СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2019 года по МПК B60W30/08 G08G1/00 

Описание патента на изобретение RU2676854C2

Изобретение относится к системам обеспечения безопасности транспортных средств и может быть использовано для обеспечения водителя информацией о скорости и направлении движения окружающих его транспортных средств, что позволит избежать аварийной ситуации.

В настоящее время водитель получает информацию об изменении скорости и направлении движения окружающих его транспортных средств только в пределах видимости - визуально и по расположенным на них сигнальным индикаторам.

При этом в условиях плохой (ограниченной) видимости или при движении группы автомобилей возможна ситуация, когда возникает аварийная обстановка из-за невозможности увидеть сигналы впереди (сзади или рядом) идущих автомобилей и вовремя отреагировать на них.

Известны различные способы предотвращения столкновений автомобилей, основанные на определении расстояния до транспортных средств [патент РФ №2310922. Способ предотвращения столкновений автомобиля и устройство для его осуществления / Мужичек С.М., Ефанов В.В., Винокуров В.И., Зыков В.Н.], [патент РФ №2348948. Устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием / Коннов В.П., Польский Ю.Е.].

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ, описанный в [патент РФ №2429505. Способ предупреждения столкновения автомобиля с препятствием и устройство для его осуществления / Ефанов В.В., Мужичек С.М.]. Указанный способ направлен на решение задачи повышения безопасности транспортных средств путем установки n интегрированных модулей устройства, которые формируют диаграммы направленности импульсного дальномерного оптического локатора.

Недостатком данных способов является необходимость использования группы радио- или оптических дальномеров, что приводит к высокой сложности и, соответственно, стоимости их реализации.

Заявленный способ направлен на решение задачи повышения эффективности средств обеспечения безопасности движения транспортных средств путем передачи, приема и обработки спутниковых навигационных сигналов и радиосигналов устройствами, расположенными непосредственно на транспортных средствах.

Сущность изобретения состоит в том, что для его осуществления введены приемник спутниковых навигационных сигналов, приемник радиосигналов, вычислительное устройство, передатчик радиосигналов, индикатор, N датчиков световой сигнализации, приемник спутниковых навигационных сигналов осуществляет прием спутниковых навигационных сигналов и определение координат, скорости и направления движения собственного транспортного средства, вычислительное устройство осуществляет прием информации от приемника спутниковых навигационных сигналов, приемника радиосигналов, переданных другими транспортными средствами, и датчиков световой сигнализации; передачу навигационных параметров и данных, полученных с датчиков световой сигнализации, через передатчик радиосигналов окружающим его транспортным средствам; построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки.

Функциональная реализация способа предупреждения столкновения транспортных средств представлена на чертеже, где обозначены:

- приемник спутниковых навигационных сигналов 1,

- приемник радиосигналов 2,

- вычислительное устройство 3,

- передатчик радиосигналов 4,

- индикатор 5,

- N датчиков световой сигнализации 6i, i=1, N.

Выход приемника спутниковых навигационных сигналов 1 подключен к первому входу вычислительного устройства 3. Выход приемника радиосигналов 2 подключен ко второму входу вычислительного устройства 3. Выходы датчиков световой сигнализации 6i, i=1, N, подключены к третьему, четвертому, …, N-му входам вычислительного устройства 3.

Первый выход вычислительного устройства 3 подключен ко входу передатчика радиосигналов 4. Второй выход вычислительного устройства 3 подключен ко входу индикатора 5.

При использовании на транспортных средствах мобильных телекоммуникационных устройств (например, смартфонов) приемник спутниковых навигационных сигналов 1, приемник радиосигналов 2, вычислительное устройство 3 и передатчик радиосигналов 4 могут быть конструктивно размещены (объединены) в одном мобильном телекоммуникационном устройстве (например, смартфоне).

Датчики световой сигнализации 6i, i=1, N, контролируют (формируют) сигналы, необходимые для управления транспортным средством (например, «левый поворот», «правый поворот», «аварийная остановка», «стоп» и т.д.).

Способ предупреждения столкновения транспортных средств реализуется следующим образом.

Приемник спутниковых навигационных сигналов 1 производит прием спутниковых навигационных сигналов и производит расчет координат, скорости и направления движения своего транспортного средства, после чего передает их в вычислительное устройство 3. Вычислительное устройство 3 считывает сигналы с выходов датчиков световой сигнализации 61-6N и определяет состояние сигналов управления транспортным средством (например, «левый поворот», «правый поворот», «стоп» и т.д.).

Вычислительное устройство 3 передает полученные из приемника спутниковых навигационных сигналов 1 данные и данные, полученные от датчиков световой сигнализации 61-6N, через передатчик радиосигналов 4 окружающим его транспортным средствам. Одновременно, приемник радиосигналов 2 производит прием радиосигналов, переданных другими транспортными средствами (передача данных через передатчик радиосигналов 4 и их прием приемником радиосигналов 2 могут осуществляться, например, с использованием смартфонов и любого из существующих стандартов: Wi-Fi, Bluetooth, GSM, WAP, GPRS, 3G, EDGE), а вычислительное устройство 3 осуществляет:

построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои координаты, в заданной пространственной области;

отображение схемы расположения транспортных средств на индикаторе 5;

при получении сигналов от других транспортных средств - включение различных информационно-предупреждающих сигналов, например:

- «торможение впереди идущего транспортного средства» (при торможении или уменьшении скорости транспортного средства, движущегося впереди);

- «осуществляется перестроение» (при получении сигнала поворота транспортного средства);

- «транспортное средство с аварийной сигнализацией» (при получении сигнала аварийного останова транспортного средства, находящегося впереди);

- «транспортное средство с водителем с агрессивным стилем вождения» (при обнаружении автомобиля, который осуществляет множество перестроений из полосы в полосу) и т.д.;

выделение транспортного средства на индикаторе с опасно высокой или опасно низкой скоростью и др.

Таким образом, предлагаемый способ предупреждения столкновения транспортных средств представляет собой последовательную реализацию следующих этапов.

Этап 1: прием спутниковых навигационных сигналов, определение координат, скорости и направления движения транспортного средства (приемником спутниковых навигационных сигналов 1).

Этап 2: чтение датчиков световой сигнализации (вычислительным устройством 3).

Этап 3: передача вычислительным устройством 3 данных, полученных с датчиков световой сигнализации 61-6N и приемника спутниковых навигационных сигналов 1, через передатчик радиосигналов 4 окружающим его транспортным средствам.

Этап 4: прием сигналов, переданных другими транспортными средствами (приемником радиосигналов 2).

Этап 5: построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки (вычислительным устройством 3 и индикатором 5).

Предложенный способ предупреждения столкновения транспортных средств обеспечивает практически в реальном времени построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки, что существенно повышает безопасность движения транспортных средств.

Похожие патенты RU2676854C2

название год авторы номер документа
Способ предотвращения столкновения транспортного средства с другим участником движения 2020
  • Славкин Вячеслав Вениаминович
RU2750467C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2010
  • Меньтюков Александр Андреевич
  • Рыбкин Владимир Васильевич
RU2469890C2
СИСТЕМА ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ 2022
  • Фадеев Евгений Андреевич
  • Мишустов Владислав Павлович
  • Севостьянов Илья Евгеньевич
  • Иванов Сергей Александрович
  • Рашид Бадэр
RU2793009C1
Устройство предупреждения дорожно-транспортных происшествий при перестроении на автомобильных дорогах 2023
  • Киреев Вадим Андреевич
  • Бобынцев Денис Олегович
RU2805577C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА УЧАСТКАХ ДОРОГ ВНЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ 2021
  • Зеер Владимир Андреевич
  • Гражданцев Евгений Викторович
  • Сидоров Анатолий Юрьевич
  • Глухих Руслан Сергеевич
  • Окладников Дмитрий Леонидович
  • Литвинов Павел Сергеевич
RU2770723C1
СИНГУЛЯРНЫЙ СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УГОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗАВАРИЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (АВТОМОБИЛЯ, САМОЛЕТА, МОТОЦИКЛА И Т.Д.) В РАЗЛИЧНЫХ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, ВКЛЮЧАЯ: ОПАСНЫЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (БУРИ, ТУМАН, ГРАД, СНЕГОПАД, ГОЛОЛЕД И Т.Д.), АВАРИЙНЫЕ УЧАСТКИ ДОРОГ, ПРИ НАЛИЧИИ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ С ЗАЩИТОЙ АВТОМОБИЛЯ, ВОДИТЕЛЯ, ПАССАЖИРОВ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ И ПЕШЕХОДА ОТ ГИБЕЛИ И ТЯЖЕЛЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ, В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ, КОГДА СТОЛКНОВЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С ПЕШЕХОДОМ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ, ПРИ ЭТОМ ИСКЛЮЧАЮТ ПОЯВЛЕНИЕ В ДВИЖУЩИХСЯ АВТОМОБИЛЯХ ВОДИТЕЛЕЙ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ КОТОРЫХ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ БЕЗАВАРИЙНО УПРАВЛЯТЬ АВТОМОБИЛЕМ 2013
  • Небабин Виктор Георгиевич
RU2583398C2
УСТРОЙСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ПОЕЗДОВ И ПОДОБНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 2002
  • Бойджи Раджарам
RU2333860C2
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2578828C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ТЕЛЕМОНИТОРИНГА ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2012
  • Белов Юрий Георгиевич
  • Кейстович Александр Владимирович
RU2487418C1
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 1996
  • Харин Е.Г.
  • Берестов Л.М.
  • Кожурин В.Р.
  • Якушев А.Ф.
  • Головнев В.Ф.
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Копылов И.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Ясенок А.В.
  • Сапарина Т.П.
  • Бардина Л.М.
  • Пушков С.Г.
  • Крючков Л.А.
RU2134911C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 676 854 C2

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к области обеспечения безопасности транспортных средств. Заявленный способ характеризуется тем, что принимают спутниковые навигационные сигналы и определяют скорость, направление движения транспортного средства. Считывают информацию с датчиков световой сигнализации и передают информацию другим транспортным средствам. Осуществляют построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры. При необходимости формируют сигнал, предупреждающий водителей об опасных ситуациях. Обеспечивается повышение эффективности средств обеспечения безопасности движения, расположенных на транспортных средствах. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 676 854 C2

Способ предупреждения столкновения транспортных средств, заключающийся в том, что для его осуществления введены приемник спутниковых навигационных сигналов, приемник радиосигналов, вычислительное устройство, передатчик радиосигналов, индикатор, N датчиков световой сигнализации, приемник спутниковых навигационных сигналов осуществляет прием спутниковых навигационных сигналов и определение координат, скорости и направления движения собственного транспортного средства, вычислительное устройство осуществляет прием информации от приемника спутниковых навигационных сигналов, приемника радиосигналов, переданных другими транспортными средствами, и датчиков световой сигнализации; передачу навигационных параметров и данных, полученных с датчиков световой сигнализации, через передатчик радиосигналов окружающим его транспортным средствам; построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2676854C2

US 7418346 B2, 26.08.2008
СИСТЕМА ОПТИЧЕСКОЙ БЕСПРОВОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ МЕЖДУ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2014
  • Петрусь Иван Павлович
RU2572024C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА 2014
  • Голятина Светлана Николаевна
  • Петухова Татьяна Анатольевна
  • Мазаева Елена Валерьевна
  • Смирнов Сергей Валерьевич
  • Смирнова Вероника Евгеньевна
  • Гудков Виктор Евгеньевич
  • Гудкова Марина Евгеньевна
RU2569692C1
СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2010
  • Васюхин Максим Романович
  • Мелентьев Лев Юрьевич
RU2457544C2

RU 2 676 854 C2

Авторы

Альбеков Адам Умарович

Вовченко Наталья Геннадьевна

Полуботко Анна Александровна

Соколов Сергей Викторович

Каменский Владислав Валерьевич

Тищенко Евгений Николаевич

Даты

2019-01-11Публикация

2017-04-13Подача