Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, а именно к тележкам железнодорожных вагонов.
Известен балансир трехосной тележки УВЗ-9м, модели 18-102 рельсового транспортного средства, разработанный Уральским вагоностроительным заводом (см., например, публикацию в сети Интернет: http://railcars.blogspot.ru/2008/01/blog-post_20.html), который представляет собой стальную отливку в виде коромысла с центральным проемом для размещения буксового узла средней колесной пары. По концам балансир имеет отверстия (вертикальные прорези) для соединения с хоботами (консолями) боковых рам трехосной тележки при помощи валиков. Боковая рама опирается на балансир через вкладыш и прокладку.
При такой конструкции балансира продольные усилия, передаваемые на тележку, воспринимаются валиком, в результате чего интенсивно изнашиваются сопрягаемые с ним поверхности хобота и балансира.
Также известно техническое решение на сочленение балансира с боковой рамой трехосной тележки подвижного состава железных дорог (авторское свидетельство на изобретение СССР №188536). Особенностью этой конструкции балансира является то, что вкладыш свободно посажен на выступе балансира опорной поверхностью вверх и взаимодействует с соответствующей поверхностью наконечника, который вмонтирован в консоль боковой рамы.
Такое сочленение исключает интенсивный износ валика и сопряженных с ним поверхностей боковой рамы и балансира, однако ограничивает взаимные (продольные оси пути) перемещения консольной части боковой рамы и балансира, что приводит к невозможности поворотов крайних колесных пар относительно оси средней колесной пары и негативно сказывается на прохождении тележки кривых участков пути, и, как следствие, приводит к повышенному износу гребней колесных пар и головок рельс.
Решаемой технической проблемой заявляемого изобретения является повышенный износ поверхности катания колесных пар и головок рельс при прохождении трехосной тележки криволинейных участков пути.
Технический результат состоит в снижении бокового воздействия гребней колес на рельсы и снижении сопротивления движению вагонов на криволинейных участках пути.
Заявленный технический результат достигается тем, что конструкция балансира трехосной тележки не имеет шарнирного соединения посредством валиков с консолями боковых рам (в отличие от классической схемы), а консоли боковых рам могут перемещаться в пазах, расположенных по концам балансира, имеющих наклонные опорные поверхности.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить радиальную установку колесных пар за счет поворота надрессорных балок вместе с боковыми рамами и колесными парами при прохождении кривых участков пути.
Суть технического решения проиллюстрирована на изображениях - общий вид балансира трехосной тележки представлен на фиг. 1, а принцип его работы - на фиг. 2.
Балансир трехосной тележки (фиг. 1) представляет собой стальную отливку 1 в виде коромысла, в плечах которого имеются пазы для опоры боковых рам. Центральный проем Б служит для размещения буксового узла. Нагрузка на кассетный подшипник колесной пары передается через пяту 3 и адаптер 4. Опорная поверхность B пазов балансира имеет три участка: центральный, который находится в горизонтальной плоскости и боковые наклонные, которые симметрично расположены под углом β. Прокладка 7 служит для предотвращения износа опорной поверхности В. Сквозные проемы Г предназначены для установки предохранительных валиков.
Балансир работает следующим образом. Когда трехосная тележка находится на прямом участке пути (фиг. 2А) консоли боковых рам 5 располагаются по центру пазов балансира (расстояние между консолями составляет L). При движении тележки излишние продольные колебания (виляние) центральной колесной пары гасятся за счет сил сухого трения между прокладками 7 и вкладышами 8 на которые через упругие элементы 10 опираются консоли боковых рам 5. Наличие наклонных поверхностей пазов балансира препятствует перемещению консолей боковых рам на прямых участках пути.
При входе тележки в кривой участок пути (фиг. 2Б и 2В) происходит набегание колеса на рельс первой по ходу движения колесной пары тележки вследствие чего боковая сила приводит к беспрепятственному повороту надрессорных балок вместе с боковыми рамами вокруг осей пятников соединительной балки, при этом консоли боковых рам 5 со стороны наружного рельса смещаются в пазах балансира 1 навстречу друг другу (-∆), а со стороны внутреннего рельса расходятся (+∆), тем самым центрируя балансиры 1 и среднюю колесную пару 2, при этом расстояния между буксами крайних колесных пар со стороны внутреннего рельса уменьшается (L-2∆), а со стороны внешнего рельса увеличивается (L+2∆), за счет чего обеспечивается радиальная установка колесных пар.
При переходе тележки из кривого в прямой участок пути, под действием сил тяжести боковые рамы скользя по наклонной поверхности балансира смещаются к центрам пазов балансира, тем самым центрируя его и предотвращая излишние колебания средней колесной пары.
Валики 9 при нормальных режимах работы тележки не воспринимают нагрузку и служат как предохранительные устройства, препятствующие самопроизвольному расформированию тележки при нештатных ситуациях (сходах), а также при ремонтных манипуляциях, связанных с подъемом тележки.
Таким образом, с помощью предлагаемой конструкции снижается боковое воздействие гребней колес на рельсы, а также снижается сопротивление движению вагонов на криволинейных участках пути.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трехосная тележка | 2017 |
|
RU2677961C2 |
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА С БАЛАНСИРАМИ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2745709C1 |
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2294295C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449910C2 |
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2021 |
|
RU2769028C1 |
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2021 |
|
RU2769031C1 |
Тележка трехосная с люлечным подвешиванием скоростных грузовых вагонов | 2020 |
|
RU2754609C1 |
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК | 2015 |
|
RU2608205C2 |
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2618609C2 |
Устройство и способ управления положением колесных пар тележки грузового вагона в железнодорожном пути | 2022 |
|
RU2794617C1 |
Изобретение относится к области тележек железнодорожных вагонов. Балансир трехосной тележки выполнен в виде коромысла методом литья из стали. В балансире выполнен центральный проем для размещения буксового узла средней колесной пары. В плечах балансира выполнены пазы и опоры для боковых рам. Опоры боковых рам имеют три участка: центральный горизонтальный и два наклонных. При движении в криволинейных участках пути боковые рамы перемещаются с центральных участков на наклонные, разворачивая крайние колесные пары к центру поворота. Достигается снижение бокового воздействия гребней колес на рельсы при движении в криволинейных участках пути. 2 ил.
Балансир трехосной тележки представляет собой стальную отливку в виде коромысла с центральным проемом для размещения буксового узла средней колесной пары, в состав которого входят пята и адаптер, отличающийся тем, что в плечах балансира имеются пазы для опоры боковых рам, опорная поверхность которых имеет три участка: центральный, который находится в горизонтальной плоскости, и боковые наклонные, которые симметрично распложены под углом.
СОЧЛЕНЕНИЕ БОКОВИНЫ С БАЛАНСИРОМ ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 0 |
|
SU188536A1 |
ТРЁХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА | 2015 |
|
RU2606411C1 |
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2618609C2 |
KR 1020170053201 A, 16.05.2017 | |||
CN 104742928 A, 01.07.2015. |
Авторы
Даты
2019-02-18—Публикация
2017-09-13—Подача