Изобретение относится к области педагогики, в частности области преподавания русского и других языков.
Как известно, наиболее эффективным типом памяти является образная зрительная память. Зрительные образы сообщают эмоциональную окраску материалу, способствуя повышению эффективности его запоминания. Эксперименты показывают, что из суммы предлагаемой для запоминания информации человек запоминает 16 процентов безразличной, 80 процентов эмоционально окрашенной и 4 процента той, отношение к которой он не может сформировать.
Известен способ обучения, включающий анализ учебного материала, при этом используют учебный материал, насыщенный информацией, вызывающей повышенный интерес к изучаемой теме; обучающийся производит подчеркивания, выписывания с классификацией или трансформацией или эквивалентной заменой, анализирует содержание предложенного массива информации, определяет соответствие названия сущности массива информации, осмысливает содержание каждого образца и выражает его сущность в виде компрессированного текста, определяет ядерные предложения, отражающие главную мысль массива информации, выбирает и фиксирует на носителе информации ключевые слова, а также составляет карту, представляющую собой графическое изображение содержания проанализированного массива информации, см. патент Российской Федерации N 211884 по классу G 09 B 19/00 от 10.01.1997.
Недостатком способа является отсутствие образных зрительных элементов и весьма большой объем графических работ, выполняемых обучаемым. По мнению авторов этого способа, изучаемый материал насыщен информацией, содержание которого вызывает "повышенный интерес к изучаемой дисциплине". Как пример такой "интересной" информации можно привести выдержку из приложенного к описанию указанного патента текста 1: "Те, кто живет в Англии - англичане, живущие в Шотландии - шотландцы, в Уэльсе - уэльсцы, а в Северной Ирландии - ирландцы".
Способ по указанному выше патенту довольно сложен, трудоемок, при его реализации не осуществляется воздействие на область мозга, связанную с образным зрительным восприятием. При этом способ в принципе направлен на обеспечение запоминания слов или фраз, содержания сюжетов и никаким образом не обеспечивает улучшения усвоения правил грамматики.
Известен способ обучения языку, предусматривающий использование исходного иллюстрированного картинками материала. Каждая картинка содержит, по меньшей мере, два сопоставляемых в пространственно-временном отношении объекта и соответствующий набор высказываний на изучаемом языке об этих отношениях, см. патент Российской Федерации N 2132574 по классу G 09 B 19/06 от 16.10.1997.
Способ позволяет улучшить усвоение иностранной лексики и фразеологии, но не обеспечивает улучшение запоминания грамматических правил.
Известен способ обучения языку, преимущественно иностранному, включающий анализ грамматических конструкций в предложении, при котором при синтаксическом анализе составных частей предложений все выражения, входящие в состав предложения, относят к определенным функциональным группам, см. патент США N 4907971 по классу G 09 B 19/00,1990.
Способ может быть использован лишь в качестве средства анализа грамматических конструкций, но не может обеспечить улучшение запоминания грамматических правил.
Известен способ обучения грамматическим правилам русского и других языков детей дошкольного и школьного возраста, включающий нанесение на пластинки идентичной формы изображений букв алфавита и изображений предметов или живого существа; при этом вводят дубликаты пластинок с целыми образами, которые содержат изображения, предварительно разделенные на смысловые части целого: слоги, слова, предложения, с последующим формированием обучающимся слов и предложений по заданным целым образом последовательности символов, которые наносят на разрезанные пластинки, при этом символы несут информацию о фонетическом содержании знака, в том числе слогов, фонемах языка, прописных буквах для написания имен собственных, числе, роде, см. заявку Российской Федерации N 97107657/12 по кл. G 09 B 19/06, от 27.03.1977.
Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения.
Недостатком прототипа является то обстоятельство, что способ, хотя и способствует формированию представлений об отдельных буквах, слогах, словах, предложениях с использованием изображений, не обеспечивает эффективного запоминания правил грамматики. Как отмечается в заявке-прототипе "... обучающиеся многократно просматривают целые дубликаты текстов и образов для распознавания и запоминания". То есть признается, что используется, в основном, механическое запоминание путем многократного повторения.
Трудность запоминания грамматического правила состоит, в основном, в том, что оно содержит несколько пунктов, логически между собой не всегда связанных.
В основу настоящего изобретения положено решение задачи создания такого способа обучения грамматическим правилам с использованием изображений предметов или живых существ, который позволил бы существенно повысить эффективность обучения за счет значительно лучшего запоминания логически между собой не связанных пунктов грамматического правила.
Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что способ обучения грамматическим правилам, преимущественно детей школьного возраста, включает нанесение на бумагу или другие носители изображений предметов и/или живых существ, при этом для каждого пункта грамматического правила по ассоциации подбирают характерный зрительный образ, затем связывают отдельные зрительные образы в общее изображение, соответствующее всей совокупности или части пунктов данного грамматического правила, после чего знакомят обучающегося с грамматическим правилом, затем обучающийся рассматривает и запоминает общее изображение, соответствующее данному правилу, и запоминает пункты правила по ассоциации с отдельными зрительными образами, составляющими общее изображение.
Заявителем не выявлены какие-либо технические решения, идентичные заявленному изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".
Реализация отличий настоящего изобретения обусловливает появление у объекта нового свойства: для каждого пункта правила характерный зрительный образ подбирают по определенной ассоциации, подключая ассоциативное мышление, и затем, формируя общее изображение, связывая отдельные зрительные образы в новую структуру с собственной фантазийной логикой, трансформируют в логическую структуру совокупность отдельных логически между собой не связанных пунктов грамматического правила. Таким образом, правило воспринимается как единое целое, а не как конгломерат логически не связанных между собой частей; вследствие этого значительно улучшается запоминание правила и усвоение учебного материала.
Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличительных признаков на достигаемый вследствие их реализации результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии данного решения критерию "изобретательский уровень".
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 - приведено схематическое изображение, иллюстрирующее пример 1 реализации способа;
на фиг. 2 - схематическое изображение, иллюстрирующее пример 1 реализации способа.
Пример 1. Данный пример иллюстрирует реализацию способа для усвоения правила написания сложных существительных через дефис.
Правило включает следующие пункты.
Через дефис пишутся сложные существительные:
1. без соединительной гласной: жар-птица, стоп-сигнал;
2. с иностранными приставками вице-, экс-, унтер-, обер-, лейб-, и т.п., например, вице-адмирал, экс-президент, унтер-офицер, обер-лейтенант, лейб-медик;
3. географические названия: юго-восток, норд-вест, Ростов-на-Дону.
Для пункта 1 данного правила по ассоциации подбирают характерный зрительный образ в виде фантазийной птицы 1 ("жар-птица"). Для пункта 2 правила по ассоциации подбирают характерный зрительный образ в виде эполета 2 (погона) ("вице-адмирал", "обер-лейтенант" и т.д.)
Дефис по ассоциации символизирует горизонтальная жердочка 3.
Для пункта 3 правила в качестве ассоциативного зрительного образа приняты два изображения глобуса 4 в проекции.
Отдельные подобранные по ассоциации зрительные образы затем связывают в общее изображение, соответствующий всей совокупности пунктов данного грамматического правила. Получают следующее цельное изображение, элементы которого связаны между собой: жар-птица 1 имеет эполет 2 и сидит на жердочке 3, которая опирается на два глобуса 4.
Построив такое изображение, преподаватель знакомит обучаемых с текстом грамматического правила, которое должно быть усвоено (в качестве преподавателя при самообучении может выступить и сам обучаемый; в этом случае он сам строит характерное изображение, после чего еще раз повторяет усваиваемое правило).
Затем обучаемый рассматривает и запоминает общее изображение, соответствующее данному правилу. При этом пункты правила ассоциируются с отдельными элементами, составляющими общее изображение. В рассматриваемом примере обучаемый запоминает: жар-птица (сложные существительные без соединительной гласной); жар-птица имеет эполеты (вице-адмирал, обер-лейтенант и т. д.); дефис (жердочка, на которой она сидит) опирается на глобус (географические названия).
Пример 2. Этот пример иллюстрирует правило написания НН в прилагательных, образованных от существительных.
НН пишется:
1. в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на Н (лимон - лимонный);
2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ЕНН или ОНН.
Для первого пункта характерный зрительный образ представляет собой сосуд 5 с лимонным соком (желтая жидкость). Для второго пункта - сосуд 6 с красным соком.
Сосуды опираются на горизонтальный элемент букв, образующих сочетание НН.
Обучаемый, запомнив это общее изображение, может легко его вспомнить и, анализируя его элементы, вспомнить пункты правила: желтая жидкость - очень кислый лимонный сок, красная жидкость - также очень кислый клюквенный сок; кроме того, красный цвет - цвет революции; революция - революционный.
Выполнение отдельных изобразительных элементов и построение общих изображений может осуществляться с использованием обычных графических средств на бумаге; возможно использование набора отдельных характерных элементов, геометрических фигур и т.п. деталей, снабженных средствами фиксации (клейкий слой, магнитные элементы).
Основные систематизирующие грамматические правила отображены на общем плакате (доске, экране); при этом орфография и пунктуация должны отображаться раздельно. Пользуясь такой общей мнемосхемой, на которой правила расположены в определенной последовательности: сверху - правописание приставок, в середине - правописание корней, внизу суффиксов и окончаний, легко вспомнить изображения, соответствующие искомому правилу. В принципе, общая мнемосхема должна содержать, примерно, двадцать отдельных изображений, соответствующих такому же количеству грамматических правил.
Общая мнемосхема систематизирующих правил позволяет быстро сопоставить одинаковые значения различных правил или, наоборот, отличие одного правила от другого в случае общих однородных значений.
Предложенный способ позволяет перейти от механического запоминания отдельных отвлеченных понятий к запоминанию целостных зрительных образов, отображающих совокупность таких понятий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171502C1 |
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2142650C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ | 2007 |
|
RU2383932C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ | 1997 |
|
RU2117995C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ | 1997 |
|
RU2132574C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ | 2010 |
|
RU2422911C1 |
Способ запоминания иностранных слов | 2018 |
|
RU2688292C1 |
СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ | 2010 |
|
RU2436169C2 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛАМ ГРАМОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2404455C1 |
Способ предназначен для использования в области педагогики, в частности области преподавания русского и других языков, и позволяет повысить эффективность обучения за счет значительно лучшего запоминания логически между собой не связанных пунктов грамматического правила. Для каждого пункта грамматического правила по ассоциации подбирают характерный зрительный образ. На бумагу или другие носители наносят соответствующее зрительному образу изображение предметов и/или живых существ. Связывают отдельные зрительные образы в общее изображение, соответствующее всей совокупности или части пунктов данного грамматического правила. Знакомят обучаемого с грамматическим правилом. Затем обучаемый рассматривает и запоминает общее изображение, соответствующее данному правилу, и запоминает пункты правила по ассоциации с отдельными зрительными образами, составляющими общее изображение. 2 ил.
Способ обучения грамматическим правилам, преимущественно детей школьного возраста, включающий нанесение на бумагу или другие носители изображений предметов и/или живых существ, отличающийся тем, что для каждого пункта грамматического правила по ассоциации подбирают характерный зрительный образ, затем связывают отдельные зрительные образцы в общее изображение, соответствующее всей совокупности или части пунктов данного грамматического правила, знакомят обучаемого с грамматическим правилом, затем обучаемый рассматривает и запоминает общее изображение, соответствующее данному правилу, и запоминает пункты правила по ассоциации с отдельными зрительными образами, составляющими общее изображение.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ И ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ВЕДУЩИМ ИЛИ НА КОМПЬЮТЕРЕ | 1997 |
|
RU2119191C1 |
RU 2058597 С1, 20.04.1996 | |||
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2110846C1 |
US 1367192 A, 01.02.1921. |
Авторы
Даты
2001-05-27—Публикация
2000-07-03—Подача