Устройство крепления подшипников на валу Российский патент 2019 года по МПК F16C35/06 F16C25/08 

Описание патента на изобретение RU2706756C1

Устройство относится к проектированию и производству механизмов и машин и может быть использовано при производстве и восстановлении подшипниковых узлов различных конфигураций.

Известно устройство для установки и крепления подшипников на валах, причем подшипники удерживаются на валу от проворачивания за счет напряженного состояния поверхностей вала и внутреннего кольца подшипника. Например, в коробках скоростей металлорежущих станков применяют подобное размещение подшипников (патент на изобретение РФ №863941, опубликовано 15.09.1981, бюллетень №34).

Также известен буксовый подшипниковый узел колес железнодорожного транспорта, содержит двухрядный блок роликовых подшипников качения, воспринимающий радиальную и осевую нагрузку при движении транспортного средства. Подшипник с цилиндрическими роликами устанавливают с внешней стороны буксы. Подшипник с коническими роликами, воспринимающий как радиальную, так и осевую нагрузку, располагают с внутренней стороны буксы. Натяг в роликовом подшипнике обеспечивается установкой деформируемой кольцевой герметизирующей прокладки под фланцем крепления подшипников и крышки (патент на изобретение РФ №2649106, опубликовано 16.11.2017, бюллетень №10).

Недостатком данных устройств является необходимость использования специального оборудования для установки и снятия подшипника, удаления монтируемого узла из рабочей зоны. Причем по мере увеличения размеров валов трудоемкость этих работ во много раз возрастает.

Технической задачей является создание такого устройства установки и смены подшипников, при котором необходимость в специальном оборудовании и удалении вала с подшипниками из рабочей зоны отсутствовала.

Поставленную задачу решают применением специальной разжимной втулки с осевым разъемом, внутренней конической, и наружной цилиндрической поверхностями, которая устанавливается на конусной поверхности вала. За счет перемещения втулки вдоль оси вала происходит увеличение её наружного диаметра, создается необходимый контакт вала и внутреннего кольца подшипника. В результате внутреннее кольцо подшипника упруго деформируется и вращается вместе с валом и разжимной втулкой.

Сущность устройства поясняется схемой, где на фиг. 1 дана схема установки разжимной втулки на валу и кольца подшипника на разжимной втулке.

Подшипник 1 удерживается на валу 2 с помощью разжимной втулки 3. Она фиксируется на валу с помощью диска натяжения 4 ,расположенного на винте натяжения 5. Положение этого винта в валу ограничивается с помощью упора 6. Перемещение диска по винту контролируется с помощью стопорной контрогайки 7 и стопорной шайбы 8. Положение подшипника в корпусе на валу ограничивается крышкой 9. Между торцом разжимной гайки и опорной поверхностью диска расположен сепаратор 10 с шариками 11 ,в отверстия диска ввинчиваются тяги 12 , удерживающие диск 13 с внутренней конусной поверхностью.

Вращением натяжного диска 4 вводят разжимную втулку 3 в соприкосновение с внутренним кольцом подшипника, при этом исчезает свободное перемещение кольца относительно втулки и перемещение вдоль оси вала. Дальнейшим введением втулки в кольцо подшипника создают необходимый натяг. Необходимое перемещение втулки рассчитывают из соотношения

П=H O k ,

где Н – принимаемый радиальный натяг,

Ок – обратная конусность внутренней поверхности втулки,

O k = L k ,

где L – длина конусной поверхности ,k – увеличение радиуса конусной поверхности на этой длине.

Величину перемещения П, создающего необходимый контакт между подшипником и валом контролируют:

1) нутромером по изменению зазора между диском 4 и нижним кольцом подшипника,

2) по лимбу, размещаемому на цилиндрической поверхности разжимной втулки, по углу поворота диска 4 относительно разжимной втулки из соотношения

N= П t хв N= П/tхв ,

где N – число оборотов диска 4, tхв – шаг винта 5.

Применение данного изобретения дает преимущества как устройства высокого качества соединения валов и подшипников. Эти преимущества особенно проявляются при неоднократной замене и переустановке подшипников в связи с образованием на валу при разборке его соединения в традиционных условиях поверхностных дефектов, что связано с движением кольца в условиях пластической деформации по валу при разборке их соединения. Расстопорив винт, вращением натяжного диска в обратную сторону выводят натяжную гайку с помощью тяг 12 и диска 13 из контакта с кольцом подшипника, получая возможность для удаления подшипника.

Похожие патенты RU2706756C1

название год авторы номер документа
Устройство для крепления подшипников на валу в его средней части 2019
  • Барботько Анатолий Иванович
  • Разумов Михаил Сергеевич
  • Еськов Алексей Викторович
RU2717623C1
ВЕЛОСИПЕД ДВУХКОЛЕСНЫЙ 2018
  • Комаров Валерий Александрович
RU2696749C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСИРУЮЩАЯ МУФТА 2015
  • Мамбетов Аскербий Джирасланович
  • Кручек Влодзимеж
  • Лафишева Роза Зулкарнаевна
RU2622675C2
РУЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЛИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 2006
  • Мэтр Люк
  • Райзер Сирил
RU2372874C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1985
  • Юрасов Ю.А.
  • Донской С.В.
RU2118723C1
РУЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАРКИРОВКИ ИЗДЕЛИЙ 1996
  • Бирчикова В.А.
  • Боровков Ю.К.
  • Гринберг В.М.
  • Осетров А.П.
  • Осетров И.А.
RU2116149C1
Подшипниковый узел 1990
  • Иванов Александр Евгеньевич
SU1784758A1
ХНЯЧЬСКАЯ ^" iMSJiMOTCKA 1969
SU250515A1
Подшипниковый узел 2016
  • Иванщиков Юрий Васильевич
  • Доброхотов Юрий Николаевич
RU2638881C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 706 756 C1

Реферат патента 2019 года Устройство крепления подшипников на валу

Изобретение относится к проектированию и производству механизмов и машин и может быть использовано при производстве и восстановлении подшипниковых узлов различных конфигураций. Устройство для крепления подшипников на валу содержит разжимную втулку с продольным разъемом, наружной цилиндрической и внутренней конусной поверхностями, и систему перемещения её в зазор между конусной поверхностью вала и цилиндрической поверхностью нижнего кольца подшипника, которая состоит из винта натяжения, удерживающего перемещаемый по нему диск натяжения с сепараторным кольцом и вставленными в него шариками, контрогайку и стопорное кольцо. Необходимая степень натяжения подшипника устанавливается по величине осевого перемещения разжимной втулки или углу поворота диска натяжения, а контакт его с разжимной втулкой происходит через сепаратор с шариками. Технический результат: создание устройства для крепления подшипников на валу, при котором необходимость в специальном оборудовании и удалении вала с подшипниками из рабочей зоны отсутствует. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 706 756 C1

Устройство для крепления подшипников на валу, отличающееся тем, что содержит разжимную втулку с продольным разъемом и внутренней конусной поверхностью, и систему перемещения её в зазор между конусной поверхностью вала и цилиндрической поверхностью нижнего кольца подшипника, которая состоит из винта натяжения, удерживающего перемещаемый по нему диск натяжения с сепараторным кольцом и вставленными в него шариками, контрогайку и стопорное кольцо, причем необходимая степень натяжения подшипника устанавливается по величине осевого перемещения разжимной втулки или углу поворота диска натяжения, а контакт его с разжимной втулкой происходит через сепаратор с шариками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2706756C1

БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2016
  • Громаковский Дмитрий Григорьевич
  • Хаустов Вячеслав Иванович
  • Шигин Сергей Владимирович
RU2649106C2
1971
SU411240A1
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА 2006
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2327907C1
Включающее приспособление для производства электрической сварки по методу сопротивления короткими импульсами тока 1933
  • Бенедикт О.В.
  • Хауф М.
SU34663A1
US 5221168 A, 22.06.1993.

RU 2 706 756 C1

Авторы

Барботько Анатолий Иванович

Еськов Алексей Викторович

Разумов Михаил Сергеевич

Даты

2019-11-20Публикация

2019-03-22Подача