СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2011 года по МПК G01L5/00 

Описание патента на изобретение RU2430338C1

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной эффективной мощности двигателя транспортной машины (преимущественно трактора). Кроме того, оно может быть использовано в машиностроении при выпуске из производства автотранспортных средств и их двигателей.

Известен способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания на основе измерения углового ускорения коленчатого вала в режиме свободного разгона [1].

Недостатком указанного способа является то, что для его практической реализации требуется сложный электронный прибор ИМД-Ц. Кроме того, двигатель должен иметь специальное отверстие в картере маховика для установки первичного преобразователя частоты вращения.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения максимальной силы тяги на крюке транспортной машины в тяговом режиме трогания с места [2].

Недостатком известного способа является то, что он позволяет определить только максимальную силу тяги на крюке транспортной машины.

Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность определения номинальной эффективной мощности двигателя машины при тяговых испытаниях в режиме трогания с места.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. После чего вычисляют номинальную эффективную мощность двигателя машины по формуле, учитывающей следующие параметры: номинальную касательную силу тяги машины, радиус качения ведущих колес машины, частоту вращения коленчатого вала двигателя на номинальном скоростном режиме, передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала к оси ведущих колес машины, механический кпд трансмиссии машины. В результате представляется возможным определить просто (без применения сложного оборудования) и быстро (в течение 2-3 мин) номинальную эффективную мощность двигателя транспортной машины.

В основу данного способа положена формула, известная из теории трактора и автомобиля (Фере Н.Э. Пособие по эксплуатации машинно-тракторного парка / Н.Э.Фере. - М.: Колос, 1978. - С.12):

где - номинальная касательная сила тяги трактора, кН; - номинальная эффективная мощность двигателя, кВт; iT - передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала к оси ведущих колес трактора; ηм - механический кпд трансмиссии; rk - радиус качения, м; nн - частота вращения коленчатого вала двигателя на номинальном скоростном режиме, c-1.

Для практического применения из (1) получена следующая формула:

Таким образом, при известных значениях rk, iт и ηм для определения номинальной эффективной мощности двигателя , нужно измерить в тяговом режиме трогания машины с места ее касательную силу тяги при номинальной частоте вращения коленчатого вала nн. Это можно сделать в течение 2-3 мин. При этом подготавливают к испытанию транспортное средство и тяговое устройство с динамографом или динамометром. Присоединяют машину к тяговому устройству. Измерение номинальной касательной силы тяги осуществляют динамографом или динамометром в режиме трогания машины с места. При достаточно точном измерении и nн, а также при постоянных значениях rk и iт погрешность определения будет зависеть только от величины ηм, которая при исправной муфте сцепления варьирует в незначительных пределах. Следовательно, предложенный способ испытания машины в тяговом режиме трогания с места позволяет быстро и достаточно точно определить номинальную эффективную мощность двигателя.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка / В.А.Аллилуев, А.Д.Ананьин, А.X.Морозов. - М.: Агропромиздат, 1987, С.22-30.

2. Патент РФ №2164670, 7 G01L 5/13, 31.07.96. - прототип.

Похожие патенты RU2430338C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2438105C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЁ ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 2009
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430340C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ НОМИНАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ 2016
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
RU2704633C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЕ ТЯГИ 2016
  • Михайлов Никита Андреевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2715362C2
Способ оценки технического состояния механизма сцепления транспортного средства 2018
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Вакуленко Максим Васильевич
RU2692291C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2708415C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОГО УСИЛИЯ ТРАКТОРА 2023
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Долгушин Алексей Александрович
  • Григорев Николай Николаевич
  • Гуськов Александр Юрьевич
  • Соломатин Сергей Александрович
RU2813606C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ЕГО ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 2009
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430339C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2711844C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ТЯГОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЕ ТЯГИ 2016
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
RU2708414C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной эффективной мощности двигателя транспортной машины, преимущественно трактора. Предложен способ определения эффективной мощности двигателя транспортной машины при ее испытании в тяговом режиме трогания с места. Практически для определения мощности нужно измерить номинальную касательную силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Затем вычислить мощность по формуле. Техническим результатом данного изобретения является создание способа, позволяющего при тяговых испытаниях в режиме трогания с места определить номинальную эффективную мощность двигателя машины.

Формула изобретения RU 2 430 338 C1

Способ определения номинальной эффективной мощности двигателя транспортной машины, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места, отличающийся тем, что силу тяги измеряют при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, после чего номинальную эффективную мощность двигателя машины вычисляют по формуле , где - номинальная касательная сила тяги машины, rK - радиус качения ведущих колес машины, nH - частота вращения коленчатого вала двигателя на номинальном скоростном режиме, iT - передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала к оси ведущих колес машины, ηM - механический к.п.д. трансмиссии машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2430338C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЫ ТЯГИ НА КРЮКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Хабардин В.Н.
RU2164670C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Щетинин Н.В.
  • Арженовский А.Г.
  • Мальцев Д.О.
  • Казаков Д.В.
  • Морозов А.А.
RU2266527C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 0
SU243999A1
FR 2875600 А, 23.03.2006
JP 62087823 А, 22.04.1987.

RU 2 430 338 C1

Авторы

Хабардин Сергей Васильевич

Даты

2011-09-27Публикация

2010-04-05Подача