СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМЕСЕЙ, ИМИТИРУЮЩИХ НОРМАЛЬНУЮ И ПАТОЛОГИЧЕСКУЮ МОЧУ ЧЕЛОВЕКА, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГЛЮКОЗООКСИДАЗНОМУ МЕТОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЯХ Российский патент 2019 года по МПК A61K9/08 G01N33/493 

Описание патента на изобретение RU2688922C1

Изобретение относится к биомедицине, а именно к медицинскому и биологическому образованию, и может быть использовано как компонент учебных симуляционных технологий для приобретения и закрепления умений и навыков по освоению глюкозооксидазного метода количественного определения глюкозы в биологических жидкостях (моче) на лабораторных занятиях у студентов вузов и колледжей.

Учебная программа медицинских и биологических специальностей вузов и колледжей, утвержденная Министерством здравоохранения РФ и Министерством науки и высшего образования РФ, включает разделы, посвященные работе с биологическими жидкостями человека. В настоящее время эпидемиологическая ситуация в нашей стране и других странах мира, в связи с резким увеличением количества носителей и больных гепатитом, СПИДом, другими вирусными и бактериальными инфекциями, требует возрастного ограничения и лицензирования групп медицинского персонала, допущенных к работе с образцами биологических жидкостей человека (например, Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 г. №29 (ред. от 04.09.2012 г. №882) «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии» [1]). Кроме того, обеспечение безопасных условий труда и проведения учебных занятий в химических лабораториях и при работе с химическими веществами в высших и средних специальных учебных заведениях предполагает строгое соответствие установленным нормам санитарно-эпидемиологического контроля (например, ГОСТ 12.4.113-82. «Система стандартов безопасности труда. Работы учебные лабораторные. Общие требования безопасности» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 25.06.1982 г. №2525 [2] или действующий Приказ Гособразования СССР от 13.10.1989 г. №789 «О введении в действие Правил безопасной работы с химическими веществами в высших и средних специальных учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях системы Гособразования СССР» [3]).

В связи с этим, использование образцов настоящих биологических жидкостей человека, в том числе мочи, в учебном процессе нецелесообразно, что существенно ограничивает приобретение студентами медицинских и биологических специальностей вузов и колледжей практических умений и навыков, в частности, по определению количественного уровня глюкозы, мочевины, мочевой кислоты, креатинина и других компонентов нормальной и патологической мочи пациентов. Подобный подход также ограничивает педагогическую перспективу формирования профессиональной компетентности будущего врача и специалиста-биолога.

Прототипом, а также методом наиболее близким по технической сути предлагаемому нами способу послужил стандартный глюкозооксидазный метод определения глюкозы в биологических жидкостях, в котором для определения уровня глюкозы используются настоящие кровь, сыворотка или моча человека [4-6]. Моча человека представляет собой водный раствор солей, содержащий хлориды, фосфаты, сульфаты, бикарбонаты, а также другие более сложные органические соединения (мочевина, мочевая кислота, креатинин, некоторые гормоны и др.). Из солей в наибольшей концентрации в моче представлены NaCl, KCl, Na2HPO4, KH2PO4, то есть компоненты стандартного нартий-фосфатного буфера, осмолярность и концентрации ионов в растворе которого соответствуют концентрациям в теле человека, оптимальное значение рН 6,0-7,0. Принцип глюкозооксидазного метода заключается в том, что глюкозооксидаза катализирует окисление глюкозы кислородом воздуха до глюкуроновой кислоты с образованием эквимолярного количества пероксида водорода, который под действием пероксидазы способствует окислительному азосочетанию 4-аминоантипирина и фенола (или его производных) до хинонимина, окрашенного в розово-малиновый цвет. Интенсивность окраски пропорциональна концентрации глюкозы в пробе. Метод является высокоспецифичным для глюкозы и дает надежные количественные результаты по ее содержанию в крови, моче и других биологических жидкостях.

Недостатком данного метода, который имеет важное значение при использовании стандартных диагностических реакций в учебном процессе, являются дорогостоящие и небезопасные образцы настоящих биологических жидкостей человека. Кроме того, не всегда нужный биологический образец имеется в наличии, особенно это касается образцов пациентов с гиперглюкоземией и глюкозурией. Вместе с тем, использование данного метода применительно к моче с кислым значением рН 4,5-5,5 занижает концентрацию глюкозы за счет ингибирования активности ферментов, что приводит к искажению результатов. Использование искусственно созданного имитатора мочи полностью устранит перечисленные недостатки.

Техническим результатом предлагаемого способа является его многократное и самостоятельное воспроизведение обучающимися за счет безопасности, простоты, воспроизводимости, однозначности интерпретации, низкой стоимости, что позволит развить уверенность при формировании профессиональной компетентности будущего врача и специалиста-биолога. Точность воспроизведения результатов предлагаемого имитационного способа не отличается от стандартного метода с использованием настоящих биологических жидкостей и составляет 100%.

Технический результат данного способа достигается получением смесей, имитирующих мочу человека, используемых для обучения студентов глюкозооксидазному методу количественного определения глюкозы в биологических жидкостях, включающий этапы приготовления имитаторов нормальной и патологической мочи человека, где в качестве основы смесей используют натрий-фосфатный буфер (рН 6,0-7,0), в обе смеси имитаторов нормальной и патологической мочи добавляют 1% раствор титанового желтого таким образом, чтобы цвет имитаторов был аналогичен цвету нормальной мочи, в имитатор патологической мочи дополнительно вносят порошок глюкозы (декстрозы) до концентрации 0,5-2,0% (28-112 ммоль/л) от объема имитирующей мочу смеси.

Алгоритм этапов предлагаемого способа аналогичен алгоритму стандартных тестов [4-6], так же как и визуально диагностируемый оценочный результат:

1 этап - приготовление имитатора нормальной мочи человека. Имитатором образца нормальной мочи человека является натрий-фосфатный буфер (рН 6,0-7,0), подкрашенный 1% раствором титанового желтого до цвета, аналогичного нормальной моче, без добавления порошка глюкозы (декстрозы). Натрий-фосфатный буфер готовят согласно стандартной методике: 8,00 г NaCl, 0,20 г KCl, 1,44 г Na2HPO4 и 0,24 г KH2PO4 растворяют в 800 мл дистиллированной воды, доводят рН до 6,0-7,0 35% НС1 или 40% NaOH, добавляют дистиллированной воды до 1 литра [7] или с помощью коммерчески доступных таблетированных (или порошковых) препаратов компаний Applichem (Германия) или Amresco (США). Таблетки (или порошок) разводят дистиллированной водой до заданного объема и получают раствор заданной концентрации. Кислотность (рН) имитатора мочи корректируется с обязательной регистрацией на рН метре.

2 этап - приготовление имитатора патологической мочи человека. Имитатором образца патологической мочи человека является натрий-фосфатный буфер (рН 6,0-7,0), подкрашенный 1% раствором титанового желтого до цвета, аналогичного нормальной моче, с добавлением порошка глюкозы (декстрозы) до 0,5-2,0% (28-112 ммоль/л) от объема имитирующей мочу смеси. Натрий-фосфатный буфер готовят согласно стандартной методике: 8,00 г NaCl, 0,20 г KCl, 1,44 г Na2HPO4 и 0,24 г KH2PO4 растворяют в 800 мл дистиллированной воды, доводят рН до 6,0-7,0 35% HCl или 40% NaOH, добавляют дистиллированной воды до 1 литра [7] или с помощью коммерчески доступных таблетированных (или порошковых) препаратов компаний Applichem (Германия) или Amresco (США). Таблетки (или порошок) разводят дистиллированной водой до заданного объема и получают раствор заданной концентрации. Кислотность (рН) имитатора мочи корректируется с обязательной регистрацией на рН метре.

3 этап - приготовление комплекта набора реагентов для определения уровня глюкозы в моче глюкозооксидазным методом. Наиболее простым способом является использование коммерчески доступных наборов реагентов для реализации глюкозооксидазного метода количественного определения глюкозы в биологических жидкостях. Состав набора реагентов для воспроизведения данного метода должен быть следующим:

1) Рабочий реагент (фосфатный буфер (рН 7,5) 100 ммоль/л; фенол - 5 ммоль/л; 4-аминоантипирин - 0,5 ммоль/л, глюкозооксидаза >10000 МЕ/л, пероксидаза >2000 МЕ/л);

2) Калибратор (водный раствор глюкозы) (глюкоза - 5,55 ммоль/л).

Рабочий реагент можно хранить в темном месте в плотно укупоренной посуде при температуре +2-8°С в течение 1 месяца. Стандартный раствор глюкозы необходимо готовить перед каждым применением. Все реагенты в используемых концентрациях являются нетоксичными.

К занятию со студентами подготовка этапов данного способа проводится лаборантом.

Пример способа количественного определения глюкозы в биологических жидкостях глюкозооксидазным методом с использованием имитаторов мочи человека (действия, представленные в примере, выполняются студентами).

Студенту выдается индивидуальный штатив, укомплектованный имитаторами нормальной и патологической мочи человека, а также рабочим реагентом, калибратором глюкозы и дистиллированной водой. Все реагенты на штативе должны быть маркированы. Вместе со штативом студенту должны быть выданы: автоматические дозаторы, позволяющие отбирать объем жидкости 10 и 1000 мкл, с соответствующими наконечниками; пробирки вместимостью 5-10 мл; перчатки резиновые или пластиковые.

Успешная реализация метода также предусматривает наличие в лаборатории спектрофотометра (длина волны 510 нм) или фотоэлектроколориметра (длина волны 480-520 нм); кювет с толщиной поглощающего свет слоя 10, 5 или 3 мм; термостата, обеспечивающего температуру +37°С; секундомера или часов. Данный метод может быть осуществлен с использованием автоматических или полуавтоматических биохимических анализаторов.

Проведение анализа.

Компоненты реакционной смеси с использованием автоматических дозаторов вносят в пробирки в количествах, указанных в таблице.

Пробы тщательно перемешивают и инкубируют при температуре +37°С в течение 10 минут или при комнатной температуре (+18…+25°С) в течение 20 минут. Далее измеряют оптическую плотность опытных проб и калибровочной пробы против контрольной пробы при длине волны 500 (480-520) нм в кюветах на 5 мм (3 мм). При использовании кювет другого объема расход реагентов может быть пропорционально изменен с сохранением соотношения объема анализируемых образцов к объему рабочего реагента 1:100. Окраска стабильна в течение 60 мин после окончания инкубации при условии отсутствия воздействия прямых солнечных лучей.

Концентрацию глюкозы в опытных пробах, содержащих имитаторы нормальной и патологической мочи, рассчитывают по формуле:

С=Ео/Екал × 5,55, где

С - концентрация глюкозы в опытных пробах, (ммоль/л);

Ео - оптическая плотность опытной пробы, ед. опт. пл.;

Екал - оптическая плотность калибровочной пробы, ед. опт. пл.;

5,55 - концентрация глюкозы в калибровочной пробе, ммоль/л.

Нормальное содержание глюкозы в нативной моче здорового человека, определенное данным методом, составляет <0,5 ммоль/л. С использованием имитаторов мочи результаты будут следующими: в случае имитатора нормальной мочи человека оптическая плотность опытной пробы не изменяется, уровень глюкозы не определяется, результат считается отрицательным; в случае имитатора патологической мочи человека концентрация глюкозы в пробе составит 28-112 ммоль/л.

Таким образом, по результатам проведенного анализа в случае использования имитатора патологической мочи человека студент диагностирует у пациента глюкозурию, что аналогично оценке результатов стандартного теста-прототипа по определению уровня глюкозы в моче глюкозооксидазным методом.

Предложенный способ прошел испытание на лабораторных занятиях по биологической химии у студентов 2 курса специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация» и «Биология» в ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»; внедрен и успешно используется в течение 3 лет на кафедре биомедицинской химии, иммунологии и лабораторной диагностики Медицинского института при обучении студентов медицинских и биологических специальностей.

Точность воспроизведения результатов имитационного способа составляет 100%. Алгоритм всех этапов аналогичен алгоритму стандартной методики количественного определения глюкозы в моче глюкозооксидазным методом, так же как и диагностируемый оценочный результат. Каждый студент может многократно и самостоятельно воспроизвести данный обучающий способ, используя учебные пособия и методические указания по курсу биологической химии. Это позволит закрепить знания, умения и навыки студентов, развить самостоятельность и уверенность, что важно для формирования профессиональной компетентности будущего врача и специалиста-биолога.

Данный обучающий способ заменяет дорогостоящие и небезопасные образцы настоящих биологических жидкостей человека (моча) их имитаторами. Используемые в нем химические и биологические реагенты доступны, приемлемы по цене, безопасны в рекомендуемых концентрациях. Обучающая методика вполне может быть внедрена в образовательный процесс, использована на лабораторных занятиях студентов медицинских и биологических специальностей вузов и колледжей при освоении профессиональных компетенций. Способ также с успехом может быть использован в клинико-диагностических экспресс-тестах (с тест-полосками) определения содержания глюкозы в моче.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 г. №29 (ред. от 04.09.2012 г. №882) «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии» // Российская газета. - 2012.

2. ГОСТ 12.4.113-82. Система стандартов безопасности труда. Работы учебные лабораторные. Общие требования безопасности (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 25.06.1982 г. №2525). - М.: Изд-во стандартов, 1982.

3. Приказ Гособразования СССР от 13.10.1989 г. №789 «О введении в действие Правил безопасной работы с химическими веществами в высших и средних специальных учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях системы Гособразования СССР». - М.: Гособразование СССР, 1989.

4. Лабораторные методы исследования в клинике / Под ред. В. В. Меньшикова. - М.: Медицина, 1987. - 504 с.

5. Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. - М.: Высшая школа, 1988. - 239 с.

6. Биохимия. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. Чернов Н.Н., Березов Т.Т., Буробина С.С. и др. / Под ред. Н.Н. Чернова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 240 с.

7. Досон Р., Эллиот Д. Справочник биохимика / Перевод с английского. -М.: Мир, 1991. -544 с.

Похожие патенты RU2688922C1

название год авторы номер документа
РЕАКТИВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ 1991
  • Иоганнсен М.Г.
  • Бондаренко И.Б.
  • Эмануэль В.Л.
RU2009499C1
Способ определения глюкозы в биологических жидкостях 1984
  • Ференц Фараго
  • Тамаш Янчо
  • Иван Дароци
  • Габриелла Зайка
SU1505444A3
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИМЕТАКРИЛАТНОЙ МАТРИЦЫ 2023
  • Гавриленко Наталия Айратовна
  • Баженова Ольга Александровна
  • Брагина Софья Константиновна
  • Саранчина Надежда Васильевна
RU2826378C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТАБОЛИТОВ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА В БИОЛОГИЧЕСКИХ ТКАНЯХ 2011
  • Акимов Павел Акимович
  • Терехина Наталья Александровна
RU2453849C1
СИСТЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОНФЕРМЕНТА, НАБОР ДЛЯ ФЕРМЕНТАТИВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ АНАЛИЗИРУЕМОГО ВЕЩЕСТВА И ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ АНАЛИЗИРУЕМОГО ВЕЩЕСТВА 1996
  • Джорджио Джозеф Де
  • Дженсен Вейн
RU2184778C2
Способ получения биологически активного вещества,обладающего способностью усиливать секрецию инсулина и улучшать глюкозную толерантность 1978
  • Мотоюки Ядзима
  • Конти Хосода
  • Чиканори Томиока
  • Мичио Уи
SU871721A3
Способ ранней диагностики тубулярной дисфункции почек у лиц с сахарным диабетом 2 типа и гиперхолестеринемией 2022
  • Копылов Владимир Юрьевич
  • Сайфутдинов Рустам Ильхамович
  • Ким Валерий Иргюнович
RU2810455C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРЕАЗНОЙ АКТИВНОСТИ РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ СКРИНИНГА ОБСЕМЕНЕННОСТИ ПОЛОСТИ РТА УРЕАЗОПОЗИТИВНОЙ МИКРОБИОТОЙ 2015
  • Наместникова Ирина Владимировна
  • Горшкова Марина Александровна
  • Егорова Елена Николаевна
  • Румянцев Виталий Анатольевич
RU2597777C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ РЕАГЕНТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ САХАРОВ В ПРИСУТСТВИИ РЕДУЦИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ 2011
  • Бородин Евгений Александрович
  • Рощина Елена Александровна
  • Штарберг Михаил Анатольевич
RU2485515C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОЧИ С ПОМОЩЬЮ ПОДГУЗНИКА 2023
  • Муравьев Александр Алексеевич
  • Козлов Роман Сергеевич
RU2804643C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМЕСЕЙ, ИМИТИРУЮЩИХ НОРМАЛЬНУЮ И ПАТОЛОГИЧЕСКУЮ МОЧУ ЧЕЛОВЕКА, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГЛЮКОЗООКСИДАЗНОМУ МЕТОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЯХ

Изобретение относится к области медицины, а именно к лабораторным методам исследования, и предназначено для обучения студентов глюкозооксидазному методу количественного определения глюкозы в моче с использованием смесей, имитирующих нормальную и патологическую мочу человека. Для этого в качестве смесей, имитирующих мочу, используют натрий-фосфатный буфер (рН 6,0-7,0), подкрашенный 1% раствором титанового желтого до цвета, аналогичного цвету нормальной мочи, без или с добавлением порошка глюкозы (декстрозы) до 0,5-2,0% (28-112 ммоль/л) от объема имитирующей мочу смеси, соответственно. По результатам выполненного глюкозооксидазного метода устанавливают наличие или отсутствие у потенциального пациента глюкозурии. Использование изобретения обеспечивает 100%-ную точность определения уровня глюкозы в имитаторе мочи, позволяет многократно и самостоятельно выполнить обучающие методики за счет их безопасности, простоты, воспроизводимости, однозначности интерпретации, низкой стоимости для освоения и закрепления умений и навыков по количественному определению глюкозы в моче глюкозооксидазным методом. 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 688 922 C1

Способ получения смесей, имитирующих мочу человека, используемых для обучения студентов глюкозооксидазному методу количественного определения глюкозы в биологических жидкостях, включающий этапы приготовления имитаторов нормальной и патологической мочи человека, где в качестве основы смесей, имитирующих мочу, используют натрий-фосфатный буфер (рН 6,0-7,0), отличающийся тем, что в обе смеси имитаторов нормальной и патологической мочи добавляют 1% раствор титанового желтого таким образом, чтобы цвет имитаторов был аналогичен цвету нормальной мочи, в имитатор патологической мочи дополнительно вносят порошок глюкозы (декстрозы) до концентрации 0,5-2,0% (28-112 ммоль/л) от объема имитирующей мочу смеси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2688922C1

US 2012238025 A1, 20.09.2012
US 2005164395 A1, 28.07.2005
KHAN LB et al
Artificial Urine for Teaching Urinalysis Concepts and Diagnosis of Urinary Tract Infection in the Medical Microbiology Laboratory
J Microbiol Biol Educ., 2017, 18(2), pii: 18.2.46
BROOKS T et al
A simple artificial urine for the growth of urinary pathogens
Lett Appl Microbiol., 1997, 24(3), p.203-6.

RU 2 688 922 C1

Авторы

Волкова Татьяна Олеговна

Шубин Игорь Владимирович

Даты

2019-05-23Публикация

2018-12-25Подача