СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ Российский патент 2001 года по МПК G09B17/00 G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2171502C1

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов, применяемых при обучении с использованием демонстрационных средств.

Известен способ обучения, включающий использование демонстрационных средств в виде изображения движущихся элементов (Патент РФ N 2110846, G 09 В 7/02, 1998).

Однако для реализации данного известного способа необходимо дорогостоящее оборудование. Кроме того, демонстрационные средства, используемые в данном известном способе, не предусматривают наличия цветных элементов, что в недостаточной степени мобилизует механизмы зрительной памяти обучаемых.

Известен способ обучения, включающий использование цветных демонстрационных средств (М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений), М.: Просвещение, с. 99).

Данным известным способом предусмотрено использование красного цвета для выделения таблиц с грамматическими правилами.

Вся информация, размещенная на данных известных демонстрационных средствах, черно-белая. Соответственно, в данном известном способе окрашенные элементы демонстрационного средства служат лишь для облегчения поиска информации, касающейся грамматических правил, на фоне иной информации. При этом информация любого рода представлена на демонстрационном средстве в черно-белом варианте.

Известен способ обучения, включающий использование обучающим цветных демонстрационных средств для сопровождения разъяснений, использование обучаемыми индивидуальных демонстрационных средств, формирование обучаемыми новых демонстрационных средств путем списывания информации с индивидуальных демонстрационных средств (Патент РФ N 2143748, кл. G 09 В 19/06, опубл. 1999) - прототип.

Однако эффективность усвоения информации обучаемыми при реализации данного известного изобретения недостаточно высокая.

Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является высокая эффективность усвоения информации за счет максимальной мобилизации механизмов зрительной памяти обучаемых.

Достигается указанный технический результат тем, что в способе обучения, включающем использование обучающим цветных демонстрационных средств для сопровождения разъяснений, использование обучаемыми индивидуальных демонстрационных средств, формирование обучаемыми новых демонстрационных средств, отличительной особенностью является то, что обучаемые используют черно-белые демонстрационные средства, а новые, тождественные им, демонстрационные средства формируют цветными.

Рекомендуется в цветных демонстрационных средствах использовать белый, синий или черный цвет для передачи основной информации, красный - для передачи новой информации, зеленый - для изображения условных символов.

Обучение с использованием цветных демонстрационных средств мобилизует механизмы зрительной памяти. Каждому используемому на демонстрационном средстве цвету можно придать особый смысл. В частности, для передачи основной информации, не требующей ее запоминания, рекомендуется использовать нейтральные цвета. Например, при формировании учителем демонстрационного средства на аудиторной доске черного цвета рекомендуется использовать мел белого цвета. При формировании учеником демонстрационного средства в тетради основную информацию рекомендуется излагать нейтральными синим или черным цветами. В таком случае появление на демонстрационном средстве элементов, окрашенных в красный или зеленый цвет, обязательно привлечет к себе внимание учащегося. Это произведет на него впечатление. А то, что производит впечатление, запоминается надолго. Опыт показывает, что красным цветом наиболее целесообразно выделять новую информацию, а зеленый цвет лучше использовать для изображения условных символов.

Способ согласно изобретению рекомендует использовать не только окрашенные, но и тождественные им черно-белые демонстрационные средства. Они используются в качестве задания при выполнении обучаемым самостоятельной работы. Это позволяет ученику быстро вспоминать ту информацию, которая ассоциируется именно с данным цветом.

При выполнении самостоятельной работы, задание по которой представлено в виде черно-белого демонстрационного средства, ученик в качестве результата выполнения самостоятельной работы формирует тождественное данному черно-белому средству новое окрашенное средство. Такая работа с цветом оказывает мощное влияние на процесс запоминания, и поэтому качество знаний учащихся резко повышается.

На фиг. 1 представлено цветное демонстрационное средство по прототипу. На нем вся основная информация представлена черным цветом. В красный цвет окрашены приставки и суффиксы, а также рамка, обрамляющая информацию на демонстрационном средстве. Все символы переданы зеленым цветом.

На фиг. 2 представлено демонстрационное средство с информацией о правилах написания буквенных элементов "НЕ", "ПОЛ" и "ПОЛУ" с существительными, а также суффиксов "ЧИК" и "ЩИК". На цветном демонстрационном средстве элементы "НЕ", "ПОЛ" и "ПОЛУ" окрашены в красный цвет. Все графические элементы окрашены в зеленый цвет.

На фиг. 3 представлено черно-белое демонстрационное средство с информацией о правилах чередования гласных.

На фиг. 4 представлено черно-белое демонстрационное средство с информацией о строении вещества.

Ниже приведены примеры реализации изобретения.

Пример 1. Во время разъяснений обучающий использовал цветное демонстрационное средство, представленное на фиг. 2. На данном демонстрационном средстве изучаемые частицы были окрашены в красный цвет. Графические элементы - дугообразные элементы над буквенными элементами (корнями) "ПОЛ" и "ПОЛУ" - были окрашены в зеленый цвет.

Перед выполнением самостоятельной работы учащимся были розданы индивидуальные черно-белые демонстрационные средства, тождественные цветному демонстрационному средству, представленному на фиг. 2. При формировании в тетради нового демонстрационного средства каждый ученик переносил в нее информацию, содержащуюся в цветном индивидуальном демонстрационном средстве, но при этом самостоятельно выделял цветом те элементы, которые подлежали усвоению, а именно: буквенные элементы "НЕ", "ПОЛ" и "ПОЛУ" ученики передавали в красном цвете, а дугообразные элементы, выделяющие корни слов "ПОЛ" и "ПОЛУ" - в зеленом цвете.

Многолетней практикой показано, что те учащиеся, которые работали, активно привлекая цвет, заметно быстрее усваивали новый материал по сравнению с теми учащимися, которые работали с использованием пишущего средства только одного цвета. Интенсивность и качество усвоения новой информации повышались еще быстрее при активном использовании учениками цвета: при формировании ими новых цветных демонстрационных средств в процессе списывания информации с тождественных черно-белых демонстрационных средств.

Пример 2. Перед выполнением самостоятельной работы по новому материалу на уроке русского языка ученикам были розданы черно-белые демонстрационные средства с информацией о правилах написания суффиксов "ЧИК" и "ЩИК" в существительных (см. фиг. 2).

При формировании нового демонстрационного средства обычную информацию учащиеся записывали синим цветом, новую выделяли красным цветом, а все условные графические элементы - зеленым.

Использование приема работы учащихся с черно-белыми демонстрационными средствами и формирования по ним новых окрашенных демонстрационных средств, тождественных черно-белым, способствовало быстрому и надежному усвоению изучаемого материала. Опыт показал, что этот же материал, излагаемый без применения цвета, усваивался учащимися значительно медленнее, качество приобретенных знаний было ниже, так как часть учеников быстро забывала ранее усвоенный материал.

Следует отметить, что при работе только с цветными демонстрационными средствами, без использования черно-белых средств и, соответственно, без активного использования цвета учащимися при выполнении самостоятельных работ интенсивность усвоения и качество приобретенных знаний были ниже, чем при использовании приемов, рекомендуемых настоящим изобретением.

Пример 3. Для выполнения самостоятельной работы ученикам были предоставлены индивидуальные черно-белые демонстрационные средства (см. фиг. 3). В упражнениях, которые должны были выполнить ученики, в ряде слов были пропущены буквы, правильность написания которых вызывало у учащихся затруднения, поскольку новый материал по программе русского языка ими еще не был усвоен. При выполнении самостоятельной работы школьники формировали в тетради такое же демонстрационное средство, в котором пропущенные буквы были вставлены и записаны красным цветом. Графические элементы школьники передавали зеленым цветом. Отмечена высокая скорость и надежность усвоения нового материала.

Пример 4. На уроке физики при изучении начальных сведений о физических телах и их свойствах учащимся были предоставлены индивидуальные черно-белые демонстрационные средства (см. фиг. 4). В таблицах колонка N 3 ("Примерное расположение молекул") была свободной.

Учащимся было предложено перенести изображенную на них таблицу в тетради. Новую информацию (раздел таблицы "Основные свойства") ученики передали в красном цвете, а графические элементы (схематические рисунки в колонке N 3 "Примерное расположение молекул") ученики передали зеленым цветом. Эффективность усвоения нового материала была высокой.

Таким образом, способ согласно изобретению позволяет учащимся быстро приобретать новые знания, надежно усваивать полезную информацию.

Похожие патенты RU2171502C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ 1998
  • Зотова Т.В.
RU2143748C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2171503C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168770C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168771C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168773C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168769C1
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 2002
  • Зотова Т.В.
RU2216785C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2203103C2
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ОПРОСА 1998
  • Зотова Т.В.
RU2141688C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 171 502 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Способ предназначен для использования при обучении с применением демонстрационных средств и позволяет повысить эффективность усвоения информации. При обучении используют два типа демонстрационных средств: цветные и тождественные им черно-белые. Цветные средства демонстрирует преподаватель во время разъяснений. При выполнении самостоятельных работ ученикам раздают тождественные цветным черно-белые демонстрационные средства. Ученики используют их в качестве задания, при выполнении которого они используют цветные пишущие средства. При этом основную информацию ученики передают пишущим средством синего или черного цвета. Новую информацию записывают с использованием пишущих средств красного цвета. Для изображения условных обозначений используют зеленый цвет. После переписывания в цвете ученики сопоставляют полученное демонстрационное средство с цветным. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 171 502 C1

1. Способ обучения, включающий использование обучающим цветных демонстрационных средств для сопровождения разъяснений, использование обучаемыми индивидуальных демонстрационных средств, формирование обучаемыми новых демонстрационных средств, отличающийся тем, что обучаемые используют черно-белые демонстрационные средства, а тождественные им новые демонстрационные средства формируют цветными. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в цветных демонстрационных средствах используют белый, синий или черный цвет для передачи основной информации, красный - для передачи новой информации, зеленый - для передачи изображения условных символов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2171502C1

СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ 1998
  • Зотова Т.В.
RU2143748C1
US 3571951 А, 23.03.1971
US 3715812 А, 13.02.1973
US 4270284 А, 02.01.1981.

RU 2 171 502 C1

Авторы

Зотова Т.В.

Даты

2001-07-27Публикация

2000-08-15Подача