крепления вертикальных стволов шахт 1955
  • Волчков П.М.
  • Олендарев Н.С.
  • Рыков В.Д.
SU105763A1
Болтовое крепление тюбингов тоннельной обделки 1948
  • Гладков А.А.
  • Новиков Я.Н.
  • Черкасов Е.Е.
  • Юдович Э.З.
SU81180A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТЮБИНГ ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1995
  • Сильвестров Сергей Николаевич[Ru]
  • Кошелев Юрий Анатольевич[Ru]
  • Салан Александр Иванович[Ru]
  • Яцков Борис Иванович[Ru]
  • Вагин Виктор Васильевич[Ua]
  • Крылов Вадим Сергеевич[Ru]
  • Филиппов Владимир Николаевич[Ru]
  • Оболенцев Федор Дмитриевич[Ru]
  • Соболев Анатолий Николаевич[Ru]
  • Жабрев Валентин Александрович[Ru]
RU2107166C1
ТЮБИНГОВАЯ КРЕПЬ 2002
  • Суханов А.В.
  • Попов В.Г.
  • Каледин В.О.
  • Козлов С.Н.
  • Егоров С.А.
  • Губанов А.Л.
RU2229603C1
Торцовая фреза И.В.Илыка 1984
  • Илык Игорь Васильевич
SU1253746A1

RU 2 474 694 C2

Авторы

Зиновьев Алексей Михайлович

Харченко Владимир Викторович

Шишкин Аркадий Михайлович

Даты

2013-02-10Публикация

2011-01-11Подача