Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам, где необходима фиксация рздиально-упорных подшипников и точная регулировка их осевого натяга.
Известен узел регулирования осевого натяжения подшипников посредством затяжки гайкой внутренней обоймы одного из подшипников, а внутренняя обойма другого подшипника упирается при этом в бурт вала, а наружная обойма - в бурт корпуса. Данное устройство позволяет бесступенчато регулировать величину осевого натяжения подшипников, однако в нем не решены проблемы равномерного распределения усилия по окружности внутреннего кольца подшипника, а также фиксации гайки на резьбе вала. Отмеченные недостатки ухудшают эксплуатационные качества устройства в целом.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств устройства за счет обеспечения регулировки и распределения усилия затяжки по окружности внутреннего кольца подшипника.
Указанная цель достигается тем, что узел снабжен разрезным стопорным элементом и натяжными винтами, затяжная гайка выполнена с внутренней конусной поверхностью и резьбовыми отверстиями на свободном торце, а стопорный элемент выполнен с осевым отверстием, наружной конусной поверхностью и опорной частью с отверстиями, соосными резьбовым отверстиям затяжной гайки, а стопорный элемент размещен на валу и его конусная поверхность взаимодействует с аналогичной поверхностью затяжной гайки, при этом натяжные винты размещены в отверстиях стопорного элемента и натяжной гайки. Целесообразно при этим опорную часть стопорного элемента выполнять зацело с последним в виде диска.
На фиг.1 . изображен подшипниковый узел в сборе, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - узел с базированием опорного элемента по натяжной гайке, вариант исполнения.
Подшипниковый узел смонтирвоан на валу 1 и содержит радиально-упорный подшипник 2, затяжную гайку 3, навернутую на
резьбу 4 вала 1 до контакта с внутренним кольцом подшипника 2 В гайке 3 выполнена внутренняя проточка 5 в виде конической поверхности 6 На гладкой цилиндрической поверхности вала 1 размещен разрезной стопорный элемент 7, снабженный осевыми прорезями 8 (фиг.2), при этом его наружная поверхность 9 выполнена конической и сопряжена с поверхностью 6 затяжной гайки 3. Опорная часть разрезного стопорного элемента 7 может быть выполнена отдельно от этогсГэлемента (фиг. 1,3) - в виде диска 10, размещенного на этой же части вала 1 и контактирующего с торцом элемента 7, либо может быть выполнена зацело с упомянутым элементом Кроме того, диск 10 может быть выполнен Г-образного сечения с базированием по наружной поверхности затяжной гайки 3 (фиг 3) В свободном (не контактирующем с подшипником) торце гайки 3 выполнены резьбовые отверстия 11, равномерно расположенные по окружности, а в диске 10 - соответствующие им отверстия. В упомянутые отверстия в диске 10 пропущены натяжные винты 12, ввернутые в резьбовые отверстия 11 гайки 3
Подшипниковый узел собирают в Следующей последовательности.
На резьбовую часть установленного в подшипниках вала 1 наворачивают затяжную гайку 3 до контакта ее с торцом внутреннего кольца подшипника 2. Затем ключом осуществляют затягивание гайки 3 до заданной величины усилия, после чего на вал 1 устанавливают разрезной стопорный элемент 7, вводя его в проточку затяжной гайки 3 до контакта их конических поверх ностей 6 и 9. Также на вал 1 устанавливают диск 10 (если опорная часть элемента 7 выполнена отдельно), ориентируя его в окружном направлении таким образом, чтобы отверстия в нем были соосны резьбовым отверстиям в гайке 3 После этого в резьбовые отверстия 11 ввинчивают натяжные
винты 12, с помощью которых через диск 10 создают осевое нагружение на разрезной стопорный элемент 7, фиксируя теТд самым гайку 3 S случае, если последующая проверка покажет значительное осевое биение торца вала 1, то это явление исправляется посредством ослабления или усиления затягивания винтов 12,что приведет к требуемому повороту гайки 3 в осевой плоскости
относительно витков резьбы вала 1 и исправлению осевого биения
Таким образом, данное устройство повышает удобство регулирования и точность установки вала в опорах
Ф о р м у л а и з о б ре т е н и я
1.Подшипниковый узел, содержащий установленный на валу подшипник, наружное кольцо которого размещено в корпусе в контакте одним из торцов наружного кольца
подшипника с буртом корпуса, вал выполнен с резьбовой частью, на которой размещена затяжная гайка, контактирующая своим торцом с одним из торцов внутреннего кольца подшипника, отличающийс я тем, что,с целью улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения регулировки и распределения усилия затяжки, он снабжен разрезным стопорным элементом и натяжными винтами, затяжная гайка выполнена с внутренней конусной поверхностью и резьбовыми отверстиями на свободном торце, стопорный элемент выполнен с осевым отверстием, наружной конусной поверхностью и опорной частью с
отверстиями, соосными резьбовым отверстиям затяжной гайки, стопорный элемент размещен на валу и своей конусной поверхностью контактирует с конусной поверхностью затяжной гайки, а натяжные винты
размещены & отверстиях стопорного элемента и натяжной гайки.
2.Узел поп.1, от л ича ющийсятем, что опорная часть стопорного элемента бы- полнена в биде диска
-- ъгъл глрлл лаа лс/- t
У7 //777Ј7//
Г Лт-тштттж.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство крепления подшипников на валу | 2019 |
|
RU2706756C1 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОНСОЛЬНОГО РАБОЧЕГО КОЛЕСА НА ВАЛУ | 1990 |
|
RU1722094C |
Рабочий орган роторного экскаватора | 1980 |
|
SU901388A1 |
Устройство для герметизации трубопровода при ремонте и замене шарового крана | 2023 |
|
RU2812289C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
ВАЛКОВАЯ ДРОБИЛКА "ВИКМАКС" И СПОСОБ ФИКСАЦИИ ЗУБЧАТЫХ ДИСКОВ НА ЕЕ ВАЛКАХ | 1991 |
|
RU2023505C1 |
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 2000 |
|
RU2191928C2 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1760203A1 |
СЪЕМНАЯ СТУПИЦА ДЛЯ МОНТАЖА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕМЕНТА НА ПРИВОДНОМ ВАЛУ | 2009 |
|
RU2402701C1 |
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ГЛАДКИХ ТРУБ | 2006 |
|
RU2298718C1 |
Использование: в шпиндельных узлах токарных станков. Сущность изобретения: разрезной стопорный элемент конической поверхностью контактирует с конической поверхностью затяжной гайки. Гайка торцом контактирует с внутренним кольцом подшипника, Винтами обеспечивается поворот гайки в осевой плоскости относительно витков резьбы вала. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
fessss
0рлов П.И | |||
Основы конструирования | |||
М.: Машиностроение, 1977, кн, 2, с | |||
Прибор для штрихования | 1923 |
|
SU494A1 |
Рельсовое стыковое скрепление | 1922 |
|
SU461A1 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1990-06-26—Подача