Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке.
Известен способ определения максимального значения часового расхода топлива при тяговых испытаниях транспортного средства (Патент РФ №2219512, МПК7 G01M 17/00, 30.07.2001) [1].
Недостатком указанного способа является то, что он не позволяет определить удельный эффективный расход топлива двигателя.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения эффективной мощности двигателя транспортной машины при ее испытании в тяговом режиме трогания с места, при котором подготавливают к испытанию транспортную машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места (Патент РФ №2430340, МПК G01L 5/13 (2006.01), 15.09.2009) [2].
Недостатком известного способа является то, что он также не позволяет определить удельный эффективный расход топлива.
Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке.
Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию на ее двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении силы тяги дополнительно измеряют максимальное значение часового расхода топлива посредством указанного прибора. После чего вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя по формуле, учитывающей следующие параметры: максимальный часовой расход топлива, коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, коэффициент полезного действия трансмиссии транспортной машины, коэффициент полезного действия тормозной установки, максимальная сила тяги, угол наклона прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс. В результате представляется возможным быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный эффективный расход топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке.
На фигуре изображен способ определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги. В частности, показаны графики функций тяговой характеристики трактора: Gт=f(Pт), Ne=f(Pт), Nт=f(Pт), ge=f(Pт), где Gт - часовой расход топлива; Ne - эффективная мощность двигателя; Nт - тяговая мощность машины; ge - удельный эффективный расход топлива двигателя; Рт - сила тяги машины.
Кривые линии ОВ и OB1 функций тяговых характеристик Nт=f(Pт) и Ne=f(Pт) при трогании машины с места имеют общее начало в точке О. При этом точками А, В1, В, С обозначены соответственно номинальные значения функций Gx=f(Pт), Ne=f(Pт), Nт=f(Pт), ge=f(Pт), находящиеся на линии Ртн - номинальной силы тяги машины. Причем в точке А функция Gт имеет максимальное значение часового расхода топлива GTmax.
Способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке может быть реализован следующим образом. Подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром. При подготовке к испытанию на двигатель также устанавливают расходомер топлива, например, между фильтром грубой очистки топлива и топливным насосом низкого давления (помпой). Присоединяют машину к тяговому устройству.
Измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места, которая соответствует значению Рт max на фиг. По результатам измерения максимальной силы тяги Рт max и максимального значения часового расхода топлива GT max вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя ge при трогании машины с места под нагрузкой по формуле
где ge - удельный эффективный расход топлива двигателя, GTmax - максимальный часовой расход топлива, γт - коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, ηM - коэффициент полезного действия трансмиссии транспортной машины, ηTY - коэффициент полезного действия тормозной установки, РТ max - максимальная сила тяги, α - угол наклона прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс.
Теперь сделаем пояснения относительно формулы (1). Функция ge получена исходя из известного отношения Gт к Ne, то есть в нашем случае она найдена путем деления Gтmax на NeH. Значение NeH известно из [2] -
Тогда, поделив Gт max (его значение получено в процессе измерения РТmax) на номинальную эффективную мощность двигателя NeH - на правую часть уравнения (2), получим уравнение (1). Отсюда следует, что формула (1) правомерна при определении удельного эффективного расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке.
Практически для получения ge нужно измерить Рт max и Gт max в тяговом режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке и вычислить ge по формуле (1) при постоянных известных значениях γT, ηM, ηTY и tgα. При этом в соответствии с фиг. tgα - по формуле
где NTH - номинальное значение тяговой мощности машины; Ртн - номинальная сила тяги машины. На фиг. tgα - это отношение отрезков B1 Ртн к ОРтн.
Таким образом, предложенный способ испытания машины в тяговом режиме трогания с места позволяет быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный эффективный расход топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент РФ №2219512, МПК 7 G01M 17/00, 30.07.2001.
2. Патент РФ №2430340, МПК G01L 5/13 (2006.01), 15.09.2009 - прототип.
Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке. Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию на ее двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении силы тяги дополнительно измеряют максимальное значение часового расхода топлива посредством указанного прибора. После чего вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя по формуле, учитывающей следующие параметры: максимальный часовой расход топлива, коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, коэффициент полезного действия трансмиссии транспортной машины, коэффициент полезного действия тормозной установки, максимальная сила тяги, угол наклона прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс. Технический результат - возможность быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный эффективный расход топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке. 1 ил.
Способ определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги, при котором подготавливают к испытанию транспортную машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места, отличающийся тем, что при подготовке к испытанию на двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении максимальной силы тяги дополнительно измеряют максимальное значение часового расхода топлива посредством указанного прибора, после чего вычисляют удельный эффективный расход топлива двигателя при трогании машины с места под нагрузкой по формуле
где ge - удельный эффективный расход топлива двигателя, GTmax - максимальный часовой расход топлива, γт - коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, ηм - коэффициент полезного действия трансмиссии транспортной машины, ηTY - коэффициент полезного действия тормозной установки, PTmax - максимальная сила тяги, α - угол наклона прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2219512C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЁ ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА | 2009 |
|
RU2430340C2 |
Б | |||
А | |||
Наумов "Автомобиль: Учебник водителя второго класса" | |||
- Москва: Транспорт, 1974, 320 c., с.7 | |||
Расходомер топлива | 1985 |
|
SU1272119A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СПЛАВА НА ОСНОВЕ МАГНИЯ ДЛЯ АНОДОВ ВОДОАКТИВИРУЕМЫХ ХИМИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА | 2007 |
|
RU2326469C1 |
WO 1984000814 A1, 01.03.1984. |
Авторы
Даты
2020-02-26—Публикация
2016-08-23—Подача