Устройство эвакуации информации Российский патент 2019 года по МПК B64D1/14 B64D45/04 

Описание патента на изобретение RU2678727C1

Изобретение относится к области авиационной техники, защиты информации о текущем состоянии бортовых систем, переговорах экипажа и применяется для выяснения причин катастрофы летательного аппарата (далее - ЛА).

Необходимость создания устройства эвакуации информации продиктована мировой статистикой, которая показывает, что, несмотря на принимаемые усилия по совершенствованию бортовых самописцев (усиление защиты, размещение в наиболее безопасных местах), в 60% случаев их состояние после катастрофы не позволяет в полной мере выяснить причины катастроф и ход развития аварийных ситуаций.

Так, 31 октября 2015 г. в результате теракта потерпел катастрофу лайнер Airbus А321 компании "Когалымавиа", при этом параметрический бортовой самописец прекратил свою работу в момент взрыва, упал на землю вместе с оторвавшейся хвостовой частью самолета и оказался неинформативен. Речевой самописец получил повреждения и так же не помог прояснить ситуацию.

24 ноября 2015 г. ракетой, выпущенной с борта турецкого истребителя F-16, был сбит российский бомбардировщик СУ-24. При этом турецкая сторона настаивает, что Российский самолет нарушил государственную границу Турции. Показать точные координаты движения самолета смог бы бортовой самописец. Однако и в этом случае он оказался поврежденным.

25 декабря 2016 г. потерпел катастрофу авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России. Речевой самописец был обнаружен через двое суток, благодаря сравнительно небольшой глубине погружения, остальные блоки были найдены гораздо позднее.

В настоящее время прорабатываются различные варианты передачи информации с борта ЛА в аварийных случаях, в частности, использование радиосвязи и интернет-ресурсов, однако практически, без значительных финансовых затрат, охват всей сферы авиационных маршрутов доступными средствами коммуникаций в ближайшем будущем невозможен. Ежедневно в мировом пространстве совершается до 20 тысяч авиарейсов. Существующий ресурс спутниковых систем не в состоянии обеспечить полноценное функционирование систем выдачи он-лайн информации. Многие авиакомпании не смогут оплачивать услуги спутников за использование таких систем без значительного увеличения стоимости перелетов.

Известно «Устройство и способ сохранения целостности авиационных бортовых самописцев» патент RU 2616323 от 15.09.2017 года, содержащее прочную несгораемую оболочку, внутри которой расположен бортовой самописец, который удерживается внутри ее объема с помощью эластичных элементов, внутри оболочки размещается (размещаются) подушка (подушки) безопасности автомобильного типа с пиропатроном (пиропатронами) с возможностью срабатывания указанного (указанных) пиропатрона (пиропатронов) в течение сотых долей секунды при ударе, активации заряда и заполнении подушки (подушек) инертным газом под давлением 1,0 МПа.

Способ защиты бортового самописца осуществляется путем заполнения пространства между прочной эластичной несгораемой наружной оболочкой и корпусом самописца с помощью газа азота под избыточным давлением 1,0 МПа.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является изобретение "Черный ящик" с сигнализацией» патент RU2415781 от 24.07.2009 года, который в случае катастрофы самолета выбрасывается с парашютом из отсека и приземляется или приводняется на морской поверхности, излучая при этом электромагнитные волны и звуковые сигналы, "черный ящик" помещен в отсеке хвостовой части самолета и выбрасывается автоматически, причем во время раскрытия парашюта открывается кран и через трубки воздухопровода из камеры сжатого воздуха поступает воздух в резиновую камеру, которая надувается и превращается в амортизатор-подушку, излучаемые "черным ящиком" электромагнитные волны и звуковые сигналы также излучаются на глубине.

Недостатком этого устройства является сложность парашютной системы и устройства ее срабатывания, трудности поиска по радиосигналам с помощью радиопеленгации.

Задачей изобретения является создание устройства позволяющего надежно сохранить параметрическую и речевую информацию аварийного летательного аппарата и с наименьшими временными и техническими затратами обнаружить и доставить ее по назначению.

Требуемый технический результат достигается тем, что устройство эвакуации информации, содержит бортовой самописец (6) представляющий собой магнитный накопитель типа флешкарта, не имеющий громоздкой защиты, так как в соответствии с идеей изобретения не подвергается ударному и огневому воздействию, что значительно снижает массу всего устройства. Камера сжатого воздуха (3) с краном (4) дополнительно оборудована датчиком давления (5) срабатывание которого открывает кран камеры сжатого воздуха (4) и заполнение резиновой камеры (2) на заданной высоте. Резиновая камера (2) охватывает весь корпус (1) устройства раздуваясь, предохраняет его при приземлении и не дает утонуть при приводнении. Корпус устройства выполнен в виде стакана в котором блоки находятся в нижней части, а в верхней части корпуса полый зазор служит для предохранения при падении. Блок системы позиционирования «ГЛОНАСС» (7) определяющий координаты устройства эвакуации информации, передаваемые через передающее устройство (10) с антенной (11). Все составные части устройства получают электропитание от аккумулятора (9), и управляются системой управления (8).

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 представлен вариант устройства эвакуации информации, содержащий:

1. - корпус;

2. - резиновая камера;

3. - камера сжатого воздуха;

4. - кран камеры сжатого воздуха;

5. - датчик давления;

6. - бортовой самописец;

7. - блок системы позиционирования «ГЛОНАСС»;

8. - система управления;

9. - аккумулятор;

10. - передающее устройство;

11. - антенна передающего устройства;

12. - информационный разъем.

Изобретение работает следующим образом: при обнаружении аварийной ситуации с летательным аппаратом и поступлением сигнала бедствия производится отстрел устройства эвакуации информации, размыкается информационный разъем (12) и устройство начинает работу в автономном режиме. Система управления коммутирует подачу электропитания из аккумулятора (9) на все потребители: приводится в режим готовности датчик давления (5), блок системы «ГЛОНАСС» (7) начинает определять местоположение, при определении которого через систему управления (8) координаты поступают на передачу в передающее устройство (10) и через антенну передающего устройства (11) передаются на пост контроля и обнаружения, откуда координаты устройства эвакуации информации доводятся до поисково-спасательной группы. Система управления (8) задает передачу координат через передающее устройство (10) с заданной дискретностью на случай изменения их под воздействием внешних факторов ветра или течения при приводнении. При снижении устройства эвакуации информации до заданной высоты датчик давления (5) через систему управления (8) выдает команду на открытие крана камеры сжатого воздуха (4). Сжатый воздух из камеры сжатого воздуха (3) наполняет резиновую камеру (2), которая увеличивается в размере и создает воздушную подушку для защиты устройства при ударе о землю при приземлении или для поддержания на плаву при приводнении. Цвет резиновой камеры (2) подбирается красный или оранжевый для быстрого визуального обнаружения.

Устройство эвакуации информации позволит повысить оперативность обнаружения потерпевшего аварию летательный аппарат, своевременно и с минимальными затратами оказать помощь экипажу и пассажирам, получить достоверную информацию о причинах возникновения аварийной ситуации для предотвращения их развития в будущем.

Похожие патенты RU2678727C1

название год авторы номер документа
Способ записи и дискретной эвакуации информации бортовых регистраторов 2018
  • Куканков Сергей Николаевич
  • Лелеков Владимир Иванович
  • Волков Сергей Сергеевич
RU2690137C1
Устройство и способ сохранения целостности авиационных бортовых самописцев 2015
  • Балабин Игорь Венедиктович
RU2616323C2
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА 2011
  • Ипатов Александр Васильевич
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2485019C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ, ПОТЕРПЕВШИХ КАТАСТРОФУ 2015
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Окунев Константин Викторович
RU2630272C2
"ЧЁРНЫЙ ЯЩИК" С СИГНАЛИЗАЦИЕЙ 2013
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2531779C2
"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" С СИГНАЛИЗАЦИЕЙ 2009
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2415781C1
Вертолетный радиотехнический комплекс для обнаружения "черного ящика" с сигнализацией самолета, потерпевшего катастрофу 2016
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Казаков Николай Петрович
  • Греков Евгений Юрьевич
RU2627683C1
САМОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2176209C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ АВИАЦИОННЫХ БОРТОВЫХ САМОПИСЦЕВ ОТ УДАРНОГО И ТЕРМИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПАДЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА 2018
  • Балабин Игорь Венедиктович
RU2694384C1
МОБИЛЬНЫЙ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ БУЙ-МАЯК И СПОСОБ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКОГО РАЙОНА 2018
  • Иванов Александр Владимирович
  • Новиков Александр Владимирович
RU2709058C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 678 727 C1

Реферат патента 2019 года Устройство эвакуации информации

Изобретение относится к защите информации бортовых систем летательных аппаратов. Устройство эвакуации информации содержит бортовой самописец (6), камеру сжатого воздуха (3) с краном (4), оборудованную датчиком давления (5), резиновую камеру (2). Резиновая камера (2) охватывает весь корпус (1) устройства. Корпус устройства выполнен в виде стакана, в котором блоки находятся в нижней части, а в верхней части корпуса полый зазор служит для предохранения при падении. Блок (7) системы позиционирования «ГЛОНАСС» определяет координаты устройства эвакуации информации, передаваемые через передающее устройство с антенной. Все составные части устройства получают электропитание от аккумулятора (9) и управляются системой управления (8). Изобретение повышает надежность сохранения информации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 678 727 C1

Устройство эвакуации информации, содержащее бортовой самописец ("черный ящик"), камеру сжатого воздуха с краном, резиновую камеру, передающее устройство с антенной, отличающееся тем, что камера сжатого воздуха оборудована датчиком давления, а резиновая камера окружает весь корпус устройства, дополнительно в устройство введена система, состоящая из блока позиционирования «ГЛОНАСС», соединенного с передающим устройством с антенной, аккумулятора и системы управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2678727C1

"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" С СИГНАЛИЗАЦИЕЙ 2009
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2415781C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ АВИАЦИОННЫХ "ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ" ПОСЛЕ АВАРИИ 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич
  • Дудов В.И.
  • Кобяков Д.П.
  • Трубицын А.П.
RU2198116C2
WO 2016141231 A1, 09.09.2016
US 9914539 B1, 13.03.2018.

RU 2 678 727 C1

Авторы

Куканков Сергей Николаевич

Лелеков Владимир Иванович

Гончаров Владимир Михайлович

Даты

2019-01-31Публикация

2018-03-15Подача