Изобретение относится к изоляции, а именно к изоляционным слоям, пленкам на металлических поверхностях, например, на поверхностях подшипников качения.
Известен способ изоляции подшипников электрических машин (Гемке Р.Г. Неисправности электрических машин. М.-Л.: Энергия, 1975, 296 с.), заключающийся в создании разрывного контура «вал - подшипник - фундамент», посредством установки изоляционных прокладок изоляции между подшипниковым стояком и фундаментной плитой. Кроме главных изоляционных прокладок между стояками и фундаментной плитой, изолируют также болты, крепящие стояки к плите, и конические контрольные штифты.
Недостатком этого способа является то, что он не гарантирует защиты подшипника от других видов тока.
В качестве прототипа выбран известный способ защиты подшипников электрических машин от повреждения электрическим током (RU 2570979 С2, F16C 19/00, опубл. 20.12.2015 - Устройство зашиты опорного подшипника качения), включающий нанесение защитного покрытия на поверхность внутреннего и наружного колец подшипника путем напыления порошкового материала, обладающего диэлектрическими свойствами и состоящего из оксида алюминия и диоксида титана.
Недостатком данного способа является большая трудоемкость и многостадийность операций, а также покрытие не обладает необходимой прочностью соединения с основой.
Цель изобретения - защита металлических поверхностей, в частности - подшипников качения, от повреждения электрическим током.
Указанная цель достигается тем, что на сопрягаемые поверхности подшипников качения наносят защитное покрытие.
Сущность изобретения заключается в том, что обезжиривают сопрягаемые поверхности внутреннего и наружного колец подшипника, наносят на обезжиренные сопрягаемые поверхности наружного и внутреннего колец подшипника качения защитное покрытие, обладающего диэлектрическими свойствами, путем газоплазменного напыления порошкового материала, состоящего из 97,5% оксида алюминия и 2,5% диоксида титана, причем размер частиц каждого компонента одинаков и составляет в среднем 15*10-6 м, определяют толщину защитного покрытия S путем сравнения диаметров колец после напыления d2 и до напыления d1, причем измерения диаметров производят при нормальных климатических условиях.
Процентное соотношение компонентов порошка состоящего из 97,5% оксида алюминия и 2,5% диоксида титана позволяет обеспечивать требуемые диэлектрические свойства, так при увеличение процентного содержания диоксида титана больше 2,5% увеличивается эластичность покрытия, но при этом уменьшается величина пробивного напряжения и покрытие не выдерживает величину тока 2000-3000 А. Порошок с размером частиц менее 15*10-6 м будет приводить к испарению частиц при напылении, а более 15*10-6 м будет приводить к частичному оплавлению, что не позволит получить качественное покрытие.
На фиг. 1 представлена схема подшипника качения с защитным покрытием, включающая наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2, сепаратор 3, тела качения 4, защитное покрытие 5 нанесенного на сопрягаемую поверхность 6 наружного кольца 1 и на сопрягаемую поверхность 7 внутреннего кольца 2. На фиг. 2 представлена схема наружного кольца 1 с защитным покрытием 5, на фиг. 3 - схема внутреннего кольца 2 с защитным покрытием 5.
Предлагаемый способ защиты подшипников электрических машин от повреждения электрическим током осуществляется следующим образом.
Причинами повреждения подшипников электрических машин электрическим током являются: несимметрия магнитного поля машины, явления униполярной индукции, короткое замыкание в обмотке якоря через подшипники, круговой огонь по коллектору.
При протекании тока через подшипник происходит пробой смазочной пленки в двух местах между роликом и наружным кольцом, и между роликом и внутренним кольцом. Ролик подшипника попеременно является или катодом, или анодом. При дуговом разряде происходит вырывание металла с поверхности катода, а при искровом - с поверхности анода, иначе говоря, в подшипнике происходит процесс микросварки роликов, внутреннего и наружного колец. Частицы вырванного и закаленного металла перемещаются в смазочном материале, и при определенных условиях попадает в контакт между роликом и дорожкой качения подшипника, вызывая радиальное перемещение роликов, и следовательно, неравномерное распределение нагрузки. В результате на роликах и кольцах образуются кратеры, раковины и бороздки, что приводит к преждевременному выходу из строя подшипника и всей электрической машины. Также негативному воздействию подвергается и смазочный материал, так как под действием тока основное масло и присадки окисляются и расщепляются, что вызывает преждевременное «старение» смазки. В связи с этим возникает необходимость защиты подшипников от повреждения электрическом током.
Преимущественно защитное покрытие наносится на новые подшипники. Предварительно кольца подшипника обезжиривают, например, растворителем или щелочными растворами. Перед началом нанесения защитного слоя наружное 1 и внутренне 2 кольца фиксируют в зажимах специального приспособления способного вращаться с заданной скоростью, например, в патроне токарного станка. При нанесении защитного покрытия на сопрягаемую поверхность внутреннего кольца 2 дорожку качения располагают под углом не менее 45 градусов по отношении к газоплазменной струе. При нанесении защитного покрытия на сопрягаемую поверхность наружного кольца 1 газоплазменную струю располагают горизонтально по отношению к сопрягаемой поврехности. В бункер накопитель газоплазменной горелки помещают порошковый материал состоящий из 97,5%оксида алюминия и 2,5% диоксида титана с размером частиц в среднем 15*10-6 м. Устанавливают газоплазменную горелку таким образом, чтобы расстояние от среза сопла горелки до напыляемой поверхности должно составлять от 90 до 100 мм. Время напыления зависит о напыляемой площади и требуемой толщины защитного покрытия.
Таким образом, предлагаемый способ защиты позволяет получить защитное покрытие с диэлектрическими свойствами сопрягаемых поверхностей как внутреннего так и наружного колец подшипника качения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2570979C2 |
СПОСОБ ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЛАЗМЕННОГО НАПЫЛЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ЛОПАТКИ ТУРБИН ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2567764C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2319869C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ПРОТЯЖЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2296817C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2019 |
|
RU2721806C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИ ВЗРЫВАЕМЫЙ ПРОВОДНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОВЗРЫВНОГО НАПЫЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОВЗРЫВНОГО ЛЕГИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ | 2011 |
|
RU2478732C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2013 |
|
RU2521780C1 |
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОЙ ОТ КОРРОЗИИ И ОБЛАДАЮЩЕЙ ЗЕРКАЛЬНЫМ БЛЕСКОМ ПОДЛОЖКИ | 2007 |
|
RU2487190C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОАГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ, ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР И ИСТИРАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ | 2011 |
|
RU2534231C2 |
Изобретение относится к способу защиты подшипников электрических машин от повреждений электрическим током. Обезжиривают сопрягаемые поверхности внутреннего и наружного колец подшипника. Наносят на обезжиренные сопрягаемые поверхности наружного и внутреннего колец подшипника качения защитное покрытие, обладающее диэлектрическими свойствами. Покрытие наносят путем газоплазменного напыления порошкового материала, состоящего из 97,5% оксида алюминия и 2,5% диоксида титана. Размер частиц каждого компонента одинаков и составляет в среднем 15 · 10-6 м. Толщину защитного покрытия определяют путем сравнения диаметров колец после напыления и до напыления, причем измерения диаметров производят при нормальных климатических условиях. Таким образом, способ защиты позволяет получить защитное покрытие с диэлектрическими свойствами сопрягаемых поверхностей как внутреннего, так и наружного колец подшипника качения. 3 ил.
Способ защиты подшипников электрических машин от повреждения электрическим током, включающий нанесение на поверхность внутреннего и наружного колец подшипника защитного покрытия из обладающего диэлектрическими свойствами порошкового материала путем напыления, отличающийся тем, что перед напылением покрытия на сопрягаемые поверхности внутреннего и наружного колец подшипника качения их обезжиривают, а нанесение покрытия выполняют путем газоплазменного напыления порошкового материала, состоящего из 97,5% оксида алюминия и 2,5% диоксида титана, причем размер частиц каждого из компонентов одинаковый и составляет в среднем 15·10-6 м.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2570979C2 |
Кольцо подшипника, электроизолирующее покрытие и способ нанесения электроизолирующего покрытия | 2014 |
|
RU2623279C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2319869C2 |
US 3291056 A1, 13.12.1966 | |||
А.ХАСУЙ "Техника напыления", М., Машиностроение, 1975, с.14-15, 38-39. |
Авторы
Даты
2019-03-28—Публикация
2018-02-28—Подача