СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Российский патент 2009 года по МПК A61H99/00 A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2345754C2

Изобретение относится к области восстановительной медицины, а именно нейрореабилитации, и может быть использовано для немедикаментозной реабилитации детей с поражением центральной и периферической нервной системы. Способ может применяться как при легких, так и при тяжелых формах указанных заболеваний, а также при сочетании их со значительным отставанием умственного развития.

Известно, что пре- и постнатальные поражения центральной и периферической нервной системы являются одним из самых распространенных видов патологии детей, приводящих к инвалидизации общества. Среди инвалидов с детства 87% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю. Сложность и, в большинстве случаев, недостаточная эффективность мероприятий по реабилитации детей-инвалидов обусловливают необходимость поиска новых форм коррекционной работы с данной группой больных.

Для лечения и реабилитации данных заболеваний применяют как медикаментозные, так и немедикаментозные методы лечения.

При медикаментозном лечении назначают препараты, снижающие мышечный тонус: производные диазепина, баклофен, мидокалм, мидантан, циклодол, Ботокс. Соединения, влияющие на церебральный метаболизм: пирацетам, аминалон, церебролизин, глутаминовая кислота, витамины группы В.

Однако длительное и интенсивное применение лекарственных препаратов может давать осложнения, наиболее частыми из которых являются аллергические реакции, нарушение функции ЖКТ, печени, почек, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Из немедикаментозных методов в комплексной реабилитации применяют многочисленные методики восстановительного лечения, а именно мануальную терапию, массаж, физиотерапию, рефлексотерапию, ортопедическую технику, лечебную физкультуру.

Физиобальнеологические процедуры назначаются в целях направленного воздействия на патологический очаг в головном мозге, уменьшения спастичности мышц, устранения контрактур и деформаций суставов, улучшения координации движений и речи. Учитывая особенности клинических проявлений различных заболеваний нервной системы, детям назначают электрофорез различных лекарственных веществ (седуксена, брома, галантамина, прозерина, янтарной кислоты, фосфора), теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые аппликации, инфракрасные лучи), стимуляцию мышц синусоидальными модулированными токами, электросон, магнито- и лазеротерапию.

В зависимости от формы и стадии заболевания применяют различные виды массажа: классический общий, системный точечный по К.А.Семеновой, трофический, рефлекторно-сегментарный в модификации Ю.П.Милентьева.

Используются различные методики индивидуальной кинезотерапии детей с поражением двигательной сферы, в частности:

методика Bobath (1956) была разработана для любых больных с поражением мозга, но преимущественно - для пациентов с детским церебральным параличом и перенесших мозговой инсульт.Методика направлена на выработку целенаправленных произвольных движений и использует приемы торможения синергий и патологических поз в сочетании со стимулированием нормальных автоматических двигательных реакций.

Методику Bobath расширил и дал свою модификацию V.Vojta (1981). Он основывает свою методику на принципе онтогенетического становления моторики, предлагая для этой цели использовать врожденные рефлекторные механизмы. Эта методика применяется в первую очередь для детей с ограниченными двигательными возможностями, с которыми во время занятия не удается установить контакт.

Методика проприоцептивного нейромышечного облегчения (Proprioceptive Neuromuscular Facilation, или PNF), разработанная Kabat, Knott и Voss, основана на приемах движений конечностей по спирально-диагональным траекториям в сочетании с быстрым растяжением мышц.

Семенова К.А.(1976) предлагает методику ЛФК для детей первых лет жизни и старше с тяжелыми формами заболеваний. Методика основана на знании закономерностей двигательного развития здорового ребенка и механизмов формирования двигательной патологии у больных детей.

Штеренгерц (1986) разработал методику ЛФК для детей школьного возраста, в которой с учетом анатомо-физиологических механизмов детского организма при проведении занятий и обучению трудовым навыкам особое внимание уделяется эмоциональному фону.

Каптелин А.Ф. указывает на эффективность гидрокинезотерапии - лечебной гимнастики в воде.

Главным недостатком указанных методик является недостаточный учет собственной активности больного. Трудоемкость пассивных методов, применяемых для активации движений, не соответствует их эффективности, и они должны использоваться тогда, когда нет возможности вовлечь в двигательную активность самого больного.

Продолжают совершенствоваться также методики, основанные на использовании биологической обратной связи (БОС). Смысл этих методик заключается в следующем: если больной начинает осознавать какие-то обычно бессознательные процессы, то он сумеет сознательно контролировать и ускорять их протекание. Применение их невозможно при значительном отставании в интеллектуальном развитии.

Наиболее близким к изобретению является способ реабилитации детей с поражениями центральной и периферической нервной системы, преимущественно ДЦП, по методике К.А.Семеновой, заключающейся в использовании массажа, рефлексотерапии, коррекции ортопедических нарушений и динамических упражнений. При этом массаж осуществляется путем применения приемов поглаживания, растирания, разминания пораженных мышц на конечностях и туловище. Рефлексотерапия включает акупрессуру методами надавливания на биологически активные точки и акупунктуру методом иглоукалывания по классическим корпоральным точкам в тормозном и возбуждающем режиме. Фиксированную жесткую коррекцию ортопедических нарушений осуществляют с помощью гипсовых лангет и ортопедической обуви. Динамические упражнения проводят с помощью специальных упражнений и различных приспособлений (мячи, качели, качающиеся стульчики, вращающиеся кресла, батуты и др.) (Патент РФ 2070816, опубликован 1996.12.27).

Использование способа-прототипа приводит к относительно низкой эффективности и относительно большим срокам реабилитации. Как правило, проводят 4-5 курсов комплексной реабилитации по месяцу через месяц в течение года, причем лечение по указанной схеме повторяют несколько раз, так что реабилитация проводится в течение нескольких лет.

Таким образом, в настоящее время реабилитация больных с поражением центральной и периферической нервной системы является сложной, комплексной, не решенной до конца задачей. Нет ни одного из существующих методов, который мог бы использоваться в самостоятельном виде из-за трудности самих патологий и ввиду малой эффективности отдельных видов лечения. Для реабилитации таких больных необходимы большие затраты, привлечение большого количества медработников и других специалистов, создание центров реабилитации.

Поэтому очень важен поиск новых эффективных методов лечения.

В то же время известно, что для реабилитации больных с подобными заболеваниями с успехом используются дельфины.

Впервые дельфинотерапия начала применяться в 1978 году в Филадельфии в океанариуме «Мир Океана» Дэвидом Натансоном для реабилитации детей с умственной отсталостью, с агрессивным поведением, в состоянии депрессии (Dolphin Human Therapy: A Professional Association Dedicated to Helping Disabled Children, Symposium, 1995, p.1).

Дельфинотерапия подразумевает несколько направлений воздействия животного на человека:

- сонарно-эхолокационное воздействие;

- коммуникативное воздействие (включающее в себя тактильное, зрительное).

Обладая разночастотной эхолокационной системой (локационные сигналы дельфина являются сериями весьма коротких (0,1-1 мс) широкополосных импульсов, причем каждый следующий импульс излучается после получения эха предыдущего), дельфин непроизвольно оказывает воздействие на человека, находящегося рядом с ним в водной среде. Наблюдения за поведением дельфинов во время терапевтического контакта с людьми показывают, что, когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. На близком расстоянии дельфин концентрирует эхолокационный пучок на позвоночник пациента. На расстоянии менее 0,5 м дельфин использует повторяющиеся каждые 2,5 с импульсы частотой 500 Hz. Эхолокация дельфина до соприкосновения с кожей пациента пронизывает толщу воды, являющейся высокоэффективной средой для переноса звука. Известно, что вода является высокоэффективной средой для переноса звука: в 60 раз эффективнее, чем воздух. Сонарно-эхолокационное воздействие дельфина подразумевает одномоментное существование трех полей: электрического, магнитного и акустического, которые одновременно регистрируются в водной среде.

В 1992 году в работе Salvensen K.A. было показано, что ультразвуковое воздействие дельфина на человека может вызывать миграцию нейронного импульса и сопутствующие изменения на клеточном уровне (Salvensen K.A. Routine ultrasonography in utero and school perfomance. The lancet, 1992, 339, 8785, p.85). Получены данные, говорящие о том, что эхолокационное воздействие дельфина на человека вызывает процесс кавитации в области поврежденных тканей (формируются зоны сжатия и растяжения с образованием пузырьков, диаметр которых достигает 100 микрон). Кавитация воздействует на процесс деполяризации молекул, что, в свою очередь, улучшает межклеточный обмен и циркуляцию жидкости. Ультразвук начинает перераспределять жидкость в зонах застоя, что способствует более эффективному дренажу тканей тела.

При электроэнцефалографических исследованиях было показано, что после сеансов дельфинотерапии увеличиваются синхронизация альфа-ритма в затылочно-теменных отведениях, симметричность ЭЭГ-активности в обоих полушариях, более четкими становятся зональные различия.

Во время контактного плавания с дельфином ребенок получает мощный положительный эмоциональный заряд. Развиваются механизмы эмоционально-личностной регуляции, на основе которых строится дальнейшая реабилитация. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка.

Учитывая вышеизложенное, авторы предположили, что взаимодействие с дельфинами в процессе реабилитации позволяет значительно стимулировать психическое и физическое развитие ребенка. Возможность возбуждать у ребенка такую сильнейшую и разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям дельфинотерапии (ДТ), способствует максимальной мобилизации эмоционально-волевой деятельности, в результате чего подавляется чувство страха, неуверенности в себе, включаются механизмы, обеспечивающие наиболее полное и правильное выполнение рекомендованных упражнений. Очевидно также, что включение в момент взаимодействия дополнительного комплекса упражнений, направленного на стимуляцию чувствительной и двигательной активности, позволяет резко повысить эффективность общих реабилитационных мероприятий. Кроме того, воздействие физическими факторами, которыми является вода и ультразвук, испускаемый дельфинами в процессе общения, способствует скорейшим результатам при проведении реабилитационных мероприятий.

Способ осуществляется следующим образом.

Работа проводится с представителями класса Китообразные, отдела Зубатые киты, подотдел Дельфиновые в открытом или закрытом бассейне с минеральной водой (NaCl 1,8-2 промили) температурой 25-28 градусов.

Перед работой дельфин проходит подготовку по специальной программе. Взаимодействие с дельфином направлено на выполнение комплекса упражнений для развития и закрепления у ребенка новых сенсомоторных навыков, активизации эмоционально-волевой сферы.

Дельфинотерапия проводится для детей и взрослых в возрасте от 2,5 до 16; от 16 и старше.

Необходимым условием для проведения дельфинотерапии является наличие у детей минимальных навыков нахождения в воде (т.к. отсутствие таких навыков значительно удлиняет срок терапии). В любом случае - на пациента надевается плавательный жилет, лучше всего взять свой собственный, тот, к которому пациент привык и в котором чувствует себя комфортно.

Сама методика проведения дельфинотерапии проводится в два этапа. На первом этапе работа с дельфином осуществляется на помосте.

Дельфин лежит на помосте, пациент поглаживает тело дельфина раскрытыми ладонями обеих рук от рострума до хвостовой лопасти по 1-3 раза в течение 1-2 мин. Инструктор начинает работать с пациентом рука в руку, показывает теплый участок кожи дельфина в области хвостовой лопасти, сравнивает его с более холодными участками кожи в области хвоста по 2-4 раза в течение 1-2 мин. Затем инструктор предлагает пациенту самостоятельно найти другие теплые участки кожи на теле дельфина по 1-2 раза в течение 1-2 мин. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Потом пациент, стоя самостоятельно на одной ноге и пытаясь удержать равновесие, поглаживает тело дельфина стопой второй ноги сначала правой, затем левой по 2-4 раза в течение 2- 4 мин. Затем пациент, с помощью инструктора, дотрагивается до дельфина разными частями тела по 1-2 раза 3-5 с на каждый контакт. Далее инструктор предлагает пациенту сделать массаж дельфину, показывая участки тела с разной упругостью. Инструктор контролирует, чтобы пациент надавливал на кожу дельфина в области спины, мелона, живота и сравнивал упругость разных участков тела по 1-3 раза в течение 1-2 мин.

Целью предложенных упражнений является установление психологического контакта с дельфином, а также активизация чувствительности подушечек пальцев рук и стоп, развитие дифференцированных движений пальцев рук и ног, способности соблюдать равновесие, развитие координации движений.

Затем пациент, сидя или стоя на помосте, делает быстрый глубокий вдох, задерживает дыхание и делает сильный полный выдох и сразу быстрый вдох, имитируя дыхание дельфина в воде по 3-5 раз в течение 1 минуты.

Целью предложенного упражнения является научить пациента произвольно изменять частоту дыхания, повысить концентрацию внимания.

Далее пациент лежит на животе у края помоста и, найдя глазами дельфина, следит за его передвижениями в бассейне, удерживая поднятую голову в неизменном положении. Инструктор может слегка поддерживать голову за подбородок, следит за постановкой головы и своевременно корректирует ее положение. Время упражнения 1-4 минуты.

Целью предложенного упражнения является удержание головы в вертикальном положении, при этом происходит стимуляция одновременно мышц-разгибателей шеи и мышцы поясничного отдела позвоночника, тренировка функций глазодвигательных мышц, расширение полей зрения.

Пациент сидит или лежит на помосте, опустив ноги или выпрямленные в локтях руки в воду. Дельфин упирается рострумом в стопу или раскрытую опущенную в воду ладонь и выталкивает ее из воды. Пациент медленно надавливает на рострум дельфина стопой или раскрытой ладонью, пытаясь преодолеть сопротивление и погрузить стопу или ладонь в воду, не сгибая локоть. Выполняется поочередно правой рукой или ногой и левой рукой или ногой. Время упражнения 3-5 раз каждой рукой или ногой в течение 1-2 мин.

Целью предложенного упражнения является укрепление мышц плечевого пояса, мышц-разгибателей.

Пациент стоит на помосте и бросает мяч обеими руками или одной вперед, и/или вправо, и/или влево из-за головы, или впереди себя в воду. Пациент наклоняется и, хлопая по поверхности воды, подзывает дельфина, забирая у него из пасти мяч двумя руками или одной.

Целью предложенного упражнения является выработка кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, предупреждение развития контрактур и деформаций, выработка изолированных движений.

Следующим этапом проведения способа является работа с дельфином в воде.

Пациент, лежа на воде на груди, держится прямыми руками за спину стоящего неподвижно дельфина, делает вдох, после чего опускает голову в воду и медленно выдыхает. Выдох должен быть непрерывным и продолжительным, в три раза длиннее вдоха. Время выполнения упражнения 3-5 раз в течение 1 мин.

Целью предложенного упражнения является подготовка к работе в воде с дельфином, снятие психологического барьера боязни и страха при тактильном контакте в воде с дельфином, обучение умению управлять своим дыханием.

Далее пациент находится в воде в ластах и имитирует движения хвостового плавника дельфина ногами. Время выполнения упражнения 5-10 мин.

Целью предложенного упражнения является укрепление мышц таза, брюшного пресса, ног, увеличение подвижности нижней части позвоночного столба, тазобедренных, коленных, голеностопных суставов.

Затем пациент подзывает к себе дельфина похлопыванием по воде, берется за спинной плавник и удерживается за него. Дельфин по команде тренера быстро провозит пациента по кругу радиусом не более 3 метров сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки 2-5 раз в каждую сторону, потом по всему периметру бассейна 2-5 раз в каждую сторону. Во время движения ребенок отпускает одну руку и поднимает ее вверх, продолжая удерживаться за плавник второй рукой. Потом пациент берется за грудные плавники дельфина, как за руки. Дельфин, стоя вертикально в воде, кружит пациента-ребенка сначала вправо, затем влево (танцует вальс) по 2-5 раз в каждую сторону.

Целью предложенного упражнения является улучшение функционального состояния вестибулярного аппарата, мозжечка, нервно-мышечного аппарата; тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук, отработка произвольного захвата предметов кистью и его высвобождение (отпускание).

Далее пациент, лежа на груди или спине на поверхности воды перед носом дельфина, выставляет стопу или раскрытую ладонь правой или левой руки вперед, и дельфин, рострумом упираясь в ладонь или стопу ребенка, медленно везет его 1-5 раз 1-2 мин.

Целью предложенного упражнения является умение почувствовать состояние гидростатической невесомости, удержать свое тело в равновесии у поверхности воды, не выполняя при этом никаких движений, освоить скольжение на груди и на спине с различным положением рук.

Затем пациент и дельфин свободно плавают в бассейне, перебрасывая друг другу надувные мячи различного диаметра, время выполнения упражнения 3-5 минут.

Целью предложенного упражнения является укрепление мышц плечевого пояса, воспитание адекватных эмоциональных реакций.

Способ осуществляется занятиями продолжительностью по 30-40 минут, 5 раз в неделю, всего 10 занятий на курс, продолжение курса зависит от состояния ребенка.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

С использованием заявленного способа была проведена реабилитация 62 больных детей в возрасте от 2,5 лет до 16 лет с давностью заболевания от 1 месяца до 16 лет с такими заболеваниями, как ДЦП, одно- и двухсторонние гемипарезы, монопарезы, энцефалопатии, последствия спинальной травмы, ретинопатия недоношенных, ранний детский аутизм, с-м Дауна. Эффективность реабилитации оценивали по показаниям моторной и психической активности через три и через шесть месяцев после начала лечения. При этом в группу показателей моторной активности входили: изменение тонуса спастических и паретических мышц, определяемое с помощью клинического осмотра и электромиографии; появление ранее отсутствующих произвольных целенаправленных движений с нарастающими по времени степенью их физиологичности, объемом и силой. Объем оценивали с помощью углов разведения и сгибания позвоночника и конечностей, а силу определяли с помощью динамометра; нормализацию соотношения опорных суставных поверхностей определяли рентгенологически.

В группу показателей психической активности входили: появление интеллектуального и эмоционального контакта; появление и развитие речи; развитие устойчивых положительных эмоций; приближение психического развития ребенка к соответствующей возрастной группе.

Статистическую обработку результатов проводили по методу Стьюдента.

Анализ полученных данных показал, что использование заявленного способа обеспечивает эффективность реабилитации по показателям моторной активности и психической активности.

Изобретение также может быть проиллюстрировано следующими конкретными примерами.

Мальчик Глеб К., 4 г., ДЦП, атонически-астатическая форма. При поступлении не держит голову, отмечается слабая реакция на внешние раздражители, взгляд не фиксирован. Были проведены 3 курса реабилитации (5 сеансов подряд, 2 дня перерыв, 5 сеансов подряд - один курс дельфинотерапии), повторявшиеся через 3 месяца. Ребенок стал удерживать голову, фиксировать взгляд на движущемся предмете, уменьшился горизонтальный нистагм, улучшился сон, появились адекватные эмоции.

Мальчик Саша П., 7 л., ДЦП, правосторонний гемипарез, резидуальная стадия. При поступлении ребенок гиперактивен, нарушена координация движений, работает только левой рукой ("компенсированный левша"), дизартрия. Проведены 2 курса дельфинотерапии с промежутком в 2 месяца, на занятиях постоянно включалась в работу правая рука. Значительно снизилась двигательная расторможенность, повысилась самооценка, стал говорить фразами, лучше усваивать учебный материал.

Девочка Лиза Б., 5 л., ДЦП, спастическая диплегия. У девочки отмечалась ходьба дефектной походкой, но самостоятельная на короткие расстояния, недостаточность мелкой моторики, трудность ориентировки в пространстве, ограничение понимания обращенной речи, в собственной речи использует вокализации и односложные слова, высокая истощаемость, проявляющаяся в снижении продуктивности, уходе от деятельности. Проведены 4 курса дельфинотерапии, через каждые 2 месяца. Произошел прорыв в речи: есть обращение, около 40 слов, короткая фраза. Ребенок осуществляет произвольный захват предметов кистью, включился пальцевой захват, появилось противопоставление пальцев.

Мальчик Алеша С., 10 л., ДЦП, спастический тетрапарез, нейросенсорная тугоухость 3 ст. Ребенок передвигается только с поддержкой сопровождающего сзади, провисая на его руках, перекрест нижних конечностей на уровне средней трети голени, сидит в дефектной позе, тотальный кифоз позвоночника, сохранена часть тонических рефлексов, интеллект сохранен, речи нет. Проведены 2 курса дельфинотерапии с промежутком в 4 месяца, в это время посещал занятия 1 раз в неделю. Стал самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в положении на спине смог вытянуть руки вверх, увеличилась двигательная активность, нормализовался стул. Значительно улучшилась мелкая моторика, стал писать письменными буквами, пропали страхи темноты и животных.

Девочка Таня С., 9 л., ДЦП, правосторонний гемипарез. У ребенка выраженная кифосколиотическая деформация позвоночника, в правом локтевом, лучезапястном суставе и в пальцах гипертонус сгибателей. Может писать правой рукой, но чаще пишет левой. При ходьбе приволакивает правую ногу, боится ходить без поддержки мамы. Проведены 2 курса дельфинотерапии с промежутком в 3 месяца. Значительно увеличилась амплитуда активных и пассивных движений в правом плечевом суставе, пальцы разогнулись, появилась возможность разведения пальцев в стороны, противопоставление большого пальца остальным. Стала самостоятельно передвигаться по квартире, нормализовался стул, улучшился сон, аппетит.

Таким образом, предложенный способ позволяет добиться высокой эффективности при реабилитации детей с поражением центральной и периферической нервной системы.

Похожие патенты RU2345754C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 2021
  • Отинов Максим Дмитриевич
  • Власенко Сергей Валерьевич
  • Османов Эрнест Ахтемович
RU2770986C1
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2022
  • Масберг Игорь Валентинович
  • Нуволи Анна Вячеславовна
  • Масберг Игорь Игоревич
  • Еременко Светлана Александровна
  • Шевцов Антоний Олегович
RU2792045C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 2013
  • Манжосова Галина Владимировна
RU2557695C2
Способ реабилитации детей дошкольного возраста со спастической диплегией и гемипаретической формой детского центрального паралича 2023
  • Карпов Сергей Михайлович
  • Колесникова Евгения Викторовна
  • Вышлова Ирина Андреевна
RU2822018C1
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2016
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Яремчук Мария Алексеевна
RU2637091C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЕМ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС 2013
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Турти Татьяна Владимировна
  • Конова Ольга Михайловна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Политкина Анна Валентиновна
RU2523673C1
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2020
  • Ковалева Светлана Анатольевна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Коновалова Анна Владимировна
RU2771878C2
Способ восстановления опорно-двигательного аппарата человека 2023
  • Тен Эдуард Донхванович
  • Тен Елена Валерьевна
RU2823199C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2011
  • Пленников Вячеслав Михайлович
RU2482827C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА 2014
  • Кузьминова Татьяна Александровна
RU2567796C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Способ относится к медицине и может быть использован для реабилитации детей с поражением ЦНС. Занятия проводят в бассейне с дельфином и осуществляют на помосте. Дельфин лежит на помосте, пациент поглаживает тело дельфина стопами ног и/или раскрытыми ладонями обеих рук от рострума до хвостовой лопасти, пытаясь самостоятельно найти теплые и/или холодные участки кожи на теле дельфина, и следит за его передвижениями в бассейне. Затем пациент садится или ложится на помост, опустив ноги или выпрямленные в локтях руки в воду, дельфин упирается рострумом в стопу или раскрытую опущенную в воду ладонь и выталкивает ее из воды. Реабилитацию проводят в два этапа. На первом этапе дельфин и пациент осуществляют упражнения, направленные на развитие тактильной двигательной системы пациента. На втором этапе пациент проводит реабилитационные мероприятия в воде. Способ развивает способность соблюдать равновесие, обеспечивает развитие координаторных движений. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 345 754 C2

1. Способ реабилитации детей с поражением центральной и периферической нервной системы, включающий занятия по реабилитации детей, при этом занятие проводится в два этапа: на первом этапе работа с дельфином осуществляется на помосте; дельфин лежит на помосте, пациент поглаживает тело дельфина стопами ног и/или раскрытыми ладонями обеих рук от рострума до хвостовой лопасти, пытаясь самостоятельно найти теплые и/или холодные участки кожи на теле дельфина, при выполнении движений используются звуковые и речевые стимулы, далее пациент делает массаж дельфину, для чего надавливает на кожу дельфина в различных участках тела и сравнивает их упругость, затем пациент, сидя или стоя на помосте, делает быстрый глубокий вдох, задерживает дыхание и делает полный выдох, затем сразу быстрый вдох, имитируя дыхание дельфина в воде, после чего пациент ложится на животе у края помоста и, найдя глазами дельфина, следит за его передвижениями в бассейне, удерживая поднятую голову в неизменном положении, затем пациент садится или ложится на помост, опустив ноги или выпрямленные в локтях руки в воду, дельфин упирается рострумом в стопу или раскрытую опущенную в воду ладонь и выталкивает ее из воды, пациент надавливает на рострум дельфина стопой или раскрытой ладонью, пытаясь преодолеть сопротивление и погрузить стопу или ладонь в воду, не сгибая локоть, далее пациент стоит на помосте и бросает мяч обеими руками или одной вперед, и/или вправо, и/или влево из-за головы или впереди себя в воду, затем подзывает дельфина, забирает у него из пасти мяч двумя руками или одной; на втором этапе работа с дельфином осуществляется в воде: пациент, лежа на воде на груди, держится прямыми руками за спину стоящего неподвижно дельфина, делает вдох, после чего опускает голову в воду и медленно выдыхает, далее пациент находится в воде в ластах и имитирует движения хвостового плавника дельфина ногами, после чего пациент подзывает к себе дельфина, берется за спинной плавник и удерживается за него, дельфин провозит пациента по кругу радиусом не более 3 м, потом по всему периметру бассейна, во время движения ребенок отпускает одну руку и поднимает ее вверх, продолжая удерживаться за плавник второй рукой, потом пациент берется за грудные плавники дельфина, как за руки, дельфин, стоя вертикально в воде, кружит пациента, далее пациент, лежа на груди или спине на поверхности воды перед носом дельфина, выставляет стопу или раскрытую ладонь правой или левой руки вперед и дельфин, рострумом упираясь в ладонь ребенка или стопу, медленно везет его по бассейну, после чего пациент и дельфин свободно плавают в бассейне, перебрасывая друг другу надувные мячи различного диаметра.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что продолжительность занятия составляет 30-40 мин.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия проходят 5 раз в неделю, всего 10 занятий на курс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2345754C2

RU 2070816 С1, 27.12.1996
RU 2001135236 A, 27.08.2003
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПАССИВНО-АКТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ ПАЛЬЦЕВ "ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН" 2002
  • Комкин А.В.
  • Первов Александр Сергеевич
RU2253430C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2006
  • Лайшева Ольга Арленовна
  • Бажев Керим Альбертович
  • Кармазин Валерий Вячеславович
  • Киселев Дмитрий Анатольевич
  • Николаева Марина Анатольевна
  • Парастаев Сергей Андреевич
  • Поляев Борис Александрович
  • Сергеенко Елена Юрьевна
  • Тохтиева Наталья Вячеславовна
  • Фрадкина Марина Марковна
RU2293548C1
SCHLOUGH K, et al
The effects of aerobic exercise on endurance, strength, function and self-perception in adolescents with spastic cerebral palsy: a report of three case studies: Pediatr Phys Ther
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 345 754 C2

Авторы

Бутова Елена Львовна

Насибулова Елена Андреевна

Даты

2009-02-10Публикация

2007-04-09Подача