СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ Российский патент 2019 года по МПК G01M17/00 

Описание патента на изобретение RU2708415C2

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к способу контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки.

В практике технического диагностирования и использования машинно-тракторного парка возникает необходимость определения тягово-экономических показателей, к которым относятся, например, тяговая мощность трактора. Этот параметр определяют по результатам измерения силы тяги при трогании машины с места (Патент РФ №2430339, G01M 5/13 (2006.01), 15.09.2009) [1].

Недостатком известного способа является то, что испытания проводят при максимальной силе тяги - при повышенной нагрузке как на двигатель, так и на трансмиссию, а это не способствует качественному выполнению данной операции.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой, при котором подготавливают к испытанию машину и присоединяют ее к тяговому устройству, трогаются с места под нагрузкой. При этом измерение параметра проводят в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги (Положительное решение о выдаче патента по заявке РФ на изобретение №2015121903/11(034071). Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой / С.В. Хабардин, Г.О. Такаландзе, М.К. Бураев, В.А. Беломестных, П.А. Болоев, В.Н. Хабардин, Н.А. Михайлов, Д.И. Хлыстов; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; заявл. 08.06.2015.) [2].

Недостатком названного способа испытаний является то, что он не позволяет проконтролировать тяговую мощность испытываемой машины.

Задачей изобретения является создание способа контроля тяговой мощности машины при ее трогании с места в режиме частичной нагрузки.

Сущность изобретения заключается в том, что тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги, причем при полной подаче топлива. При этом сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги, соответствующей исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения. Затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя, причем при той же частичной нагрузке и при полной подаче топлива. После чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению. В совокупности это позволяет создать способ определения тяговой мощности машины при ее трогании с места в режиме частичной нагрузки.

На чертеже изображен способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки, в частности, представлены графики зависимости частоты вращения коленчатого вала двигателя n от силы тяги на крюке Рт, где линией 1э показан график исправного двигателя с эталонной частотой nэ вращения коленчатого вала, линиями 1н и 1в - графики, соответствующие нижнему nэн и верхнему nэв допускаемым отклонениям частоты вращения коленчатого вала этого двигателя (могут быть получены с учетом допускаемого изменения параметра nэ соответственно как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения). При этом другими символами обозначены: Ртч, Ртн - значение Рт, соответствующее режиму испытаний при частичной нагрузке (при нагрузке по силе тяги в интервале от 0 до номинальной) и на номинальном режиме (названные режимы проходят по вертикальным линиям через точки Ртч, Ртн, обозначенные на оси абсцисс); n1 n2 - частота вращения коленчатого вала испытываемых двигателей, первый из которых имеет заниженное значение этого параметра, а второй - завышенное; Аэ, А1 А2 - экспериментальные точки, полученные в режиме частичной нагрузки, лежащие на вертикальной линии, проходящей через точку Ртч на оси абсцисс, и соответствующие параметрам nэ, n1, n2.

Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки осуществляют следующим образом. Подготавливают средство и тяговое устройство к испытанию, при котором, например, прогревают двигатель, проводят необходимые операции технического обслуживания, проверяют исправность тягового устройства. Затем присоединяют средство к тяговому устройству, оснащенному динамометром, (не показано), трогаются с места под нагрузкой и при этом, например, по штатному тахоспидометру контролируют частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги Ртч и при полной подаче топлива. При этом сначала находят эталонное значение частоты пэ вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги (Ртч), соответствующей исправному двигателю (в точке Аэ), и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты nэн вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения nэв. Допускаемое отклонений nэ может быть, например, установлено по допускаемому отклонению эффективной мощности двигателя автотранспортного средства: не более 5% на снижение и не более 7% на повышение мощности от ее номинального значения. Затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя (на чертеже это n1 и n2, соответствующие точкам А1 и А2), причем при той же частичной нагрузке Ртч и при полной подаче топлива. После чего полученное значение измеренной частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением nэ. Если измеренное значение частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты nэ вращения коленчатого вала двигателя (на чертеже этот интервал обозначен в пределах от nэн до nэв), считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению. Если измеренное значение частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в указанный интервал допускаемого отклонения эталонной частоты nэ вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению. На чертеже для примера условно показаны три автотранспортных средства - три экспериментальных точки: Аэ - исправное средство, по которому предварительно определен интервал допускаемого отклонения (от nэн до nэв); А1 и А2 - испытываемые средства с целью контроля мощности, из которых первое не попадает в интервал допускаемого отклонения (от nэн до nэв) и, следовательно, его тяговая мощность не соответствует нормативному значению, а второе попадает в этот интервал и поэтому его тяговая мощность соответствует нормативному значению.

Таким образом, предложенный способ позволяет определить тяговую мощность машины при трогании ее с места в режиме частичной нагрузки, что осуществляется при небольшой нагрузке как на двигатель, так и на трансмиссию, а это позволяет более качественно выполнить данную операцию.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Патент РФ №2430339, G01M 5/13 (2006.01), 15.09.2009.

2. Положительное решение о выдаче патента по заявке РФ на изобретение №2015121903/11(034071). Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой / С.В. Хабардин, Г.О. Такаландзе, М.К. Бураев, В.А. Беломестных, П.А. Болоев, В.Н. Хабардин, Н.А. Михайлов, Д.И. Хлыстов; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; заявл. 08.06.2015. - прототип.

Похожие патенты RU2708415C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2711844C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТРОГАНИИ МАШИНЫ С МЕСТА ПОД НАГРУЗКОЙ 2015
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Такаландзе Геннадий Орденович
  • Бураев Михаил Кондратьевич
  • Беломестных Владимир Афанасьевич
  • Болоев Петр Антонович
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
  • Хлыстов Дмитрий Иванович
RU2644046C2
Способ оценки технического состояния механизма сцепления транспортного средства 2018
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Вакуленко Максим Васильевич
RU2692291C1
СПОСОБ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2014
  • Устименко Виктор Семенович
  • Орлов Александр Викторович
  • Титов Николай Алексеевич
  • Еремина Нина Александровна
RU2582319C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ НОМИНАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ 2016
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
RU2704633C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2438105C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430338C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2017
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Курносов Антон Федорович
RU2669224C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЁ ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 2009
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430340C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ, ЕЁ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 2009
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2430341C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 708 415 C2

Реферат патента 2019 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Транспортное средство и тяговое устройство подготавливают к испытанию, трогаются с места под нагрузкой и контролируют значение тяговой мощности. Тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала в режиме частичной нагрузки, при полной подаче топлива. Сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала для заданной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала при той же частичной нагрузке и полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала попадает в интервал допускаемого отклонения, считают, что тяговая мощность соответствует нормативному значению, если не попадает, считают, что тяговая мощность не соответствует нормативному значению. Достигается повышение информативности диагностики и испытания транспортного средства. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 708 415 C2

Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки, при котором подготавливают средство и тяговое устройство к испытанию, присоединяют его к тяговому устройству, трогаются с места под нагрузкой и при этом контролируют значение тяговой мощности, отличающийся тем, что тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги, причем при полной подаче топлива, при этом сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя, причем при той же частичной нагрузке и при полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением, если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению, если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2708415C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардин С.В.
RU2219512C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЯГОВЫХ УСИЛИЙ ТРАКТОРА 2015
  • Колпаков Валерий Евгеньевич
  • Шкорлаков Роман Вячеславович
  • Тишкин Леонид Владимирович
  • Картошкин Александр Петрович
RU2585507C1
Способ приготовления лака 1924
  • Петров Г.С.
SU2011A1

RU 2 708 415 C2

Авторы

Хабардин Сергей Васильевич

Даты

2019-12-06Публикация

2018-01-09Подача