Изобретение относится к области судовой техники, в частности к подводным станциям и устройствам, в частности к коллективным спасательным средствам подводных объектов.
Известен «Спасательно-транспортный подводный аппарат с устройствами крепления к комингс-площадке подводного объекта» по патенту РФ 2526365, МПК B63G 8/40, В63С 9/06, В25В 5/00 от 20.08.2014 г., содержащий камеру присоса с размещенным в ней устройством, включающим захват и обеспечивающим перемещение захвата в пространстве. Таким образом, повышается эффективность использования аппарата в сложных условиях воздействия окружающей среды, в том числе на небольших глубинах. К недостаткам аналога следует отнести большую сложность конструкции и низкая надежность при его эксплуатации, обусловленная возможностью выхода из строя при длительном нахождении в морской воде.
Техническое решение, наиболее близкое по технической сущности к заявляемому изобретению, принятое за прототип по патенту РФ 2214344, МПК B63G 8/40 от 20.10.2003 г. «Способ спасения с аварийной подводной лодки» выполнено в виде спасательного подводного аппарата (СПА), обеспечивающего посадку СПА на аварийную подводную лодку (ПЛ), подход СПА к ее комингс-площадке, точное позицирование СПА на комингс-площадке ПЛ, присасывание и дальнейшее выполнение шлюзовых операций, при этом СПА выполнен в виде корпуса с изолированной от забортной среды газовой полостью и имеет в нижней его части замкнутую по контуру посадочную поверхность, взаимодействующую с ответной посадочной поверхностью комингс-площадки подводного объекта, совместно образующими герметичную шлюзовую камеру, при этом образуемая герметичная шлюзовая камера люками взаимосвязывает газовую полость модуля с внутренним объемом подводного объекта, систему реализации шлюзовых операций
Таким образом, достигается повышение надежности и безопасности спасения экипажа. Недостатком данного прототипа является сложность точной взаимоориентации комингс-площадок спасательного средства и подводного объекта.
Технической задачей настоящего предложения является разработка конструкции надежно ориентирующей комингс-площадки с образованием шлюзовой камеры даже в автоматическом режиме.
Указанный результат достигается тем, что подводный объект с транспортным модулем для внешней передачи людей и грузов, включающий корпус модуля с изолированной от забортной среды газовой полостью и имеющий в нижней его части замкнутую по контуру посадочную поверхность, взаимодействующую с ответной посадочной поверхностью комингс-площадки подводного объекта, совместно образующими герметичную шлюзовую камеру, при этом образуемая герметичная шлюзовая камера люками взаимосвязывает газовую полость модуля с внутренним объемом подводного объекта, систему реализации шлюзовых операций, отличающуюся тем, что транспортным модуль снабжен балластными цистернами, системой создания и управления положительной/отрицательной плавучестью модуля, люком в верхней его части, ловителями, закрепленными на корпусе модуля внутри замкнутого контура его посадочной поверхности, взаимодействующими с ответными гнездами подводного объекта, имеющими сквозные отверстия, а ловители связаны с расположенными на подводном объекте дистанционно управляемыми лебедками кабель-тросами, проходящими через сквозные отверстия ответных гнезд ловителей.
Сущность настоящего изобретения изображена на фигуре 1, где показан в разрезе общий вид транспортного модуля, установленный на комингс-площадке подводного объекта.
Транспортный модуль для передачи людей и грузов содержит прочный корпус 1 с верхним 2 и нижним 3 днищами. В верхнем днище предусмотрен входной люк 4, на нижнем днище закреплена комингс-площадка 5, взаимодействующая с комингс-площадкой 6 подводного объекта 7. На днище предусмотрен люк 8, связывающий внутренний объем модуля с образуемой шлюзовой камерой 9. Комингс-площадка 5 оснащена ловителями 10, взаимодействующими с гнездами 11. Ловители 10 связаны кабель-тросами 12 с лебедками 13. На внешней стороне прочного корпуса размещены окаймленная леерами посадочная площадка 14, балластные цистерны 15 и воздушная станция 16. Также на фигуре 1 обозначен входной люк 17 в шлюзовую камеру 9 со стороны подводного объекта 7.
Транспортный модуль работает следующим образом, в исходном положении он установлен на комингс-площадке 6 подводного объекта 7 и прижимается к ней за счет гидростатического давления, воздействующего на прочный корпус 2. Кабель-тросы 12 выбраны на лебедки 13, а ловители 10 находятся в ответных гнездах И. При необходимости подъема модуля на поверхность (личный состав подводного объекта переходит в прочный корпус 2 через люки 8 и 17) непоказанной на фигуре 1 системой воздухом из воздушно станции 16 продуваются балластные цистерны 15, придавая модулю положительную плавучесть. Синхронной работой лебедок 13 обеспечивается расстыковка модуля 1 с подводным объектом 7 (ловители 10 выходят из гнезд 11) и достигается управляемый подъем модуля на поверхность акватории.
Возврат транспортного модуля в исходное положение достигается при малой положительной плавучести синхронизированной работой лебедок 13 до входа ловителей 10 в гнезда 11. Продувкой балластных цистерн 15 формируют отрицательную плавучесть модуля и соответственно его окончательное закрепление на подводном объекте 7. Личный состав и грузы могут быть переведены из внутреннего объема модуля 1 в подводный объект 7 через люки 8 и 17.
Таким образом, предлагаемый транспортный модуль решает поставленную техническую задачу надежной связи подводного объекта с поверхностью акватории, обеспечивающую также спасение экипажа в нештатных ситуациях. При этом шлюзовая камера в отличие от прототипа принадлежит подводному объекту, а устройство взаимоориентации комингс-площадок, включая лебедку с направляющими кабель-тросами в режиме ожидания длительно хранятся в осушаемом помещении, что способствует повышению надежности и готовности к функционированию в автоматическом или управляемом режимах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ОПЕРАТИВНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОДВОДНОГО/ПОДЛЕДНОГО И НАДВОДНОГО ОБЪЕКТОВ | 2020 |
|
RU2746183C1 |
ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ ДОБЫЧНОГО КОМПЛЕКСА ПОДВОДНЫХ РОССЫПНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2022 |
|
RU2789136C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2007 |
|
RU2334650C1 |
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ | 2000 |
|
RU2174088C1 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ | 2012 |
|
RU2474511C1 |
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов | 2016 |
|
RU2690327C2 |
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол | 2017 |
|
RU2679381C1 |
СУДНО СНАБЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ | 2012 |
|
RU2498923C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
Изобретение относится к области судовой техники, а именно к подводным станциям и устройствам, в частности к коллективным спасательным средствам подводных объектов. Подводный объект с транспортным модулем для внешней передачи людей и грузов включает в себя корпус модуля с изолированной от забортной среды газовой полостью и имеет в нижней его части замкнутую по контуру посадочную поверхность, взаимодействующую с ответной посадочной поверхностью комингс-площадки подводного объекта, совместно образующие герметичную шлюзовую камеру. Герметичная шлюзовая камера люками взаимосвязывает газовую полость модуля с внутренним объемом подводного объекта и систему реализации шлюзовых операций. Транспортный модуль снабжен балластными цистернами, системой создания и управления положительной/отрицательной плавучестью модуля, люком в верхней его части, ловителями, закрепленными на корпусе модуля внутри замкнутого контура его посадочной поверхности, взаимодействующими с ответными гнездами подводного объекта, имеющими сквозные отверстия, а ловители связаны с расположенными на подводном объекте дистанционно управляемыми лебедками кабель-тросами, проходящими через сквозные отверстия ответных гнезд ловителей. Достигается повышение надежности и готовности к функционированию в автоматическом или управляемом режимах. 1 ил.
Подводный объект с транспортным модулем для внешней передачи людей и грузов, включающий корпус модуля с изолированной от забортной среды газовой полостью и имеющий в нижней его части замкнутую по контуру посадочную поверхность, взаимодействующую с ответной посадочной поверхностью комингс-площадки подводного объекта, совместно образующие герметичную шлюзовую камеру, при этом образуемая герметичная шлюзовая камера люками взаимосвязывает газовую полость модуля с внутренним объемом подводного объекта и систему реализации шлюзовых операций, отличающийся тем, что транспортный модуль снабжен балластными цистернами, системой создания и управления положительной/отрицательной плавучестью модуля, люком в верхней его части, ловителями, закрепленными на корпусе модуля внутри замкнутого контура его посадочной поверхности, взаимодействующими с ответными гнездами подводного объекта, имеющими сквозные отверстия, а ловители связаны с расположенными на подводном объекте дистанционно управляемыми лебедками кабель-тросами, проходящими через сквозные отверстия ответных гнезд ловителей.
СПОСОБ СПАСЕНИЯ С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2002 |
|
RU2214344C1 |
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ | 2012 |
|
RU2474511C1 |
НОЖ ОТВАЛА ГРЕЙДЕРА | 2007 |
|
RU2379428C2 |
СИСТЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2171546C1 |
Авторы
Даты
2019-03-06—Публикация
2017-10-19—Подача