Изобретение относится к погрузочно-транспортным средствам, преимущественно малогабаритным, и может быть использовано для погрузки и транспортировки штучных и затаренных грузов в фермерских хозяйствах, применяющих малогабаритную мобильную технику.
Известно погрузочно-транспортное средство, принятое за аналог, содержащее самоходное шасси, снабженное лебедкой, и гидроуправляемую поворотную в вертикальной продольной плоскости грузовую платформу в виде самосвального кузова, [1]. Упор кузова в опорную поверхность транспортного средства позволяет получить нулевую погрузочную высоту днища, а наклон днища кузова к этой поверхности под углом 50-55° и наличие лебедки с приводом и канатом, запасованным в блок, установленный на передней стенке кузова, обеспечивают погрузку штучных и затаренных грузов сельскохозяйственного назначения (мешков, фляг, ящиков, контейнеров и т.п.).
Недостатком известного погрузочно-транспортного средства является неприспособленность к погрузке грузов на другие транспортные средства. Кроме того, осуществление операции погрузки за счет подтаскивания штучных и затаренных грузов требует больших затрат мощности на преодоление сил трения грузов по опорной поверхности, может приводить в ряде случаев к нежелательному загрязнению груза и тары, а также к снижению их сохранности.
Известно погрузочно-транспортное средство, принятое за прототип, содержащее самоходное шасси, лебедку с канатом, грузовую платформу, выполненную в виде самосвального кузова с днищем, передней и боковыми стенками, поворотную гидроприводом в продольной плоскости, оснащенную блоком, смонтированным на передней стенке кузова, и установленную на остове шасси с возможностью упора в погрузочном положении в опорную поверхность погрузочно-транспортного средства задней кромкой днища, съемную ферму, содержащую стойки, снабженные подкосами, и оснащенную на свободном ее конце блоком, при этом стойки и подкосы фермы жестко прикреплены при помощи скоб к внутренним поверхностям боковых стенок кузова, которые в средней своей части снабжены усиливающими накладками, а канат лебедки запасован последовательно в блок передней стенки кузова и блок съемной фермы, [2]. Наличие лебедки с канатом, блоков на передней стенке кузова и свободном конце фермы позволяет не только подтягивать штучный или затаренный груз к погрузочно-транспортному средству, но и производить погрузку на другое транспортное средство (прицеп или грузовой автомобиль), маневрируя на передачах переднего и заднего хода трансмиссии шасси, а также осуществляя вращение барабана лебедки в нужную сторону.
Недостатком известного погрузочно-транспортного средства является возможность ударного упора задней кромки днища кузова в опорную поверхность погрузочно-транспортного средства при движении по неровному глыбистому грунту или поперек борозд, что снижает эффективность при погрузке на другое транспортное средство малотоннажных грузов сельскохозяйственного назначения в полевых условиях.
Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей погрузочно-транспортного средства.
Указанная техническая задача решается путем того, что в погрузочно-транспортном средстве, содержащем самоходное шасси, лебедку с канатом, грузовую платформу, выполненную в виде самосвального кузова с днищем, передней и боковыми стенками, поворотную гидроприводом в продольной плоскости, оснащенную блоком, смонтированным на передней стенке кузова, и установленную на остове шасси с возможностью упора в погрузочном положении в опорную поверхность погрузочно-транспортного средства задней кромкой днища, съемную ферму, содержащую стойки, снабженные подкосами, и оснащенную на свободном ее конце блоком, при этом стойки и подкосы фермы жестко прикреплены при помощи скоб к внутренним поверхностям боковых стенок кузова, которые в средней своей части снабжены усиливающими, накладками, а канат лебедки запасован последовательно в блок передней стенки кузова и блок съемной фермы, самосвальный кузов снабжается свободно вращающимися колесами, смонтированными на наружных поверхностях боковых стенок кузова с возможностью установки в переднее транспортное и заднее опорное положения, причем в заднем опорном положении колес их поверхности качения выступают за внешний контур задней кромки днища кузова.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен вид сбоку на погрузочно-транспортное средство с самосвальным кузовом в транспортном положении и колесами на кузове, установленными в переднее транспортное положение; на фиг. 2 - вид сбоку на погрузочно-транспортное средство в погрузочном положении при упоре самосвального кузова в опорную поверхность посредством колес на кузове, установленных в заднее опорное положение; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1; на фиг. 4 - вид А на фиг. 2.
Погрузочно-транспортное средство содержит самоходное колесное двухосное шасси 1 малой грузоподъемности, на остове 2 которого последовательно друг за другом установлены кабина 3, лебедка 4 с приводом и канатом 5, гидроуправляемая поворотная в вертикальной продольной плоскости грузовая платформа, выполненная в виде самосвального кузова 6 с днищем, передней 7 и боковыми 8 стенками. На передней стенке 7 кузова 6 смонтирован блок 9.
Самосвальный кузов 6 связан с остовом 2 шасси 1 посредством двух многозвенников (по одному на каждый борт), каждый из которых состоит из гидроцилиндра 10, корпус которого смонтирован шарнирно на остове 2 шасси 1, а шток связан с самосвальным кузовом 6, и двуплечего рычага 11, установленного шарнирно на остове 2 шасси 1, одно плечо рычага 11 соединено с самосвальным кузовом 6, а другое плечо рычага 11 соединено с остовом 2 шасси 1 посредством гидроцилиндра 12. Одной из сторон каждого многозвенника является днище кузова 6.
К внутренним поверхностям боковых стенок 8 кузова 6, которые в средней своей части снабжены усиливающими накладками 13, прикреплена посредством скоб 14 съемная ферма 15, при этом скобы 14 жестко крепят к внутренним поверхностям боковых стенок 8 кузова 6 стойки 16 фермы 15, перпендикулярные, днищу кузова 6, и подкосы 17 фермы 15, наклоненные к днищу кузова 6. На свободном конце фермы 15 при помощи поперечины 18, закрепленной на стойках 16, установлен блок 19. Канат 5 лебедки 4 запасован последовательно в блоки 9 и 19.
На наружных поверхностях боковых стенок 8 кузова 6 смонтированы направляющие 20 для ползунов 21, на концах ползунов 21 закреплены оси свободно вращающихся колес 22. Направляющие 20 и ползуны 21 снабжены отверстиями для размещения в них фиксаторов 23, что необходимо для установки колес 22 в переднее транспортное и заднее опорное положения, причем в заднем опорном положении колес 22 их поверхности качения выступают за внешний контур задней кромки 24 днища кузова 6. Каждый фиксатор 23 выполнен в виде цилиндрического стержня со шляпкой и резьбовым концом для установки гайки-барашка.
Погрузочно-транспортное средство работает следующим образом.
При погрузке штучных или затаренных грузов штоки гидроцилиндров 10 и 12 втянуты и самосвальный кузов 6 находится в погрузочном положении. Задняя кромка 24 днища кузова 6 упирается в опорную поверхность погрузочно-транспортного средства, а само днище кузова 6 получает определенный угол наклона (50…55°) к указанной поверхности. При этом ферма 15 также наклоняется к опорной поверхности, обеспечивая вынос блока 19 за пределы продольного габарита погрузочно-транспортного средства. Канат 5 лебедки 4, запасованный последовательно в блоки 9 и 19, прикрепляется к погружаемому штучному или затаренному грузу (условно не показан). Включением привода лебедки 4 осуществляется перемещение каната 5 (намотка на барабан лебедки 4) и вертикальный подъем груза на заданную высоту. При последующем срабатывании гидроцилиндров 10 и 12 (при вытягивании их штоков) угол наклона днища кузова 6 к опорной поверхности транспортного средства уменьшается, задняя кромка днища кузова 6 выходит из контакта с опорной поверхностью. После этого вручную производят установку колес 22 в заднее опорное положение, для чего ползуны 21 перемещают назад в направляющих 20 до тех пор, пока совпадение отверстий в направляющих 20 и ползунах 21 позволит разместить в этих отверстиях фиксаторы 23. Погрузочно-транспортное средство получает возможность передвижения по опорной поверхности с грузом, подвешенным на ферме 15, и, маневрируя передачами переднего и заднего хода трансмиссии шасси 1, а также направлением вращения барабана лебедки 4, подает груз в заданную точку пространства, в том числе на другое транспортное средство: прицеп или грузовой автомобиль. Так как в заднем опорном положении колес 22 их поверхности качения выступают за внешний контур задней кромки 24 днища кузова 6, то при движении погрузочно-транспортного средства по неровному грунту значительно снижается вероятность упора задней кромки 24 днища кузова 6 в опорную поверхность.
После отцепа погруженного штучного или затаренного груза описанный цикл погрузки может быть неоднократно повторен. При необходимости может быть осуществлена также самозагрузка кузова 6 погрузочно-транспортного средства штучным или затаренным грузом, что обеспечивается при установке кузова 6 в транспортное положение.
При грузовом и холостом ходе погрузочно-транспортного средства штоки гидроцилиндров 10 и 12 вытянуты и самосвальный кузов 6 находится в транспортном положении, а ферма 15 удерживает блок 19 над средней частью днища кузова 6. Вручную производят установку колес 22 в переднее транспортное положение, для чего ползуны 21 перемещают в направляющих 20 вперед до тех пор, пока совпадение отверстий в направляющих 20 и ползунах 21 позволит установить в этих отверстиях фиксаторы 23. Установка колес 22 в переднее транспортное положение позволяет не повышать продольный габарит погрузочно-транспортного средства.
Саморазгрузка погрузочно-транспортного средства может быть осуществлена путем использования самосвальности кузова 6.
Экономический эффект достигается за счет роста производительности при перевозке штучных и затаренных грузов. Благодаря выполнению грузовой платформы в виде самосвального кузова с передней и боковыми стенками обеспечивается надежное удержание грузов на платформе при грузовом ходе и упрощается саморазгрузка транспортного средства. Наличие лебедки с канатом, блоков на передней стенке кузова и свободном конце фермы позволяют не только подтягивать штучный или затаренный груз к погрузочно-транспортному средству, но и осуществлять погрузку на другое транспортное средство, что значительно расширяет функциональные возможности погрузочно-транспортного средства. Прикрепление стоек и подкосов съемной фермы к боковым стенкам кузова значительно снижает реактивные усилия, воспринимаемые элементами крепления, что позволяет упростить их конструкцию и снизить трудоемкость монтажа и демонтажа съемной фермы, а усиливающие накладки в средней части боковых стенок кузова повышают надежность крепления фермы. Колеса, смонтированные на наружных поверхностях боковых стенок кузова, находясь в своем заднем опорном положении, при котором они имеют выступание поверхности качения за внешний контур задней кромки днища кузова, исключают при движении погрузочно-транспортного средства упор опущенного кузова в неровности грунта, что позволяет не снижать скорость движения при погрузочных операциях в полевых условиях.
Источники информации
1. Патент №103332 РФ на полезную модель, МПК В60Р 1/00. Транспортное средство / Войнаш А.С., Войнаш С.А.; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU). - №2011148481/11; заявл. 26.11.10; опубл. 10.04.11. Бюл. №10. - С. 846.
2. Патент №2449902 РФ на изобретение, МПК В60Р 1/14. Погрузочно-транспортное средство / Войнаш А.С., Войнаш С.А.; заявитель и патентообладатель: Войнаш А.С., Войнаш С.А. (RU). - №2011101851/11; заявл. 19.01.11; опубл. 10.05.12. Бюл. №13.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2011 |
|
RU2449902C2 |
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2537047C2 |
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2018 |
|
RU2686290C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2536613C2 |
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2012 |
|
RU2486076C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2010 |
|
RU2449903C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2530904C2 |
СОРТИМЕНТОВОЗ | 2021 |
|
RU2758072C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2018 |
|
RU2688094C2 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2021 |
|
RU2755413C2 |
Изобретение относится к погрузочно-транспортным средствам, преимущественно малогабаритным, и может быть использовано для погрузки и транспортировки штучных и затаренных грузов в фермерских хозяйствах, применяющих малогабаритную мобильную технику. Погрузочно-транспортное средство содержит самоходное колесное двухосное шасси (1) малой грузоподъемности, на остове (2) которого установлены лебедка (4) и гидроуправляемая грузовая платформа, выполненная в виде самосвального кузова (6). На передней стенке (7) кузова (6) смонтирован блок (9). К внутренним поверхностям боковых стенок (8) кузова (6) посредством скоб (14) прикреплена съемная ферма (15), стойки (16) которой перпендикулярны днищу кузова (6), а подкосы (17) наклонены к днищу кузова (6). На свободном конце фермы (15) установлен блок (19). Канат (5) лебедки (4) запасован последовательно в блоки (9) и (19). На наружных поверхностях боковых стенок (8) кузова (6) смонтированы направляющие (20) для ползунов (21) с осями свободно вращающихся колес (22). Направляющие 20 и ползуны 21 снабжены отверстиями для фиксаторов 23 установки колес (22) в переднее транспортное и заднее опорное положения, в последнем из которых поверхности качения колес (22) выступают за внешний контур задней кромки (24) днища кузова (6). Изобретение расширяет функциональные возможности погрузочно-транспортного средства. 4 ил.
Погрузочно-транспортное средство, содержащее самоходное шасси, лебедку с канатом, грузовую платформу, выполненную в виде самосвального кузова с днищем, передней и боковыми стенками, поворотную гидроприводом в продольной плоскости, оснащенную блоком, смонтированным на передней стенке кузова, и установленную на остове шасси с возможностью упора в погрузочном положении в опорную поверхность погрузочно-транспортного средства задней кромкой днища, съемную ферму, содержащую стойки, снабженные подкосами, и оснащенную на свободном ее конце блоком, при этом стойки и подкосы фермы жестко прикреплены при помощи скоб к внутренним поверхностям боковых стенок кузова, которые в средней своей части снабжены усиливающими накладками, а канат лебедки запасован последовательно в блок передней стенки кузова и блок съемной фермы, отличающееся тем, что самосвальный кузов снабжен свободно вращающимися колесами, смонтированными на наружных поверхностях боковых стенок кузова с возможностью установки в переднее транспортное и заднее опорное положения, причем в заднем опорном положении колес их поверхности качения выступают за внешний контур задней кромки днища кузова.
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2537047C2 |
US 4954039 A1, 04.09.1990 | |||
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА КОНТЕЙНЕРА ИЛИ АНАЛОГИЧНОГО ГРУЗА НА ПОГРУЗОЧНУЮ ПЛАТФОРМУ И СНЯТИЯ ИХ С НЕЕ | 1994 |
|
RU2131363C1 |
US 8523203 B1, 03.09.2013. |
Авторы
Даты
2019-09-11—Публикация
2018-07-20—Подача