Область техники
Техническое решение относится к горному машиностроению, и может быть использовано в проходческих машинах.
Предшествующий уровень техники
Из уровня техники известен горнопроходческий комбайн, включающий погрузочное устройство с центрально расположенным конвейером, стреловидный исполнительный орган с поворотной турелью, верхняя и нижняя шарнирные опоры которой установлены над и под конвейером, раму комбайна, которая в поперечном сечении выполнена в виде замкнутого портала, вертикальные стойки которого жестко связаны между собой поперечинами, расположенными над и под конвейером, а в средней части поперечин размещены шарнирные опоры поворотной турели. Также в комбайне шарнирные опоры поворотной турели исполнительного органа выполнены с полыми осями, в которых установлены шипы, связывающие турель с рамой комбайна, и верхняя шарнирная опора турели размещена в вынесенном в сторону исполнительного органа кронштейне, жестко связанном с верхней поперечиной портала [1|.
Недостатком данного комбайна является то, что погрузочное устройство с центрально расположенным конвейером не имеет функции поворота в горизонтальной плоскости.
Из уровня техники в качестве ближайшего аналога (прототипа) выбран проходческий комбайн 4ПП-2М, который состоит из исполнительного органа с резцовой коронкой, установленного на поворотной раме (турели); ходовой части; погрузочного устройства (питателя), состоящего из приемной части с нагребающими лапами и центрально расположенного скребкового конвейера; гидросистемы, включающей в себя гидроцилиндры перемещения исполнительного органа в горизонтальной и вертикальной плоскостях, телескопического перемещения исполнительного органа, подъема и поворота питателя и гидроаппаратуру управления и контроля распорных гидравлических устройств (аутригеров); электрооборудования (электродвигатели, пульт управления); аппаратуры автоматического и дистанционного управления, системы пылеподавления.
Корпус комбайна 4ПП-2М представляет собой жесткую сварно-литую конструкцию, внутренняя часть которой является составным элементом центрально расположенного скребкового конвейера. Корпус состоит из основной рамы, верхней поворотной рамы, предназначенной для крепления в расточках исполнительного органа и сварно-литой нижней поворотной рамы.
Верхняя поворотная рама установлена на радиально-упорных роликоподшипниках и двумя гидроцилиндрами поворачивается вместе с исполнительным органом комбайна в горизонтальной плоскости.
Нижняя поворотная рама погрузочного устройства (питателя) выполнена из литого корпуса с запрессованными втулками и с помощью гидроцилиндра вместе с погрузочным устройством (питателем) поворачивается на определенный угол и соединяется с последним через расточки и проушину гидроцилиндра [2].
Недостатками приведенного проходческого комбайна является следующее:
1) конструкция поворотной рамы погрузочного устройства (питателя), в частности, узел ее поворота с подшипниками скольжения, не достаточно прочный и жесткий, чтобы погрузочное устройство (питатель) могло быть опорным и выдерживать динамические нагрузки, возникающие в комбайне от усилий резания в момент разрушения горных пород. Без опоры комбайна на погрузочное устройство (питатель) реакция от усилий резания компенсируется за счет инертной массы передней части комбайна, что приводит к его повышенной вибрации и неустойчивости;
2) поворотный узел погрузочного устройства (питателя) включает в себя пружинные листы, которые являются бортами скребкового конвейера и при повороте погрузочного устройства изгибаются вместе с ним, тем самым предотвращая просыпание горной массы. Такой узел имеет низкий ресурс службы и высокую трудоемкость замены.
Задача
Повысить устойчивость и уменьшить вибрацию комбайна за счет равномерного распределения опорного усилия от динамических нагрузок на всю длину машины.
В результате решения поставленной задачи может быть получен технический результат: обеспечение погрузочным устройством (питателем) функции дополнительной опоры для комбайна за счет создания более жесткой и прочной поворотной рамы. Достижение заявленного технического результата придает изобретению потребительские свойства: более стабильная работа комбайна, снижение трудоемкости и повышение удобства обслуживания.
Раскрытие изобретения
Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном горнопроходческом комбайне, содержащем основную раму (1) с конвейерным желобом, образованным боковинами (1.1) основной рамы (1), соединенными днищем (1.2), которая в зоне поворотной турели (3) выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала, на котором шарнирно установлена опора (3.1) с поворотной турелью (3), исполнительный орган (2), закрепленный на поворотной турели (3), погрузочное устройство (4) с конвейерным желобом (4.1) и поворотную раму (6), которая выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала, расположенного внутри замкнутого портала основной рамы (1), и сопряжена с ней шарнирными соединениями (7 и 8) с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, при этом боковины (6.1) поворотной рамы (6) соединены днищем (6.3), образуя конвейерный желоб, с возможностью его сопряжения с одной стороны с конвейерным желобом (4.1) погрузочного устройства (4), а с противоположной стороны - с возможностью сопряжения боковин (6.1) и днища (6.3) поворотной рамы (6) с боковинами (1.1) и днищем (1.2), образующими конвейерный желоб основной рамы (1), в соответствии с изобретением предлагается шарнирные соединения (7 и 8) сместить относительно оси опоры (3.1) поворотной турели (3) в сторону погрузочного устройства (4).
Перечисленные выше существенные признаки технического решения, отличные от ближайшего аналога, необходимы и достаточны во всех случаях, на которые распространяется объем правовой охраны технического решения.
Кроме того предлагается:
- поворотную раму (6) со стороны погрузочного устройства (4) по бокам снабдить съемными бортами (6.5).
- шарнирные соединения (7 и 8) поворотной рамы (6) с основной рамой (1) выполнить шипового типа;
- поворотную раму (6) с двух сторон снабдить проушинами (6.6 и 6.4) для крепления гидродомкратов подъема (4.2) и гидродомкратов поворота (4.3) погрузочного устройства (4);
- в зоне порталов боковины (6.1) поворотной рамы (6) и боковины (1.1) основной рамы (1) выполнить криволинейными с возможностью сопряжения наружных поверхностей (6.1.1) боковин (6.1) поворотной рамы (6) с внутренними поверхностями (1.1.1) боковин (1.1) основной рамы (1);
- борта (6.5) выполнить на боковых поверхностях (4.1.1) конвейерного желоба (4.1) погрузочного устройства (4);
При определении патентоспособности заявляемого технического решения было выявлено, что его признаки явно не выходят из уровня техники, что обеспечивает заявляемому техническому решению соответствие критерию «изобретательский уровень».
Причинно-следственная связь между вновь введенным существенным признаком и заявленным техническим результатом поясняется следующим. Смещение шарнирных соединений (7 и 8) относительно оси опоры (3.1) поворотной турели (3) в сторону погрузочного устройства (4) создает более устойчивую конструкцию. Ось поворота (X) поворотной рамы (6) в заявляемом техническом решении смещена относительно оси (Y) поворотной турели (3) вдоль оси комбайна в сторону погрузочного устройства (4). Созданный эксцентриситет (ΔL) позволяет увеличить опорную базу для опоры 3.1 поворотной турели (3), что уменьшает изгибающие моменты от нагрузки на исполнительный орган и, в результате, дополнительно увеличивает жесткость проходческого комбайна. Кроме этого, такое смещение (ΔL) увеличивает угол поворота поворотной рамы (6) с бортами (6.5) в горизонтальной плоскости, что также расширяет опорный сектор для погрузочного устройства (4) и работает на увеличение жесткости комбайна.
Его работа становится более стабильной (уменьшаются вибрации). Таким образом, будет получен заявленный технический результат: обеспечение погрузочным устройством (питателем) функции дополнительной опоры для комбайна за счет создания более жесткой и прочной поворотной рамы. Достижение заявленного технического результата придает изобретению потребительские свойства: более стабильная работа комбайна, снижение трудоемкости и повышение удобства обслуживания.
Техническое решение поясняется примером, выполнение которого не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения технического результата предложенной новой совокупностью существенных признаков.
Сущность технического решения представлена на чертежах, где:
- на фиг. 1 показан общий вид горнопроходческого комбайна;
- на фиг. 2 показан вертикальный разрез портальной части основной рамы и установленной внутри нее поворотной рамы в виде замкнутого портала;
- на фиг. 3 показаны узлы шарнирного соединения шипового типа поворотной рамы с основной рамой, вид сбоку;
- на фиг. 4 показано сопряжение конвейерного желоба поворотной рамы с конвейерным желобом основной рамы и с конвейерным желобом погрузочного устройства, вид сверху.
Краткое описание чертежей
1 - основная рама;
1.1 боковина (основной рамы);
1.1.1 - внутренняя поверхность боковины (основной рамы);
1.2 - днище (конвейерного желоба основной рамы);
2 - исполнительный орган;
3 - поворотная турель;
3.1 - опора;
4 - погрузочное устройство;
4.1 - конвейерный желоб (погрузочного устройства);
4.1.1 - боковая поверхность (конвейерного желоба погрузочного устройства);
4.2 - гидродомкрат подъема (погрузочного устройства);
4.3 - гидродомкрат поворота (погрузочного устройства);
5 - режущая коронка;
6 - поворотная рама;
6.1 - боковина (поворотной рамы);
6.1.1 - наружная поверхность боковины (поворотной рамы);
6.2 - соединительный элемент;
6.3 - днище (поворотной рамы);
6.4 - проушина (для крепления гидродомкрата поворота);
6.5 - борт;
6.6 - проушина (для крепления гидродомкрата подъема);
7 - верхнее шарнирное соединение;
8 - нижнее шарнирное соединение.
Горнопроходческий комбайн содержит основную раму (1) с конвейерным желобом, образованным боковинами (1.1) основной рамы (1), соединенными днищем (1.2), которая в зоне крепления поворотной турели (3) выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала. Над порталом основной рамы (1) установлена шарнирная опора (3.1), с которой сопряжена поворотная турель (3). На нее установлен исполнительный орган (2) с режущей коронкой (5) (фиг. 1-4).
Внутри портала основной рамы (1) установлена поворотная рама (6), которая также как и основная рама (1) выполнена в виде замкнутого портала. Их сопряжение осуществляется соосными шарнирными соединениями шипового типа: верхним (7) и нижним (8). Это обеспечивает возможность поворота в горизонтальной плоскости поворотной рамы (6), а соответственно и погрузочного устройства (4), которое присоединено к ней. Замкнутый портал поворотной рамы (6) конструктивно выполнен из боковин (6.1), соединенных днищем (6.3), образуя конвейерный желоб, который сопрягается с одной стороны с конвейерным желобом (4.1) погрузочного устройства (4), а с противоположной - с конвейерным желобом, образованным боковинами (1.1) основной рамы (1), соединенными днищем (1.2) (фиг. 2, 4).
Сопряжение основной (1) и поворотной (6) рам в зоне портала непосредственно осуществляется поверхностями их боковин: наружных поверхностей (6.1.1) боковин (6.1) поворотной рамы (6) с внутренними поверхностями (1.1.1) боковин (1.1) основной рамы (1). Для обеспечения возможности поворота в горизонтальной плоскости портала поворотной рамы (6) внутри портала основной рамы (1), наружные поверхности (6.1.1) боковин (6.1) поворотной рамы (6) и внутренние поверхности (1.1.1) боковин (1.1) основной рамы (1) выполнены криволинейными, что позволяет боковинам (6.1) поворотной рамы (6) находиться в постоянном сопряжении с боковинами (1.1) основной рамы (1). Это устраняет просыпание горной массы с конвейерного желоба и позволяет убрать из конструкции пружинные листы, которые существуют в прототипе (фиг. 4).
Ось поворота (X) поворотной рамы (6) в заявляемом техническом решении смещена относительно оси (Y) поворотной турели (3) вдоль оси комбайна в сторону погрузочного устройства (4) (фиг. 3). Созданный эксцентриситет (ΔL) позволяет увеличить опорную базу для опоры 3.1 поворотной турели (3). Кроме этого, такое смещение увеличивает угол поворота поворотной рамы (6) с бортами (6.5) в горизонтальной плоскости, что также расширяет опорный сектор для погрузочного устройства (4) и работает на увеличение жесткости комбайна.
Со стороны погрузочного устройства (4) поворотная рама (6) снабжена соединительным элементом (6.2) в виде проушин с осью, к которому присоединяют погрузочное устройство (4), и бортами (6.5), которые сопрягаются с боковыми поверхностями (4.1.1) конвейерного желоба (4.1) погрузочного устройства (4). Борта (6.5) являются частью поворотной рамы (6) и подлежат замене вместе с ней. Но это не единственно возможное исполнение бортов (6.5), они могут быть выполнены съемными, что позволяет изготовить их из другого материала, кроме этого легко осуществить замену бортов (6.5) отдельно от поворотной рамы (6) (фиг. 1, 3). Также борта (6.5) могут быть выполнены на боковых поверхностях (4.1.1) конвейерного желоба (4.1) погрузочного устройства (4).
Поворотная рама (6) с двух сторон снабжена проушинами (6.6) для крепления гидродомкратов подъема (4.2), и проушинами (6.4) для крепления гидродомкратов поворота (4.3) (фиг. 3).
Промышленная применимость
Осуществление заявляемого технического решения производится следующим образом.
При сборке узла внутрь портала основной рамы (1) устанавливают поворотную раму (6) и соединяют их между собой верхним (7) и нижним (8) шарнирными соединениями шипового типа (фиг. 2). Боковины (6.1) поворотной рамы (6) с одной стороны сопрягают с конвейерным желобом основной рамы (1): наружные поверхности (6.1.1) боковин (6.1) поворотной рамы (6) с внутренними поверхностями (1.1.1) боковин (1.1) основной рамы (1). С противоположной стороны к поворотной раме (6) присоединяют с помощью соединительного элемента (6.2) погрузочное устройство (4) с конвейерным желобом (4.1), обеспечивая сопряжение их конвейерных желобов. Таким образом, образуется единый конвейерный желоб по длине проходческого комбайна (фиг. 4).
Для осуществления подъема погрузочного устройства (4) устанавливают с двух его сторон гидродомкраты подъема (4.2), у которых шарнирно соединяют один конец с проушиной (6.6) поворотной рамы (6), а второй конец - с погрузочным устройством (4) (фиг. 1).
Для осуществления поворота погрузочного устройства (4) устанавливают с двух сторон основной рамы (1) гидродомкраты поворота (4.4), у которых шарнирно соединяют один конец с основной рамой (1), а другой через проушины (6.4) - с поворотной рамой (6) (фиг. 1).
После установки поворотной рамы (6) внутрь портала основной рамы (1), на основную раму (1), которая выступает над верхним шарнирным соединением (7), устанавливают шарнирную опору (3.1) с поворотной турелью (3), на которую закрепляют исполнительный орган (2) горнопроходческого комбайна с режущей коронкой (5) (фиг. 1, 3).
Приведенные сведения подтверждают возможность промышленного осуществления и промышленного применения заявляемого горнопроходческого комбайна, что свидетельствует о соответствии технического решения критерию охраноспособности «промышленная применимость».
Источники информации:
1. Патент РФ №2069747, приоритет от 15.09.1994, опубл. 27.11.1996 г.
2. В.Е. Германов, И.И. Мельников, И.Д. Фишман и др. «Стреловые проходческие комбайны», М, Недра, 1978 г., стр. 45-73.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГОРНОПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН | 1994 |
|
RU2069747C1 |
ПРОХОДЧЕСКО-ОЧИСТНОЙ КОМБАЙН | 2000 |
|
RU2186213C2 |
ПРОХОДЧЕСКО-ОЧИСТНОЙ КОМБАЙН | 1998 |
|
RU2142561C1 |
ПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН | 1997 |
|
RU2131030C1 |
Горнопроходческий комбайн | 1989 |
|
SU1767170A1 |
Исполнительный орган выемочного комбайна | 1989 |
|
SU1758223A1 |
Агрегат для выемки мощных угольных пластов | 1985 |
|
SU1273591A1 |
ОЧИСТНОЙ КОМБАЙН ДЛЯ ТОНКИХ ПЛАСТОВ УГЛЯ | 1989 |
|
RU2016194C1 |
Комбайн очистной | 1983 |
|
SU1142629A1 |
Проходческий комплекс | 1981 |
|
SU973824A1 |
Изобретение относится к горнопроходческим комбайнам. Техническим результатом является обеспечение погрузочным устройством функции дополнительной опоры для комбайна. Горнопроходческий комбайн содержит основную раму с конвейерным желобом, образованным боковинами основной рамы, соединенными днищем. Основная рама в зоне поворотной турели выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала. На замкнутом портале шарнирно установлена опора с поворотной турелью. Также горнопроходческий комбайн содержит исполнительный орган, закрепленный на поворотной турели, погрузочное устройство с конвейерным желобом и поворотную раму. Поворотная рама выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала, расположенного внутри замкнутого портала основной рамы, и сопряжена с ней шарнирными соединениями с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Боковины поворотной рамы соединены днищем, образуя конвейерный желоб, с возможностью его сопряжения с одной стороны с конвейерным желобом погрузочного устройства, а с противоположной стороны - с возможностью сопряжения боковин и днища поворотной рамы с боковинами и днищем, образующими конвейерный желоб основной рамы. Шарнирные соединения смещены относительно оси опоры поворотной турели в сторону погрузочного устройства. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Горнопроходческий комбайн, содержащий основную раму (1) с конвейерным желобом, образованным боковинами (1.1) основной рамы (1), соединенными днищем (1.2), которая в зоне поворотной турели (3) выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала, на котором шарнирно установлена опора (3.1) с поворотной турелью (3), исполнительный орган (2), закрепленный на поворотной турели (3), погрузочное устройство (4) с конвейерным желобом (4.1) и поворотную раму (6), которая выполнена в поперечном сечении в виде замкнутого портала, расположенного внутри замкнутого портала основной рамы (1), и сопряжена с ней шарнирными соединениями (7 и 8) с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, при этом боковины (6.1) поворотной рамы (6) соединены днищем (6.3), образуя конвейерный желоб, с возможностью его сопряжения с одной стороны с конвейерным желобом (4.1) погрузочного устройства (4), а с противоположной стороны - с возможностью сопряжения боковин (6.1) и днища (6.3) поворотной рамы (6) с боковинами (1.1) и днищем (1.2), образующими конвейерный желоб основной рамы (1), отличающийся тем, что шарнирные соединения (7 и 8) смещены относительно оси опоры (3.1) поворотной турели (3) в сторону погрузочного устройства (4).
2. Горнопроходческий комбайн по п. 1, отличающийся тем, что поворотная рама (6) со стороны погрузочного устройства (4) по бокам снабжена съемными бортами (6.5).
3. Горнопроходческий комбайн по п. 1, отличающийся тем, что шарнирные соединения (7 и 8) поворотной рамы (6) с основной рамой (1) выполнены шипового типа.
4. Горнопроходческий комбайн по п. 1, отличающийся тем, что поворотная рама (6) с двух сторон снабжена проушинами (6.6 и 6.4) для крепления гидродомкратов подъема (4.2) и гидродомкратов поворота (4.3) погрузочного устройства (4).
5. Горнопроходческий комбайн по любому из пп. 1-3 или 4, отличающийся тем, что в зоне порталов боковины (6.1) поворотной рамы (6) и боковины (1.1) основной рамы (1) выполнены криволинейными с возможностью сопряжения наружных поверхностей (6.1.1) боковин (6.1) поворотной рамы (6) с внутренними поверхностями (1.1.1) боковин (1.1) основной рамы (1).
6. Горнопроходческий комбайн по п. 1, отличающийся тем, что борта (6.5) выполнены на боковых поверхностях (4.1.1) конвейерного желоба (4.1) погрузочного устройства (4).
Горный комбайн | 1976 |
|
SU647447A1 |
ГОРНОПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН | 1994 |
|
RU2069747C1 |
Электроакустическое устройство | 1940 |
|
SU60991A1 |
ПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН | 0 |
|
SU323552A1 |
Проходческий комбайн | 1987 |
|
SU1550129A1 |
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Авторы
Даты
2019-09-17—Публикация
2016-08-22—Подача