Фрикционное соединение приводного вала и шкива Российский патент 2020 года по МПК F16H13/00 

Описание патента на изобретение RU2713754C1

Область применения, к которой относится изобретение

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к соединению совместно вращающихся частей.

Уровень техники

Известно фрикционное соединение совместно вращающихся приводного вала и шкива с помощью цилиндрической втулки, имеющей внутреннее осевое цилиндрическое отверстие, позволяющее надеть этот элемент на приводной вал с натягом и таким же образом закрепить шкив (см., например, книгу Д.Н. Решетова «Детали машин», стр. 81 и далее М.: Машиностроение, 1989 г.). К недостаткам такого соединения можно отнести технологическую сложность его исполнения.

Известно фрикционное соединение приводного вала со шкивом, включающее коническую втулку, разрезанную по направляющей с внутренним осевым цилиндрическим отверстием позволяющим надеть этот элемент на приводной вал и с наружной конусной стенкой, на которую надевается шкив с фиксирующими ее положение крепежными болтами. См., например, (http://www.skf.com/portal/skf_ru/home/products?maincatalogue=l&lang=ru&newlink=1_16_2), или сайт motion-products.ru>upload/iblock/fad/…pdf. Для размещения конической втулки между поверхностями приводного вала и отверстия шкива необходимо выполнение отверстия шкива соответствующей втулке конической формы что усложняет его изготовление.

Раскрытие изобретения

Фрикционное соединение приводного вала со шкивом, работает, как известно, за счет сил трения, организуемых между поверхностью вала и поверхностью отверстия надетого на него шкива. Обычно между этими двумя поверхностями устанавливается промежуточный элемент - втулка и силы трения организуются между поверхностями втулки, вала и шкива. В предлагаемом изобретении в качестве такого промежуточного элемента предлагается использовать цилиндрическую пружину с нулевым расстоянием между витками (пружинная втулка). Внутренний диаметр пружины равен диаметру приводного вала, а внешний диаметр пружины - равен диаметру отверстия втулки. Пружину можно закрутить на вал до упора и снаружи закрутить на нее шкив до того же упора. При этом длина пружины должна быть несколько больше длины участка вала, взаимодействующего со шкивом. Продольное сжатие пружины приводит к исключению зазоров между витками и возникновению силового контакта между витками пружины по спиральной линии их соприкосновения. При этом в витках пружины возникают контактные напряжения местного сжатия, что приводит к деформации поперечного сечения витков, когда первоначально круглое поперечное сечение витка за счет сил сжатия стремится трансформироваться в эллиптическое сечение. Таким образом, появляется давление витков пружины с одной стороны на приводной вал, а с другой - на поверхность отверстия в шкиве, что и приводит к возникновению сил трения. Таким образом, чем больше будет сжатие пружины, тем больше будет деформация поперечных сечений витков пружины и, соответственно, будут увеличиваться силы трения, соединяющие в единую систему приводной вал и шкив. Продольное сжатие пружины может быть осуществлено через тарельчатую шайбу путем закручивания гайки на приводной оси или иным образом. Следует еще заметить, что установка пружины должна быть согласована с направлением вращения вала, имея в виду направление закручивания витков пружины, так, чтобы при вращении вала происходило инерционное закручивание пружины, что будет повышать величину контактных напряжений и соответственно силы трения. С учетом возможных несовершенств в изготовлении пружины, полагаем, что длина пружины должна превышать длину контакта интервале 0,25-0,5 толщины витка.

Возникающая при этом величина фрикционного крутящего момента может быть определена эмпирически в результате испытаний или теоретически решением контактной задачи теории упругости с учетом физико-механических свойств используемых конструкционных материалов.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлена схема фрикционного соединения.

На фиг. 2 представлена схема деформации сечения пружинной втулки.

Осуществление изобретения

Фрикционное соединение приводного вала 1 со шкивом 2, включает сжатую цилиндрическую пружину с нулевым расстоянием между витками (пружинная втулка) 3, размещенную между поверхностью вала 1 и поверхностью отверстия шкива 2 с нулевым зазором, упорную шайбу 4, тарельчатую шайбу 5 и гайку 6.

Соединение осуществляется следующим образом. На приводной вал 1 устанавливается упорная шайба 4 и надевается (накручивается) пружинная втулка 3, длина которой превышает длину контакта вала со шкивом в интервале 0,25-0,5 толщины витка. На пружинную втулку аналогичным образом устанавливается шкив 2 и тарельчатая шайба 5. Закручиванием гайки 6 тарировочным гаечным ключом происходит сжатие пружинной втулки 3 и деформация первоначально круглого поперечного сечения витка 7 к эллиптической форме 8, сопровождающаяся давлением витков на сопрягаемые поверхности с возникновением требуемых сил трения, обеспечивающих совместное вращение вала 1 и шкива 2. Необходимая величина крутящего момента при сжатии гайкой 6 пружинной втулки 3 может быть определена эмпирически. Для инерционного закручивания установка пружиной втулки 3 согласуется с направлением вращения вала, то есть направления закручивания пружинной втулки и вращение вала должны быть противоположны.

Похожие патенты RU2713754C1

название год авторы номер документа
КОНИЧЕСКАЯ ВТУЛКА 2014
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Захарин Антон Викторович
  • Магомедов Рабазан Алиевич
  • Лебедев Павел Анатольевич
  • Марьин Николай Александрович
  • Искендеров Рамиль Рашидович
RU2560553C2
Устройство для заневоливания цилиндрической пружины 2016
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Знаменский Дмитрий Владимирович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Лебедев Павел Анатольевич
  • Захарин Антон Викторович
  • Жевора Юрий Иванович
  • Искендеров Рашид Джахангир Оглы
  • Грабельников Дмитрий Иванович
RU2634468C1
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 1999
  • Еккель Йоханн
  • Кой Ад
RU2230954C2
Поворотный дисковый затвор с тройным эксцентриситетом 2023
  • Гоголев Вадим Петросович
  • Дикий Арсений Александрович
  • Мухортов Александр Юрьевич
  • Ханбиков Ильдар Рифатевич
RU2802684C1
Устройство для заневоливания цилиндрической пружины 2017
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Знаменский Дмитрий Владимирович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Лебедев Павел Анатольевич
  • Захарин Антон Викторович
  • Жевора Юрий Иванович
  • Искендеров Рашид Джахангир Оглы
  • Грабельников Дмитрий Иванович
RU2635594C1
Привод компрессора транспортного средства 1989
  • Дьячков Николай Константинович
  • Болтовский Михаил Аркадьевич
SU1603056A1
Металлорежущий станок 1983
  • Вашковец Валерий Владимирович
SU1214337A1
Способ закрытия отсека клапан-дросселя 2023
  • Водолажский Владимир Владимирович
RU2799268C1
ФРИКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ СИЛЫ И ФРИКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКОЕ УСТРОЙСТВО 2007
  • Валембуа Гай
RU2444655C2
Многошпиндельное размоточное устройство 1980
  • Ильин Алексей Ильич
SU994073A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 713 754 C1

Реферат патента 2020 года Фрикционное соединение приводного вала и шкива

Изобретение относится к области машиностроения. Фрикционное соединение приводного вала со шкивом включает втулку в виде сжатой цилиндрической пружины с нулевым расстоянием между витками - пружинную втулку, размещенную между поверхностями вала и шкива, упорную шайбу, тарельчатую шайбу и гайку. Обеспечивается упрощение изготовления фрикционного соединения приводного вала со шкивом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 713 754 C1

Фрикционное соединение приводного вала со шкивом, включающее втулку, размещенную с нулевым зазором между поверхностями вала и отверстия шкива, упорную шайбу, тарельчатую шайбу и гайку, отличающееся тем, что втулка выполнена в виде сжатой цилиндрической пружины с нулевым расстоянием между витками - пружинной втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2713754C1

ДЕМПФИРУЮЩИЙ ИЗОЛЯТОР 2009
  • Али Имтиаз
  • Крэмп Мэттью
  • Серх Александр
RU2443918C1
US 4332572 A1, 01.06.1982
WO 2012061936 A1, 18.05.2012
US 5967919 A1, 19.10.1999.

RU 2 713 754 C1

Авторы

Лебедев Анатолий Тимофеевич

Очинский Виктор Всеволодович

Марьин Николай Александрович

Павлюк Роман Владимирович

Лебедев Павел Анатольевич

Захарин Антон Викторович

Искендеров Рамиль Рашидович

Даты

2020-02-07Публикация

2019-03-20Подача