Универсальное приспособление сравнения жесткости лопастей несущих или рулевых винтов вертолётов на изгиб в плоскости тяги Российский патент 2019 года по МПК G01N3/20 

Описание патента на изобретение RU2704753C1

Изобретение относится к определению жесткостных характеристик лопасти с целью сравнения жесткости лопастей несущих или рулевых винтов вертолетов на изгиб в плоскости тяги при серийном производстве в соответствии с техническими условиями (ТУ) в области авиастроения.

В качестве прототипа выбрано приспособление для определения жесткостных характеристик лопастей а изгиб в плоскости тяги (Лопасть несущего винта, Технические условия 286-2900-00ТУ, стр. 86-88).

Метод определения жесткостных характеристик лопасти по ТУ состоит в том, что лопасть нагружается постоянным по длине изгибающим моментом, по схеме двух опорной балки, измеряется ее деформация изгиба, исходя из уравнения изгиба балки, вычисляется жесткость того или другого участка лопасти.

Схема, указанная в ТУ имеет следующие недостатки:

- несколько базовых размеров приложения сил и опор;

- силы создаются грузами;

- сложно устанавливать лопасть, базировать на стенде;

- не удовлетворительная повторяемость нескольких измерений;

- не позволяет практически сравнить измерения нескольких лопастей, которые можно повторить и проанализировать результат.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является устранение всех перечисленных недостатков.

Предлагаем универсальное приспособление сравнения жесткости лопастей несущих или рулевых винтов вертолетов, позволяющее выполнять указанную операцию с высокой точностью, повторяемостью, с минимальными временем и подготовительными затратами.

Универсальное приспособление (фиг. 1) состоит из жесткой стойки (3), укрепленной в пол, в которую встроено нагружающее устройство, состоящее из винтовой пары (1), рычага (2) закрепленного на внешнем диаметре измерителя крутящего момента силы (4), который передает через комлевую втулку (5) лопасти (6) крутящий момент, изгибающий лопасть в плоскости тяги. Вторая опора (10) - перестанавливаемая, для разных по длине лопастей, с ложементом для последнего хвостового отсека лопасти (7), с роликами (9) которые перекатываются по направляющим (8) при изгибе, изменении длины лопасти и противодействуют силе от изгибающего момента в плоскости тяги.

Данная схема нагружения лопасти изгибающим моментом позволяет с высокой точностью повторить нагружение лопасти, имеет единственную, комлевую базу установки лопасти, для измерения деформации лопасти применить Патент №2659861.

Измеритель кривизны, по радиоканалу предает результаты измерений в компьютер, для построения графика или таблицы деформации лопасти в координатах базового расстояния от комля лопасти и деформации лопасти, без нагрузки и под нагрузкой изгибающим моментом.

Zi=Zpi-Zoi

Где: Zi - величина деформации лопасти;

Zoi, - деформация, контролируемого участка при изгибе лопасти без нагрузки - изгибающим моментом.

Zpi, - деформация, контролируемого участка при изгибе лопасти под действием изгибающего момента.

Процесс измерения производится в следующей последовательности:

1. Лопасть устанавливается на стенд в свободном, ненагруженном состоянии.

2. Измеритель кривизны прокатывается по поверхности лопасти, измеряя деформацию, ненагруженной лопасти - Zoi. Компьютер записывает значения - Zoi и положение измерителя кривизны на ненагруженной лопасти.

3. Лопасть нагружается изгибающим моментом и выдерживается в течение 3 минут (требования технологического процесса).

4. Измеритель кривизны прокатывается по поверхности лопасти, измеряя деформацию, нагруженной лопасти - Zpi, и положение измерителя кривизны на нагруженной лопасти. Компьютер записывает значения - Zpi, положение измерителя кривизны на нагруженной лопасти и автоматически вычисляет величину деформации лопасти по формуле Zi=Zpi - Zoi, регистрируя результат в графической или табличной форме в координатах расстояния от базовой точки отсчета и величиной деформации лопасти - Zi.

На графике или таблице деформации лопасти, в координатах расстояния от базовой точки отсчета и величиной деформации лопасти, наглядно видна ее жесткость, воспроизвести деформацию лопасти в любой точке графика в абсолютных величинах возможно, указав курсором на точку кривой графика.

Метод измерения настолько прост, что позволяет применить его при контроле лопастей поштучно, накладывая графики друг на друга, в цвете и наглядно наблюдать отклонения жесткости или отклонения от установленных пределов деформации в табличной форме, установить несколько групп жесткости для формирования комплекта на вертолет.

Лопасти несущего винта одной группы жесткости, установленные на вертолете позволяют:

- улучшить характеристики соконусности лопастей на земле и в полете.

- обеспечить симметрию центров приложения аэродинамических сил, то есть снизить динамическую разбалансировку комплекта лопастей;

- повысить уровень флаттерной устойчивости лопастей.

- снизить уровень вибрации вертолета.

- возможно уменьшение количества контрольных полетов по доводке лопастей.

- обеспечения поштучной взаимозаменяемости лопастей.

Похожие патенты RU2704753C1

название год авторы номер документа
Универсальное приспособление для определения жесткостных характеристик лопастей на изгиб в плоскости тяги 2016
  • Гончаров Александр Николаевич
  • Столяров Андрей Валерьевич
RU2659861C2
Устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета 2021
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2788013C1
Способ усталостных испытаний лопастей воздушного винта и установка для его осуществления 2021
  • Щербань Константин Степанович
  • Федоров Денис Сергеевич
  • Син Владимир Михайлович
RU2767594C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ 2006
  • Полынцев Олег Евгеньевич
  • Полынцев Евгений Петрович
RU2338665C2
Устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета 2021
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2796703C2
Гидросамолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом со сворачивающимися убираемыми лопастями 2021
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2781817C1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ 2019
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2727787C1
СПОСОБ ПРИКЛЕЙКИ ХВОСТОВЫХ ОТСЕКОВ К ЛОНЖЕРОНУ ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА 1994
  • Лисс А.Ю.
  • Антохин В.А.
RU2112702C1
ЛОПАСТЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА 2014
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Ходунов Сергей Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Горский Антон Анатольевич
  • Трифонов Иван Владимирович
  • Козырев Сергей Юрьевич
  • Бурдов Алексей Андреевич
RU2578832C2
Приспособление для измерения положения поперечного центра тяжести лопастей несущих и рулевых винтов вертолётов 2016
  • Гончаров Александр Николаевич
  • Столяров Андрей Валерьевич
RU2658227C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 704 753 C1

Реферат патента 2019 года Универсальное приспособление сравнения жесткости лопастей несущих или рулевых винтов вертолётов на изгиб в плоскости тяги

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам определения жесткостных характеристик лопастей с целью сравнения жесткости лопастей несущих или рулевых винтов вертолетов на изгиб в плоскости тяги при серийном производстве в соответствии с техническими условиями (ТУ) в области авиастроения. Устройство содержит жесткую стойку, укрепленную в пол, в которую встроено нагружающее устройство, состоящее из винтовой пары, рычага, закрепленного на внешнем диаметре измерителя крутящего момента силы, который передает через комлевую втулку лопасти крутящий момент, изгибающий лопасть в плоскости тяги, и второй переставляемой для разных по длине лопастей опорой для хвостовой части лопасти, удерживающей лопасть в неизменном положении, с ложементом для последнего хвостового отсека лопасти, с роликами, которые перекатываются по направляющим при изгибе и изменении длины лопасти и противодействуют силе от изгибающего момента в плоскости тяги. Технический результат заключается в возможности сравнения и установки нескольких групп жесткости лопастей для формирования комплекта на вертолет, обеспечения поштучной взаимозаменяемости лопастей, улучшения характеристики соконусности лопастей на земле и в полете, снижения динамической разбалансировки комплекта лопастей, повышения уровня флаттерной устойчивости лопастей, снижения уровня вибрации вертолета, уменьшения количества контрольных полетов по доводке лопастей, увеличения ресурса забустерной части управления вертолета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 704 753 C1

Универсальное приспособление сравнения жесткости лопастей несущих или рулевых винтов вертолетов на изгиб в плоскости тяги, содержащее жесткую стойку, укрепленную в пол, в которую встроено нагружающее устройство, состоящее из винтовой пары, рычага, закрепленного на внешнем диаметре измерителя крутящего момента силы, который передает через комлевую втулку лопасти крутящий момент, изгибающий лопасть в плоскости тяги, и второй переставляемой для разных по длине лопастей опорой для хвостовой части лопасти, удерживающей лопасть в неизменном положении, с ложементом для последнего хвостового отсека лопасти, с роликами, которые перекатываются по направляющим при изгибе и изменении длины лопасти и противодействуют силе от изгибающего момента в плоскости тяги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2704753C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗГИБНОЙ ЖЕСТКОСТИ ПРОТЯЖЕННЫХ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ КРИВИЗНОМЕРА 2013
  • Шершавин Виталий Владимирович
  • Дорошенко Николай Иванович
  • Мироненко Лев Антонович
  • Иванов Андрей Александрович
RU2535645C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕСТКОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛОПАСТЕЙ 2013
  • Гончаров Александр Николаевич
  • Никуленко Юрий Федорович
RU2604895C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗГИБНОЙ ЖЕСТКОСТИ ОБЪЕКТОВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 1991
  • Афанасьев В.И.
  • Балакирев А.Н.
  • Ершов Ю.М.
  • Шатланов М.И.
RU2120120C1
US 8578753 B2, 12.11.2013.

RU 2 704 753 C1

Авторы

Гончаров Александр Николаевич

Ле Руслан Черсунович

Столяров Андрей Валерьевич

Даты

2019-10-30Публикация

2018-10-08Подача