Способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия Российский патент 2019 года по МПК E01C23/06 

Описание патента на изобретение RU2696735C1

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог.

В дальнейшем при характеристике разработанного решения будет использован термин «карта». В рамках настоящей разработки термин «карта» означает углубление прямоугольной формы в ремонтируемом асфальтобетонном покрытии, предназначенное для заполнения ремонтной смесью.

Известна (Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т.II / А.П. Васильев, Э.В. Дингес, М.С. Когазон и др./ Под редакцией А.П. Васильева. - М.: Информавтодор, 2004 - с. 276-280) стандартная методика ямочного ремонта.Дефектный участок покрытия фрезеруют, формируя карту, очищают от пыли и грязи, производят подгрунтовку битумной эмульсией, укладывают горячую асфальтобетонную смесь и уплотняют вибротрамбовками или дорожными катками в статическом режиме. При этом из-за малых объемов работ укладку смеси выполняют вручную лопатами, без предварительного уплотнения виброплитой асфальтоукладчика.

Известен также (RU, патент 2592296, опубл. 20.07.2016) способ устранения местных углублений на асфальтобетонном покрытии автомобильных дорог. Согласно известному способу проводят зачистку углубления с формированием карты, укладку слоя гранулированной асфальтобетонной смеси, обеспечение пластифицирования битума в ней и последующее уплотнение слоя из асфальтобетонной смеси, при этом слой дорожного покрытия формируют однослойно или, при необходимости, послойно путем укладки на дно карты слоя или очередного подслоя над ним из гранулированной асфальтобетонной смеси с добавлением к ней частиц из сгораемого вещества, в частности, торфа, в количестве, необходимом для пластифицирования битума в ней и обеспечения сгорания частиц в нем с последующим его или их уплотнением в целом.

Наиболее близким аналогом разработанного способа можно признать источник информации («Справочная энциклопедия доожника. II том. Ремонт и содержание автомобильных дорог», /под ред. А.П. Васильева/ М, 2004. стр. 639-642,) содержащий общие с заявленным способом признаки: способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, включающий разметку контура заменяемой части покрытия, формирование карты, выравнивание основания карты, нанесение на дно и стенки карты жидкого битума, укладывают в карту ремонтного материала из асфальтобетона и разогрев мест сопряжения плитки с покрытием.

Недостатками всех выше приведенных способов ямочного ремонта дорожного покрытия можно признать то, что смесь внутри карты недоуплотняется, особенно в зимний период, и сопряжения новой смеси со старым покрытием получается негерметичным. В процессе эксплуатации также ремонтные карты быстро разрушаются. Разрушения образуются как внутри карты из-за шелушения вследствие низкой плотности (Ку<0,9), так и по периметру карты из-за негерметичных сопряжений. В указанные участки попадает вода, которая при циклическом замораживании разрушает покрытие.

Техническая задача, решаемая посредством разработанного способа, состоит в повышении качества ремонта асфальтобетонных покрытий.

Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в повышении качества ремонта за счет повышения плотности отремонтированной карты и повышения герметичности сопряжений.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия. При реализации разработанного способа предварительно проводят разметку контура заменяемой части покрытия, формируют карту путем удаление асфальтобетона из области, подлежащей ремонту, выравнивают основание карты, наносят на дно и стенки карты жидкий битум, укладывают в карту предварительно приготовленную плитку, выполненную из литого асфальтобетона, размеры которой соответствуют размеру карты, и проводят разогрев мест сопряжения плитки с покрытием, при этом количество асфальтового вяжущего вещества в асфальтобетоне составляет 0,55-0,75% при соотношении битум: минеральный порошок = 22-28%.

Для получения карты правильной геометрической формы (прямоугольник или квадрат) карту формируют с использованием шовонарезчика.

При реализации способа предпочтительно используют плитку толщиной 3÷5 см и размером 20×20 - 40×40 см, изготовленную в заводских условиях путем заливки форм литой асфальтобетонной смесью.

Предпочтительно разогрев мест сопряжения проводят с использованием газовой горелки. Хотя возможно применение и других средств локального разогрева асфальтобетонного покрытия.

Для обеспечения необходимой шероховатости отремонтированного асфальтобетонного покрытия дополнительно поверхность плитки и сопряжения плитки с покрытием могут посыпать отсевом дробления щебня (мелкая фракция).

Материал для изготовления плиток должен быть достаточно пластичным и в тоже время хорошо противостоять как статическим, так и динамическими нагрузкам. Такие характеристики обеспечиваются за счет соблюдения определенных пропорций в составе асфальтобетона:

Благодаря таким характеристикам исключается растрескивание и дальнейшее разрушение асфальтобетонной плитки в ремонтной карте. Кроме того, такое соотношение компонентов позволяет подогревать плитку пламенем горелки без ущерба характеристикам материала. При разогреве ремонтный материал приобретает свойства вязкой жидкости и быстро заполняет пустоты в зоне сопряжения с покрытием, четко принимая форму ремонтной карты, обеспечивая полное сопряжение со старым покрытием. В отличии от предложенного материала, плотные асфальтобетоны типов «А», «Б», «В», «Г» и «Д» при разогреве не смогут принять форму ремонтной карты и необходимое сопряжение со старым покрытием не будет обеспечено, что в дальнейшем приведет к разрушению. Не заполненные ремонтным материалом участки в зоне сопряжения разрушатся под действием погодно-климатических факторов и механических нагрузок, что не обеспечит качество ремонтных работ.

В базовом варианте способ реализуют следующим образом. Предварительно плитку асфальтобетона V-го типа толщиной 3÷5 см и размером 20×20 - 40×40 см изготавливают в заводских условиях путем заливки форм литой асфальтобетонной смесью, характеризуемой тем, количество асфальтового вяжущего вещества в асфальтобетоне составляет 0,55 - 0,75% при соотношении битум: минеральный порошок = 22-28%

Литая смесь не требует уплотнения и всегда обеспечивает максимальную плотность асфальтобетона (Ку=1). Это исключает возможность разрушения в процессе эксплуатации. В процессе ремонта проводят разметку контура и формирование (нарезку) карты с помощью шовонарезчика. Размеры карты соответствуют размерам предварительно изготовленной плитки. Если размер выбоины больше размеров плитки, то карту размечают и нарезают на две или несколько плиток. Затем проводят выравнивание основания карты, чтобы плитка легла в карту ровно без перекосов. На выровненное основание карты, а также на боковые стенки карты наносят жидкий битум. В карту укладывают плитку, подбирая ее размеры таким образом, что боковая поверхность плитки касалась боковых стен карты, и проводят разогрев сопряжений плитки с покрытием с использованием газовой горелки. При разогреве литой асфальтобетон разжижается и плотно примыкает к старому покрытию. Это обеспечивает герметичность в зоне сопряжения плитки со старым покрытием. Затем поверхность карты и сопряжения посыпают отсевом дробления щебня, что обеспечивает необходимую шероховатость. После этого по отремонтированному участку открывается движение транспорта.

Разработанная плитка может также использоваться для устройства отмосток, кровель зданий и т.д. Сопряжение плиток также обеспечивается за счет разогрева стыков газовой горелкой.

Похожие патенты RU2696735C1

название год авторы номер документа
Способ ямочного ремонта дорожного покрытия 2018
  • Машанов Сергей Анатольевич
  • Машанов Александр Иннокентьевич
RU2740138C2
Способ ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия и дорожная машина для его осуществления 2017
  • Лесков Владимир Александрович
RU2664279C2
РАДИОПОГЛОЩАЮЩИЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ДОРОЖНЫЙ РЕМОНТНЫЙ СОСТАВ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ 2017
  • Калинин Михаил Владимирович
  • Кудрявцев Владимир Петрович
  • Майданова Наталья Васильевна
  • Широкова Тамара Степановна
RU2665541C1
Радиопоглощающая асфальтобетонная смесь и дорожное покрытие, выполненное из этой смеси 2017
  • Кудрявцев Владимир Петрович
  • Слугин Василий Андреевич
  • Широкова Тамара Степановна
RU2637701C1
Способ ремонта дорожного покрытия 2019
  • Трибунский Михаил Михайлович
  • Овчинников Игорь Георгиевич
  • Овчинников Илья Игоревич
RU2710585C1
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ И КОМПОЗИЦИОННАЯ СМЕСЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Прокопец Валерий Сергеевич
  • Филатов Сергей Федорович
  • Бузениус Александр Арвидович
RU2364675C2
Способ получения холодной асфальтобетонной смеси на основе асфальтовой крошки 2016
  • Готовцев Валерий Михайлович
  • Сухов Владимир Дмитриевич
  • Сазонов Александр Иванович
RU2623748C1
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АСФАЛЬТОБЕТОНА 1999
  • Илиополов С.К.
  • Максименко В.А.
  • Углова Е.В.
  • Мардиросова И.В.
  • Шитиков С.В.
  • Кучеров В.А.
RU2160237C1
Способ ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий 1988
  • Завада Петр Стапанович
  • Садовников Геннадий Александрович
  • Кравченко Владимир Григорьевич
  • Зуб Владимир Николаевич
SU1562377A1
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ПОСЛЕ ОТБОРА ПРОБ КЕРНООТБОРНИКОМ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Семилейских Надежда Евгеньевна
RU2526960C1

Реферат патента 2019 года Способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог. Способ включает разметку контура заменяемой части покрытия, формирование карты, выравнивание основания карты, нанесение на дно и стенки карты жидкого битума, укладку в карту ремонтного материала из асфальтобетона и разогрев мест сопряжения плитки с покрытием. В качестве ремонтного материала используют предварительно приготовленную в заводских условиях плитку из литого асфальтобетона V-го типа, размеры которой соответствуют размеру карты, при этом количество асфальтового вяжущего вещества в асфальтобетоне составляет 0,55-0,75% при соотношении битум:минеральный порошок = 22-28%. Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в повышении качества ремонта за счет повышения плотности отремонтированной карты и повышения герметичности сопряжений. 4 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 696 735 C1

1. Способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, включающий разметку контура заменяемой части покрытия, формирование карты, выравнивание основания карты, нанесение на дно и стенки карты жидкого битума, укладку в карту ремонтного материала из асфальтобетона и разогрев мест сопряжения плитки с покрытием, отличающийся тем, что в качестве ремонтного материала используют предварительно приготовленную в заводских условиях плитку из литого асфальтобетона V-го типа, размеры которой соответствуют размеру карты, при этом количество асфальтового вяжущего вещества в асфальтобетоне составляет 0,55-0,75% при соотношении битум:минеральный порошок = 22-28%.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что карту формируют с использованием шовонарезчика.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют, по меньшей мере, одну плитку толщиной 3÷5 см и размером 20×20 - 40×40 см, изготовленную в заводских условиях путем заливки форм литой асфальтобетонной смесью.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что разогрев мест сопряжения проводят с использованием газовой горелки.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно поверхность плитки и сопряжения плитки с покрытием посыпают отсевом дробления щебня.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2696735C1

Справочная энциклопедия дорожника
II том
Ремонт и содержание автомобильных дорог
Под ред
А.П
Васильева, Москва, 2004, Версия, размещенная на сайте Интернета по адресу http://books.totalarch.com/n/0502, стр.628, рис.13.5, 639-642
ЭКОНОМАЙЗЕР 1927
  • Бобрик И.П.
SU8020A1
СПОСОБ ЯМОЧНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2013
  • Ермилов Александр Александрович
RU2536517C1
Способ ремонта дорожных покрытий 1990
  • Федоров Леонид Алексеевич
  • Романовская Елена Георгиевна
  • Ковалев Феликс Яковлевич
  • Лопатин Геннадий Алексеевич
SU1821459A1
Прибор для распыливания молока перед сбиванием его в масло 1929
  • Селюнов А.С.
SU16474A1
СЕРВОМОТОР БЛОКА РЕГУЛИРУЮЩИХ КЛАПАНОВ ТУРБИНЫ 2004
  • Волчегорский Михаил Львович
  • Ильке Герман Альфредович
  • Палкина Нина Алексеевна
  • Маслов Антон Анатольевич
RU2269008C1

RU 2 696 735 C1

Авторы

Лупанов Андрей Павлович

Мухин Михаил Алексеевич

Силкин Вячеслав Васильевич

Суханов Алексей Сергеевич

Гладышев Николай Викторович

Сухарев Николай Николаевич

Даты

2019-08-05Публикация

2018-10-29Подача