Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги.
Известен способ определения максимального значения часового расхода топлива при тяговых испытаниях транспортного средства (Патент РФ №2219512, МПК7 G01M 17/00, 30.07.2001) [1].
Недостатком указанного способа является то, что он не позволяет определить удельный тяговый расход топлива.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения тяговой мощности транспортного средства при его испытании в тяговом режиме трогания с места (Патент РФ №2430339, G01L 5/13 (2006.01), 15.09.2009) [2].
Недостатком известного способа является то, что он также не позволяет определить удельный тяговый расход топлива.
Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги.
Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию на ее двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении силы тяги дополнительно измеряют максимальное значение часового расхода топлива посредством указанного прибора. После чего вычисляют удельный тяговый расход топлива по формуле, учитывающей следующие параметры: максимальный часовой расход топлива, коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, коэффициент полезного действия тормозной установки, номинальную силу тяги по тяговой характеристике, полученную при трогании машины с места под нагрузкой, максимальную силу тяги, номинальную тяговую мощность. В результате представляется возможным быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный тяговый расход топлива в режиме трогания машины с места.
На фиг. изображен способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги. В частности, показаны графики функций тяговой характеристики трактора, полученные при трогании с места под нагрузкой: Gт=f(Pт), Nт=f(Pт), gт=f(Pт), где Gт - часовой расход топлива; Nт - тяговая мощность машины; gт -удельный тяговый расход топлива; Pт - сила тяги машины. При этом точками А, В, С обозначены соответственно номинальные значения функций Gт=f(Pт), Nт=f(Pт), gт=f(Pт), находящиеся на линии Pтн - номинальной силы тяги машины. Причем в точке А функция Gт - имеет максимальное значение: GТmax - максимальный часовой расход топлива.
Способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места может быть реализован следующим образом. Подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром. При подготовке к испытанию на двигатель также устанавливают расходомер топлива, например, между фильтром грубой очистки топлива и топливным насосом низкого давления (помпой). Присоединяют машину к тяговому устройству. Измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места, которая соответствует значению Pт max на фиг. По результатам измерения максимальной силы тяги Pт max определяют номинальную тяговую мощность NTH транспортного средства. При этом учитывают коэффициент соответствия γТ максимальной силы тяги Pт max ее значению в точке В на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, коэффициент полезного действия тормозной установки ηТY, а также угол наклона α прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс функции Nт=f(Pт). При измерении максимальной силы тяги Pт max дополнительно измеряют часовой расход топлива Gт посредством расходомера топлива. Вычисляют удельный тяговый расход топлива gт при трогании машины с места под нагрузкой по формуле
где gт - удельный тяговый расход топлива; Gт max - максимальное значение часового расхода топлива; γт - коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги; ηТY - коэффициент полезного действия тормозной установки; РТН - номинальная сила тяги по тяговой характеристике, полученной при трогании машины с места под нагрузкой; Pт max - максимальная сила тяги; NTH - номинальная тяговая мощность.
Дадим некоторые пояснения относительно формулы (1). Функция gт получена исходя из известного отношения Gт к Nт, то есть путем деления Gт на Nт, где Gт и Nт - соответственно часовой расход топлива и тяговая мощность машины. В нашем случае Gт равно Gт max. При известном (измеренном) значении Pт max представляется возможным вычислить номинальную тяговую мощность машины по формуле [2]
где α - угол наклона условной прямой регуляторной ветви тяговой характеристики (прямой ОВ) к оси абсцисс функции Nт=f(Pт). При этом
где значения NТН и РТН получены по тяговой характеристике при трогании машины с места под нагрузкой. В связи с чем выражение (2) примет вид:
Тогда, поделив Gт max (его значение также известно в результате измерений) на номинальную тяговую мощность машины - на правую часть уравнения (4), получим уравнение (1). Отсюда следует, что формула (1) правомерна при определении удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной нагрузке.
Практически для получения gт нужно измерить РТ max и GT max в тяговом режиме трогания машины с места и вычислить gт по формуле (1) при постоянных известных значениях γT, ηTY, PTH и NTH.
Таким образом, предложенный способ испытания машины в тяговом режиме трогания с места позволяет быстро (в течение 3-5 минут) определить удельный тяговый расход топлива в режиме трогания машины с места.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ:
1. Патент РФ №2219512, МПК7 G01M 17/00, 30.07.2001.
2. Патент РФ №2430339, G01L 5/13 (2006.01), 15.09.2009. - прототип.
Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Представлен способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром. Машину присоединяют к тяговому устройству и измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места. При подготовке к испытанию на двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении максимальной силы тяги дополнительно измеряют максимальное значение часового расхода топлива посредством указанного прибора. После испытаний вычисляют удельный тяговый расход топлива при трогании машины с места под нагрузкой по формуле. Достигается повышение информативности диагностики и испытания транспортного средства. 1 ил.
Способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места, отличающийся тем, что при подготовке к испытанию на двигатель устанавливают расходомер топлива и при измерении максимальной силы тяги дополнительно измеряют максимальное значение часового расхода топлива посредством указанного прибора, после чего вычисляют удельный тяговый расход топлива при трогании машины с места под нагрузкой по формуле
где gT - удельный тяговый расход топлива, GTmax - максимальный часовой расход топлива, γT - коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, ηTY - коэффициент полезного действия тормозной установки, PTH - номинальная сила тяги по тяговой характеристике, полученной при трогании машины с места под нагрузкой, PTmax - максимальная сила тяги, NTH - номинальная тяговая мощность.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2219512C2 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЯГОВЫХ УСИЛИЙ ТРАКТОРА | 2015 |
|
RU2585507C1 |
Способ приготовления лака | 1924 |
|
SU2011A1 |
Авторы
Даты
2019-12-06—Публикация
2016-08-23—Подача