Изобретение относится к медицине, а именно к способам лечения неврологических нарушений опорно-двигательного аппарата, и может быть использовано для реабилитации детей со спастическими формами церебрального паралича с постоянным повышенным тонусом отдельных групп мышц.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ коррекции двигательных нарушений, разработанный К. и Б. Бобатами, (Ренате Хольц. Помощь детям с церебральным параличом. М., «Теревинф», 2006, 334 с.). В основе данного способа лежит лечебно-педагогический подход, при котором и ребенок и его родители становятся партнерами специалистов. Основополагающими принципами данного способа являются: ингибиция или торможение патологических движений, положений тела и рефлексов; фасилитация или усиление правильных движений и положений тела; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов для ощущения ребенком правильных движений и положения тела в пространстве. Для реализации данного способа применяются специальные вспомогательные средства, такие как тренажеры, коляски, вертикализаторы, и т.д.
Применение громоздких, труднодоступных и дорогих специализированных вспомогательных средств исключает возможность осуществления реабилитации родителями в домашних условиях. Реализация метода возможна только в специализированных центрах и предполагает высокую стоимость лечения. Результатом описанных ограничений является низкая доступность данного способа реабилитации. Кроме этого, данная методика не предлагает способа коррекции патологического W-образного сидения ребенка, наличие которого у многих детей с ДЦП препятствует формированию качественной самостоятельной ходьбы.
Задачей настоящего технического решения является повышение доступности реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса, создание способа и устройства для его осуществления, позволяющих родителям проводить реабилитацию детей с нарушениями двигательной активности и мышечного тонуса в домашних условиях.
Поставленная задача решена за счет способа реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса характеризующегося тем, что во время самостоятельной активности ребенка на полу посредством внешнего воздействия препятствуют сидению ребенка в W-образном положении без опоры на руки, при этом обеспечивают возможность подниматься на высокие колени, сидеть с опорой на одно бедро с отведением согнутых ног в противоположную сторону, а также ползать на четвереньках с необходимостью частой опоры на руки, а также устройства для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса, содержащее две цепи, включающие последовательно гибко соединенные шарообразные элементы, при этом первая цепь включает, по меньшей мере, семь шарообразных элементов, а вторая цепь включает, по меньшей мере, шесть шарообразных элементов и выполнена с возможность разъемного соединения своих концов; вторая цепь заканчивается на концах крючками; что шарообразные элементы выполнены из пластика полыми внешним диаметром 75-85 мм.
Суть технического решения иллюстрирована чертежами, где на фиг. 1 - Устройство «Гусеница»для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса; на фиг. 2 - Устройство «Гусеница» для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса в функциональном положении. Суть технического решения также иллюстрирована фотографиями, где на фото 1, фото 2 - ребенок сидит в W - образном положении; фото 3, фото 4, фото 5 - ребенок с надетым устройством для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса; фото 6 ребенок делает приставные шаги.
На фиг. 1, фиг. 2 изображены: первая цепь 1, вторая цепь 2, шарообразные элементы 3, шнур 4, крючки 5.
Устройство «Гусеница» для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса содержит две цепи 1 и 2, включающие последовательно гибко соединенные шарообразные элементы 3. Шарообразные элементы 3 в составе каждой цепи 1 и 2 соединены между собой, например, гибким шнуром 4, пропущенным через сквозные отверстия. Шарообразные элементы 3 выполнены из пластика и полыми. Внешний диаметр шарообразных элементов 3 составляет 75-85 мм. Размер шарообразных элементов 3 подобран опытным путем. Первая цепь 1 имеет в составе семь шарообразных элементов 3 и заканчивается шарообразными элементами 3 на обоих концах. Вторая цепь 2 имеет в составе шесть шарообразных элементов 3. Вторая цепь 2 выполнена с возможность разъемного соединения своих концов. Возможность разъемного соединения концов второй цепи 2 достигается за счет крепежных элементов, выполненных, например, в форме крючков 5, расположенных на концах второй цепи 2. Цепи 1 и 2 выполнены с возможностью соединения крест-накрест середины второй цепи 2 (между третьим и четвертым шарообразными элементами 3) с первой цепью 1 в промежутке между первым и вторым шарообразными элементами 3. Опционально внешняя поверхность шарообразных элементов 3 выполнена с различными колористическими и художественными решениями, привлекательными для ребенка.
Заявленное устройство приводится в функциональное положение путем перекрещивания середины второй цепи 2 с первой цепью 1 в промежутке между первым и вторым шарообразными элементами 3. Образуемый в результате крест из цепей 1 и 2 укладывают на пол. Ребенок ставят на пол на четвереньки таким образом, чтобы ноги оказались по обе стороны от длинного отрезка первой цепи 1, а руки по обе стороны от ее короткого отрезка. Концы второй цепи 2 соединяются позади спины ребенка, например, крючками 5. Длинный отрезок первой цепи 1 поднимают вверх и крайним шарообразным элементом 3 подсовывают под вторую цепь 2 в промежуток между шарообразными элементами 3, тем самым фиксируя устройство на ребенке. После чего ребенку предоставляется свобода перемещения по полу. Устройство используется в течение всего времени нахождения ребенка на полу во время самостоятельной активности.
Надетое устройство препятствуют сидению ребенка в W-образном положении без опоры на руки, при этом обеспечивает возможность подниматься на высокие колени, сидеть с опорой на одно бедро с отведением согнутых ног в противоположную сторону, а также ползать на четвереньках с необходимостью частой опоры на руки. Такое постоянное внешнее воздействие во время самостоятельной активности ребенка на полу, выборочно ограничивающее движения и положения ребенка, постепенно формирует правильный стереотип сидения у детей из групп риска по формированию двигательной патологии и условно здоровых детей, а также осуществляет профилактику двигательных нарушений.
Пример использования.
Иван, 2015 года рождения. Начал реабилитацию в возрасте 11 месяцев.
При этом ребенок плохо удерживал голову, перемещался по полу на спине, не сидел, не ползал.
В течение семи месяце реабилитации Ваня начал хорошо удерживать голову, ползать по-пластунски, вставать на четвереньки. Одновременно с освоением четверенек он начал садится в W - образное положение (фото 1, 2).
С этого момента в его реабилитации начали использовать заявленное устройство в режиме постоянного ношения во время самостоятельной активности на полу (фото 3, 4). На фоне использования этого устройства ребенок начал активно разворачиваться на четвереньках с опорой на руки и ползать на четвереньках, вставать на высокие колени и присаживаться на одно бедро с разворотом стоп в противоположную сторону (фото 5). Через год от начала реабилитации Ваня начал вставать у опоры и делать приставные шаги (фото 6).
К этому моменту, при отсутствии заявленного устройства на ребенке, он перестал садиться в W-образное положение, и использование данного приспособления было прекращено. Основные положения Вани на данный момент - сидение с ногами вперед и формирующаяся ходьба вдоль опоры.
Заявляемое устройство обладает низкой себестоимостью, легко в самостоятельном изготовлении и просто в использовании. Заявленное устройство возможно использовать для реабилитации детей любого возраста, освоившего самостоятельное вставание на четвереньки. Устройство компактно, имеет малый вес, легко в транспортировке и позволяет брать его с собой при перемещениях вместе с ребенком, тем самым обеспечивая возможность непрерывной реабилитации. Предлагаемые способ и устройство для его осуществления за счет их простоты и доступности возможно использовать как в домашних условиях родителями, так и в детских яслях, реабилитационных центрах, детских специальных медицинских и коррекционных учреждениях.
Техническим результатом заявляемого технического решения является создание доступного способа реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса и устройства для его осуществления за счет способа реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса характеризующегося тем, что во время самостоятельной активности ребенка на полу посредством внешнего воздействия препятствуют сидению ребенка в W-образном положении без опоры на руки, при этом обеспечивают возможность подниматься на высокие колени, сидеть с опорой на одно бедро с отведением согнутых ног в противоположную сторону, а также ползать на четвереньках с необходимостью частой опоры на руки, а также устройства для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса, содержащее две цепи, включающие последовательно гибко соединенные шарообразные элементы, при этом первая цепь включает, по меньшей мере, семь шарообразных элементов, а вторая цепь включает, по меньшей мере, шесть шарообразных элементов и выполнена с возможность разъемного соединения своих концов; вторая цепь заканчивается на концах крючками; что шарообразные элементы выполнены из пластика полыми внешним диаметром 75-85 мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ | 2007 |
|
RU2342114C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2471466C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 2019 |
|
RU2723224C1 |
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРОМОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2001 |
|
RU2203610C2 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА | 2005 |
|
RU2309720C2 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА У ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ | 2015 |
|
RU2607157C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
Группа изобретений относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитологии, педиатрии, и может быть использовано при осуществлении реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса. Для этого предложен способ, характеризующийся тем, что во время самостоятельной активности ребенка на полу посредством внешнего воздействия с помощью устройства по п. 2 препятствуют сидению ребенка в положении, показанном на фигурах 1 и 2, без опоры на руки. Тем самым обеспечивается возможность с опорой на руки подниматься на колени, сидеть с опорой на одно бедро с отведением согнутых ног в противоположную сторону, а также ползать на четвереньках. Предложено устройство, содержащее две цепи, включающие последовательно гибко соединенные шарообразные элементы. При этом первая цепь включает по меньшей мере семь шарообразных элементов. Вторая цепь включает по меньшей мере шесть шарообразных элементов и выполнена с возможностью разъемного соединения своих концов. Вторая цепь заканчивается на концах крючками. Шарообразные элементы выполнены из пластика полыми с внешним диаметром 75-85 мм. Группа изобретений обеспечивает эффективную и доступную реабилитацию детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса, в том числе и в домашних условиях без использования различных дополнительных устройств и тренажеров, за счет коррекции патологического W-образного сидения ребенка, которое препятствует формированию качественной самостоятельной ходьбы. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Способ реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса, характеризующийся тем, что во время самостоятельной активности ребенка на полу посредством внешнего воздействия с помощью устройства по п. 2 препятствуют сидению ребенка в положении, показанном на фигурах 1 и 2, без опоры на руки, обеспечивая возможность с опорой на руки подниматься на колени, сидеть с опорой на одно бедро с отведением согнутых ног в противоположную сторону, а также ползать на четвереньках.
2. Устройство для реабилитации детей с нарушением двигательной активности и мышечного тонуса, содержащее две цепи, включающие последовательно гибко соединенные шарообразные элементы, при этом первая цепь включает по меньшей мере семь шарообразных элементов, а вторая цепь включает по меньшей мере шесть шарообразных элементов и выполнена с возможностью разъемного соединения своих концов.
3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что вторая цепь заканчивается на концах крючками.
4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что шарообразные элементы выполнены из пластика полыми с внешним диаметром 75-85 мм.
РЕНАТЕ ХОЛЬЦ | |||
Помощь детям с церебральным параличом | |||
М., "Теревинф", 2006, с.21-25 | |||
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ | 2007 |
|
RU2342114C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2040922C1 |
JP 2004129698 A, 30.04.2004 | |||
БАХРАХ И.И | |||
и др | |||
Коррекция нарушений двигательной функции у детей с остаточными проявлениями детского церебрального паралича средствами адаптивной физической культуры - состояние и перспективы | |||
Научно-теоретический журнал "Ученые записки", N 12(58), 2009, с.17-20 | |||
ЗОЛОТОВА Н.Н | |||
О тактике восстановительного лечения больных с сочетанными повреждениями опорно-двигательного аппарата | |||
Дет | |||
Хирургия, 2002, 2, с.15-17 | |||
JONGIT et al | |||
Reliability of the functional independence measure for children in normal Thai Children - Pediatr Int | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
Авторы
Даты
2019-04-17—Публикация
2018-01-19—Подача