Изобретение относится к устройству предметов бытовой, медицинской или иной аналогичной мебели, а также к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья, в том числе офисного сиденья или сиденья транспортного средства, например, судна.
Известно поворотное устройство для сиденья транспортного средства, содержащее основание, промежуточную опору, в которой установлены две параллельно расположенные оси, на одной из которых закреплено основание сиденья, а другая закреплена на корпусе транспортного средства (а.с. 1782796, B60N 2/02, публ. 23.12.92).
Недостатком известного устройства является то, что смещение осей и расположение механизма поворота, выполненных на большом расстоянии от пола транспортного средства, создает большой изгибающий момент в месте крепления сиденья к полу, что в свою очередь усложняет и утяжеляет конструкцию. Кроме того, диапазон перемещений сиденья в горизонтальной плоскости ограничен траекторией вращения сиденья по окружности с радиусом, равным величине смещения осей, а количество фиксированных положений ограничено. Устройство не является легкоразборным.
Наиболее близким функционально к заявляемому решению является горизонтально вращающийся стул, содержащий вертикально расположенный шарнирный штифт, закрепленный на полу, с двумя последовательно шарнирно закрепленными элементами, соединенными на конце с третьим элементом с вертикально расположенным опорным кронштейном, на котором установлено сиденье (US 295339363, опубл. 12.12.50).
Преимуществом этой конструкции является удобство смены положения сидения в большом диапазоне горизонтальных перемещений, а также относительная простота и легкость конструкции.
Недостатком известной конструкции является отсутствие возможности фиксации сиденья в выбранном месте расположения.
Технический результат изобретения состоит в создании легкоразборной конструкции поворотного устройства для установки сиденья транспортного средства с большим диапазоном перемещений сиденья и самофиксацией в выбранном месте расположения.
Указанный технический результат достигается тем, что в поворотном устройстве для установки сиденья транспортного средства, содержащем опорную стойку, кривошип промежуточный, кривошип оконечный, эти элементы в собранном состоянии свободно прокручиваются в соединениях между собой без контакта кривошипа оконечного с опорной поверхностью, но при приложении полезной нагрузки самофиксируются за счет вызванного перекосом конструкции увеличения сил трения в пятнах концентрации напряжений в сочленениях, а также за счет перераспределения нагрузки на пол между опорной стойкой и пяткой кривошипа оконечного с возникновением силы трения в возникшей точке контакта, при этом диапазон возможных мест перемещения и фиксации сиденья бесконечен в пределах между опорной стойкой и максимальным радиусом перемещения пятки кривошипа оконечного вследствие обеспечения в ненагруженном состоянии в любой точке диапазона перемещений рабочего зазора между пяткой кривошипа оконечного и опорной поверхностью за счет фиксированного угла наклона оси верхнего шипа к нижнему у кривошипа промежуточного.
В частном случае выполнения изделия поворотное устройство выполнено с возможностью закрепления на нем сиденья с использованием газ-лифта.
В частном случае выполнения изделия поворотное устройство является легкоразборным.
Предлагаемое изобретение поясняется следующими чертежами:
Фиг.1 – основные компоненты поворотного устройства;
Фиг.2 – состав комплекта с сиденьем;
Фиг.3 – кинематическая схема поворотного устройства;
Фиг.4 – поворотное устройство в сборе с сиденьем;
Фиг.5 – зона бесконечной вариативности мест размещения сиденья;
Фиг.6 – размещение устройства на надувной лодке.
Поясняющие изобретения и чертежи не охватывают, а тем более не ограничивают весь объем притязаний данного технического решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами частного случая его выполнения.
Поворотное устройство (Фиг. 1) состоит из следующих основных компонентов: опорной стойки 1, кривошипа промежуточного 2, кривошипа оконечного 3.
На представленных чертежах предлагается частный случай воплощения изобретения, в котором кривошип оконечный 3 выполнен в форм-факторе позволяющем надежно закрепить в нем газ-лифт 4 (Фиг. 2) с применением, при необходимости, переходника-обтюратора 5. На газ-лифте с использованием пиастры 6 закрепляется сиденье 7.
В конструкции кривошипа промежуточного 2 оси нижнего и верхнего шипов не параллельны. Предусмотрено отклонение оси верхнего шипа по направлению к нижнему и, соответственно, к оси опорной стойки 1 в сборке (Фиг. 3).
Наклон верхнего шипа кривошипа промежуточного призван компенсировать изменение крутящего момента в зависимости от изменения плеча приложения полезной нагрузки на опорную стойку в целях оптимизации перераспределения нагрузок на опорную поверхность и между элементами конструкции. Кроме того, при этом создаются оптимальные усилия для возникновения требуемых сил трения в сочленениях элементов конструкции стойки.
Угол ω отклонения верхнего шипа кривошипа промежуточного составляет сумму углов α и β отклонения осей шипов в подвижных соединениях элементов конструкции и угла γ, формирующего рабочий зазор между горизонтальной плоскостью и линией соединяющей точки минимальной и максимальной высоты положения в вертикальной плоскости пятки кривошипа оконечного в максимально близком и максимально дальнем положении от опорной стойки без приложения полезной нагрузки.
Соотношение диаметров сочленяемых шипов кривошипов и опорной стойки следует выбирать с учетом минимальных зазоров в соединениях, предполагающих свободное прокручивание друг относительно друга без приложения полезной нагрузки.
Уровни минимальной и максимальной высоты положения в вертикальной плоскости пятки кривошипа оконечного относительно уровня опорной поверхности должны ограничивать такие диапазоны деформации конструкции под воздействием полезной нагрузки, при которых деформация происходит в пределах сохранения упругих свойств элементов конструкции без перехода границы текучести материалов.
Порядок использования поворотного устройства состоит в следующем.
Опорная стойка 1 закрепляется при помощи болтов 8 на ровной горизонтальной поверхности по центру требуемого диапазона перемещения сиденья.
Конструкция собирается в соответствии с изображением на Фиг. 4. Все компоненты сборки свободно вставляются в свои посадочные места до упора.
При размещении седока на сиденье возникает полезная нагрузка, которая замыкает пятку кривошипа оконечного в опорную поверхность при одновременном нагружении сочленений конструкции крутящим моментом, создающим силы трения, которые фиксируют взаимное угловое расположение кривошипов в этом конкретном положении. Дополнительно от смещения сиденья в горизонтальной плоскости удерживает сила трения, возникающая между пяткой кривошипа оконечного и опорной поверхностью. Для увеличения последней силы трения для условий применения на конкретных типах опорных поверхностей конструкция кривошипа оконечного может быть дополнена соответствующей фрикционной накладкой (на изображениях не показана) с сохранением исходных габаритов кривошипа.
Положение в вертикальной плоскости седок выбирает при помощи стандартных манипуляций с газлифтом. Также при помощи кручения сиденья на газлифте седок выбирает требуемую ориентацию по сторонам света.
Для изменения местоположения кресла достаточно привстать (снять полезную нагрузку) и свободно передвинуть кресло в требуемое положение в пределах физического диапазона перемещения пятки кривошипа оконечного относительно опорной стойки (Фиг. 5).
Наиболее востребованным ожидается использование поворотного устройства на маломерных судах, в том числе надувных лодках с жестким полом (пайолом), а также в салонах домов на колесах, кунгах передвижных мастерских и т.д.
Пример установки поворотного устройства в надувной лодке с жестким полом показан на Фиг. 6.
Кроме того, элементы изделия могут быть использованы вне транспортного средства для удобного размещения на иных плоских поверхностях.
Опытный образец изделия прошел успешные испытания на надувных лодках с жестким полом (пайолом), в том числе при движении по волнам. Изделие позволяет пользователю удобно размещаться с надежной фиксацией как при управлении лодкой, так и в разных положениях при ловле рыбы.
Таким образом, в наиболее полной комплектности изделие может быть представлено следующим образом: оно состоит из опорной стойки, кривошипа промежуточного, кривошипа оконечного, газлифта с обтюратором, пиастры, сиденья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРАВЛЯЕМЫЕ НАДУВНЫЕ САНИ | 2021 |
|
RU2815557C2 |
Веломобиль | 1986 |
|
SU1399210A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ | 1992 |
|
RU2026699C1 |
СКЛАДНОЙ ТРАНЕЦ ДЛЯ РАЗБОРНОЙ ЛОДКИ | 2012 |
|
RU2553394C1 |
Способ движения на "водной подушке" и глиссирующее судно для его осуществления | 2015 |
|
RU2615031C2 |
Комбайн для добычи соли | 2022 |
|
RU2784761C1 |
Веломобиль | 1989 |
|
SU1702869A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2245267C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДНА ЛОДКИ | 2010 |
|
RU2429987C1 |
ВЕЛОСИПЕД | 1992 |
|
RU2025388C1 |
Изобретение относится к поворотному устройству для установки сиденья транспортного средства. Устройство состоит из опорной стойки, кривошипа промежуточного, кривошипа оконечного. Кривошипы в собранном состоянии свободно прокручиваются в соединениях между собой без контакта кривошипа оконечного с опорной поверхностью. Конструкция самофиксируется при приложении полезной нагрузки на кривошип оконечный за счет перекоса и увеличения сил трения в сочленениях кривошипов. Диапазон возможных мест перемещения и фиксации сиденья находится в пределах между опорной стойкой и максимальным радиусом перемещения пятки кривошипа оконечного. Достигается создание конструкции поворотного устройства для установки сиденья транспортного средства с большим диапазоном перемещений сиденья и самофиксацией в выбранном месте расположения. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства, состоящее из опорной стойки, кривошипа промежуточного, кривошипа оконечного, которые в собранном состоянии свободно прокручиваются в соединениях между собой без контакта кривошипа оконечного с опорной поверхностью, но при приложении полезной нагрузки на кривошип оконечный самофиксируются за счет вызванного перекосом конструкции увеличения сил трения в пятнах концентрации напряжений в сочленениях, а также за счет перераспределения нагрузки на пол между опорной стойкой и пяткой кривошипа оконечного с возникновением силы трения в возникшей точке контакта, при этом диапазон возможных мест перемещения и фиксации сиденья бесконечен в пределах между опорной стойкой и максимальным радиусом перемещения пятки кривошипа оконечного вследствие обеспечения в ненагруженном состоянии в любой точке диапазона перемещений рабочего зазора между пяткой кривошипа оконечного и опорной поверхностью за счет фиксированного угла наклона верхнего шипа к нижнему у кривошипа промежуточного.
2. Поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что выполнено с возможностью закрепления на нем сиденья с использованием газ-лифта.
3. Поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства по п.1 или 2, отличающееся тем, что конструкция является легкоразборной.
Авторы
Даты
2019-02-12—Публикация
2018-06-22—Подача