Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенца, получившего шейную родовую травму.
Ребенок рождается с определенным запасом рефлекторной двигательной активности, которая позволяет ему выжить во внешней среде, служит базой для формирования более сложно организованной рефлекторной активности и произвольных движений.
В настоящее время большое количество детей рождается с шейной родовой травмой [Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М., «МЕДпресс-информ», 2003. - 368 с.; Зелинская Д.И., Кулешов Н.П. Груз врожденной патологии и ее профилактика: тезисы докладов Российской научно-практической конференции «Медико-генетическое консультирование в профилактике наследственных болезней», - М., 1997. - С.9-13.; Дегтярев Д.Н. «Ближайшие и отдаленные последствия перинатальной гипоксии у детей различного гестационного возраста», докт. дисс., М., 1999 г.]. У этих детей формируются функциональные блоки в сочленениях C0-C1, C1-С2.
Если нарушения в шейном отделе позвоночника своевременно не устранить, происходит задержка формирования и угасания рефлекторной двигательной активности, нарушение тонуса мышц туловища и конечностей. В результате двигательное развитие ребенка идет не правильно, формируется патология опорно-двигательного аппарата [Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х. - 2001. - 640 с.; Семенова К.А. Теоретические предпосылки к обоснованию применения методики «Адели-92» для становления нарушенных движений верхних конечностей у больных детским церебральным параличом/Альманах «Исцеление» Под ред. И.А.Скворцова. - М: Тривола. - 1997. - вып.3. - C.40-51; Барашнев Ю.И. Компенсация нарушенных функций центральной нервной системы и значение стимулирующей терапии при перинатальных повреждениях головного мозга новорожденных // Российский вестн., перинатологии и педиатрии. - 1997. - № 6. - С.7-13].
Существует ряд способов восстановления рефлекторной двигательной активности младенца.
Массаж и гимнастика, предложенные Красиковой И.С. [Красикова И.С. Детский массаж от рождения до 3 лет. - СПб., 2001], очень хорошо зарекомендовали себя применительно к здоровым детям. У детей с неврологической патологией этот способ не достаточно эффективен, поскольку не устраняет функциональных блоков в сочленениях черепа, позвоночника и таза.
Существует способ устранения функциональных блоков в сочленениях затылка и шеи, черепа после черепно-мозговой травмы [Ли И.М. Патент РФ № 2128036. Способ лечения сотрясения головного мозга от 27.03.1999]. Недостатком способа является то, что он ориентирован на взрослых людей и не учитывает анатомические и функциональные особенности младенца. Череп новорожденного состоит из тонких, гибких мембран и хрящей со сглаженными краями. Развитие губчатого слоя между плотными наружным и внутренним слоями кости с формированием соединяющихся между собой поверхностей, характерных для взрослого человека, начинается после рождения и завершается к 6 годам.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, предложенный Розиной Л.В. [Розина Л.В. Способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных при патологии позвоночника. Патент РФ № 2199993 от 28.11.2000]. Использование этого способа включает диагностику состояния шейного отдела позвоночника, раздражение шейного отдела позвоночника струей воды, выполнение ряда физических упражнений в воде. Ключевым элементом способа является выполнение приема мануальной терапии: после троекратного выполнения упражнения «кив-ныряние» голову младенца сгибанием и наклоном ее в сторону, противоположную напряженной мышце.
Недостатки способа:
1. Способ не предусматривает диагностику пояснично-крестцового перехода и сочленений таза, хотя главный принцип краниальной остеопатии - это единство и взаимозависимость кранио-сакральной системы (череп, крестец, твердая мозговая оболочка, головной и спинной мозг). Ограничение подвижности в одной из систем обязательно сопровождается нарушением функции в другой.
2. Способ не предусматривает диагностики рефлекторной активности младенца до и после проведения лечебной процедуры, хотя появление ранее отсутствующих рефлексов является доказательством успешности проведения процедуры.
3. Способ позволяет устранить функциональный блок сочленения C0-C1. Блоки сочленения С1-С2, пояснично-крестцового сочленения, сочленений таза сохраняются и продолжают негативно влиять на рефлекторную активность.
4. Не используется гравитационная разгрузка шейного отдела позвоночника, кранио-цервикального перехода при мобилизации сочленения C0-C1.
Все это ограничивает возможности применения способа.
Задача изобретения - повышение эффективности лечения младенцев, получивших шейную родовую травму, с устранением и предотвращением задержки двигательного развития путем применения определенной последовательности приемов мануальной терапии.
Поставленная задача достигается следующей последовательностью действий.
Проводят мануальное тестирование и выполнение приемов мануальной терапии шейного отдела позвоночника, проведение лечебной физкультуры.
Каждый прием мануальной терапии начинают и заканчивают мануальным тестированием.
Дополнительно оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровне люмбо-сакрального сочленения, а также оценивают рефлекторную активность и ее соответствие возрасту младенца.
При выявлении нарушений проводят люмбо-сакральную декомпрессию области сочленения L5-S1 путем растяжения межостистой связки и сочленения L5-S1 в каудальном направлении и удерживания в этом состоянии до появления ощущения расслабления и опускания крестца в ладонь.
Проводят мобилизацию крестцово-подвздошных сочленений путем растяжения капсулы крестцово-подвздошного сочленения в различных направлениях, а именно скольжение латерально вентрально и дорсально, вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержания в этом положении до ощущения расслабления.
Проводят мобилизацию сочленений C0-C1, C1-C2 путем вытяжения шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон и переведения младенца в вертикальное положение с поддержкой за спину до расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях.
Проводят повторную оценку рефлекторной двигательной активности и при выявлении нарушений сеанс мануальной терапии повторяют, при восстановлении рефлексов терапию прекращают.
Оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений путем выявления нарушений при движении подвздошных костей относительно крестца вверх и вниз, вперед и назад и ротации с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев правой руки врача последовательно на области правого и левого сакро-илиакальных сочленений в качестве первого костного ориентира, а левой руки врача - на крестце в качестве второго ориентира.
Оценивают состояние люмбо-сакрального сочленения путем выявления нарушений при выполнении флексии, экстенсии крестца относительно L5 позвонка при расположении левой руки врача на крестце в качестве первого костного ориентира, а правой - в контакте с передними верхними остями подвздошной кости в качестве второго ориентира.
Оценивают состояние атланто-окципитального сочленения путем выявления нарушений при движении головы относительно C1 позвонка вентрально, дорсально, латерально с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и задней дуге атланта, в качестве второго ориентира, а состояние атланто-аксиального сочленения оценивают путем выявления нарушений при выполнении поворотов головы вправо и влево с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и остистом отростке аксиса в качестве второго ориентира.
Оценивают рефлекторную активность младенца по симметрии положения головы, туловища и конечностей, наличию рефлексов, их выраженности и симметрии, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца.
Новизна предложенного способа
Предложено включить в процедуру мануальной терапии диагностику состояния пояснично-крестцового перехода, сочленений таза, рефлекторной активности младенца до и после проведения лечебной процедуры. Это позволит сразу оценить эффективность лечения, так как появление ранее отсутствующих рефлексов является доказательством успешности проведенного лечения.
Предложено включить в процедуру мануальной терапии младенца первым приемом мобилизацию сочленений таза. Сочленения таза безболезненны при проведении диагностических и лечебных процедур. Поэтому работа с ними в начале лечения позволяет установить контакт с младенцем. Восстановление подвижности в пояснично-крестцовом переходе, сочленениях таза положительно влияет на состояние кранио-цервикального перехода и позволяет сделать следующие приемы технически более легкими и безболезненными.
Для восстановления подвижности сочленений C0-C1, C1-С2 предложено использовать вертикальную позу младенца и гравитационное отягощение. Вертикализация сопровождается уменьшением внутричерепного давления, что приводит к улучшению общего состояния младенца, позволяет сделать процедуру более приятной и безболезненной. Гравитационное отягощение ведет к вытяжению шейного отдела позвоночника, расслаблению мышц разгибателей головы и шеи. В этих условиях терапевт контролирует степень вытяжения и восстановление подвижности атланта во всех направлениях.
Предлагаемый способ позволяет:
- восстановить подвижность сочленений позвоночника и таза;
- восстановить рефлекторную активность младенца;
- на основе имеющейся рефлекторной активности формировать двигательные функции, соответствующие возрасту младенца.
Сущность способа заключается в следующем.
При осмотре младенца помимо оценки общего состояния обращают внимание на симметрию и положение головы, туловища, симметрию положения нижних конечностей. Исследуют объем и болезненность активных и пассивных движений в шейном отделе позвоночника, подвижность пояснично-крестцового и крестцово-подвздошных сочленений, положение и подвижность шейных позвонков, атланто-окципитального, атланто-аксиального сочленений. При исследовании рефлекторной активности оценивают соответствие рефлекторной активности возрасту младенца, симметрию рефлексов.
Проводится диагностика, которая включает оценку состояния сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровнях люмбо-сакрального, атланто-окципитального, атланто-аксиального сочленений по результатам физиологических проб, выполняемых посредством рук врача, расположенных соответствующим образом на анатомических поверхностях поясницы и таза, головы и шеи пациента и оценку рефлекторной активности младенца.
При оценке состояния сакро-илиакальных сочленений физиологическая проба включает последовательный контроль движений подвздошных костей относительно крестца вверх и вниз, вперед и назад и ротацию влево и вправо с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев правой руки врача последовательно на области правого и левого сакро-илиакальных сочленений в качестве первого костного ориентира, а левой руки врача - на крестце в качестве второго ориентира.
При оценке состояния люмбо-сакрального сочленения физиологическая проба включает последовательный контроль флексии (нутации), экстенсии (противонутации) крестца относительно L5 позвонка при расположении левой руки врача на крестце в качестве первого костного ориентира, а правой - в контакте с передними верхними остями подвздошной кости в качестве второго ориентира.
При оценке состояния атланто-окципитального сочленения физиологическая проба включает последовательный контроль движений головы относительно C1 позвонка вентрально, дорсально, латерально с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и задней дуге атланта в качестве второго ориентира. При оценке состояния атланто-аксиального сочленения физиологическая проба включает последовательный контроль поворотов головы вправо и влево с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и остистом отростке аксиса в качестве второго ориентира.
При оценке рефлекторной активности младенца учитывают симметрию положения головы, туловища и конечностей, наличие рефлексов, их выраженность и симметрию, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца.
Если при обследовании младенца было выявлено наличие деформаций черепа, асимметричное положение головы, туловища, ограничение подвижности в суставах позвоночника, таза, отсутствие или асимметрия рефлексов, свойственных возрасту, проводят процедуру мануальной терапии, которая заключается в выполнении приемов в такой последовательности:
1. Люмбосакральная декомпрессия. Младенец лежит на пеленальном столе на спине, терапевт стоит у ног младенца. Она рука терапевта проходит между ног младенца и плотно контактирует с крестцом таким образом, что 3 палец находится на уровне межостистой связки L5-S1. Выполняется растяжение межостистой связки и области сочленения L5-S1 в каудальном направлении и удержание тканей в этом состоянии до появления ощущения расслабления и опускания крестца в ладонь. Затем повторяют все приемы диагностики для данного уровня. Восстановление подвижности свидетельствует о ликвидации функционального блока. Мануальное воздействие на данном уровне прекращают. При отрицательном результате мануального тестирования воздействие повторяют.
2. Мобилизация крестцово-подвздошных сочленений. Положение младенца и терапевта, как в п.1. Одна рука терапевта проходит между ног младенца и плотно контактирует с крестцом младенца таким образом, что 3 палец находится на уровне межостистой связки L5-S1, 2 и 4 пальцы контролируют верхние отделы, а 1 и 5 - нижние отделы крестцово-подвздошных сочленений. Другая рука располагается поочередно на правой и левой ягодицах таким образом, что 2, 3 и 4 пальцы контролируют крестцово-подвздошное сочленение. Выполняется растяжение капсулы крестцово-подвздошного сустава в различных направлениях, а именно латерально скольжение (вентральное и дорсальное), вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержание тканей в этом состоянии до появления чувства расслабления. Затем повторяют все приемы диагностики для сакро-илиакального сочленения. Восстановление подвижности свидетельствует о ликвидации функционального блока. Мануальное воздействие на данном уровне прекращают. При отрицательном результате мануального тестирования воздействие повторяют.
3. Мобилизация сочленений C0-C1, C1-C2. Положение младенца на руках у терапевта, лицом к терапевту. Одной рукой терапевт фиксирует голову младенца за затылок таким образом, что 1 и 3 пальцы фиксируют атлант за боковые массы. Проводят вытяжение шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон. Другой рукой терапевт придерживает спину младенца, переводит младенца в вертикальное положение таким образом, чтобы под действием веса тела происходило дозированное вытяжение шейного отдела позвоночника, разгрузка области сочленения C0-C1 до полного расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях, а именно компрессия и тракция, скольжение (вентральное и дорсальное, латеральное), вращение вправо и влево. Затем повторяют все приемы диагностики для данного уровня. Восстановление подвижности свидетельствует о ликвидации функционального блока. Мануальное воздействие на данном уровне прекращают. При отрицательном результате мануального тестирования воздействие повторяют.
После проведения процедуры вновь оценивают симметрию и положение головы, туловища, симметрию положения нижних конечностей. Исследуют объем и болезненность активных и пассивных движений в шейном отделе позвоночника, наличие и симметрию рефлексов, свойственных возрасту. Подвижность атлантозатылочного, пояснично-крестцового и крестцово-подвздошных сочленений была исследована в процессе проведения мануальной терапии, поэтому после сеанса ее дополнительно не исследуют.
Пример 1. Младенец К. 2 месяца. Диагноз: травматическое повреждение позвоночника в виде блока C1-С2, кривошея, деформация черепа. Верхний вялый парапарез. Задержка двигательного развития. В анамнезе: ребенок от 2 беременности, первых срочных родов. Крупный плод. Асинклитическое вставление головы, затрудненное выведение плечевого пояса. Масса тела при рождении 4500 г. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Объективно: правосторонняя кривошея, на стороне кривошеи деформация черепа в виде уплощения, невозможность поворота головы в противоположную сторону, болевой синдром, атрофия мышц плечевого пояса, ограничение подвижности: руки вверх не выводит. Отсутствие рефлекса опоры с двух сторон, сниженные рефлексы с рук. Психоэмоциональное развитие соответствует возрасту. После проведенного сеанса мануальной терапии повороты головы в обе стороны, болевой синдром исчез, восстановились рефлексы опоры и рефлексы с рук.
Пример 2. Младенец П. 1,5 месяца. Диагноз: травматическое повреждение позвоночника в виде блока C0-C1. Миотонический синдром, задержка двигательного развития. В анамнезе: родился от доношенной беременности путем экстренного кесарева сечения по поводу дородового излития околоплодных вод, безуспешной родостимуляции, длительного безводного периода, клинического несоответствия таза матери и головки плода. Масса тела при рождении 3500 г. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Объективно: правильного телосложения, удовлетворительного питания, адекватно реагирует на осмотр. Отсутствует попытка удержания головы как лежа на животе, так и при вертикальной поддержке. При проверке рефлекса Робинсона голову не подтягивает к туловищу, лежит с запрокинутой головой назад. Выраженная диффузная мышечная гипотония. Физиологические рефлексы с рук и опоры резко снижены. После проведенного сеанса мануальной терапии появилась попытка удержания головы как лежа на животе, так и при вертикальной поддержке. В динамике через 2 недели регулярных занятий лечебной гимнастикой появился мышечный тонус, освоил удержание головы при вертикальной поддержке, смог самостоятельно поворачивать голову в обе стороны в положении лежа на животе.
Пример 3. Младенец Т.1 месяц. Диагноз: травматическое повреждение шейного отдела позвоночника, блок C0-C1. Кривошея, болевой синдром, задержка двигательного развития. В анамнезе: от третьей беременности, вторых срочных родов в ягодично-ножном предлежании. Оказывалось пособие по Цовьянову. Масса тела при рождении 3200 г. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Объективно: ограничение поворота головы влево, форма головы соответствует ягодичному предлежанию с формирующейся деформацией черепа справа. Нет попыток удержания головы. В положении на спине упорный поворот головы направо. Слабый плечевой пояс. Отсутствие рефлекса опоры. Признаки дисплазии тазобедренных суставов. После проведенного сеанса мануальной терапии исчез болевой синдром, движения головой в полном объеме. Устойчивый рефлекс опоры. В динамике через 2 недели регулярных занятий лечебной гимнастикой удерживает голову, сила мышц плечевого пояса возросла.
Пример 4. Младенец Д. 1,5 месяца. Диагноз: травматическое повреждение шейного отдела позвоночника, блок C0-C1, C1-C2. Кривошея, болевой синдром, задержка двигательного развития. В анамнезе: от первой беременности, первых срочных родов в головном предлежании. Роды стремительные. Масса тела при рождении 4700 г. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Объективно: ограничение поворота головы вправо, наклона вперед. Асимметричный шейно-тонический рефлекс слева отсутствует, справа выражен. При исследовании рефлекса Робинзона запрокидывает голову. В положении на спине упорный поворот головы налево. Слабый плечевой пояс. Отсутствие рефлекса опоры. Отведение в тазобедренных суставах ограничено, сильнее - слева. После первого сеанса мануальной терапии исчез болевой синдром, сохраняется небольшое ограничение поворота головы влево. Шейно-тонический рефлекс слева неустойчивый. Рефлекс опоры неустойчивый. Через сутки проведен повторный сеанс мануальной терапии. После повторного сеанса мануальной терапии движения головы в полном объеме. Рефлекторная активность соответствует возрастной норме. В динамике через 2 недели регулярных занятий лечебной гимнастикой удерживает голову ровно, рефлексы симметричны, сила мышц плечевого пояса возросла.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет:
- восстановить подвижность сочленений позвоночника и таза, сразу оценить эффективность лечения;
- восстановить рефлекторную активность младенца;
- на основе имеющейся рефлекторной активности формировать двигательные функции, соответствующие возрасту младенца.
Последовательность выполнения приемов мануальной терапии и диагностики позволяет начать их с безболезненных процедур и установить контакт с ребенком.
Восстановление подвижности в пояснично-крестцовом переходе, сочленениях таза положительно влияет на состояние кранио-цервикального перехода и позволяет сделать следующие приемы технически более легкими и безболезненными. Предлагаемый способ используется на кафедрах педиатрии и мануальной терапии, рефлексотерапии и неврологии Новокузнецкого ГИУВа, во врачебно-физкультурном диспансере г.Южно-Сахалинска.
Изобретение относится к области медицины, в частности к восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенца, получившего шейную родовую травму. Проводят мануальное тестирование и выполнение приемов мануальной терапии шейного отдела позвоночника, проведение лечебной физкультуры. Каждый прием мануальной терапии начинают и заканчивают мануальным тестированием, при выявлении нарушений при повторном тестировании прием мануальной терапии повторяют. Дополнительно оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровне люмбо-сакрального сочленения, а также оценивают рефлекторную активность и ее соответствие возрасту младенца. При выявлении нарушений проводят люмбо-сакральную декомпрессию области сочленения L5-S1 путем растяжения межостистой связки и сочленения L5-Si в каудальном направлении и удерживания в этом состоянии до появления ощущения расслабления и опускания крестца в ладонь. Проводят мобилизацию крестцово-подвздошных сочленений путем растяжения капсулы крестцово-подвздошного сустава в различных направлениях, а именно скольжение латерально, вентрально и дорсально, вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержания в этом положении до ощущения расслабления. Проводят мобилизацию сочленений C0-C1, C1-С2 путем вытяжения шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон и переведения младенца в вертикальное положение с поддержкой за спину до расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях. Проводят повторную оценку рефлекторной двигательной активности и при выявлении нарушений сеанс мануальной терапии повторяют, при восстановлении рефлексов терапию прекращают. Оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений, состояние люмбо-сакрального сочленения, состояние атланто-окципитального сочленения. Оценивают рефлекторную активность младенца по симметрии положения головы, туловища и конечностей, наличию рефлексов, их выраженности и симметрии, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца. Способ позволяет восстановить подвижность сочленений позвоночника и таза, восстановить рефлекторную активность младенца, на основании изменяющейся рефлекторной активности формировать двигательные функции, соответствующие возрасту младенца. 4 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ ПРИ ПАТОЛОГИИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2000 |
|
RU2199993C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 1994 |
|
RU2071759C1 |
БАРАШНЕВ Ю.И | |||
Перинатальная неврология | |||
- М.: Триода-Х, 2001, 640 | |||
СКВОРЦОВ И.А | |||
и др | |||
Развитие нервной системы у детей в норме и патологии | |||
- М.: Медпресс-информ, 2003, 368 | |||
ЦЫПУРСКИЙ Б.Г | |||
Методы коррекции двигательных нарушений у детей первого года жизни с заболеванием центральной нервной системы | |||
- Тбилиси: Сабгота, Сакартвело, 1985, 6. |
Авторы
Даты
2009-01-20—Публикация
2007-04-02—Подача