СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ НОМИНАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ Российский патент 2019 года по МПК G01F9/00 

Описание патента на изобретение RU2704633C2

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке.

Известен способ определения максимального значения часового расхода топлива при тяговых испытаниях транспортного средства (Патент РФ №2219512, МПК7 G01M 17/00, 30.07.2001) [1].

Недостатком указанного способа является то, что он не позволяет определить удельный эффективный расход топлива.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения номинальной тяговой мощности транспортной машины, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (Патент РФ №2430338, МПК G01L 5/00 (2006.01), 05.04.2010) [2].

Недостатком известного способа является то, что он также не позволяет определить удельный эффективный расход топлива.

Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке.

Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию на ее двигатель устанавливают расходомер топлива. Измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и при этом дополнительно измеряют часовой расход топлива посредством расходомера топлива. После чего вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя по формуле, учитывающей следующие параметры: часовой расход топлива, передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала двигателя к оси ведущих колес машины, механический КПД трансмиссии, номинальную силу тяги машины, радиус качения ведущих колес машины, номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя. В результате представляется возможным быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный эффективный расход топлива двигателя в режиме трогания машины с места.

Способ определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места может быть реализован следующим образом. Подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром. При подготовке к испытанию на двигатель также устанавливают расходомер топлива, например, между фильтром грубой очистки топлива и топливным насосом низкого давления (помпой). Присоединяют машину к тяговому устройству. Измеряют касательную силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя . При измерении силы тяги

дополнительно измеряют часовой расход топлива GT посредством указанного прибора. Вычисляют удельный тяговый расход топлива при трогании машины с места под нагрузкой по формуле

где gе ~ удельный эффективный расход топлива; GT - часовой расход топлива; iт - передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала двигателя к оси ведущих колес машины; ηM - механический КПД трансмиссии; - номинальная касательная сила тяги машины; rK - радиус качения ведущих колес машины; nH - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя.

Теперь сделаем пояснения относительно формулы (1). Функция ge получена исходя из известного отношения часового расхода топлива GT к номинальной эффективной мощности двигателя NeH, то есть она найдена путем деления GT на NeH. Значение NeH известно из [2] -

При этом следует отметить, что NeH - формула (2) получена из выражения по источнику (Фере Н.Э. Пособие по эксплуатации машинно-тракторного парка / Н.Э. Фере. - М.: Колос, 1978. - С.12.) [3]

Тогда, поделив GT (его значение также известно в результате измерений) на номинальную эффективную мощность двигателя - на правую часть уравнения (2), получим уравнение (1). Отсюда следует, что формула (1) правомерна при определении удельного эффективного расхода топлива в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке.

Практически для получения ge нужно измерить и GT в тяговом режиме трогания машины с места и вычислить ge по формуле (1) при постоянных известных значениях iт, ηΜ, rK и nH.

Таким образом, предложенный способ испытания машины в тяговом режиме трогания с места позволяет быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный эффективный расход топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент РФ №2219512, МПК7 О01М 17/00, 30.07.2001.

2. Патент РФ №2430338, МПК G01L 5/00 (2006.01), 05.04.2010 - прототип.

3. Фере Н.Э. Пособие по эксплуатации машинно-тракторного парка / Н.Э. Фере. - М.: Колос, 1978. - С.12.

Похожие патенты RU2704633C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЕ ТЯГИ 2016
  • Михайлов Никита Андреевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2715362C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЁ ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 2009
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430340C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2438105C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430338C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ТЯГОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЕ ТЯГИ 2016
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
RU2708414C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТРОГАНИИ МАШИНЫ С МЕСТА ПОД НАГРУЗКОЙ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2710133C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2708415C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардин С.В.
RU2219512C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2711844C2
Способ оценки технического состояния механизма сцепления транспортного средства 2018
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Вакуленко Максим Васильевич
RU2692291C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ НОМИНАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке. Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию на ее двигатель устанавливают расходомер топлива. Измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и при этом дополнительно измеряют часовой расход топлива посредством расходомера топлива. После чего вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя по формуле, учитывающей следующие параметры: часовой расход топлива, передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала двигателя к оси ведущих колес машины, механический КПД трансмиссии, номинальную силу тяги машины, радиус качения ведущих колес машины, номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя. Технический результат - возможность быстро (в течение 3-5 мин) определить удельный эффективный расход топлива двигателя в режиме трогания машины с места.

Формула изобретения RU 2 704 633 C2

Способ определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, отличающийся тем, что при подготовке к испытанию на двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении силы тяги дополнительно измеряют часовой расход топлива посредством указанного прибора, после чего вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя при трогании машины с места под нагрузкой по формуле

где ge - удельный эффективный расход топлива, GT - часовой расход топлива, iT - передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала двигателя к оси ведущих колес машины, ηM - механический КПД трансмиссии, - номинальная касательная сила тяги машины, rK - радиус качения ведущих колес машины, nH - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2704633C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардин С.В.
RU2219512C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430338C1
Б
А
Наумов "Автомобиль: Учебник водителя второго класса"
- Москва: Транспорт, 1974, 320 c., с.7
Расходомер топлива 1985
  • Белкин Геннадий Николаевич
  • Сорока Алексей Михайлович
SU1272119A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СПЛАВА НА ОСНОВЕ МАГНИЯ ДЛЯ АНОДОВ ВОДОАКТИВИРУЕМЫХ ХИМИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА 2007
  • Выговский Евгений Владимирович
  • Голованов Валерий Филиппович
  • Кузнецов Михаил Сергеевич
  • Лисицкий Игорь Серафимович
  • Почтарев Александр Николаевич
RU2326469C1
WO 1984000814 A1, 01.03.1984.

RU 2 704 633 C2

Авторы

Хабардин Сергей Васильевич

Хабардин Василий Николаевич

Михайлов Никита Андреевич

Даты

2019-10-30Публикация

2016-08-23Подача