Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни Российский патент 2020 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2726464C1

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации детей с несовершенным остеогенезом (НО), и может быть использовано для реабилитации детей с НО первого года жизни.

(НО) (лат. osteogenesis imperfecta; иначе «несовершенное костеобразование», болезнь «хрустального человека» - группа генетических нарушений, одно из заболеваний, характеризующееся повышенной ломкостью костей.

Известен комплекс реабилитационных упражнений с использованием эластичной ленты для детей с несовершенным остеогенезом (Батышева Т.Т., Кудрявцева О.И., Мойзыкевич Е.Р., Буханов В.В. тезисы доклада на VII Междисциплинарном научно-практическом конгрессе «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей», Москва 30-31 октября 2017 г., стр. 35).

Известен комплекс коррекционно-развивающей гимнастики для детей с диагнозом несовершенный остеогенез (Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д., «Лечебная физическая культура в детском возрасте», Издательство «Речь», 2007, учебно-методическое пособие для студентов медицинских и педагогических вузов). В книге представлен перечень программ, которые прошли апробацию в ведущих научных и медицинских центрах, например, в реабилитационном центре «Без Границ» Волгоградской Академии физической культуры. (https://www.youtube.com/watch?v=2sYgww_ySQA).

Известен способ проведения гимнастики для коррекции двигательного стереотипа у детей, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием эластичной ленты, согласно которому, методист - реабилитолог проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений в физиологичных позах с выстраиванием сводов стоп и осанки, используя гимнастическую ленту как предмет, взаимодействуя с которым, ребенок выполняет упражнение в режиме с отягощением. Комплекс упражнений предназначен для детей старше 7 лет с несовершенным остеогенезом, способных к самостоятельному передвижению без вспомогательных средств и направлен на коррекцию положения таза и позвоночника, стимуляция сводов стоп. Комплекс включает в себя последовательное выполнение пяти упражнений: выстраивание оси тела, в положении стоя, присед с сохранением оси тела, упражнение с лентой в положении стоя, упражнение с лентой в положении сидя, выстраивание свода стопы в положении сидя. В процессе занятия ребенок выполняет коплекс упражнений в позициях, корригирующих функциональные изменения опорно-двигательного аппарата и сохраняет эти позиции при применении отягощения. При этом в работу вовлекаются мышцы - стабилизаторы позвоночника и длинные миофасциальные цепи, не вовлеченные в работу при повседневной нагрузке, что позволяет равномерно распределять осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, снижая нагрузку на кости, и уменьшая риск переломов (Патент РФ №2682813, 2019 г.).

Этот способ выбран нами в качестве прототипа. Недостатком прототипа является то, что он разработан для реабилитации детей старше 7 лет и не применим для детей с НО первого года жизни.

Ребенку с несовершенным остеогенезом, особенно первого года жизни, показан щадящий режим, курсы лечебной гимнастики, массажа, гидротерапии, физиотерапии.

Реабилитация детей, страдающих несовершенным остеогенезом, проводится группой специалистов: педиатром, детским ортопедом, физиотерапевтом, специалистом ЛФК, детским психологом. Хорошо себя зарекомендовали физиотерапевтические методы, например, электрофорез с минералами, массаж и даже специальный комплекс упражнения для укрепления мышечного каркаса.

(https://detstrana.ru/service/disease/childreri/nesoversheimyj-osteogenez/).

Задачей изобретения является разработка способа стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом первого года жизни.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации детей с несовершенным остеогенезом путем укрепления мышечного корсета и формирования у ребенка осознания физиологичных положений осанки.

Поставленная задача решается тем, что с помощью методиста - реабилитолога ежедневно с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 10 занятий по пять упражнений в каждом, в физиологичных позах с выстраиванием стоп и осанки, продолжительностью 10-15 минут.

Способ осуществляют проведением комплекса лечебной гимнастики из пяти упражнений, выполняемых с ребенком с помощью методиста ежедневно, продолжительностью 10-15 минут.

1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 сек.;

2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;

3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;

4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;

5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой.

Клинический пример 1. Мальчик Н., 10 месяцев, диагноз: Несовершенный остео-генез. С ребенком проведен комплекс лечебной гимнастики из 10 занятий по 5 упражнений в каждом, в физиологичных позах с выстраиванием стоп и осанки, продолжительностью 10-15 минут. 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 сек.; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфез, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой. В результате проведенного комплекса лечебной гимнастики из 10 занятий у ребенка улучшился мышечный тонус, ребенок самостоятельно встал на четвереньки. Во время проведения комплекса мама ребенка была обучена комплексу упражнений и продолжала занятия дома.

Способ позволяет сформировать двигательные навыки у младенца, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, скорректировать подвижность в крупных суставах, играющих важную роль в формировании физиологичного патерна шага, а также активировать процессы «мышечной памяти».

Способ позволяет укрепить мышечный корсет детей с несовершенным остеогенезом и корректировать особенности их осанки за счет выполнения упражнений в положениях, приближенных к физиологичным и снизить риск возможных переломов.

Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для увеличения мышечной силы и коррекции имеющихся деформаций осанки у детей с несовершенным остеогенезом первого года жизни.

Похожие патенты RU2726464C1

название год авторы номер документа
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом 2020
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Гварамия Наала Альбертовна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2726466C1
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС 2021
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2774832C1
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом 2020
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Фисенко Андрей Петрович
  • Стрижко Екатерина Николаевна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2728423C1
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации 2020
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Фисенко Андрей Петрович
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
  • Ожго Виктор Васильевич
RU2726467C1
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы 2020
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
  • Фисенко Андрей Петрович
RU2740854C1
Способ коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом 2017
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Семикина Мария Геннадьевна
  • Баранов Александр Александрович
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
RU2682813C1
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС 2016
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Клочкова Ольга Андреевна
  • Мамедъяров Аяз Магерамович
RU2615869C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2011
  • Пленников Вячеслав Михайлович
RU2482827C2
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС 2018
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2698215C1
Способ коррекции свода стопы при плоскостопии 2018
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Гварамия Наала Альбертовна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2696059C1

Реферат патента 2020 года Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации детей с несовершенным остеогенезом и может быть использовано для реабилитации детей с первого года жизни. С ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений, выполняемых с помощью методиста, продолжительностью 10-15 минут: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 с; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой. Способ позволяет сформировать двигательные навыки у младенца, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, скорректировать подвижность в суставах, активировать процессы «мышечной памяти». 1 пр.

Формула изобретения RU 2 726 464 C1

Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни, включающий комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета детей и корректировки их осанки, отличающийся тем, что с помощью методиста с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики продолжительностью 10-15 минут, состоящий из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение - и.п. - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 с; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: и.п. - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: и.п. - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2726464C1

Способ коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом 2017
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Семикина Мария Геннадьевна
  • Баранов Александр Александрович
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
RU2682813C1
Способ реабилитации двигательных нарушений 2017
  • Клочков Антон Сергеевич
  • Хижникова Анастасия Евгеньевна
RU2645604C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА 2014
  • Кузьминова Татьяна Александровна
RU2567796C1
ВИКТОРОВА И.А
и др
Несовершенный остеогенез: полиморфизм клинических проявлений и тактика лечения
Архив внутренней медицины
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса 1924
  • Шапошников Н.П.
SU2015A1
N
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
УМАРОВА З.К
и др
Клиника, диагностика и лечение детей с несовершенным остеогенезом
Вестник Авиценны
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем 1924
  • Волынский С.В.
SU2012A1

RU 2 726 464 C1

Авторы

Лупандина-Болотова Галина Сергеевна

Маевский Юрий Сергеевич

Игнатов Дмитрий Андреевич

Даты

2020-07-14Публикация

2020-02-10Подача