Изобретение относится к ремонту дорожного покрытия, а именно к изменению геометрических форм ремонтируемого участка или карты. В результате нагрузок на дорожную одежду, а также износа и старения ее материалов, не соблюдение требований укладки, которые по итогу должны соответствовать нормативным значениям (коэффициент уплотнения, водонасыщение, коэффициент водостойкости, трещиностойкость, сцепление при сдвиге и т.д.) возникают дефекты, деформации и разрушения (ямы, трещины, сколы, выкрашивание, шелушение и пр.). В ГОСТ Р 50597-93 установлены предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации (таблица 1).
Выбор технологического метода ямочного ремонта должен отвечать следующим требованиям или критериям, в которые входят: высокое качество заделки дефекта, соответствующее показателям плотности, прочности, ровности и шероховатости основной части покрытия; продолжительный срок службы отремонтированного места; наличие или доступность требуемых материалов, машин и установок для выполнения ремонта по выбранному методу; сложность или простота реализации намеченного метода ремонта в различных погодных условиях; оперативность открытия движения транспорта по месту ремонта; низкая стоимость или высокая экономичность ремонтных работ.
В комплексе ремонтных работ дорожного полотна присутствует существенный недостаток. При ремонте, как правило, укладывается однородная с предыдущем покрытием смесь, но так как эти смеси имеют временной промежуток в укладке, новая смесь после усадки, в большинстве случаев, располагается либо ниже, либо выше уровня поверхности старого полотна. В результате чего колеса автотранспорта при движении разрушают края отремонтированного участка или карты.
Данное изобретение предлагает изменить разметку и контуры выбоин, располагаемые прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги, на расположение под углом к оси, используя при этом формы ромба и шестиугольника в горизонтальном сечении.
Техническая проблема настоящего изобретения заключается в необходимости снижения нагрузки на грани отремонтированного участка дороги и карт, а также повышение долговечности дорожного полотна после ремонта в целом.
Технический результат заключается в распределении нагрузки от автотранспорта по граням отремонтированных участков и карт.
Поставленная проблема решается тем, что согласно предлагаемому способу ремонта дорожного покрытия, поверхности дороги предварительно очищают от пыли, грязи и влаги; затем осуществляют разметку контуров выбоин, располагаемых под углом к продольной оси дорожного покрытия, используя при этом формы ромба и шестиугольника в горизонтальном сечении для обеспечения равномерного распределения нагрузки от автотранспорта на отремонтированный участок; вырезку, вырубку или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по размеченному контуру на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, с обеспечением вертикальности боковых стенок; очистку дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги; обработке дна и стенок тонким слоем горячего жидкого или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии; заполнение подготовленной выбоины ремонтной смесью; уплотнение материала с помощью электро- или пневмотрамбовки или ручные катки при небольших, изолированных одна от другой выбоинах, а при больших площадях - гладковальцовые катки массой 5-10 т.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами: фиг. 1 - схема разметки и последующей вырубки поврежденных мест покрытия, где: 1 - разрушенный участок дороги, определяемый границей в виде ромба, 2 - разрушенный участок дороги, определяемый границей в виде шестиугольника, 3 - разрушенный участок дороги, определяемый границей в виде совмещенных фигур ромбовидной формы; фиг. 2 - технологическая схема ремонта асфальтобетонного покрытия с применением ручного инструмента, где: 1а - установка технических средств организации дорожного движения; разметка мест ремонта; 2а - вырубка поврежденных мест покрытия отбойными молотками с очисткой от отходов; 3а - разогрев битума в передвижном битумном котле; обработка им стенок и дна вырубки; 4а - укладка и разравнивание асфальтобетонной смеси в нижнем слое, уплотнение пневматическими трамбовками (при глубине выбоин более 50 мм); 5а - укладка и разравнивание асфальтобетонной смеси (при глубине выбоин более 50 мм в верхнем слое); уплотнение самоходными вибрационными катками; 6 - инвентарный барьер; 7 - компрессор; 8 -передвижной битумный котел; 9 - самоходный вибрационный каток.
Способ ремонта дорожного покрытия осуществляют следующим образом.
Предварительно проводят подготовку ремонтируемого места покрытия. Устанавливают технические средства организации дорожного движения 6. Производят очистку поверхности дороги от пыли, грязи и влаги, наносят разметку выбоин под углом к продольной оси дорожного покрытия, используя при этом формы ромба и шестиугольника в горизонтальном сечении 1a. При помощи фрезы дорожной, отбойного молотка удаляют по размеченному контуру старый асфальтобетон. Затем осуществляют очистку дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги 2а. Стоит отметить, что вырезку, вырубку или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру осуществляют на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, при этом боковые стенки должны быть вертикальными.
После подготовительных работ, производят заливку ремонтируемого места материалом, как правило, одного состава с дорожным полотном.
Разогревают до жидкого (горячего) или разжиженного состояния (~ до 60°С) битум, остаточный битум (гудрон) или деготь, по норме 0,3-0,5 л/м2 3а в передвижном битумном котле, обрабатывают тонким слоем стенки и дно вырубки 4а. Подготавливают асфальтобетонную смесь в соответствие с нормами ГОСТ 9128 -2013. Укладывают и разравнивают асфальтобетонную смесь, а затем уплотняют самоходными вибрационными катками 5а. При небольших, изолированных одна от другой выбоинах для уплотнения применяют электро- или пневмотрамбовки или ручные катки, а при больших площадях - гладковальцовые катки массой 5-10 т. Целесообразно использовать катки с обрезанными вальцами 4,5а. (фиг. 2)
Пример:
Производился ремонт дорожного покрытия. Дорога находится в черте города, имеет протяженность 800 метров. Дорожное покрытие состоит из песка, щебня фракции 20-40 и 5-10 мм, двух слоев асфальтобетона: нижний слой крупнозернистый, верхний слой мелкозернистый типа В марки II. Во время эксплуатации в дорожном покрытии образовались выбоины общей площадью 40 м2. На основе измерительных данных и визуального осмотра было принято решение ремонтировать участки дороги путем удаления старого асфальтобетона и укладкой нового, однородной со старым смесью, в местах разрушения.
Подготовку и ремонт поврежденного места вели в следующем порядке:
1. Очищали поверхность дороги от пыли, грязи и влаги 1а;
2. Размечали границы ремонта выбоин таким образом, чтобы границы располагались под углом к продольной оси дороги, имели формы ромба или шестиугольника в горизонтальном сечении 1а;
3. Выбоины обрубали по контуру, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия; несколько небольших выбоин, близко расположенных друг к другу, объединяли в одну общую карту 2а;
4. Старый асфальтобетон удаляли, выбоину очищали и при необходимости просушивали 2а;
5. Дно и стенки выбоин обрабатывали жидким или разжиженным битумом, остаточным битумом (гудроном) или дегтем, нагретым до 60°С, по норме 0,3-0,5 л/м2 3а;
6. Подготовленную выбоину заполняли ремонтным материалом 4а.
7. После укладки и разравнивания материала его тщательно уплотняли. При небольших, изолированных одна от другой выбоинах для уплотнения применяют электро- или пневмотрамбовки или ручные катки, а при больших площадях - гладковальцовые катки массой 5-10 т. Целесообразно использовать катки с обрезанными вальцами 5а (фиг. 2).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2007 |
|
RU2338027C1 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ РЕМОНТА ВЛАЖНОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2004 |
|
RU2280014C2 |
Способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия | 2018 |
|
RU2696735C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 1998 |
|
RU2148122C1 |
Способ ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия и дорожная машина для его осуществления | 2017 |
|
RU2664279C2 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ | 1998 |
|
RU2135671C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2140479C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2023 |
|
RU2820194C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ВЛАЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1998 |
|
RU2152963C2 |
Способ ямочного ремонта дорожного покрытия | 2018 |
|
RU2740138C2 |
Изобретение относится к способам ремонта дорожного покрытия, а именно к изменению геометрических форм ремонтируемого участка или карты. Способ ремонта дорожного покрытия заключается в предварительной очистке поверхности дороги от пыли, грязи и влаги; разметке контуров выбоин, располагаемых под углом к продольной оси дорожного покрытия, используя при этом формы ромба и шестиугольника в горизонтальном сечении для обеспечения равномерного распределения нагрузки от автотранспорта на отремонтированный участок; вырезке, вырубке или холодном фрезеровании материала ремонтируемого места покрытия по размеченному контуру на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, с обеспечением вертикальности боковых стенок; очистке дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги; обработке дна и стенок тонким слоем горячего жидкого или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии; заполнении подготовленной выбоины ремонтной смесью; уплотнении материала с помощью электро- или пневмотрамбовки или ручных катков при небольших, изолированных одна от другой выбоинах, а при больших площадях - гладковальцовых катков массой 5-10 т. Технический результат заключается в распределении нагрузки от автотранспорта по граням отремонтированных участков и карт. 2 ил., 1 табл.
Способ ремонта дорожного покрытия, заключающийся в предварительной очистке поверхности дороги от пыли, грязи и влаги; разметке контуров выбоин, располагаемых под углом к продольной оси дорожного покрытия, используя при этом формы ромба и шестиугольника в горизонтальном сечении для обеспечения равномерного распределения нагрузки от автотранспорта на отремонтированный участок; вырезке, вырубке или холодном фрезеровании материала ремонтируемого места покрытия по размеченному контуру на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, с обеспечением вертикальности боковых стенок; очистке дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги; обработке дна и стенок тонким слоем горячего жидкого или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии; заполнении подготовленной выбоины ремонтной смесью; уплотнении материала с помощью электро- или пневмотрамбовки или ручных катков при небольших, изолированных одна от другой выбоинах, а при больших площадях - гладковальцовых катков массой 5-10 т.
Ремонт и содержание автомобильных дорог | |||
Справочник инженера-дорожника | |||
Под ред | |||
А.П | |||
Афанасьева | |||
Москва, "Транспорт", 1989, стр.158-159 | |||
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ И ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2000 |
|
RU2178476C1 |
Способ ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий | 1988 |
|
SU1562377A1 |
ЭКОНОМАЙЗЕР | 1927 |
|
SU8020A1 |
US 3915582 A1, 28.10.1975 | |||
КЕРАМИЧЕСКАЯ МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБЛИЦОВОЧНОЙ ПЛИТКИ | 2013 |
|
RU2520308C1 |
Авторы
Даты
2019-12-27—Публикация
2019-03-29—Подача