Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, физиотерапии, лечебной физкультуре, и может быть использовано для реабилитации детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича (ДЦП).
Одним из самых распространенных заболеваний нервной системы среди детей РФ, приводящим к инвалидности в 88, 7% случаев, является детский церебральный паралич (ДЦП) (Баусов Ю.Н. Основные проблемы социальной реабилитации и интеграции в общество молодых инвалидов // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2006. - №4 - С. 292). Это группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы (ЦНС), дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуально развития, которые вызваны не прогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или ребенка. Распространенность данной патологии составляет по разным данным 2,8-3,1 человек на 1000 детей в год на территории РФ (Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. Детский церебральный паралич - современные представления (обзор литературы) // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. - 2009. - №1. - С. 35-36). На 1 января 2013 года с диагнозом ДЦП, установленным впервые в жизни, зарегистрировано 6991 тыс. детей в возрасте от 0-14 лет и 657 детей в возрасте 15-17 лет. Атонически-астатическая форма составляет небольшой процент в структуре клинических форм - 4%, но по тяжести двигательных нарушений и трудности курабельности составляют большую проблему реабилитации.
Атонически-астатическая форма ДЦП отличается от других форм ДЦП тем, что мышечный тонус у больных не повышен, а понижен, при этом движения сохранены, но их координация нарушена. Дети с атонически-астатической формой ДЦП очень поздно приобретают способность стоять и ходить. Речь бывает нарушена в 60% случаев, а изменения со стороны психики (дебильность или имбецильность) имеют место лишь в 55%.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости своевременной адекватной реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП для повышения адаптивных возможностей и качества жизни данной категории пациентов.
Больным назначают курсы массажа, ЛФК и физиотерапии, но они если и приводят к положительной динамике, то крайне редко, эффект, как правило, низкий. Лечение медикаментозными препаратами также не дает заметного результата. В целом прогноз у заболевания неблагоприятный в отношении овладения двигательными навыками. Реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП имеет свои особенности, т.к. эта форма ДЦП, как указывалось выше, отличается от других форм ДЦП. Поэтому разработка новых и усовершенствование существующих способов реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП остается актуальной задачей.
Известны способы лечения детей с ДЦП медикаментозными средствами, например метаболическая и антиоксидантная терапия, сосудистая и витаминотерапия. Лечение ДЦП при помощи лекарственных препаратов является в основном симптоматическим и направлено на купирование конкретного симптома ДЦП или возникших осложнений. Но, как правило, при атонически-астатической форме ДЦП лечение медикаментозными средствами не дает заметного результата (Куренков А.Л., Бургасова Б.И., Кузенкова Л.М., Намазова-Баранова Л.С. Что такое ДЦП: диалог врача с пациентом. М., 2013 г., с. 5-20).
Известен способ лечения больных детским церебральным параличом, в том числе атонически-астатической формой, бета-гидроксибутиратом или его фармацевтически приемлемыми солями. (Морозова М.А., Бениашвили А.Г., Брусов О.С., Запольский М.Э., Эдигер А.В., Фазылов М.Ф., Неструк В.В. Цитопротекторное, нейропротекторное, кардиопротекторное, противоишемическое, антигипоксическое, антистрессорное и адаптогенное средство, фармацевтическая композиция на его основе и способы лечения заболеваний Заявка: 2009118345/15, 15.05.2009 (43) Дата публикации заявки: 20.11.2010)
Недостатком данного способа является преимущественное влияние на коррекцию интеллектуально-мнестического дефицита и отсутствие целенаправленного эффекта на коррекцию имеющихся и формирование новых двигательных паттернов.
Известно применение кинезиотейпирования в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП (Фирсова И.Г. Клиническое применение метода кинезиотейпирования в комплексной реабилитации детского церебрального паралича // сборник материалов V юбилейной междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей», Москва, 2015. - С. 139-140). Тейпы накладывались на 2-4 дня с перерывом на 2-3 дня. Курс составил 4 сеанса, в отдельных случаях рекомендовано продолжить тейпирование дома.
Лечение длительное и недостаточно эффективное, кроме того данный способ не применялся для реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ восстановления статодинамических функций детей с атонически-астатической формой ДЦП, включающий тонизирующий массаж и специальные физические упражнения с отягощением и преодолением сопротивления, направленные на укрепление мышц, замыкающих тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. План лечения включает восемь 20-дневных курсов, с перерывом между курсами 10 дней (Парамонова Д.Б., Мугерман Б.И. Лечебная физкультура и массаж в восстановлении статодинамических функций у детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012. Т. 89. №5. С. 37-40).
Недостатком данного способа является то, что он длителен и недостаточно эффективен. Как указывают авторы статьи: «Наибольшие изменения произошли у детей опытной группы к концу 3-го этапа исследования.», т.е. наибольший положительный эффект был достигнут только после 8-го курса лечения.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности и сокращение сроков реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП.
Технический результат достигается тем, что в способе реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне методов физической реабилитации, включающих тонизирующий массаж и ЛФК, дополнительно используют в структуре занятий ЛФК, ежедневное совместное применение кинезиологического тейпирования и тренировок на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12». Кинезиологическое тейпирование выполняют после проведения тонизирующего массажа и комплекса упражнений ЛФК перед тренировкой на тренажере «MOTOmedgracile 12» путем аппликации на атоничные мышцы нижних конечностей (m. quadriceps femoris, m. tensor fasciae latae, m. tibialis anterior, m. peroneus longus) 4-х лент медицинского фиксирующего лейкопластыря для кинезиотейпирования (кинезио тейпы). Тренировку на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12» проводят с наложенными кинезио тейпами, которые оставляют до следующего сеанса массажа и занятия ЛФК. Тренировки на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12» начинают с 5 мин. (на первом занятии), с последующим увеличением времени тренировки до 20 мин. к 5-му занятию (1-ое занятие 5 мин., 2-ое - 8 мин., 3-е - 12 мин., 4-е - 16 мин., 5-е - 10 - по 20 мин.). Курс реабилитации включает 10 сеансов.
Сопоставительный анализ предлагаемого способа реабилитации с прототипом показал, что предлагаемый способ отличается от прототипа тем, что дополнительно, в структуре занятий ЛФК, после выполнения комплекса упражнений ЛФК перед тренировкой на тренажере «MOTOmedgracile 12» осуществляют кинезиологическое тейпирование атоничных мышц нижних конечностей (m. quadriceps femoris, m. tensor fasciae latae, m. tibialis anterior, m. peroneus longus), затем проводят тренировку на тренажере «MOTOmedgracile 12», начиная с 5 минут с последующим увеличением времени тренировки до 20 минут к 5 сеансу, при этом наложенные кинезио тейпы носят до следующего сеанса массажа и занятия лечебной физкультурой. Лечебные сеансы проводятся ежедневно, курс реабилитации состоит из 10 сеансов.
Таким образом, предлагаемое техническое решение соответствует критерию изобретения «новизна».
Проведенный анализ патентной и научно-технической литературы показал, что предлагаемое техническое решение отличается не только от прототипа, но и от других технических решений в данной и смежных областях. Авторами не найдены работы, в которых применяется кинезио-тейпирование у детей с атонически-астатической формой ДЦП, а также проведение тренировок на тренажере «MOTOmedgracile 12» с применением кинезиологического тейпирования и т.д. А именно предлагаемые режимы способа - применение кинезиологического тейпирования и тренировок на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12» с наложенными кинезио тейпами, режимы тренировок, сроки на которые накладывается кинезио тейп, техника наложения, предлагаемые процедуры и их последовательность (сначала тонизирующий массаж и занятия лечебной физкультурой, а затем наложение кинезио тейпов и проведения тренировки на тренажере), позволяют повысить эффективность и сократить сроки реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП. За счет предварительного проведения тонизирующего массажа и ЛФК улучшается проведение нервно-мышечного импульса, происходит увеличение тонуса паретичных мышц. Далее кинезио тейп воздействует на «подготовленные» мышцы, способствуя нормализации и поддержанию мышечного тонуса атоничных мышц.
Данный способ реабилитации может быть использован в условиях поликлиники, стационара, реабилитационного центра.
Таким образом, предлагаемое техническое решение соответствует критериям изобретения «изобретательский уровень» и «промышленная применимость».
Способ осуществляется следующим образом:
Пациенту проводят процедуру тонизирующего массажа и он выполняет комплекс упражнений ЛФК (физические упражнения, направленные на укрепление мышц и поддержание мышечного тонуса). После этого, на атоничные мышцы нижних конечностей (m. quadricepsfemoris, m. tensorfasciaelatae, m. tibialisanterior, m. peroneuslongus) накладывают кинезио тейпы (выполняется аппликация 4-х лент медицинского фиксирующего лейкопластыря для кинезиотейпирования). Накладывают кинезио тейп следующим образом: в месте наложения кинезио тейпа кожу максимально растягивают; сам тейп накладывают с натяжением, не превышающем 50% от исходного состояния, за исключением первых и последних нескольких сантиметров, которые не растягивают; после наложения тейп активируют, несколько раз проведя по его поверхности с небольшим усилием. Оставляют кинезио тейпы до следующей процедуры массажа и занятия ЛФК.
После наложения кинезио тейпов проводят тренировку на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12».
Тренировка проводится под наблюдением медицинского персонала и заключается в следующем: после фиксации атоничных мышц кинезио-тейпами, пациент выполняет тренировку в активно-пассивном режиме. При этом осуществляются циклические вращения ног или рук для нормализации мышечного тонуса и тренировки даже остаточных мышечных сил. В течение всей тренировки на мониторе аппарата развивается игровой сюжет, которым управляет ребенок за счет биологически обратной связи. Результаты тренировки выводятся на экран, что повышает ее эффективность.
Курс занятий на тренажере «MOTOmedgracile 12» состоит из 10 процедур, с длительностью 5 мин. на первом занятии, с последующим увеличением продолжительности до 20 мин. к 5 процедуре (1-ое занятие 5 мин., 2-ое - 8 мин., 3-е - 12 мин., 4-е - 16 мин., 5-е - 10-ое - 20 мин.). Курс реабилитации - 10 лечебных сеансов. Сеансы проводят ежедневно, один раз в день.
Для кинезиологического тейпирования применяется лейкопластырь медицинский фиксирующий для кинезиотейпирования (5 см*500 см), регистрационное удостоверение №ФСЗ 2011/11252 от 12.12.2011 г.). Тренажерные тренировки проводят на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12» (RECK-TechnikGmbH&Co.KG, Германия, декларация о соответствии РОСС БЕ.МЕ20.ДО1045, регистрационное удостоверение ФС №2006/1295).
Пример 1. Ребенок К. 3,8 года, мальчик.
Диагноз: Детский церебральный паралич, атонически-астатическая форма. GMFCS II.
Жалобы: слабость в ногах, нарушение походки - боковое раскачивание («утиная» походка), при ходьбе часто запинается, спотыкается, падает. Себя не обслуживает (сам не одевается). Недостаточность мелкой моторики пальцев рук.
Анамнез: Ребенок от 4 беременности, протекавшей на фоне угрозы прерывания беременности на начальном сроке беременности. Роды I, в срок. Вес - 2000 г, рост 40 см. Оценка по шкале Апгар 7/7 б. Находился на ИВЛ первые дни жизни. Физическое развитие до года не соответствовало возрастным нормативам.
В неврологическом статусе: Периорбитальный цианоз. В двигательной сфере: объем движений - полный, в мышцах рук и ног снижение тонуса. Рефлексы оживлены, без убедительной разницы сторон. Патологических рефлексов - нет. Сила мышц рук и ног - 3 балла.
В клинике ребенку проведен курс физической реабилитации как описано выше. Курс реабилитации включал тонизирующий массаж и ЛФК. В структуру занятий ЛФК было введено кинезиологическое тейпи-рование и тренировки на тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12». Ребенку после проведения процедуры тонизирующего массажа и комплекса упражнений ЛФК, направленных на укрепление мышц и поддержание мышечного тонуса, перед тренажерной тренировкой проводили кинезиологическое тейпирование путем аппликации на атоничные мышцы нижних конечностей (m. quadricepsfemoris, m. tensorfasciaelatae, m. tibialisanterior, m. peroneuslongus) кинезио тейпов, которые оставляли до следующей процедуры массажа и занятия ЛФК (т.е. на сутки). Затем (с наложенными кинезио тейпами) проводили тренировку на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12» в течение 5 мин. на первом занятии и с последующим увеличением времени тренировки до 20 мин. к 5-му занятию (2-ое занятие - 8 мин., 3-е - 12 мин., 4-е - 16 мин., 5-е - 10-ое - по 20 мин.). Процедуры (лечебные сеансы) проводились ежедневно, один раз в день. Курс реабилитации - 10 сеансов.
После курса реабилитации отмечались нормализация тонуса мышц нижних конечностей, улучшение опоры, увеличение мышечной силы в верхних конечностях до 3,5 баллов, в нижних конечностях - до 4,7 баллов. Кроме того, родители (по результатам анкетирования) отметили улучшение двигательных навыков в виде удержания тела в вертикальном положении, более уверенной ходьбы (уменьшилась шаткость), появление новых мануальных навыков, навыков самообслуживания.
По предлагаемому способу было пролечено 30 детей с атонически-астатической формой ДЦП. Оценка степени двигательных нарушений при отборе пациентов проводилась по шкале GMFCS и составляла II - IV уровень. Пациенты были разделены на 2 группы, сопоставимые по степени двигательных нарушений: 1-ая группа - 15 детей, которые получали курсы реабилитации в соответствии со способом - пототипом, 2-ая группа - 15 детей, прошедшие курс реабилитации по предлагаемому способу.
Критериями эффективности проводимой реабилитации у детей с атонически-астатической формой ДЦП являлись: визуально-пальпаторное повышение мышечного тонуса, увеличение мышечной силы (по шкале MRS) и увеличение количества улучшенных и/или новых двигательных навыков (оценивалось по анкете родителей).
Эффективность способов реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП следующая:
В 1-ой группе пациентов (реабилитация по способу-прототипу) после завершения курсов реабилитации были выявлены положительные сдвиги в показателях мышечного тонуса и силы мышц: значительное повышение мышечного тонуса отмечалось у 5 пациентов (в 33,3% случаев), увеличение силы мышц в нижних конечностях отмечалось у 3 детей (в 20% случаев). Отмечалось увеличение двигательной активности по количеству улучшенных навыков (паттерна ходьбы, вертикализации, мануальных навыков) у 3 пациентов (в 20% случаев), появление новых двигательных навыков отмечено только у 1 ребенка (6,7%).
Во 2-ой группе (предлагаемый способ) после окончания курса реабилитации количество детей с положительной динамикой оцениваемых показателей было больше. Значительное повышение мышечного тонуса отмечалось у 7 пациентов (в 46,7% случаев), увеличение силы мышц в нижних конечностях - у 5 детей (в 33,3% случаев). Увеличение двигательной активности по количеству улучшенных навыков (паттерна ходьбы, вертикализации, мануальных навыков) выявлено у 6 пациентов (в 40% случаев), появление новых двигательных навыков отмечалось у 3 пациентов (20%).
Таким образом, предлагаемый способ реабилитации способствует нормализации мышечного тонуса и увеличению силы в мышцах нижних конечностей, улучшению имеющихся навыков (паттерна ходьбы, вертикализации, мануальных навыков) и появлению новых двигательных навыков за значительно меньшее количество лечебных сеансов (один курс - 10 сеансов против восьми курсов по 20 сеансов с перерывом между курсами 10 дней по способу - прототипу) и у большего количества пациентов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2020 |
|
RU2741221C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2023 |
|
RU2810440C1 |
Способ комплексной реабилитации детей при детском церебральном параличе | 2023 |
|
RU2818977C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2019 |
|
RU2695246C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ | 2014 |
|
RU2571528C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОСЛЕ БОТУЛИНОТЕРАПИИ | 2015 |
|
RU2591840C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 1994 |
|
RU2071759C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ | 2021 |
|
RU2814760C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ I И II СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ | 1996 |
|
RU2108080C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, физиотерапии, лечебной физкультуре, и предназначено для использования при реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП. Ежедневно проводят тонизирующий массаж, ЛФК, осуществляют кинезиологическое тейпирование атоничных мышц нижних конечностей - m. quadriceps femoris, m. tensor fasciae latae, m. tibialis anterior, m. peroneus longus. Затем проводят тренировку на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12», начиная с 5 минут с последующим увеличением времени тренировки до 20 минут к 5 сеансу, при этом наложенные кинезиотейпы носят до следующей процедуры массажа и занятия ЛФК. Курс реабилитации - 10 сеансов. Способ позволяет нормализовать мышечный тонус, увеличить силу в мышцах нижних конечностях и сократить сроки реабилитации. 2 з.п. ф-лы, 1 пр.
1. Способ реабилитации детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича включающий тонизирующий массаж и ЛФК, отличающийся тем, что дополнительно, после выполнения комплекса упражнений ЛФК, а именно физических упражнений, направленных на укрепление мышц и поддержание мышечного тонуса, осуществляют кинезиологическое тейпирование атоничных мышц нижних конечностей - m. quadriceps femoris, m. tensor fasciae latae, m. tibialis anterior, m. peroneus longus, а затем проводят тренировку на роботизированном тренажере с биологически обратной связью «MOTOmedgracile 12», начиная с 5 минут с последующим увеличением времени тренировки до 20 минут к 5-му сеансу, при этом наложенные кинезиотейпы носят до следующей процедуры массажа и занятия ЛФК.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, курс реабилитации состоит из 10 сеансов.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что лечебные сеансы проводятся ежедневно.
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2013 |
|
RU2523833C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2471466C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ | 2008 |
|
RU2366470C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ | 2012 |
|
RU2518130C2 |
ДЕМИН В.П., Медико-социальная реабилитация детей, страдающих церебральным параличом, Курортные ведомости., Научно-информационный журнал, 1 (52), 2009, с | |||
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
Авторы
Даты
2019-08-15—Публикация
2018-01-30—Подача