ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ Российский патент 2020 года по МПК F16C33/04 F16C33/12 F16C19/00 

Описание патента на изобретение RU2721806C1

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к подшипникам качения, используемым в опорах осей машин и механизмов для увеличения продолжительности их срока службы.

Детали подшипников качения в процессе эксплуатации испытывают многократно повторяющиеся контактные, ударные нагрузки, износ, воздействие коррозионной среды, и (в ряде конструкций) высоких температур. Основные виды разрушений, возникающих при работе подшипников - это контактно-усталостное выкрашивание, смятие, износ, заклинивание, трещины, коррозия поверхностей мест качения (роликов, шариков).

Важным критерием работоспособности подшипников качения является сопротивление износу и усталости из-за пульсирующей нагрузки.

Износ поверхностей качения подшипников имеет место вследствие недостаточной несущей способности масляного слоя при установившемся режиме их работы, неизбежного трения качения и скольжения при пуске и остановке, попадания в места качения со смазкой абразивных частиц, продуктов износа, размеры которых превышают толщину масляного слоя; наличие блуждающих токов, термальных вод.

Усталость металла в местах контакта тел качения подшипника происходит по причине понижения или повышения твердости поверхностей катящих колец и тел качения из-за нарушения при изготовлении режима термообработки; шлифовочного ожога - местного отпуска (понижение твердости) в результате кратковременного резкого повышения температуры при шлифовании на заводе-изготовителе. Коррозию, особенно на нерабочих поверхностях подшипника, вызывает высокая влажность, блуждающие токи и другие причины, сокращающие сроки эксплуатации подшипников.

Известен подшипник качения, полностью выполненный из керамики (см., например, http://themechanic.ru/keramicheskii-podshipnilc/ опубликовано 14.08.2017). Недостатками подшипника являются повышенный уровень шума при увеличении скорости вращения подшипника, вибрация, хрупкость, ограничение в размерах.

Известен шарикоподшипник качения с керамическим покрытием (см., например, http://www.podshipnik.ru/docs/fag_current_opt.pdf. Опубликовано в октябре 2007). Его основное назначение - токоизоляция. Недостатками такого подшипника являются коррозия стальных частей, намагничивание, повышенный шум при работе. К тому же при нанесении на металл керамика спекается, имеет пористую поверхность с зародышами трещин. Существенно, что эмалям свойственно плавление при температурах 750°С-860°С (например, против 2000°С-4000°С для керамики), что обеспечивает более однородную, гладкую и менее пористую поверхность, стойкую к истиранию, царапинам, воздействию кислот и щелочей.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является подшипник качения с покрытием алмазоподобного углерода в смеси с металлом (см. патент РФ №2231695 С2. F16C 33/04, F16C 33/06, F16C 33/16, F16C 33/30, F16C 33/62, F16C 33/64. Опубликован 27.06.2004).

Существенные недостатки известного подшипника состоят в следующем. Во-первых, необходимость применения при эксплуатации подшипника специальных масел; во-вторых, использование специальных приспособлений для подачи смазки; в-третьих, затруднения повторного нанесения (ремонта). К тому же, дороговизна материалов и реализации технологии нанесения покрытия.

Обобщая известный опыт, в том числе опыт применения известного подшипника, используют покрытия, улучшающие какое-либо одно свойство подшипника - как-то антифрикционное, жаростойкое, износостойкое и т.п. Таким образом, известный подшипник с покрытием, комплексно не улучшает эксплуатационные характеристики подшипника.

Обобщая отметим, что подшипники с покрытиями, которые бы комплексно улучшали их эксплуатационные характеристики, не выявлены.

В основу настоящего изобретения положена техническая задача комплексного улучшения функциональных свойств подшипников качения.

Предлагаемый подшипник свободен от указанных недостатков известного подшипника. В нем использованы известные достоинства эмалевых покрытий, позволяющие продлить срок эксплуатации подшипниковых изделий. Эмаль обеспечивает антикоррозионное и электроизолирующее покрытие; при нанесении на поверхность металлического изделия хорошо заполняет микротрещины и поры. Существенно, что при нанесении на элементы подшипников эмали обеспечивается покрытие, устойчивое к трению, коррозии, высоким температурам, блуждающим токам даже при относительно низком качестве поверхности металла. Важно, что наряду с отмеченными достоинствами эмалевое покрытие применимо ко всем типоразмерам подшипников качения.

Перечисленные технические результаты достигаются за счет того, что в известном подшипнике качения, содержащем внутреннее кольцо, наружное кольцо и тела качения, согласно изобретению внутреннее кольцо и наружное кольцо оппозитно расположенных поверхностей покрыты эмалью, выполненной толщиной 20 мкм-100 мкм из силикатного порошка с фракциями от 5 мкм до 15 мкм.

В указанном диапазоне толщин эмаль при ударах пластически деформируется вместе с металлом, сохраняя защитные свойства. При толщине более 100 мкм слой эмали после многократных ударов может откалываться, поэтому не рекомендуется в настоящем техническом решении.

При изготовлении настоящего подшипника учитывают необходимость наличия зазора между телами качения (шариками или роликами) и дорожками качения. Величину зазора назначают с учетом реализуемого слоя эмалевого покрытия, толщина которого будет определена размером подшипника, качеством металла и состоянием (уровнем) обработки поверхности.

При нанесении эмалевого покрытия на рабочие поверхности металлических подшипников их себестоимость возрастает не более чем на 5%. К тому же это покрытие в 2-3 раза дешевле керамического.

Эмалирование дорожек качения подшипников не требует последующей термической обработки (закаливания).

Эмалевое покрытие реализуют следующим образом.

Перед сборкой подшипника на элементы подшипника наносят эмалевое покрытие. Эмалевое покрытие относится к составам силикатных эмалей, предназначенных для нанесения на стальные изделия для защиты от воздействия агрессивных сред, как антикоррозионное покрытие, с фракциями от 5 мкм до 15 мкм. Покрытие отличается высокой термической, химической и абразивной стойкостью, после обжига изделия покрытие заполняет микротрещины размером до 0,01 мкм на поверхности дорожек качения и колец подшипника, надежно работает при температурах от -60°С до +650°С.

Существует несколько способов нанесения эмали на металлическую поверхность. Выбор соответствующего способа определяется как типом материала, конструкцией и требованиями к эмалированной поверхности, так и экономическими соображениями.

При наружном диаметре подшипника до 150 мм рекомендуется электростатический метод нанесения.

При электростатическом способе нанесения эмалевого покрытия изделие вводят в электростатическое поле. При использовании этого метода отходы очень малы, производительность высока. Шликер для нанесения эмали мокрым способом получают измельчением эмалевой фритты вместе с глиной и добавками, выбор которых определяется видом эмали. После нанесения шликера осуществляют сушку при комнатной температуре до полного испарения воды в течение порядка 25-ти минут. Затем производится однократный обжиг в муфельной печи при температуре 780°С-830°С в течение 2-6 минут, в зависимости от толщины эмалевого покрытия. Толщину эмалевого слоя варьируют в зависимости от назначения, типоразмера и качества (класса точности) металла подшипников от 20 мкм до 100 мкм. После обжига осуществляют охлаждение при комнатной температуре с последующими шлифованием и полированием.

При наружном диаметре подшипника более 150 мм рекомендуется плазменный способ нанесения покрытия.

Пример 1. На обезжиренные поверхности наружного и внутреннего колец, а также дорожек качения подшипника 6020 (маркировка ISO (аналог ГОСТ - 120)) с внутренним размером 100 мм, внешним размером 150 мм и шириной 24 мм, массой 1,27 кг с нормальным классом точности по ГОСТ 520-2002 с учтенным при проектировании зазором между телами качения и дорожками качения, который увеличится вследствие слоя эмалевого покрытия, электростатическим способом наносят шликер, полученный измельчением фритты силикатной эмали (по патенту SU1615159) с фракцией 5-15 мкм вместе с глиной и добавками (нитрит натрия, глина, вода), толщиной до 50 мкм. После нанесения шликера осуществляют сушку при комнатной температуре до полного испарения воды в течение 25-ти минут. После чего производится однократный обжиг в муфельной печи при температуре 820°С в течение 3-х минут; охлаждение при комнатной температуре, шлифование и полирование.

Пример 2. На подготовленную обезжиренную поверхность дорожек качения подшипника 30031/1060 (по ГОСТ) с внутренним размером 1060 мм, внешним размером 1500 мм и шириной 325 мм с учтенным при проектировании зазором между телами качения и дорожками качения, который увеличится вследствие слоя эмалевого покрытия, плазменным напылением наносится силикатная эмаль (по патенту SU 1615159) с фракцией 5-15 мкм толщиной до 80 мкм. После охлаждения при комнатной температуре в течение 30 минут производят шлифование и полирование поверхности напыления.

Похожие патенты RU2721806C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ 2018
  • Деметрашвили Ирина Сергеевна
RU2699128C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ШЕРОХОВАТОГО СТЕКЛОЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ 1997
  • Будников В.Ф.
  • Будников Д.В.
  • Шачин А.А.
RU2123541C1
СПОСОБ БЕЗГРУНТОВОГО ЭМАЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ СТАЛЬНОЙ ТРУБЫ 2009
  • Потапов Валерий Борисович
  • Риккер Виктор Иоганесович
  • Панкратьев Виктор Константинович
  • Сиротинский Александр Александрович
RU2413794C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРМОЗНОГО ДИСКА, ТОРМОЗНОЙ ДИСК И ПРИМЕНЕНИЕ ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОРМОЗНОМ ДИСКЕ 2015
  • Брода Майк
  • Верпорт Клеменс Мария
  • Брюгген Иван
  • Грабец Томаш Павел
  • Бретшнайдер Аннетт
  • Кюн Вольфганг
RU2673918C1
Способ получения защитного покрытия на металлической поверхности, контактирующей с расплавленным цветным металлом 1990
  • Флягин Владимир Григорьевич
  • Сергеев Иван Иванович
  • Байков Владимир Петрович
  • Чернова Людмила Анатольевна
  • Багаутдинов Анас Ахатович
SU1784660A1
ФРИТТА ГРУНТОВОЙ ЭМАЛИ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ 1994
  • Брагина Людмила Лазаревна
  • Клименко Геннадий Петрович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Кнабе Эмма Яковлевна
  • Казакевич Валерий Михайлович
  • Акулова Нелля Геннадиевна
  • Солдатов Геннадий Иванович
  • Бойко Галина Ивановна
RU2127710C1
ЭМАЛЕВЫЙ ШЛИКЕР ГРУНТОВОГО ПОКРЫТИЯ, СПОСОБ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ЭМАЛЕВОЕ ПОКРЫТИЕ МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЯ, ВЫПОЛНЕННОЕ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 2004
  • Казак К.В.
  • Казак А.К.
  • Диденко В.В.
  • Сиротинский А.А.
RU2264359C1
ЭМАЛЕВЫЙ ШЛИКЕР И СПОСОБ МНОГОСЛОЙНОГО ЭМАЛИРОВАНИЯ 1993
  • Быстров М.А.
  • Казанов Ю.К.
  • Нис Я.З.
  • Филатова Н.Д.
RU2111927C1
СОЕДИНЕНИЕ ЭМАЛИРОВАННЫХ ТРУБ И СПОСОБ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ 2003
  • Казак К.В.
  • Смирнов Л.А.
  • Риккер В.И.
  • Казак А.К.
  • Жиляков А.Н.
  • Лошаков А.М.
  • Блохина Т.И.
  • Диденко В.В.
  • Сиротинский А.А.
RU2227241C1
Способ эмалирования стальных изделий 1982
  • Бакалин Юрий Иванович
  • Гусев Валентин Иванович
  • Курилов Александр Иванович
SU1073335A1

Реферат патента 2020 года ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к подшипникам качения, используемым в опорах осей машин и механизмов для увеличения продолжительности их срока службы. Подшипник качения содержит внутреннее кольцо, наружное кольцо и тела качения. Внутреннее кольцо и наружное кольцо оппозитно расположенных поверхностей покрыты эмалью, выполненной толщиной 20-100 мкм из силикатного порошка с фракциями от 5 до 15 мкм. В указанном диапазоне толщин эмаль при ударах пластически деформируется вместе с металлом, сохраняя защитные свойства. Получаемое покрытие устойчиво к трению, коррозии и повышенным температурам. Эмалевое покрытие применимо ко всем типоразмерам подшипников качения. 2 пр.

Формула изобретения RU 2 721 806 C1

Подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо, наружное кольцо и тела качения, отличающийся тем, что внутреннее кольцо и наружное кольцо оппозитно расположенных поверхностей покрыты эмалью, выполненной толщиной 20-100 мкм из силикатного порошка с фракциями от 5 до 15 мкм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2721806C1

ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ПОКРЫТИЕМ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Хортон Стюарт Александер Лесли
  • Вейген Ренье Ольга Эрнст
  • Кандилл Робин Томас
  • Шестрем Ханс
RU2231695C2
Эмаль для стали 1989
  • Саруханишвили Арчил Владимирович
  • Бердзенишвили Ирина Гивиевна
  • Размадзе Малхаз Тенгизович
  • Кервалишвили Зураб Ясонович
  • Караулашвили Демна Иосифович
SU1615159A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2006
  • Ромашин Сергей Федорович
  • Демидов Владимир Дмитриевич
RU2319869C2
Эмалевое покрытие для стали 1989
  • Давыденко Николай Михайлович
  • Бакалин Юрий Иванович
  • Федорова Людмила Савельевна
SU1609752A1

RU 2 721 806 C1

Авторы

Деметрашвили Ирина Сергеевна

Даты

2020-05-22Публикация

2019-08-15Подача