МНОГОКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ Российский патент 2019 года по МПК F02K9/42 F02K9/80 

Описание патента на изобретение RU2707015C1

Изобретение относится к ракетной технике, в которой создание жидкостных ракетных двигателей с минимально возможными массой, продольными и радиальными габаритами является всегда актуальным, особенно для жидкостных ракетных двигателей верхних ступеней ракет-носителей, а более конкретно, к устройству многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги.

Известны многокамерные жидкостные ракетные двигатели с дожиганием генераторного газа с управляемым вектора тяги за счет качания камер в шарнирных узлах, расположенных в верхней части двигателя над смесительными головками камер, содержащие турбонасосный агрегат, газогенератор, магистрали изменяемого направления подвода генераторного газа с избытком одного из компонентов к смесительным головкам камер, расположенными выходной частью вдоль продольных осей камер и магистраль подвода недостающего в генераторном газе компонента, например, горючего, к камерам (патент РФ №2409754, МПК F02K 9/66)

В таком многокамерном жидкостном ракетном двигателе размещение узла качания над смесительными головками камер требует значительных радиальных габаритов двигательного отсека из-за значительной амплитуды перемещения срезов сопл при качании камер. Наиболее значительные амплитуды перемещения срезов сопл получаются в многокамерных жидкостных ракетных двигателях верхних ступеней ракет-носителей с длинными соплами высоких степеней расширения. Кроме того в многокамерных жидкостных ракетных двигателях при качании только в одной плоскости стабилизации для управления по крену необходимо использовать отдельные сопла крена, что сопряжено с потерей экономичности двигателя, например, из-за необходимости использования низкотемпературного генераторного газа после турбины турбонасосного агрегата.

Известны многокамерные жидкостные ракетные двигатели с дожиганием генераторного газа с управляемым вектором тяги, составленные из двухкамерных двигателей с заменой карданного подвеса каждой камеры на подвес с использованием траверс и качанием камер только в одной плоскости, за счет качания каждой камеры в карданных подвесах, расположенных в верхней части двигателя над смесительными головками камер, содержащие общий для каждой пары двух камер турбонасосный агрегат, газогенератор, гибкие магистрали в виде сильфонов подвода генераторного газа с избытком одного из компонентов к смесительным головкам камер и магистрали подвода недостающего в генераторном газе компонента, например, горючего, к камерам для их охлаждения (см. двигатель РД-180).

В этом многокамерном жидкостном ракетном двигателе, составленном из двух двухкамерных жидкостных ракетных двигателей кроме управления вектором тяги по тангажу и рысканию возможно управление по крену без дополнительных сопел крена. Кроме того, такой многокамерный жидкостный ракетный двигатель, составленный из двухкамерных жидкостных ракетных двигателей, обладающий преимуществами перед известными двухкамерными, а тем более перед однокамерными, предназначен для двигательной установки первой ступени ракеты - носителя и позволяет использовать траверсы с качанием камер только в одной плоскости. Важным преимуществом многокамерного двигателя, получаемого комплектацией двух форсированных двухкамерных двигателей, является упрощение стендовой наземной отработки на существующей стендовой базе, предназначенной для наземной отработки двигателей меньших тяг, например, половину величины тяги форсируемого двигателя.

Недостатком же двигательных установок верхних ступеней ракет - носителей с размещением узла качания над смесительными головками камер и заданными углами качания камер в карданном подвесе является то, что это приводит к необходимости увеличивать радиальные габариты отсека размещения двигателей из-за значительных размеров выходных сечений сопел и их "размаха" при качании. Форсирование по тяге с одновременным увеличением давлений в камерах сгорания всегда ограничивается охлаждением камер при заданной экономичности. При форсировании по тяге таких двигателей с ограничением давления продуктов сгорания в камерах в заданных радиальных габаритах двигательного отсека существует ограничение по уровню форсирования и по достижимым степеням расширения сопел (по экономичности) или по углам качания камер, что не всегда приемлемо.

Известен также многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащий установленные два двигательных блока каждый с газогенератором, камерами, агрегатами автоматики и регулирования, рамой, размещенным в центральной части двигательного отсека турбонасосным агрегатом с турбиной и насосами, соединенных своими затурбинными полостями и полостями после насосов разветвленными магистралями общих патрубков и расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер, размещенных и скрепленными с рамами посредством траверс по периферии двигательного отсека (патент РФ №2525618 от 31.07.2017 г., МПК F02K 9/66) - прототип.

В известном многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащем два, например, двухкамерных двигательных блока каждый с газогенератором, камерами, агрегатами автоматики и регулирования, рамой, размещенным в центральной части двигательного отсека турбонасосным агрегатом с турбиной и насосами, соединенными своими затурбинными полостями и полостями после насосов разветвленными магистралями общих патрубков и расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер, размещенных и скрепленными с рамами посредством траверс по периферии двигательного отсека гибкие трубопроводы для подачи генераторного газа от турбины турбонасосного агрегата к смесительным головкам камер расположены в районе минимального сечения камер, что значительно уменьшает требуемый размах сопел камер при качании и улучшает размещение форсируемого двигателя в существующих радиальных габаритах двигательного отсека. Кроме того, использование в комплектации двух двухкамерных блоков позволит использовать в большинстве случаев имеющееся стендовое оборудование для наземной отработки составных частей многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги.

Однако при возникновении новых задач по выполнению ступенчатого регулирования силы тяги в многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги, по меньшей мере в два раза меньше, чем исходная сила тяги многокамерного жидкостного ракетного двигателя, например на конечной ступени тяги, в указанном многокамерном жидкостном ракетном двигателе появляется несимметричное воздействие работающего двигательного блока, вектор силы тяги которого создает усилия крена или тангажа, которые необходимо парировать отклонением камер, что приводит к потерям эффективности силового воздействия камер для получения приращения скорости ступени ракеты-носителя, что снижает функциональные возможности многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги, скомплектованного из двух двигательных блоков и снижает среднетраекторный удельный импульс жидкостного ракетного двигателя, состоящего из двух двухкамерных.

Указанное техническое решение не всегда позволяет решить новые поставленные задачи по снижению разнотяговости камер в одинаковых плоскостях стабилизации из-за неизбежного отличия параметров каждого из скомплектованных двигательных блоков, так как в одной плоскости стабилизации расположены камеры от разных двух двигательных блоков, снабженных разными турбонасосными агрегатами, обеспечивающих не всегда одинаковые давления в камерах двух разных блоков, что не всегда допустимо. Даже комплектация многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги из двух двухкамерных блоков требует в некоторых случаях дополнительного подбора блоков с очень близкими параметрами по силе тяги каждого из блоков, что требует дополнительных затрат.

Кроме того, применение многокамерных жидкостных ракетных двигателей с дожиганием с управляемым вектором тяги, скомплектованных из двух двигательных двухкамерных блоков не всегда позволяет решать задачу резервирования каждого из двух блоков, каждый из которых может решать самостоятельно задачу выведения с меньшей тягой, но с большей длительностью работы, при известном расположении камер блоков с несимметричным приложением результирующих векторов сил тяг вдоль собственных осей симметрии, не совпадающих с продольной осью симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя, что требует нерасчетного положения камер.

Указанное техническое решение не позволяет расширить функциональные возможности многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управлением вектором тяги, заключающихся в обеспечении работы на конечных ступенях тяги одного блока при отключенном состоянии другого блока с минимальным отклонением векторов тяги каждого из блоков от продольной оси симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя, обеспечить резервирование и снижение разнотяговости симметрично расположенных камер в плоскостях стабилизации.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение вышеуказанных недостатков и расширение функциональных возможностей многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги, заключающихся в обеспечении работы на конечных ступенях тяги одного при отключенном состоянии другого с сохранением соосности векторов тяги каждого из блоков с продольной осью симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги с сохранением положения результирующего вектора тяги, а также обеспечения резервирования и снижения разнотяговости камер в одной плоскости стабилизации.

Приведенные выше недостатки исключены в предлагаемом изобретении.

Указанная задача изобретения достигается тем, что в нем каждый двигательный блок расположен крестообразно и ортогонально относительно другого своими главными соответствующими продольными плоскостями симметрии и с радиально симметричным расположением камер, причем, в каждом из двигательных блоков расходящиеся к камерам изогнутые симметричные трубопроводы подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер выполнены с одинаковыми диаметрами поперечных сечений и одинаковой траектории и ориентированы изогнутыми частями в месте соединения с общим патрубком на первом блоке по направлению к срезам сопел, а на втором - в обратную вдоль продольной оси симметрии жидкостного ракетного двигателя сторону с образованием зазора между трубопроводами первого блока, а общие патрубки одного и второго двигательного блока выполнены гидравлически идентичными, например, с одинаковыми диаметрами поперечных сечений, радиусами траектории, углами, количеством поворотов и длинами прямолинейных и криволинейных траекторий участков между ними.

Задача изобретения достигается также тем, что общие патрубки первого и второго двигательных блоков выполнены из двух частей, первые из которых своими входами связанные с затурбинными полостями турбонасосных агрегатов продольными осями симметрии выходов расположены в плоскости, проходящей через продольные оси симметрии прямолинейных участков расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода генераторного газа и расположенной перпендикулярно продольной оси симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя и на равном удалении от центров их максимально удаленных поперечных сечений изогнутых участков как одного двигательного блока, так и другого, причем, вторые участки общих патрубков одного и второго блока выполнены зеркальными относительно упомянутой выше плоскости, своими входами соединены с выходами первых участков, а выходами - с средними сечениями криволинейных участков изогнутых симметричных трубопроводов соответствующих двигательных блоков.

Предлагаемое изобретение представлено на чертеже рис. 1-11 (рис. 1 - проекционный вид сверху на многокамерный жидкостный ракетный двигатель с двигательными блоками, рис. 2 - проекционный вид спереди на многокамерный жидкостный ракетный двигатель с камерами, карданом и рамой, с расположением кардана в районе минимального сечения камеры, рис. 3 - укрупненный местный вид с изображением траверс, кардана, рулевых машинок, рис. 4 - разрез по А-А с изображением камер, разветвленных магистралей, общих патрубков подвода генераторного газа к камерам, рис. 5 - разрез по В-В с изображением продольных осей симметрии прямолинейных участков изогнутых симметричных трубопроводов подвода генераторного газа и самих трубопроводов, рис. 6 - два отдельных изогнутых симметричных трубопровода подвода генераторного газа каждого двигательного блока, рис. 7 - два изогнутых симметричных трубопровода подвода генераторного газа с общими патрубками двигательных блоков с элементами траекторий и поперечных сечений, рис. 8 - показано симметричное удаление центров поперечных сечений изогнутых участков от плоскости расположения продольной оси симметрии выхода патрубка подвода генераторного газа, рис. 9 - проекционный вид спереди на многокамерный жидкостный ракетный двигатель с расположением кардана над смесительной головкой камеры с изображением камер, рис. 10 - проекционный вид сверху на многокамерный жидкостный ракетный двигатель с расположением кардана в районе смесительной головки камеры, рис. 11 - показано симметричное удаление центров максимально удаленных поперечных сечений изогнутых участков от плоскости расположения продольной оси симметрии выхода общего патрубка подвода генераторного газа), где:

1. Первый двигательный блок;

2. Второй двигательный блок;

3. Газогенератор;

4. Камера;

5. Агрегат автоматики;

6. Агрегат регулирования;

7. Рама;

8. Турбонасосный агрегат;

9. Турбина;

10. Насос горючего;

11. Насос окислителя;

12. Затурбинная полость турбонасосного агрегата;

13. Полость после насоса горючего;

14. Полость после насоса окислителя;

15. Разветвленная магистраль подачи генераторного газа;

16. Разветвленная магистраль подачи горючего;

17. (18.) Общий патрубок подвода генераторного газа первого (второго) двигательного блока;

19. (20.) Изогнутый симметричный трубопровод подвода генераторного газа первого (второго) двигательного блока;

21. (22.) Изогнутый симметричный трубопровод подвода горючего к трактам охлаждения камер первого (второго) двигательного блока;

23. (24.) Полость генераторного газа смесительной головки камеры первого (второго) двигательного блока;

25. (26.) Смесительная головка камеры первого (второго) двигательного блока;

27. (28.) Тракт охлаждения камеры первого (второго) двигательного блока.

29. (30.) Траверса первого (второго) двигательного блока;

31. (32.) Кардан первого (второго) двигательного блока;

33. (34.) Продольная плоскость симметрии первого (второго) двигательного блока;

35. (36.) Изогнутая часть изогнутого симметричного трубопровода подвода генераторного газа первого (второго) двигательного блока;

37. Срез сопла камеры;

38. Продольная ось симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги;

39. Диаметр поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

40. Поперечное сечение общего патрубка подвода генераторного газа;

41. Радиус траектории поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

42. Угол поворота траектории поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

43. Длина прямолинейной траектории поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

44. Прямолинейный участок траектории поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

45. Криволинейный участок траектории поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

46. Траектория поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

47. Соединительный участок между прямолинейной и криволинейной траекторией поперечного сечения общего патрубка подвода генераторного газа;

48. (49.) Первый (второй) участок общего патрубка подвода генераторного газа;

50. Продольная ось симметрии выхода патрубка подвода генераторного газа;

51. Плоскость расположения продольной оси симметрии выхода патрубка подвода генераторного газа;

52. (53.) Продольная ось симметрии прямолинейного участка изогнутого симметричного трубопровода подвода генераторного газа первого (второго) блока;

54. (55.) Прямолинейный участок симметричного изогнутого трубопровода подвода генераторного газа первого (второго) блока;

56. (57.) Удаление центров максимально удаленных поперечных сечений изогнутых участков первого (второго) блока от плоскости 51;

58. (59.) Центр максимально удаленного поперечного сечения изогнутого участка первого (второго) блока от плоскости 51;

60. (61.) Максимально удаленное поперечное сечение изогнутого участка первого (второго) блока от плоскости 51;

62. (63.) Вход второй части изогнутого участка общего патрубка подвода генераторного газа первого (второго) двигательного блока;

64. (65.) Выход первой части изогнутого участка общего патрубка подвода генераторного газа первого (второго) двигательного блока.

66. (67.) Выход второй части изогнутого участка общего патрубка подвода генераторного газа первого (второго) двигательного блока;

68. Рулевая машинка.

Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержит установленные два двигательных блока: первый двигательный блок 1 и второй двигательный блок 2 каждый с газогенератором 3, камерами 4, агрегатами автоматики 5 и регулирования 6, рамой 7, размещенным в центральной части двигательного отсека турбонасосным агрегатом 8 с турбиной 9 и насосами 10 и 11, соединенными своими затурбинными полостями 12 и полостями 13 и 14 после насосов горючего и окислителя разветвленными магистралями 15 и 16 из общих патрубков 17 и 18 и расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода соответственно генераторного газа 19 и 20 и изогнутых симметричных трубопроводов подвода горючего 21 и 22 к соответствующим полостям 23 и 24 смесительных головок 25 и 26 и трактам охлаждения 27 и 28 камер 4, размещенных и скрепленных с рамой 7 посредством траверс 29 и 30 и карданов 31 и 32 на периферии двигательного отсека. Двигательный блок 1 расположен крестообразно и перпендикулярно относительно двигательного блока 2 своими главными соответствующими продольными плоскостями симметрии 33 и 34 и с радиально симметричным расположением камер 4, причем, в каждом из двигательных блоков 1 и 2 расходящиеся к камерам 4 симметричные изогнутые трубопроводы подвода соответственно генераторного газа 19 и 20 и изогнутые симметричные трубопроводы подвода горючего 21 и 22 к соответствующим полостям 23 и 24 смесительных головок 25 и 26 и трактам охлаждения 27 и 28 камер 4 выполнены с одинаковыми диаметрами поперечных сечений и по одинаковым траекториям и ориентированы изогнутыми частями 35 и 36 в месте соединения с общим патрубком 17 на первом двигательном блоке 1 по направлению к срезам сопел 37 камер 4, а на втором двигательном блоке 2 - в обратную от срезов сопел 37 вдоль продольной оси 38 симметрии жидкостного ракетного двигателя сторону с образованием зазора с трубопроводами генераторного газа 19 первого двигательного блока 1, а общие патрубки 17 и 18 одного и второго двигательного блока 1 и 2 выполнены с обеспечением получения одинаковых газодинамических потерь давления генераторного газа с одинаковыми диаметрами 39 поперечных сечений 40, радиусами 41, углами поворота 42 и количеством поворотов и длинами 43 прямолинейных 44 и криволинейных 45 траекторий 46 участков 47 между ними и последовательностями их расположения. Это необходимо для получения одинаковых давлений продуктов сгорания в камерах 4. Кроме того, общий патрубок 17 первого двигательного блока 1 и общий патрубок 18 второго двигательного блока 2 выполнены из двух участков 48 и 49, первые 48 из которых своими входами связанные с затурбинными полостями 12 турбонасосных агрегатов 8 и продольными осями симметрии выходов 50 расположены в плоскости 51, расположенной перпендикулярно продольной оси симметрии 38 многокамерного жидкостного ракетного двигателя и проходящей через продольные оси симметрии 52 и 53 прямолинейных участков 54 и 55 расходящихся к камерам 4 изогнутых симметричных трубопроводов подвода генераторного газа 19 и 20 и на равном удалении 56 и 57 от центров 58 и 59 их максимально удаленных поперечных сечений 60 и 61 изогнутых участков 37 и 38 как первого двигательного блока 1, так и второго двигательного блока 2. Вторые участки 49 выполнены и расположены зеркально относительно упомянутой выше плоскости 51, своими входами 62 и 63 соединены с выходами 64 и 65 первых участков 48, а выходами 66 и 67 - с прямолинейными участками 54 и 55 изогнутого трубопровода подвода генераторного газа 35 первого двигательного блока 1 и изогнутого трубопровода подвода генераторного газа второго двигательного блока 36 разветвленных магистралей 15 и 16 соответствующих двигательных блоков 1 и 2. Двигательные блоки 1 и 2 снабжены рулевыми машинками 68 для управления вектором тяги каждого из блоков при качании камер 4. После сборки первого двигательного блока 1 со вторым двигательным блоком 2 продольные оси симметрии их совпадают с продольной осью симметрии 38 многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги.

В составе каждого двигательного блока 1 и 2 (как вариант на рис. 9-11) выполнены симметрично расположенные две камеры 4, по одной с каждой стороны, но с карданами, расположенными на смесительной головке каждой камеры.

При таких двух вариантах расположение магистралей разводки генераторного газа обеспечивает расширение функциональных возможностей многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги, заключающихся в обеспечении работы с уменьшенной тягой на конечных ступенях тяги одного как при принудительном, так и при аварийном отключении другого, с сохранением соосности векторов тяги каждого и любого из двух двигательных блоков с продольной осью симметрии 38 многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги.

Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с управляемым вектором тяги работает следующим образом.

При запуске с включением агрегатов автоматики 5 и регулирования 6 и работе на рабочем режиме двигательного блока 1 и двигательного блока 2 генераторный газ из газогенератора 3 поступает на турбину 9 турбонасосного агрегата 8 каждого двигательного блока 1 и 2, а после поступает в затурбинные полости 12. Далее генераторный газ поступает в общие патрубки 17 и 18 изогнутых симметричных трубопроводов подвода генераторного газа 19 и 20. Первоначально газ поступает в первые участки 48 (одинаковые для первого 1 и второго двигательного блока 2) общих патрубков 17 и 18. Выходы 64 и 65 первых участков 48 своими продольными осями симметрии расположены в плоскости 51, которая является геометрическим местом точек, равноудаленных от центров 58 и 59 их максимально удаленных поперечных сечений 60 и 61 изогнутых частей 35 (горизонтально) и 36 (горизонтально), поэтому газодинамические потери давления генераторного газа на участках 48 в первом двигательном блоке равны газодинамическим потерям во втором двигательном блоке 2. В первом двигательном блоке 1 генераторный газ далее поступает во второй участок 49 общего патрубка 17 двигательного блока 1, который ориентирован в сторону, обратную от срезов сопел камер 4. Во втором двигательном блоке 2 генераторный газ поступает во второй участок 49 общего для всех камер 4 двигательного блока 2, который ориентирован в сторону срезов сопел камер 4. За счет того, что вторые участки 49 общих патрубков 17 и 18 выполнены зеркальными относительно плоскости 51, они имеют одинаковые газодинамические потери за счет одинаковых диаметров 39 поперечных сечений 40, радиусов 41, углов 42 и количества поворотов и длин 43 прямолинейных 44 и криволинейных 45 участков по траекториям 46 и соединительных участков между ними 47 и последовательностей их расположения, на выходах 66 и 67 обеспечивается реализация одинаковых значений давлений генераторного газа.

Далее генераторный газ попадает (в двигательном блоке 1) в прямолинейный участок 54 изогнутого трубопровода подвода генераторного газа первого двигательного блока 35 в его среднее сечение, а в двигательном блоке 2- в прямолинейный участок 55 изогнутого трубопровода подвода генераторного газа второго двигательного блока 36 в среднее сечение. Так как прямолинейный участок 54 изогнутого трубопровода подвода генераторного газа первого двигательного блока 35 и прямолинейный участок 55 изогнутого трубопровода подвода генераторного газа второго двигательного блока 36 расположены симметрично относительно плоскости 51, то сечения 37 и изогнутых частей изогнутого трубопровода подвода генераторного газа второго двигательного блока 36 расположены симметрично относительно плоскости 51, и на участках 49 из-за зеркального относительно плоскости 51 их выполнения их в них обеспечивается равенство газодинамических потерь давления генераторного газа. Из-за одинаковости поперечных сечений симметричных изогнутых трубопроводов подвода генераторного газа 19 и 20, в том числе изогнутых частей 35 и 36, только лишь ориентированными на первом двигательном блоке 1 в обратную от срезов сопел камер 4 сторону, а на втором двигательном блоке 2 - в сторону срезов сопел камер 4, распределение генераторного газа к камерам 4 обеих блоков 1 и 2 обеспечивается с одинаковыми газодинамическими потерями, что в результате обеспечивается одинаковое давление генераторного газа на входе в смесительные головки камер первого двигательного блока 1 и второго двигательного блока 2 и продуктов сгорания в камерах 4. За счет такого же выполнения изогнутых трубопроводов подвода горючего 21 и 22 к трактам охлаждения 27 или 28 камер 4, ориентации изогнутыми участками симметрично относительно плоскости 51 также обеспечивается одинаковое распределение массовых расходов горючего по трактам охлаждения камер первого двигательного блока 1 и второго двигательного блока 2. Результирующий вектор силы тяги первого двигательного блока 1 и результирующий вектор силы тяги второго двигательного блока 2 направлены вдоль продольной оси 38 многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги.

При резервировании двигательных блоков 1 и 2 многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги работа его проходит в следующей последовательности. При уменьшении тяги или при полном отключении первого двигательного блока 1 (или второго двигательного блока 2) по команде от системы управления (на рис. 1-9 не показана) с помощью агрегатов автоматики 5 и регулирования 6 поступление компонентов топлива от насоса горючего 10 и насоса окислителя 11 в газогенератор 3 и генераторного газа на турбину 6 турбонасосного агрегата 8, а следовательно, и в смесительные головки 25 (или смесительные головки 26) камер 4 прекращается, прекращается также подача горючего к трактам охлаждения 27 (или к трактам охлаждения 28). В многокамерном жидкостном ракетном двигателе в работе остается только один, например, второй двигательный блок 2, камеры которого расположены диаметрально противоположно относительно продольной оси симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя 38. Рулевые машинки 68 управляют отклонением камер 4 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, которые обеспечиваются качанием их в кардане второго двигательного блока 32 м и траверсах 30, обеспечивая управление по тангажу, рысканию и крену. Результирующий вектор силы тяги камер 4 при этом направлен вдоль продольной оси симметрии второго двигательного блока 2, совпадающей с продольной осью симметрии 38, что не вызывает дополнительных боковых сил, влияющих на дальнейшее движение ракеты-носителя и требующих их компенсации дополнительным отклонением камер 4, и не требует увеличения отклонения камер для парирования несоосности вектора тяги, обеспечивая положение вектора тяги, совпадающее с продольной осью симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги 38, что повышает среднетраекторный удельный импульс тяги многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги. Выполнение функций многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги обеспечивается с увеличением длительности работы.

В предлагаемом многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги расширяются функциональные возможности многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги, заключающихся в обеспечении работы с меньшей тягой на конечных ступенях тяги одного двигательного блока при принудительном или аварийном отключенном состоянии другого двигательного блока с сохранением соосности векторов тяги каждого из блоков с продольной осью симметрии жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги, а также обеспечении резервирования двигательных блоков и повышении среднетраекторной удельной тяги.

Похожие патенты RU2707015C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2020
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2739660C1
МНОГОКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2019
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Фомин Валерий Митрофанович
RU2709243C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 2022
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2784462C1
МНОГОКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2019
  • Акиньшин Иван Александрович
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
RU2725345C1
ДВУХКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2016
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Фомин Валерий Митрофанович
RU2626618C1
МНОГОКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2019
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
RU2703076C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ ГЕНЕРАТОРНОГО ГАЗА 2012
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Рачук Владимир Сергеевич
  • Фомин Валерий Митрофанович
RU2490508C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 2022
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2786605C1
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗАКРЫТОГО ЦИКЛА С ДОЖИГАНИЕМ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРНЫХ ГАЗОВ БЕЗ ПОЛНОЙ ГАЗИФИКАЦИИ И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Губанов Давид Анатольевич
  • Востров Никита Владимирович
RU2801019C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПО СХЕМЕ С ДОЖИГАНИЕМ ГЕНЕРАТОРНОГО ГАЗА 2012
  • Лёвочкин Петр Сергеевич
  • Чванов Владимир Константинович
  • Семенов Вадим Ильич
  • Пушкарев Дмитрий Сергеевич
  • Тюрин Александр Анатольевич
RU2520771C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 707 015 C1

Реферат патента 2019 года МНОГОКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащий установленные два двигательных блока, каждый с газогенератором, камерами, агрегатами автоматики и регулирования, рамой, размещенным в центральной части двигательного отсека турбонасосным агрегатом с турбиной и насосами, соединенных своими затурбинными полостями и полостями после насосов разветвленными магистралями общих патрубков и расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер, размещенных и скрепленных с рамами посредством траверс по периферии двигательного отсека, при этом в нем каждый двигательный блок расположен крестообразно и ортогонально относительно другого своими главными соответствующими продольными плоскостями симметрии и с радиально симметричным расположением камер, причем в каждом из двигательных блоков расходящиеся к камерам симметричные изогнутые трубопроводы подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер выполнены с одинаковыми диаметрами поперечных сечений и одинаковой траектории и ориентированы изогнутыми частями в месте соединения с общим патрубком на первом блоке по направлению к срезам сопел, а на втором - в обратную вдоль продольной оси симметрии жидкостного ракетного двигателя сторону с образованием зазора между трубопроводами первого блока, а общие патрубки одного и второго двигательного блока выполнены газодинамически идентичными, например, с одинаковыми диаметрами поперечных сечений, радиусами, углами, количеством поворотов и длинами прямолинейных и криволинейных траекторий участков между ними. Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей двигателя с дожиганием генераторного газа и с управляемым вектором тяги. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения RU 2 707 015 C1

1. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащий установленные два двигательных блока, каждый с газогенератором, камерами, агрегатами автоматики и регулирования, рамой, размещенным в центральной части двигательного отсека турбонасосным агрегатом с турбиной и насосами, соединенных своими затурбинными полостями и полостями после насосов разветвленными магистралями общих патрубков и расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер, размещенных и скрепленных с рамами посредством траверс по периферии двигательного отсека, отличающийся тем, что в нем каждый двигательный блок расположен крестообразно и ортогонально относительно другого своими главными соответствующими продольными плоскостями симметрии и с радиально симметричным расположением камер, причем в каждом из двигательных блоков расходящиеся к камерам симметричные изогнутые трубопроводы подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер выполнены с одинаковыми диаметрами поперечных сечений и одинаковой траектории и ориентированы изогнутыми частями в месте соединения с общим патрубком на первом блоке по направлению к срезам сопел, а на втором - в обратную вдоль продольной оси симметрии жидкостного ракетного двигателя сторону с образованием зазора между трубопроводами первого блока, а общие патрубки одного и второго двигательного блока выполнены газодинамически идентичными, например, с одинаковыми диаметрами поперечных сечений, радиусами, углами, количеством поворотов и длинами прямолинейных и криволинейных траекторий участков между ними.

2. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги по п. 1, отличающийся тем, что общие патрубки первого и второго двигательных блоков выполнены из двух частей, первые из которых, своими входами связанные с затурбинными полостями турбонасосных агрегатов и продольными осями симметрии выходов, расположены в плоскости, проходящей через продольные оси симметрии прямолинейных участков расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода генераторного газа и расположенной перпендикулярно продольной оси симметрии многокамерного жидкостного ракетного двигателя и на равном удалении от центров их максимально удаленных поперечных сечений изогнутых симметричных трубопроводов как одного двигательного блока, так и другого, причем вторые участки общих патрубков одного и второго блока выполнены зеркальными относительно упомянутой выше плоскости, своими входами соединены с выходами первых участков, а выходами - со средними сечениями криволинейных участков изогнутых симметричных трубопроводов соответствующих двигательных блоков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2707015C1

ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иванов Виталий Александрович
  • Лихванцев Анатолий Андреевич
  • Васильев Кирилл Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2563596C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2524483C1
МНОГОКАМЕРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С ТУРБОНАСОСНОЙ СИСТЕМОЙ ПОДАЧИ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА 1992
  • Веселов В.Н.
  • Захаров С.А.
RU2046200C1
Способ лечения травм спинного мозга 1982
  • Чаплыгин Виктор Иванович
SU1326277A1

RU 2 707 015 C1

Авторы

Горохов Виктор Дмитриевич

Подгорный Николай Васильевич

Фомин Валерий Митрофанович

Даты

2019-11-21Публикация

2019-03-04Подача