Устройство относится к проектированию и производству механизмов и машин и может быть использовано при производстве и восстановлении подшипниковых узлов различных конфигураций.
Известно устройство для установки и крепления подшипников на валах, причем подшипники удерживаются на валу от проворачивания за счет напряженного состояния поверхностей вала и внутреннего кольца подшипника. Например, в коробках скоростей металлорежущих станков применяют подобное размещение подшипников (патент на изобретение РФ №863941, опубликовано 15.09.1981, бюллетень №34).
Также известен буксовый подшипниковый узел колес железнодорожного транспорта, содержит двухрядный блок роликовых подшипников качения, воспринимающий радиальную и осевую нагрузку при движении транспортного средства. Подшипник с цилиндрическими роликами устанавливают с внешней стороны буксы. Подшипник с коническими роликами, воспринимающий как радиальную, так и осевую нагрузку, располагают с внутренней стороны буксы. Натяг в роликовом подшипнике обеспечивается установкой деформируемой кольцевой герметизирующей прокладки под фланцем крепления подшипников и крышки (патент на изобретение РФ №2649106, опубликовано 16.11.2017, бюллетень №10).
Недостатком данных устройств является необходимость использования специального оборудования для установки и снятия подшипника, удаления монтируемого узла из рабочей зоны. Причем по мере увеличения размеров валов трудоемкость этих работ во много раз возрастает.
Технической задачей является создание такого устройства установки и смены подшипников, при котором необходимость в специальном оборудовании и удалении вала с подшипниками из рабочей зоны отсутствовала.
Поставленную задачу решают применением специальной разжимной втулки с осевым разъемом, внутренней конической, и наружной цилиндрической поверхностями, которая устанавливается на конусной поверхности вала. За счет перемещения втулки вдоль оси вала происходит увеличение её наружного диаметра, создается необходимый контакт вала и внутреннего кольца подшипника. В результате внутреннее кольцо подшипника упруго деформируется и вращается вместе с валом и разжимной втулкой.
Сущность устройства поясняется схемой, где на фиг. 1 дана схема установки разжимной втулки на валу и кольца подшипника на разжимной втулке.
Подшипник 1 удерживается на валу 2 с помощью разжимной втулки 3. Она фиксируется на валу с помощью диска натяжения 4 ,расположенного на винте натяжения 5. Положение этого винта в валу ограничивается с помощью упора 6. Перемещение диска по винту контролируется с помощью стопорной контрогайки 7 и стопорной шайбы 8. Положение подшипника в корпусе на валу ограничивается крышкой 9. Между торцом разжимной гайки и опорной поверхностью диска расположен сепаратор 10 с шариками 11 ,в отверстия диска ввинчиваются тяги 12 , удерживающие диск 13 с внутренней конусной поверхностью.
Вращением натяжного диска 4 вводят разжимную втулку 3 в соприкосновение с внутренним кольцом подшипника, при этом исчезает свободное перемещение кольца относительно втулки и перемещение вдоль оси вала. Дальнейшим введением втулки в кольцо подшипника создают необходимый натяг. Необходимое перемещение втулки рассчитывают из соотношения
где Н – принимаемый радиальный натяг,
Ок – обратная конусность внутренней поверхности втулки,
где L – длина конусной поверхности ,k – увеличение радиуса конусной поверхности на этой длине.
Величину перемещения П, создающего необходимый контакт между подшипником и валом контролируют:
1) нутромером по изменению зазора между диском 4 и нижним кольцом подшипника,
2) по лимбу, размещаемому на цилиндрической поверхности разжимной втулки, по углу поворота диска 4 относительно разжимной втулки из соотношения
где N – число оборотов диска 4, tхв – шаг винта 5.
Применение данного изобретения дает преимущества как устройства высокого качества соединения валов и подшипников. Эти преимущества особенно проявляются при неоднократной замене и переустановке подшипников в связи с образованием на валу при разборке его соединения в традиционных условиях поверхностных дефектов, что связано с движением кольца в условиях пластической деформации по валу при разборке их соединения. Расстопорив винт, вращением натяжного диска в обратную сторону выводят натяжную гайку с помощью тяг 12 и диска 13 из контакта с кольцом подшипника, получая возможность для удаления подшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для крепления подшипников на валу в его средней части | 2019 |
|
RU2717623C1 |
ВЕЛОСИПЕД ДВУХКОЛЕСНЫЙ | 2018 |
|
RU2696749C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСИРУЮЩАЯ МУФТА | 2015 |
|
RU2622675C2 |
РУЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЛИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ | 2006 |
|
RU2372874C2 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1985 |
|
RU2118723C1 |
РУЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАРКИРОВКИ ИЗДЕЛИЙ | 1996 |
|
RU2116149C1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1784758A1 |
ХНЯЧЬСКАЯ ^" iMSJiMOTCKA | 1969 |
|
SU250515A1 |
Подшипниковый узел | 2016 |
|
RU2638881C1 |
Изобретение относится к проектированию и производству механизмов и машин и может быть использовано при производстве и восстановлении подшипниковых узлов различных конфигураций. Устройство для крепления подшипников на валу содержит разжимную втулку с продольным разъемом, наружной цилиндрической и внутренней конусной поверхностями, и систему перемещения её в зазор между конусной поверхностью вала и цилиндрической поверхностью нижнего кольца подшипника, которая состоит из винта натяжения, удерживающего перемещаемый по нему диск натяжения с сепараторным кольцом и вставленными в него шариками, контрогайку и стопорное кольцо. Необходимая степень натяжения подшипника устанавливается по величине осевого перемещения разжимной втулки или углу поворота диска натяжения, а контакт его с разжимной втулкой происходит через сепаратор с шариками. Технический результат: создание устройства для крепления подшипников на валу, при котором необходимость в специальном оборудовании и удалении вала с подшипниками из рабочей зоны отсутствует. 1 ил.
Устройство для крепления подшипников на валу, отличающееся тем, что содержит разжимную втулку с продольным разъемом и внутренней конусной поверхностью, и систему перемещения её в зазор между конусной поверхностью вала и цилиндрической поверхностью нижнего кольца подшипника, которая состоит из винта натяжения, удерживающего перемещаемый по нему диск натяжения с сепараторным кольцом и вставленными в него шариками, контрогайку и стопорное кольцо, причем необходимая степень натяжения подшипника устанавливается по величине осевого перемещения разжимной втулки или углу поворота диска натяжения, а контакт его с разжимной втулкой происходит через сепаратор с шариками.
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2016 |
|
RU2649106C2 |
1971 |
|
SU411240A1 | |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА | 2006 |
|
RU2327907C1 |
Включающее приспособление для производства электрической сварки по методу сопротивления короткими импульсами тока | 1933 |
|
SU34663A1 |
US 5221168 A, 22.06.1993. |
Авторы
Даты
2019-11-20—Публикация
2019-03-22—Подача