Датчик ионизационный сигнализатора пламени Российский патент 2020 года по МПК F23R3/00 G01N30/68 

Описание патента на изобретение RU2712532C1

Изобретение относится к конструкции ионизационных датчиков и применяется в турбореактивных двигателях для сигнализации розжига форсажной камеры.

Известно устройство, содержащее центральный электрод ионизации с внутренним охлаждающим каналом, а также входным и выходным отверстиями забора и выпуска хладагента, причем выходное отверстие выполнено на концевом участке центрального электрода ионизации.

(см. Авторское свидетельство №371599 МПК опубликовано 1973 г).

Недостаток известного устройства состоит в том, что использование в качестве хладагента воздуха, забираемого из полости компрессора низкого давления (КНД) для охлаждения электрода, усложняет конструкцию датчика, увеличивает массу конструкции за счет наличия штуцера подвода хладагента, а также дополнительных труб подвода хладагента от КНД, что приводит к снижению тяги двигателя.

Техническими результатами изобретения являются упрощение конструкции датчика, снижение массы, а также повышение надежности за счет улучшения эффективности охлаждения электрода.

Указанные технические эффекты достигаются тем, что датчик ионизационный сигнализатора пламени, содержащий центральный электрод ионизации с внутренним охлаждающим каналом, а также входным и выходным отверстиями забора и выпуска хладагента, причем выходное отверстие выполнено на концевом участке центрального электрода ионизации согласно настоящему изобретению, для датчика, центральный электрод ионизации которого установлен в форсажной камере газотурбинного двигателя, упомянутый электрод выполнен изолированным от корпуса форсажной камеры, при этом входное отверстие забора хладагента выполнено в области натекания основного газового потока на упомянутый электрод с наибольшим полным давлением газа, проходящего через форсажную камеру, а выходное отверстие выпуска хладагента выполнено в следе стабилизатора пламени в зоне горения с наименьшим полным давлением газа, проходящего через форсажную камеру.

Упрощение конструкции и снижение массы датчика достигается за счет исключения штуцера и дополнительных каналов подвода хладагента (охлаждающего воздуха) из полости компрессора низкого давления (КНД), посредством выполнения входного отверстия забора хладагента в области натекания основного потока на электрод.

Улучшение эффективности охлаждения датчика и, как следствие, повышение его надежности достигается тем, что входное отверстие забора хладагента выполнено в области натекания основного газового потока, а выходное отверстие выпуска хладагента выполнено в следе стабилизатора пламени в зоне горения с наименьшим полным давлением газа, проходящим через форсажную камеру, тем самым, образовав положительный перепад и осуществив переброс газа, который является хладагентом, из основного потока через канал охлаждения электрода ионизации в зону горения за стабилизатор. При этом газ, проходящий через охлаждающий канал, содержит меньше кислорода, чем в чистом воздухе (как в прототипе), который интенсифицирует процесс горения за стабилизатором, что приводит к уменьшению температуры вблизи электрода датчика.

В данном предложении предпочтительно в качестве хладагента применять газотопливную смесь, расположив входное отверстие забора хладагента в области попадания топлива из топливных коллекторов, находящихся перед стабилизаторами пламени, так как в этом случае циркуляционная зона, образованная обтеканием стабилизаторов, в области установки электрода датчика ионизации дополнительно обогащается топливом, что уменьшает интенсивность горения в месте выпуска хладагента, и, как следствие, улучшает эффективность охлаждения и повышает надежность датчика.

В данном предложении концевой участок центрального электрода ионизации расположен на расстоянии не более 1,5 × Н от полки стабилизатора пламени (Н - длина полки стабилизатора), где величина тока ионизации, образованная при горении, достигает наибольших значений, тем самым улучшается диагностирование включения форсажа.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На Фигуре 1 изображен продольный разрез форсажной камеры газотурбинного двигателя с установленным датчиком ионизационного сигнализатора пламени.

На Фигуре 2 - вид А - вид сбоку на датчик в увеличенном масштабе (форсажная камера условно не показана).

На Фигуре 3 - элемент Б - изображение токосъемной головки со штепсельным разъемом.

Датчик ионизационного сигнализатора пламени (далее датчик) содержит центральный электрод ионизации 1 (далее электрод) с внутренним охлаждающим каналом 2, в котором выполнены входное и выходное отверстия 3 и 4 соответственно для забора и выпуска охлаждающей газотопливной смеси, при этом выходное отверстие 4 выполнено на концевом участке 5 электрода 1. Датчик установлен на форсажной камере 6 при этом электрод 1 изолирован от корпуса форсажной камеры 6, а входное отверстие 3 забора хладагента находится в области 7 натекания основного газового потока (условно ограничена штрихпунктирными линиями) на электрод 1 с наибольшим полным давлением газа (Р*наиб), проходящего через форсажную камеру 6, выходное отверстие 4 выпуска газотопливной смеси выполнено в следе стабилизатора пламени 8 в зоне горения 9 с наименьшим полным давлением газа (Р*наим.) (условно ограничена пунктирными линиями), проходящего через форсажную камеру 6.

Конструктивно датчик состоит из 2-х неразъемных частей: токосъемной головки 10 и термостойкого штепсельного разъема 11. В корпус токосъемной головки 10 запрессовывается изолятор 12 с припаянной втулкой 13, которая сваривается с корпусом токосъемной головки 10. Электрод 1 токосъемной головки 10 ввернут в изолятор 12. Верхний конец электрода 1 и корпус 14 датчика соединены с помощью сварки через гибкие контакты 15 и 16 с контактами 17 и 18 термостойкого штепсельного разъема 11 соответственно.

В качестве хладагента предпочтительно применять газотопливную смесь, расположив входное отверстие забора хладагента в области попадания топлива из топливных коллекторов 19, 20, находящихся перед стабилизатором пламени 21.

Работа датчика основана на использовании эффекта несимметричной проводимости продуктов горения топлива при применении пары электродов, характеризующихся резко отличной друг от друга площадью рабочих поверхностей. Одним электродом является электрод 1 датчика, изолированный от корпуса изделия. Вторым электродом является корпус 14 датчика. В случае отсутствия пламени среда между электродами является изолятором. При наличии пламени среда между электродом 1 датчика и корпусом 14 датчика ионизируется и в цепи появляется переменный ток.

Похожие патенты RU2712532C1

название год авторы номер документа
Датчик ионизационный сигнализатора пламени 2019
  • Гусев Павел Никитович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Леферов Александр Александрович
  • Гончаров Владимир Гаврилович
RU2741747C1
Датчик ионизационный сигнализатора пламени 2023
  • Лузгин Леонид Андреевич
  • Воробьев Сергей Владимирович
  • Валиев Рафаил Шамилевич
RU2821954C1
Ионизационный датчик сигнализации наличия высотемпературной агрессивной среды 2017
  • Замышляев Алексей Николаевич
  • Масленников Алексей Вячеславович
  • Самсонов Владимир Михайлович
RU2677979C1
ДАТЧИК ДЛЯ ИОНИЗАЦИОННОГО СИГНАЛИЗАТОРА ПЛАМЕНИ 1973
  • В. Я. Громыко, Н. А. Семин, В. И. Богатое, В. Д. Барсукова Д. П. Меньших
SU371599A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДАТЧИКОВ ПЛАМЕНИ ИОНИЗАЦИОННЫХ 2018
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
  • Ярмаш Александр Дмитриевич
RU2680024C1
Устройство крепления системы стабилизации пламени к корпусу форсажной камеры сгорания турбореактивного двигателя 2022
  • Климов Константин Александрович
  • Сладков Михаил Куприянович
  • Ярмаш Александр Дмитриевич
RU2799474C1
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ НАЛИЧИЯ ГОРЕНИЯ В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Асланян Эдуард Владимирович
  • Берлов Илья Владимирович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2711186C1
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя 2017
  • Костерин Андрей Валентинович
  • Мингалеев Газиз Фуатович
  • Салимов Радий Ильдусович
RU2680781C1
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 2013
  • Звонов Александр Александрович
  • Остапенко Олег Николаевич
  • Талалаев Александр Борисович
  • Ягольников Сергей Васильевич
RU2564121C2
ГОРЕЛКА ФАКЕЛЬНАЯ 2015
  • Нигматьянов Рустем Фаритович
  • Нигматьянов Оскар Рустемович
  • Нигматьянов Артур Рустемович
RU2619666C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 712 532 C1

Реферат патента 2020 года Датчик ионизационный сигнализатора пламени

Изобретение относится к конструкции ионизационных датчиков и применяется в турбореактивных двигателях для сигнализации розжига форсажной камеры. Датчик ионизационный сигнализатора пламени содержит центральный электрод ионизации с внутренним охлаждающим каналом, а также входным и выходным отверстиями забора и выпуска хладагента. Выходное отверстие выполнено на концевом участке центрального электрода ионизации. Центральный электрод ионизации датчика установлен в форсажной камере газотурбинного двигателя. Электрод выполнен изолированным от корпуса форсажной камеры. Входное отверстие забора хладагента выполнено в области натекания основного газового потока на упомянутый электрод с наибольшим полным давлением газа, проходящего через форсажную камеру. Выходное отверстие выпуска хладагента выполнено в следе стабилизатора пламени в зоне горения с наименьшим полным давлением газа, проходящего через форсажную камеру. Изобретение позволяет упростить конструкцию датчика, снизить массу, а также повысить надежность за счет улучшения эффективности охлаждения электрода. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 712 532 C1

1. Датчик ионизационный сигнализатора пламени, содержащий центральный электрод ионизации с внутренним охлаждающим каналом, а также входным и выходным отверстиями забора и выпуска хладагента, причем выходное отверстие выполнено на концевом участке центрального электрода ионизации, отличающийся тем, что для датчика, центральный электрод ионизации которого установлен в форсажной камере газотурбинного двигателя, упомянутый электрод выполнен изолированным от корпуса форсажной камеры, при этом входное отверстие забора хладагента выполнено в области натекания основного газового потока на упомянутый электрод с наибольшим полным давлением газа, проходящего через форсажную камеру, а выходное отверстие выпуска хладагента выполнено в следе стабилизатора пламени в зоне горения с наименьшим полным давлением газа, проходящего через форсажную камеру.

2. Датчик ионизационный сигнализатора пламени по п. 1, отличающийся тем, что в качестве хладагента применена газотопливная смесь.

3. Датчик ионизационный сигнализатора пламени по п. 1, отличающийся тем, что концевой участок центрального электрода ионизации расположен на расстоянии не более 1,5 × Н от полки стабилизатора пламени, где Н - длина полки стабилизатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2712532C1

ДАТЧИК ДЛЯ ИОНИЗАЦИОННОГО СИГНАЛИЗАТОРА ПЛАМЕНИ 0
  • В. Я. Громыко, Н. А. Семин, В. И. Богатое, В. Д. Барсукова Д. П. Меньших
SU371599A1
Ионизационный датчик сигнализации наличия высотемпературной агрессивной среды 2017
  • Замышляев Алексей Николаевич
  • Масленников Алексей Вячеславович
  • Самсонов Владимир Михайлович
RU2677979C1
US 9719971 B2, 01.08.2017
US 4029966 A, 14.06.1977
GB 1240122 A, 21.07.1971.

RU 2 712 532 C1

Авторы

Гусев Павел Никитович

Куприянов Николай Дмитриевич

Лефёров Александр Александрович

Ярмаш Александр Дмитриевич

Даты

2020-01-29Публикация

2019-04-19Подача