Интегрированная система резервных приборов Российский патент 2019 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2690029C1

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.

Известна интегрированная система резервных приборов для самолетов и вертолетов [1], выполненная в виде отдельного блока, содержащая датчики полного и статического давлений, соединенные со входом устройства обработки и преобразования сигналов, выход с вычислителем, модуль пространственной ориентации, магнитный зонд, ЖК экран с органом управления им, устройство управления режимами работы, устройство ввода-вывода, соединенные с вычислителем.

Недостатком данной системы является низкая точность и надежность измерения параметров пространственной ориентации, за счет использования для каждого АЦП своего источника опорного напряжения, каждый из которых вносит дополнительные погрешности.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является повышение надежности и точности измерения параметров пространственной ориентации за счет введения единственного точного внешнего источника опорного напряжения для всех АЦП, которые преобразовывают аналоговые сигналы от блока датчиков, состоящего из трех акселерометров, трех датчиков угловой скорости, трехкомпонентного магнитометра. Тем самым исключается погрешность от разницы опорных напряжений, так как все преобразования проводятся относительно одного опорного напряжения.

Поставленная задача решается за счет того, что в интегрированную систему резервных приборов, выполненную в виде отдельного блока, содержащая датчики полного и статического давления, соединенные через устройство обработки и преобразования сигналов с вычислителем, модуль пространственной ориентации, устройство управления режимами работы, жидкокристаллический индикатор, соединенные с вычислителем, креноскоп, фотодатчик, соединенный с устройством управления режимами работы, устройство компенсации систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков модуля пространственной ориентации, подключенное своим входом к модулю пространственной ориентации, а выходом - к вычислителю, магнитный зонд, подключенный выходами к АЦП и встроенной системе контроля, которая подключена своими входами к магнитному зонду, к модулю пространственной ориентации, к датчикам полного и статического давления, а выходом - к вычислителю, отличающаяся тем, что в нее, согласно изобретения, дополнительно введен введен источник опорного напряжения, подключенный выходом к АЦП, выход которого подключен к модулю пространственной ориентации, выход которого подключен к вычислителю.

К существенным отличиям предложенного устройства относится введение в него одного точного внешнего источника опорного напряжения для всех АЦП. Тем самым исключается погрешность от разницы опорных напряжений, так как все АЦП будут производить вычисления относительно единственного источника опорного напряжения. Что существенно повышает надежность и точность измерения параметров пространственной ориентации.

На фиг. 1 представлена схема системы, в которую входят датчик (1) полного давления, датчик (2) статического давления, устройство (3) обработки и преобразования сигналов, вычислитель (4), модуль (5) пространственной ориентации, ЖК индикатор (6), магнитный зонд (7), устройство (8) управления режимами работы, креноскоп (9), фотодатчик (10), устройство (11) компенсации систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков, встроенную систему контроля (12), источник (13) опорного напряжения, АЦП (14).

В предложенной системе содержащей датчики полного (1) и статического (2) давлений, соединенные через устройство (3) обработки и преобразования сигналов с вычислителем, модуль (5) пространственной ориентации, устройство (8) управления режимами работы, жидкокристаллический индикатор (6), соединенные с вычислителем, фото датчик (10), соединенный с устройством (8) управления режимами работы, устройство (11) компенсации систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков, подключенное своим входом к модулю пространственной ориентации (5), а выходом - к вычислителю (4), магнитный зонд (7), подключенный выходом к АЦП (14), к встроенной системе (12) контроля, к модулю пространственной ориентации (5), к датчикам полного (1) и статического (2) давления, а выходом - к вычислителю (4), отличающаяся тем, что в нее введен единственный точный внешний источник опорного напряжения (13), подключенный выходом к АЦП (14), выход которого подключен к модулю пространственной ориентации (5), подключенный выходом к вычислителю (4). Креноскоп 9 работает автономно.

Интегрированная система резервных приборов работает следующим образом. Во время полета сигналы от встроенных в систему датчиков (1) и (2) полного и статического давлений поступают в устройство обработки (3) и преобразования сигналов, которое обрабатывает эти сигналы, вычисляет полное Рп и статическое Рст давления, а также корректирует сигналы с датчиков (1) и (2) давлений в зависимости от температуры окружающей среды. Скорректированные сигналы давлений (Рст, Рп) и сигнал Тп из устройства (3) обработки и преобразования сигналов поступают в вычислитель (4). С помощью датчиков угловых скоростей, датчиков линейных ускорений, трехкомпонентного магнитометра выдаются текущие значения ускорения, угловой скорости, величины магнитного поля Земли в виде аналоговых электрических сигналов, которые обрабатываются с помощью АЦП (14) относительно единственного точного внешнего опорного напряжения (13) и преобразуются в цифровой код, поступающих в модуль (5) пространственной ориентации, где производится вычисление основных параметров положения летательного аппарата: угол крена, угол тангажа, гироскопический курс.

Данные о пространственном положении летательного аппарата передаются в вычислитель (4), который на основе полученных сигналов с блока устройства (3) обработки и преобразования сигналов вычисляет по известным зависимостям основные пилотажные параметры: приборную скорость Vпр, истинную скорость Vист, абсолютную высоту Набс, относительную высоту Нотн, вертикальную скорость Vв, температуру наружного воздуха Тст, число М.

Встроенная система (12) контроля предназначена для проведения тест-контроля модуля (5) пространственной ориентации, датчиков (1) и (2) полного и статического давления во время предполетной подготовки и в течение полета.

При контроле модуля (5) пространственной ориентации производится измерение потребляемых токов датчиков угловой скорости с последующим сравнением измеренного значения с ожидаемым значением. Контроль исправности датчиков линейного ускорения производится алгоритмически.

Креноскоп (9) позволяет пилоту контролировать величину скольжения летательного аппарата во время координированного разворота. При правильном координированном развороте скольжение должно отсутствовать.

Фотодатчик (10) расположен на лицевой панели прибора, рядом с ЖК индикатором (6) и выдает информацию о величине внешней освещенности в устройство (8) управления режимами работы, которое через вычислитель (4) осуществляет автоматическую регулировку яркости ЖК индикатора (6). При увеличении внешней освещенности яркость ЖК индикатора (6) также увеличивается, а при снижении освещенности - снижается.

Устройство компенсации (11) систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков модуля (5) пространственной ориентации позволяет повысить точность вычисления углов ориентации.

Повышается надежность и точность измерения параметров пространственной ориентации за счет введения единственного точного внешнего источника опорного напряжения для всех АЦП. Тем самым исключается погрешность от разницы опорных напряжений, так как все АЦП будут производить вычисления аналоговых сигналов от датчиков угловых скоростей, датчиков линейных ускорений, трехкомпонентного магнитометра относительно одного опорного напряжения.

Интегрированная система резервных приборов выполнена в виде отдельного блока. На передней панели размещен ЖК индикатор (6), на задней панели размещены датчики (1) и (2) полного и статического давлений. В средней части размещены модуль (5) пространственной ориентации, источник электропитания и вычислитель (4).

Источники информации

1. Патент РФ №2386927, МПК G01C 21/00 2009 г. (прототип)

Похожие патенты RU2690029C1

название год авторы номер документа
Интегрированная система резервных приборов 2019
  • Скирда Антон Павлович
  • Свяжин Денис Викторович
RU2728731C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕЗЕРВНЫХ ПРИБОРОВ 2009
  • Самойлов Виктор Михайлович
  • Семёнов Игорь Алексеевич
RU2386927C1
Интегрированная система резервных приборов 2018
  • Скирда Антон Павлович
  • Свяжин Денис Викторович
RU2734278C2
Интегрированная система резервных приборов 2016
  • Свяжин Денис Викторович
  • Скирда Антон Павлович
RU2656954C1
Интегрированная система резервных приборов 2016
  • Самойлов Виктор Михайлович
  • Скирда Антон Павлович
RU2635821C1
Интегрированная система резервных приборов 2020
  • Скирда Антон Павлович
  • Свяжин Денис Викторович
RU2790217C2
Интегрированная система резервных приборов 2019
  • Скирда Антон Павлович
  • Свяжин Денис Викторович
RU2733326C1
Интегрированная система резервных приборов 2020
  • Скирда Антон Павлович
  • Свяжин Денис Викторович
RU2780634C2
Резервная система ориентации 2023
  • Свяжин Денис Викторович
  • Скирда Антон Павлович
RU2826174C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕЗЕРВНЫХ ПРИБОРОВ И СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКА МАГНИТНОГО ПОЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РЕЗЕРВНЫХ ПРИБОРОВ 2015
  • Корнилов Анатолий Викторович
  • Самойлов Виктор Михайлович
  • Лосев Владислав Викторович
RU2593424C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 690 029 C1

Реферат патента 2019 года Интегрированная система резервных приборов

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем. Интегрированная система резервных приборов выполнена в виде отдельного блока, содержащая датчики полного и статического давления, соединенные через устройство обработки и преобразования сигналов с вычислителем, модуль пространственной ориентации, устройство управления режимами работы, жидкокристаллический индикатор, соединенные с вычислителем, креноскоп, фотодатчик, соединенный с устройством управления режимами работы, устройство компенсации систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков модуля пространственной ориентации, подключенное своим входом к модулю пространственной ориентации, а выходом - к вычислителю. А также магнитный зонд, подключенный выходом к АЦП, к встроенной системе контроля, которая подключена своими входом к модулю пространственной ориентации, к датчикам полного и статического давления, а выходом - к вычислителю. При этом в нее дополнительно введен источник опорного напряжения, подключенный выходом к АЦП, выход которого подключен к модулю пространственной ориентации. Технический результат - повышение надежности и точности измерения параметров пространственной ориентации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 690 029 C1

Интегрированная система резервных приборов, выполненная в виде отдельного блока, содержащая датчики полного и статического давления, соединенные через устройство обработки и преобразования сигналов с вычислителем, модуль пространственной ориентации, устройство управления режимами работы, жидкокристаллический индикатор, соединенные с вычислителем, креноскоп, фотодатчик, соединенный с устройством управления режимами работы, устройство компенсации систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков модуля пространственной ориентации, подключенное своим входом к модулю пространственной ориентации, а выходом - к вычислителю, магнитный зонд, подключенный выходом к АЦП, к встроенной системе контроля, которая подключена своими входом к модулю пространственной ориентации, к датчикам полного и статического давления, а выходом - к вычислителю, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введен источник опорного напряжения, подключенный выходом к АЦП, выход которого подключен к модулю пространственной ориентации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2690029C1

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕЗЕРВНЫХ ПРИБОРОВ 2009
  • Самойлов Виктор Михайлович
  • Семёнов Игорь Алексеевич
RU2386927C1
Интегрированная система резервных приборов 2016
  • Самойлов Виктор Михайлович
  • Скирда Антон Павлович
RU2635821C1
Способ определения средней скорости речного и иного потока 1940
  • Пикуш Н.В.
SU58211A1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕЗЕРВНЫХ ПРИБОРОВ ДЛЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ 2006
  • Кожевников Виктор Иванович
  • Козицин Владимир Кузьмич
  • Макаров Николай Николаевич
  • Новоселов Олег Николаевич
RU2337315C2
US 200501922747 A1, 01.09.2005.

RU 2 690 029 C1

Авторы

Скирда Антон Павлович

Второв Артем Андреевич

Даты

2019-05-30Публикация

2017-12-26Подача