СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ЕГО ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА Российский патент 2011 года по МПК G01L5/13 

Описание патента на изобретение RU2430339C2

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной тяговой мощности транспортной машины (преимущественно трактора). Кроме того, оно может быть использовано в машиностроении при выпуске из производства автотранспортных средств.

Известен способ определения тяговой мощности трактора на основе тяговых испытаний. При этом тяговую мощность NT вычисляют как произведение среднего тягового усилия на пути динамометрирования при каждой ездке на среднюю скорость поступательного движения трактора за время каждой ездки [1].

Недостатки указанного способа: высокая трудоемкость испытаний трактора, которые проводят в полевых условиях квалифицированным персоналом и с использованием сложного дорогостоящего оборудования.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения максимальной силы тяги на крюке транспортной машины в режиме трогания с места [2].

Недостатком известного способа является то, что он позволяет определить только максимальную силу тяги на крюке транспортной машины.

Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность определения номинальной тяговой мощности машины при тяговых испытаниях в режиме трогания с места.

Сущность изобретения заключается в следующем. По результатам измерения максимальной силы тяги определяют номинальную тяговую мощность транспортного средства. При этом учитывают коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, коэффициент полезного действия тормозной установки, а также угол наклона прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс. В результате представляется возможным определить просто (без применения сложного оборудования) и быстро (в течение 3-5 мин) номинальную тяговую мощность машины.

На чертеже изображен способ определения тяговой мощности транспортного средства при его испытании в тяговом режиме трогания с места.

Покажем практическую возможность реализации данного способа. Найдем математическое описание тяговой мощности трактора по тяговой характеристике.

Пусть при испытании исправного трактора в режиме трогания с места получена эталонная зависимость тяговой мощности от силы тяги (чертеж) - NT=f(PT). При этом график мощности представлен кривой линией ОАВ, одна часть которой ОА - регуляторная ветвь, другая АВ - корректорная ветвь. Впишем в график мощности треугольник ОАВ таким образом, чтобы точка О совпала с началом координат, точка А соответствовала номинальному значению силы тяги РТН и номинальной тяговой мощности NTH, а точка В - максимальной силе тяги РT max(Н), как показано на чертеже. Из точек А и В опустим перпендикуляры на ось абсцисс: АРТН и ВРТ max(H). Пусть также, спустя некоторое время, трактор оказался неисправным - его тяговая мощность не соответствует установленному допуску на ее снижение. При испытании неисправного трактора в том же режиме и с использованием того же тягового устройства (в идентичных условиях) получена реальная зависимость NT=f(PТ), которая описывается кривой линией OA1B1. Впишем в этот график аналогичным образом треугольник OA1B1 и из точек A1 и B1 также опустим перпендикуляры на ось абсцисс: А1РTH (И) и В1PТ max (И), где PTH (И) и PT max (И) - номинальное и максимальное значение силы тяги, полученное при испытании.

Из чертежа нетрудно видеть, что все треугольники, относящиеся к линии ОАВ, подобны соответствующим треугольникам линии OA1B1 Известно, что если треугольники (плоские фигуры) подобны, то их соответствующие стороны пропорциональны. Исходя из этого имеем (чертеж):

где γT - коэффициент соответствия (пропорциональности) максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике функции НT=f(PT). Следует заметить, что коэффициент γT по своему физическому смыслу наиболее близок известному коэффициенту приспособляемости двигателя

где Мсmax, Мсн - максимальный и номинальный крутящий момент двигателя.

Также из чертежа в общем виде имеем следующее описание функции номинальной тяговой мощности трактора:

NTH=PTH tgα, (2)

где α - угол наклона условной прямой регуляторной ветви тяговой характеристики (прямой ОА) к оси абсцисс.

Для промежуточного значения тяговой мощности NT (в интервале от 0 до NTH) уравнение (2) можно переписать в следующем виде:

NT=PT tgα, (3)

где PT - промежуточное значение силы тяги, соответствующее NT.

Выразим PT из (1)

где PTmax соответствует PTmax(И).

Теперь подставим PT из(4) в (3) и учтем при этом коэффициент полезного действия тормозной установки ηTY. В результате получим искомое математическое описание номинальной тяговой мощности при испытании машины в режиме трогания с места:

Таким образом, практически для получения NTH нужно измерить PTmax в тяговом режиме трогания машины с места и вычислить NTH по формуле (5) при постоянных и известных значениях γт, ηTY и tgα.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Лихачев В.С. Испытания тракторов. / В.С.Лихачев. - М.:

Машиностроение. 1974. С.157 - 181.

2. Патент РФ №2164670, 7 G01L 5/13, 31.07.96. - Прототип.

Похожие патенты RU2430339C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЁ ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 2009
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430340C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЕ ТЯГИ 2016
  • Михайлов Никита Андреевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2715362C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ТЯГОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ МАШИНЫ С МЕСТА ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЕ ТЯГИ 2016
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
RU2708414C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2711844C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардин С.В.
RU2219512C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТРОГАНИИ МАШИНЫ С МЕСТА ПОД НАГРУЗКОЙ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2710133C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ ТРОГАНИИ МАШИНЫ С МЕСТА ПОД НАГРУЗКОЙ 2015
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Такаландзе Геннадий Орденович
  • Бураев Михаил Кондратьевич
  • Беломестных Владимир Афанасьевич
  • Болоев Петр Антонович
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Михайлов Никита Андреевич
  • Хлыстов Дмитрий Иванович
RU2644046C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2708415C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2438105C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2430338C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ЕГО ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА

Изобретение относится к методам испытаний и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной тяговой мощности транспортной машины (преимущественно трактора). Способ заключается в следующем. Подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места. Далее, после измерения максимальной силы тяги номинальную тяговую мощность транспортного средства вычисляют по формуле. Технический результат заключается в упрощении и сокращении времени. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 430 339 C2

Способ определения тяговой мощности транспортного средства при его испытании в тяговом режиме трогания с места, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют максимальную силу тяги в режиме трогания машины с места, отличающийся тем, что по результатам измерения максимальной силы тяги определяют номинальную тяговую мощность транспортного средства, при этом учитывают коэффициент соответствия максимальной силы тяги ее значению в точке перегиба на графике тяговой мощности в функции от силы тяги, коэффициент полезного действия тормозной установки, а также угол наклона прямой регуляторной ветви тяговой характеристики к оси абсцисс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2430339C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЫ ТЯГИ НА КРЮКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Хабардин В.Н.
RU2164670C2
Способ определения тягового сопротивления машин и орудий 1989
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Голштейн Александр Рафаэльевич
  • Моносзон Александр Абрамович
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Радченко Юрий Григорьевич
  • Самойлов Сергей Васильевич
SU1673893A1
Лихачев B.C
Испытания тракторов / В.С.Лихачев
- М.: Машиностроение, 1974, С.157-181.

RU 2 430 339 C2

Авторы

Хабардин Василий Николаевич

Хабардин Сергей Васильевич

Даты

2011-09-27Публикация

2009-09-15Подача