Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для звукобуквенного или фонетического разбора слов. [МПК G09B 19/00]
Из уровня техники известен СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ [RU 2168770 С1, опубл.10.06.2001 г.], способ обучения русскому языку, включающий проведение занятий с учащимися по программе общеобразовательной школы с педагогом и дополнительных занятий с репетитором, использующим комплект демонстрационных средств с блоками информации, отличающийся тем, что комплект демонстрационных средств с блоками информации демонстрируют учащимся в следующей последовательности: алфавит, строение языка и его разделы, фонетика, строение, способы образования и смысловое значение слов, буквы Ы и И после буквы Ц, буквы И, У, А после шипящих, приставки и буквы после них. Репетитор использует комплект крупногабаритных демонстрационных средств, а каждого учащегося снабжают комплектом уменьшенных индивидуальных демонстрационных средств, тождественных комплекту крупногабаритных средств, при этом в качестве крупногабаритных демонстрационных средств репетитор использует таблицы, плакаты или аудиторную доску с нанесенной на нее информацией, а в качестве индивидуальных демонстрационных средств используют листы-карточки.
Недостатком данного способа является то, что репитер для запоминания букв при обучении грамматике, не использует в демонстративных средствах ассоциативные образы букв, за счет чего снижается эффективность обучения детей.
Также из уровня техники известен ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ АППАРАТ И СПОСОБ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАФЕМ, НАЗВАНИЙ ГРАФЕМ, ФОНЕМ И ФОНЕТИКИ [US 5429513 (А), опубл. 04.07.1995 г.], содержащий: отображение графем, в котором каждая из указанных графем имеет цветовую кодировку, по меньшей мере, с одним из множества отличительных цветов, и каждый из указанных отличительных цветов соответствует характеристика производства звука, связанная по меньшей мере с одной фонемой по меньшей мере одной из указанных графем; множество визуально воспринимаемых изображений, каждое из которых расположено рядом, по меньшей мере, с одной из упомянутых графем, так что упомянутое смежное изображение имеет имя, включающее в себя, по меньшей мере, одну фонему из упомянутого, по меньшей мере, одной смежной графемы; множество индивидуально активируемых звукообразующих устройств, каждое из которых связано с одной из указанных графем и генерирует имя указанной графемы.
Недостатком данного аналога является то, что при его реализации для изучения и запоминания букв не учитываются индивидуальные особенности обучающихся, при этом для всех обучающихся предоставляется один набор графем и фонем, кроме того, используемый набор обучающих материалов не позволяет на этапе обучения разделять буквы на гласные и согласные, что в своей совокупности обуславливает низкую эффективность обучения.
Наиболее близким по технической сущности является СПОСОБ АНАЛИЗА ТЕКСТА [RU 2392666 С1, опубл. 20.06.2010 г.], включающий запись анализируемого текста, выделение в записанном анализируемом тексте множества букв, определение ассоциативных характеристик, соответствующих каждой букве из выделенного множества букв, и построение ассоциативного аналога анализируемого текста, содержащего совокупность полученных ассоциативных характеристик, отличающийся тем, что анализируемый текст записывают в форме его фонетической транскрипции таким образом, чтобы каждому отдельному звуку соответствовала отдельная буква, а названное множество букв выделяют из названной записанной буквами фонетической транскрипции анализируемого текста. Выделенное множество букв включает буквы, соответствующие гласным или согласным звукам фонетической транскрипции анализируемого текста, при этом ассоциативной характеристикой является цвет или словесные качественные характеристики - семантические дифференциалы.
Основной технической проблемой прототипа является то, что ассоциативный анализ букв текста происходит автоматически с использованием ЭВМ, при этом обучающемуся без ЭВМ и специализированной программы очень сложно реализовать известный способ, кроме того, при реализации данного способа отсутствует возможность построения ассоциаций букв с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, что снижает эффективность звукобуквенного анализа слов и текста в целом.
Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности обучения звукобуквенному разбору слов.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ обучения фонетическому разбору слов, характеризующийся тем, что задают буквам используемого алфавита ассоциативные образы и соотносят буквы и их ассоциативные образы, отличающийся тем, что в блоке ввода задают режим работы - «обучение» или «проверка», количество проверяемых слов и класс ассоциативных образов букв, после чего для режима «проверка» блок управления передает в блок генерации слов и счетчик количество слов, а в блок хранения классов ассоциативных образов букв идентификаторы режима работы и используемого класса ассоциативных образов букв, после этого блок генерации слов случайным образом выбирает из блока хранения словаря слов необходимое количество слов и последовательно передает их на пользовательский интерфейс, блок выделения букв и блок вычисления длины слова, после чего каждое слово отображается на пользовательском интерфейсе, при этом блок вычисления длины слова передает значение количества букв в счетчик, который передает тактовые импульсы в блок выделения букв, при этом блок выделения букв последовательно передает буквы слова в блок замены букв ассоциативными образами, который производит замену букв в зависимости от выбранного класса ассоциативных образов букв и передает ассоциативный образ буквы в блок сравнения ассоциативных образов букв, в который также для сравнения поступают ассоциативные образы с блока ввода, которые кроме этого отображаются на пользовательском интерфейсе, результаты сравнения с блока сравнения поступают в блок накопления результатов сравнения, который по управляющему сигналу из счетчика, соответствующему последней букве крайнего слова передает результаты сравнения на пользовательский интерфейс, при этом управляющий сигнал из счетчика, соответствующий, последней букве очередного слова поступает на вход блока генерации слов, который выдает очередное слово.
В частности, в режиме «обучение» блок хранения классов ассоциативных образов букв поочередно передает на пользовательский интерфейс букву и соответствующей ей ассоциативных образ.
В частности, в качестве ассоциативных образов используют цвета, фигуры людей, предметов или животных в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
В частности, для детей 4-5 лет ассоциативным образом букв является цвет, например, для гласных букв А, У, О, Ы, Э, Е, Ё, И, Ю, Я ассоциативным образом может являться красный цвет.
В частности, для детей младших классов школы ассоциативные образы могут различаться в зависимости от пола ребенка.
В частности, для мальчиков ассоциативным образом гласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы красного цвета (генералы), при этом А, О, У, Ы, Э - генералы летчиков, а Е, Ё, И, Ю, Я - генералы - танкистов; ассоциативным образом твердых согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы синего цвета (солдаты), при этом Ж, Ш, Ц - всегда солдаты синего цвета; ассоциативным образом мягких согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы зеленого цвета (солдаты), при этом Щ, Й, Ч -всегда солдаты зеленого цвета.
В частности, для девочек ассоциативным образом гласных букв является стилизованное изображение тела человека в платье без головы розового цвета (принцессы); ассоциативным образом твердых согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы синего цвета (принцы), при этом Ж, Ш, Ц - всегда принцы синего цвета; ассоциативным образом мягких согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы зеленого цвета (принцы), при этом Щ, Й, Ч -всегда принцы зеленого цвета.
В частности, блок замены букв ассоциативными образами заменяет буквы идентификаторами соответствующих ассоциативных образов, при этом блок сравнения ассоциативных образов букв производит сравнение идентификаторов ассоциативных образов, поступающих с блока ввода и блока замены букв ассоциативными образами. В частности, в качестве идентификатора используют числа, специальные символы или буквы.
В частности, его реализуют специализированным устройством, на ЭВМ, планшете или смартфоне.
В частности, его реализуют с использованием демонстрационного материала и письменных принадлежностей.
Указанный технический результат достигается за счет того, что устройство для обучения фонетическому разбору слов, содержащее пользовательский интерфейс, блок хранения ассоциативных образов букв и блок сравнения, отличающееся тем, что содержит блок управления, один управляющий выход которого подключен к блоку генерации слов и к счетчику, а другой управляющий выход блока управления подключен к блоку хранения классов ассоциативных образов букв, при этом блок генерации слов имеет прямую и обратную связи с блоком хранения словаря слов, блок генерации слов параллельно соединен с пользовательским интерфейсом, блоком выделения букв и блоком вычисления длины слова, блок выделения букв последовательно соединен с блоком замены букв ассоциативными образами, блоком сравнения ассоциативных образов букв, блоком накопления результатов сравнения и пользовательским интерфейсом, блок вычисления длины слов подключен к счетчику, один управляющий выход которого подключен к блоку выделения букв, а другой к блоку генерации слов и к блоку сравнения ассоциативных образов букв, блок хранения классов ассоциативных образов букв подключен к пользовательскому интерфейсу и с блоком замены букв ассоциативными образами имеет прямую и обратную связи, один выход блока ввода подключен к блоку управления, а другие к пользовательскому интерфейсу и к блоку сравнения ассоциативных символов.
В частности, в качестве пользовательского интерфейса может быть использован экран монитора, планшета или смартфона.
В частности, в качестве блока ввода может использоваться пользовательская панель, клавиатура, компьютерная мышь, сенсорный экран (тачскрин).
В частности, сенсорный экран может быть совмещен с соответствующим экраном, являющимся пользовательским интерфейсом.
Краткое описание чертежей.
На фиг. 1 показана блок-схема устройства для обучения звукобуквенному разбору слов.
На фиг. 2 показан пример обучающих карточек для девочек.
На фиг. 3 показан пример обучающих карточек для мальчиков.
На Фиг. 4-6 показаны примеры диктантов детей 4-5 лет.
На фиг. 7 показан пример схемы звуко-буквенного разбора слов по тендерному отличию для мальчиков.
На фиг. 8 показан пример схемы звуко-буквенного разбора слов по тендерному отличию ля для девочек.
На фиг. 9 показан пример рисования схемы.
На фиг. 10 и 11 показаны примеры разбора слов детьми.
На фигурах обозначено: 1 - блок управления, 2 - блок генерации слов, 3 - счетчик, 4 -блок хранения классов ассоциативных образов букв, 5 - блок хранения словаря слов, 6 -пользовательский интерфейс, 7 - блок выделения букв, 8 - блок вычисления длины слова, 9 - блок замены букв ассоциативными образами, 10 - блок сравнения ассоциативных образов букв, 11 - блок накопления результатов сравнения, 12 - блок ввода.
Осуществление изобретения.
В одном из возможных вариантов реализации способа обучения звукобуквенному разбору слов устройство для его реализации содержит блок управления 1, один управляющий выход которого подключен к блоку генерации слов 2 и к счетчику 3, а другой управляющий выход блока управления 1 подключен к блоку хранения классов ассоциативных образов букв 4. Блок генерации слов 2 имеет прямую и обратную связь с блоком хранения словаря слов 5. Блок генерации слов 2 параллельно соединен с пользовательским интерфейсом 6, блоком выделения букв 7 и блоком вычисления длины слова 8. Блок выделения букв 8 последовательно соединен с блоком замены букв ассоциативными образами 9, блоком сравнения ассоциативных образов 10, блоком накопления результатов сравнения 11 и пользовательским интерфейсом 6. Блок вычисления длины слова 8 подключен к счетчику 3, один управляющий выход которого подключен к блоку выделения букв 7, а другой к блоку генерации слов 2 и к блоку накопления результатов сравнения 11. Блок хранения классов и групп ассоциативных образов букв 4 подключен к пользовательскому интерфейсу 6 и с блоком замены букв ассоциативными образами 9 имеет прямую и обратную связь. Один выход блока ввода 12 подключен к блоку управления 1, а другой к пользовательскому интерфейсу 6 и к блоку сравнения ассоциативных образов 10.
Устройство может быть реализовано самостоятельно или же в качестве приложения для персональной ЭВМ, планшета или смартфона.
В качестве пользовательского интерфейса 6 может выступать экран монитора, планшета или смартфона (на чертежах не показаны).
В качестве блока ввода 12 может использоваться пользовательская панель, клавиатура, компьютерная мышь, сенсорный экран (тачскрин), при этом блок ввода 12 может быть совмещен с соответствующим экраном (на чертежах не показаны).
В блоке хранения классов ассоциативных образов букв 4 сохранены классы ассоциативных образов.
Для детей 4-5 лет ассоциативным образом букв является цвет, например, для гласных букв А, У, О, Ы, Э, Е, Ё, И, Ю, Я ассоциативным образом может являться красный цвет. Для детей младших классов школы ассоциативные образы могут различаться в зависимости от пола ребенка.
Для мальчиков:
- гласные буквы - стилизованное изображение тела человека без головы красного цвета (генералы), при этом А, О, У, Ы, Э - генералы летчиков, а Е, Ё, И, Ю, Я - генералы -танкистов;
- твердые согласные буквы - стилизованное изображение тела человека без головы синего цвета (солдаты), при этом Ж, Ш, Ц- всегда солдаты синего цвета;
- мягкие согласные буквы - стилизованное изображение тела человека без головы зеленого цвета (солдаты), при этом Щ, Й, Ч - всегда солдаты зеленого цвета;
Для девочек:
- гласные буквы - стилизованное изображение тела человека в платье без головы розового цвета (принцессы);
- твердые согласные буквы - стилизованное изображение тела человека без головы синего цвета (принцы), при этом Ж, Ш, Ц - всегда принцы синего цвета;
- мягкие согласные буквы - стилизованное изображение тела человека без головы зеленого цвета (принцы), при этом Щ, Й, Ч - всегда принцы зеленого цвета.
Заявленный способ обучения звукобуквенному разбору слов реализуется следующим образом.
Первоначально обучающиеся запоминают ассоциативные образы букв, для чего в блок управления 1 посредством блока ввода 12 задают режим «обучение» и выбирают класс ассоциативных образов, например, для ребенка 4-5 лет - это красный цвет для гласных. Указанные идентификаторы блок управления 1 передает в блок хранения классов ассоциативных образов букв 4, который последовательно передает буквы и соответствующие им образы - в данном случае гласные буквы красного цвета на пользовательский интерфейс 6, при этом обучающийся знакомится и начинает запоминать данные ассоциации для гласных букв.
После этого для проверки знаний в блок управления 1 посредством блока ввода 12 задают режим «проверка», выбирают класс ассоциативных образов и количество слов.
После этого блок управления 1 передает в блок хранения классов ассоциативных образов букв 4 идентификаторы режима работы и выбранного класса ассоциативных образов, а в блок генерации слов и счетчик 3 передает значение количества слов. Затем блок генерации слов 2 случайным образом выбирает из блока хранения словаря слов 5 слова и поочередно передает их на пользовательский интерфейс 6, блок выделения букв 7 и блок вычисления длины слова 8, при этом блок вычисления длины слова 8 передает в счетчик 3 значение количества букв в данном слове, который начинает подавать в блок выделения букв 7 тактовые импульсы. При поступлении в блок выделения букв 7 тактовых импульсов он последовательно передает буквы очередного слова в блок замены букв ассоциативными образами 9, который посредствам обращения к блоку хранения классов ассоциативных образов образом букв 4 заменяет буквы соответствующими им ассоциативными образами. Одновременно обучающийся видит на пользовательском интерфейсе очередное слово и для букв, имеющих ассоциативные образы начинает их вводить, например, в рассматриваемом случае обучающийся пропускает согласные буквы, а для согласных вводит идентификатор красного цвета. В блоке сравнения ассоциативных символов происходит сравнение и при правильном определении обучающимся ассоциативного образа блок сравнения 10 передает сигнал в блок накопления результатов сравнения 11. В такой же последовательности производится проверка ассоциативных образов всех букв очередного слова.
При подаче счетчиком 3 тактового импульса, соответствующего крайней букве очередного слова счетчик 3 одновременно передает управляющий согнал на блок генерации слов 2 для выдачи в блок выделения букв 7 очередного слова. При подаче счетчиком 3 тактового импульса, соответствующего крайней букве крайнего слова счетчик 3 одновременно передает управляющий согнал на блок накопления результатов сравнения 11, который передает на пользовательский интерфейс 6 результаты сравнения для определения правильности определения ассоциативных образов букв.
Таким образом происходит процесс обучения звукобуквенному анализу слов для различных классов ассоциативных символов в зависимости от возраста и его пола, за счет чего достигается заявленный технический результат настоящего изобретения. Указанные выше элементы и блоки устройства для обучения звукобуквенному разбору слов полностью охарактеризованы на функциональном уровне и описываемая форма реализации предполагает использование логических элементов или программируемого (настраиваемого) многофункционального средства. Таким образом данные признаки имеют материальную сущность и действия осуществляются над материальными объектами.
Заявленный способ звукобуквенного анализа слов может реализовываться в процессе обучения детей с использованием демонстрационного материала (см. Фиг. 2 и Фиг. 3) и письменных принадлежностей в соответствии со следующими этапами.
Этап №1 - распознавание и запоминание гласных букв.
Данный этап желательно начинать с детьми 4-5 лет, при этом он реализуется в игровой форме, наиболее соответствующей психологическим и когнитивным способностям детей. Раздаются карточки каждому ребенку по тендерному отличию. См. Фиг. 2 - пример карточки для мальчиков. См. Фиг. 3-пример карточки для мальчиков.
После чего учитель проговаривает с детьми хором: «А - красная, У - красная, О - красная, Ы - красная, Э - красная, Е - красная, Ё - красная, И - красная, Ю - красная, Я - красная». При этом дети проговаривают гласные, а также могут играться с ними, при этом запоминают их.
Затем дети пишут в своих тетрадях маленькие диктанты - слова, повторяя за педагогом и взрослый говорит: «Девочки, есть в ваших словах принцессы - красные - посмотрите на карточки! Гласные назовите!», «Мальчики, есть ли в ваших словах генералы - красные гласные - посмотрите на карточки! Назовите!», «Молодцы! Все правильно! Мы нашли их!», «Теперь берем красный карандаш и рисуем красные точки над ними!».
Данный этап продолжается от 4-6 месяцев до года.
На Фиг. 4-6 показаны примеры диктантов детей 4-5 лет.
Так как дети уже научились находить в словах гласные красные звуки следующему этапу для детей 5-7 лет.
Этап №2 - игра в «Солдатиков» для мальчиков и игра в «Бал» для девочек.
У каждого ребенка есть своя карточка или своя схема в тетрадке - если это индивидуальная работа. Пишется педагогом дополнительного образования или логопедом.
Дорисовываем - детки сами или помогает педагог - сначала синих человечков в соответствии со схемами, показанными на Фиг. 7 и Фиг. 8.
Когда детки дорисовали синих человечков, педагог просит повторить сначала девочек: «Кто с кем дружит?», при этом девочки хором отвечают: «А - дружит с синими, О - дружит с синими, У - дружит с синими, Ы -дружит с синими, Э - дружит с синими», а потом мальчиков «Кто с кем дружит?», при этом мальчики хором отвечают: «А - дружит с синими, О - дружит с синими, У - дружит с синими, Ы - дружит с синими, Э - дружит с синими».
Затем дорисовываем - детки сами или помогает педагог - зеленых человечков в соответствии со схемами, показанными на Фиг. 7 и Фиг. 8.
Когда детки дорисовали зеленых человечков, педагог просит повторить сначала девочек: «Кто с кем дружит?», при этом девочки хором отвечают: «Е - дружит с зелеными, Ё -дружит с зелеными, И - дружит с зелеными, Ю - дружит с зелеными, Я - дружит с зелеными.
А теперь мальчики: «кто с кем дружит?», а потом мальчиков «Кто с кем дружит?», при этом мальчики хором отвечают: «Е - дружит с зелеными, Ё - дружит с зелеными, И - дружит с зелеными, Ю - дружит с зелеными, Я - дружит с зелеными». Мальчикам можно добавить, что красные - это генералы синие - это летчики, а зеленые - это танкисты
Девочкам можно добавить, что красные - это принцессы, а синие - принцы.
После этого учитель делает акцент на 6 согласных буквах - Ж, Ш, Ц и Ч, Й, Щ, отдельно рисует их и проговаривает с детьми, что Ж, Ш, Ц - всегда синие, а Ч, Й, Щ - всегда зеленые.
На данном этапе учитель может провести игры в «Солдатики» и в «Бал».
Описание игры в «Солдатики».
Исходные данные:
Красные - гласные - генералы.
Синие и зеленые - согласные - солдаты.
А, О, У, Ы, Э - генералы - летчиков, которые дружат с синими солдатами, поэтому когда приходят генералы А, О, У, Ы, Э - солдаты одевают синюю форму (гласные первого ряда, перед которыми стоит твердая согласная (синяя).
Е, Ё, И, Ю, Я - генералы - танкистов, которые дружат с зелеными солдатами, поэтому когда приходят генералы Е, Ё, И, Ю, Я - солдаты одевают зеленую форму (гласные второго ряда, перед которыми стоит мягкая согласная (зеленая).
Правила игры в «Солдатики»:
1. Найди в слове генералов красные - гласные буквы и отметь их.
2. Найди тех солдат, которые всегда летчики (синие - твердые) или всегда танкисты (зеленые - мягкие)
3. Посмотри на генералов и ответь на вопрос: генералы - летчики или генералы танкисты? Отметь впереди стоящего солдата соответствующим цветом - кто с кем дружит
(с каким цветом?).
Описание игры в «Бал».
Исходные данные:
Красные - гласные - принцессы.
Синие и зеленые - согласные - принцы.
А, О, У, Ы, Э - принцессы, которые дружат с синими принцами, поэтому когда приходят принцессы А, О, У, Ы, Э - принцы одевают синюю одежду (гласные первого ряда, перед которыми стоит твердая согласная (синяя).
Е, Ё, И, Ю, Я - принцессы, которые дружат с зелеными принцами, поэтому когда приходят принцессы Е, Ё, И, Ю, Я - принцы одевают зеленую одежду (гласные второго ряда, перед которыми стоит мягкая (зеленая) согласная).
Правила игры в «Бал»:
1. Найди в слове принцесс красные - гласные буквы и отметь их.
2. Найди тех принцев, которые всегда синие (твердые) или всегда зеленые (мягкие).
3. Посмотри на принцесс и ответь на вопрос - кто с кем дружит (с каким цветом?).
Отметь впереди стоящего принца соответствующим цветом.
На Фиг. 9 показан вариант рисования схемы ребенком.
На Фиг. 10 и Фиг. 11 показаны примеры разбора слов.
Заявленный способ обучения детей звукобуквенному анализу был испытан в рамках педагогического эксперимента.
Содержание экспериментальной работы было построено в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В эксперименте участвовало 150 детей возрастом от 5 до 8 лет. Эксперимент проходил 2 года.
По результатам педагогического наблюдения определилось, что у младших школьников, как и у старших дошкольников, долгое время ведущая деятельность возраста является игровая.
В ходе проведения эксперимента проводилось педагогическое наблюдение за детьми -обращалось внимание на индивидуальные особенности детей, их тендерные отличия, характер игровой деятельности, мотивация к различным видами деятельности, познавательный интерес, способы овладения новым материалом.
В ходе экспериментального обучения детей было установлено, что через 3-4 занятия, продолжительностью 45 минут (младший школьник) и 25 минут (старший дошкольник) усвояемость материала по представленному способу составила 85-90%, тогда как традиционные методы обучения дают показатели 53-55% и ниже, в связи с тем, что младший школьник еще склонен к игровой деятельности (сюжетно-ролевой), а учебная деятельность в приоритете пока не стоит.
Заявленный способ помогает детям легче и быстрее усвоить приемы звукобуквенного разбора слов за счет чего достигается заявленный технический результат изобретения. Методика была апробирована в течении 10 лет на детях с нормой в развитии, также на детях с ЗПР, СДВГ, ОНР, Аутизм, Синдром Дауна (в России, а также в русско - говорящих классах в Казахстане (Алматы) и Кыргызстане (Бишкек)).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛАМ ГРАМОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2404455C1 |
СПОСОБ АНАЛИЗА ТЕКСТА | 2008 |
|
RU2392666C1 |
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи | 2022 |
|
RU2796187C1 |
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2142650C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА "БУКВЫ И ЗВУКИ" | 2015 |
|
RU2623915C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171502C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ ПРАВИЛАМ | 2000 |
|
RU2168215C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ С. БЕЛОЛИПЕЦКОГО И СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2216049C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ | 1998 |
|
RU2143748C1 |
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для звукобуквенного или фонетического разбора слов. Способ обучения фонетическому разбору слов, характеризующийся тем, что задают буквам используемого алфавита ассоциативные образы и соотносят буквы и их ассоциативные образы, отличающийся тем, что в блоке ввода задают режим работы - «обучение» или «проверка», количество проверяемых слов и класс специализированных символов букв, после чего для режима «проверка» блок управления передает в блок генерации слов и счетчик количество слов, а в блок хранения классов ассоциативных образов букв идентификаторы режима работы и используемого класса ассоциативных образов букв, после этого блок генерации слов случайным образом выбирает из блока хранения словаря слов необходимое количество слов и последовательно передает их на пользовательский интерфейс, блок выделения букв и блок вычисления длины слова, после чего каждое слово отображается на пользовательском интерфейсе, при этом блок вычисления длины слова передает значение количества букв в счетчик, который передает тактовые импульсы в блок выделения букв, при этом блок выделения букв последовательно передает буквы слова в блок замены букв ассоциативными образами, который производит замену букв в зависимости от выбранного класса ассоциативных образов букв и передает ассоциативный образ буквы в блок сравнения ассоциативных образов букв, в который также для сравнения поступают ассоциативные образы с блока ввода, которые кроме этого отображаются на пользовательском интерфейсе, результаты сравнения с блока сравнения поступают в блок накопления результатов сравнения, который по управляющему сигналу из счетчика, соответствующему последней букве крайнего слова, передает результаты сравнения на пользовательский интерфейс, при этом управляющий сигнал из счетчика, соответствующий последней букве очередного слова, поступает на вход блока генерации слов, который выдает очередное слово. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности обучения звукобуквенному разбору слов. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 11 ил.
1. Способ обучения фонетическому разбору слов, характеризующийся тем, что задают буквам используемого алфавита ассоциативные образы и соотносят буквы и их ассоциативные образы, отличающийся тем, что в блоке ввода задают режим работы - «обучение» или «проверка», количество проверяемых слов и класс специализированных символов букв, после чего для режима «проверка» блок управления передает в блок генерации слов и счетчик количество слов, а в блок хранения классов ассоциативных образов букв идентификаторы режима работы и используемого класса ассоциативных образов букв, после этого блок генерации слов случайным образом выбирает из блока хранения словаря слов необходимое количество слов и последовательно передает их на пользовательский интерфейс, блок выделения букв и блок вычисления длины слова, после чего каждое слово отображается на пользовательском интерфейсе, при этом блок вычисления длины слова передает значение количества букв в счетчик, который передает тактовые импульсы в блок выделения букв, при этом блок выделения букв последовательно передает буквы слова в блок замены букв ассоциативными образами, который производит замену букв в зависимости от выбранного класса ассоциативных образов букв и передает ассоциативный образ буквы в блок сравнения ассоциативных образов букв, в который также для сравнения поступают ассоциативные образы с блока ввода, которые кроме этого отображаются на пользовательском интерфейсе, результаты сравнения с блока сравнения поступают в блок накопления результатов сравнения, который по управляющему сигналу из счетчика, соответствующему последней букве крайнего слова передает результаты сравнения на пользовательский интерфейс, при этом управляющий сигнал из счетчика, соответствующий последней букве очередного слова, поступает на вход блока генерации слов, который выдает очередное слово.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в режиме «обучение» блок хранения классов ассоциативных образов букв поочередно передает на пользовательский интерфейс букву и соответствующий ей ассоциативный образ.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве ассоциативных образов используют цвета, фигуры людей, предметов или животных в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что для детей 4-5 лет ассоциативным образом букв является цвет, например, для гласных букв А, У, О, Ы, Э, Е, Ё, И, Ю, Я ассоциативным образом может являться красный цвет.
5. Способ по п. 3, отличающийся тем, что для детей младших классов школы ассоциативные образы могут различаться в зависимости от пола ребенка.
6. Способ по п. 5, отличающийся тем, что для мальчиков ассоциативным образом гласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы красного цвета (генералы), при этом А, О, У, Ы, Э - генералы летчиков, а Е, Ё, И, Ю, Я - генералы танкистов; ассоциативным образом твердых согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы синего цвета (солдаты), при этом Ж, Ш, Ц - всегда солдаты синего цвета; ассоциативным образом мягких согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы зеленого цвета (солдаты), при этом Щ, Й, Ч - всегда солдаты зеленого цвета.
7. Способ по п. 5, отличающийся тем, что для девочек ассоциативным образом гласных букв является стилизованное изображение тела человека в платье без головы розового цвета (принцессы); ассоциативным образом твердых согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы синего цвета (принцы), при этом Ж, Ш, Ц - всегда принцы синего цвета; ассоциативным образом мягких согласных букв является стилизованное изображение тела человека без головы зеленого цвета (принцы), при этом Щ, Й, Ч - всегда принцы зеленого цвета.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что блок замены букв ассоциативными образами заменяет буквы идентификаторами соответствующих ассоциативных образов, при этом блок сравнения ассоциативных образов букв производит сравнение идентификаторов ассоциативных образов, поступающих с блока ввода и блока замены букв ассоциативными образами.
9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве идентификатора используют числа, специальные символы или буквы.
10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что его реализуют специализированным устройством, на ЭВМ, планшете или смартфоне.
11. Способ по п. 1, отличающийся тем, что его реализуют с использованием демонстрационного материала и письменных принадлежностей.
12. Устройство для обучения фонетическому разбору слов, содержащее пользовательский интерфейс, блок хранения ассоциативных образов букв и блок сравнения, отличающееся тем, что содержит блок управления, один управляющий выход которого подключен к блоку генерации слов и к счетчику, а другой управляющий выход блока управления подключен к блоку хранения классов ассоциативных образов букв, при этом блок генерации слов имеет прямую и обратную связи с блоком хранения словаря слов, блок генерации слов параллельно соединен с пользовательским интерфейсом, блоком выделения букв и блоком вычисления длины слова, блок выделения букв последовательно соединен с блоком замены букв ассоциативными образами, блоком сравнения ассоциативных образов букв, блоком накопления результатов сравнения и пользовательским интерфейсом, блок вычисления длины слов подключен к счетчику, один управляющий выход которого подключен к блоку выделения букв, а другой - к блоку генерации слов и к блоку сравнения ассоциативных образов букв, блок хранения классов ассоциативных образов букв подключен к пользовательскому интерфейсу и с блоком замены букв ассоциативными образами имеет прямую и обратную связи, один выход блока ввода подключен к блоку управления, а другие - к пользовательскому интерфейсу и к блоку сравнения ассоциативных символов.
13. Устройство по п. 12, отличающееся тем, что в качестве пользовательского интерфейса может быть использован экран монитора, планшета или смартфона.
14. Устройство по п. 12, отличающееся тем, что в качестве блока ввода может использоваться пользовательская панель, клавиатура, компьютерная мышь, сенсорный экран (тачскрин).
15. Устройство по пп. 13 и 14, отличающееся тем, что сенсорный экран может быть совмещен с соответствующим экраном, являющимся пользовательским интерфейсом.
СПОСОБ АНАЛИЗА ТЕКСТА | 2008 |
|
RU2392666C1 |
US 5429513 А, 04.07.1995 | |||
ЗВУКОВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С НАДПИСЯМИ НА НЕМ, СПОСОБ СВЯЗЫВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ УСТНЫХ ПРОИЗНЕСЕНИЙ С ЗАПИСЯМИ ПО ПОРЯДКУ НА ЗВУКОВИЗУАЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ И УСТРОЙСТВО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ЛИНЕЙНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2195708C2 |
Авторы
Даты
2019-12-02—Публикация
2019-03-18—Подача