КОНИЧЕСКАЯ ВТУЛКА Российский патент 2015 года по МПК F16D1/00 

Описание патента на изобретение RU2560553C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области машиностроения для соединения совместно вращающихся частей.

Уровень техники

Известна цилиндрическая втулка, имеющая внутреннее осевое цилиндрическое отверстие, позволяющее надеть этот элемент на приводной вал (см., например, книгу Д.Н. Решетова «Детали машин», стр.84, рис.6.5. М.: Машиностроение, 1989 г.).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является элемент, соединяющий, приводной вал со ступицей, включающий коническую втулку, разрезанную по направляющей с внутренним осевым цилиндрическим отверстием, позволяющим надеть этот элемент на приводной вал, и наружной конусной стенкой, на которую надевается ступица с фиксирующими ее положение крепежными болтами. Такие съемные ступицы поступают на рынок под товарным знаком SKF, см., например, (http://www.skf.com/portal/skf_ru/home/products?maincatalogue=l&lang=ru&newlink=1_16_2).

Раскрытие изобретения

Коническая втулка выполняется в форме усеченного конуса с цилиндрическим отверстием вдоль продольной оси и боковым разрезом по направляющей и выполнена из нескольких (минимум двух) состыкованных между собой соосных частей с регулярно разнесенными боковыми разрезами каждой части, заключенных между поперечными плоскостями, параллельными основанию конуса, с возможностью фиксации положения частей относительно друг друга, причем торцовые поверхности стыков частей могут иметь антифрикционные покрытия.

Коническая втулка используется в соединении приводного вала со ступицей для передачи крутящего момента за счет сил трения между валом втулкой и ступицей, возникающих при натяжении ступицы на втулку. При исполнении конической втулки из частей с фиксацией взаимного положения этих частей появляются следующие преимущества:

более равномерное распределение крутящего момента за счет взаимного смещения боковых разрезов каждой из ее частей;

учитывая неравномерность распределения крутящего момента по длине втулки и, как следствие, неравномерный износ конической втулки по длине, появляется возможность замены части, а не всего соединения.

Покрытие торцовых поверхностей стыков частей конической втулки облегчает развитие поперечных деформаций этой втулки, что приводит к повышению эффективности ее работы.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 изображена фронтальная проекция конической втулки из двух состыкованных элементов.

На фиг.2 показана проекция конической втулки в плане.

На фиг.3 представлены элементы конической втулки с антифрикционным покрытием торцовых поверхностей стыков.

На фиг.4 представлено соединение приводного вала со шкивом конической втулкой.

Осуществление изобретения

Коническая втулка в форме усеченного конуса состоит из двух состыкованных между собой соосных частей 1 и 2, заключенных между поперечными плоскостями, параллельными основанию конуса, с цилиндрическим отверстием 3 вдоль продольной оси и боковым разрезом 4 по направляющей, выполненным в части 1 и повернутым относительно разреза 4 на 90° боковым разрезом 5, части 2, причем на каждой из состыкованных торцовых поверхностях выполнены фиксирующие пазы 6 (часть 1) и 7 (часть 2) с размещенным в них фиксатором 8 (фиг.1), (фиг.2).

Торцовые поверхности стыков частей могут иметь антифрикционные покрытия 9 (фиг.3).

На фиг.4 представлен вариант использования конической втулки, ее частей 1 и 2 при передаче крутящего момента, например, от приводного шкива 10 за счет сил трения на вал 11. Обжатие частей 1 и 2 конической втулки с помощью упорной шайбы 12 и зажимной гайки 13 из-за отсутствия возможности поперечного радиального расширения втулки приводит к возникновению неравномерно распределенных по длине втулки сил трения между втулкой, валом и шкивом, обеспечивающих совместную работу соединения. Причем в зоне боковых разрезов силы трения не возникают, что создает зону концентрации напряжений сдвига, ухудшающей работу соединения в динамическом режиме. Существенному уменьшению таких напряжений способствует исключение совпадения разрезов частей 1 и 2 втулки. Величина сил трения зависит, как известно, от качества обработки сопрягаемых поверхностей и степени закручивания зажимной гайки. Наибольшая величина сил трения и крутящего момента будет возникать у основания конической втулки, где наиболее вероятно возникновение отказа работы соединения. В случае отказа соединения ремонт сводится к замене только одной из двух частей втулки. Нанесение антифрикционного покрытия на торцы сопрягаемых элементов втулки уменьшает силы трения между ними, препятствующие радиальным перемещениям областей их сопряжения.

Похожие патенты RU2560553C2

название год авторы номер документа
РЕЗЬБОКЛЕЕВАЯ СЪЕМНАЯ СТУПИЦА 2014
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Захарин Антон Викторович
  • Магомедов Рабазан Алиевич
  • Лебедев Павел Анатольевич
  • Марьин Николай Александрович
  • Искендеров Рамиль Рашидович
  • Шумский Александр Сергеевич
RU2554020C1
КОНИЧЕСКАЯ ВТУЛКА 2015
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Павлюк Роман Владимирович
RU2603245C1
СПОСОБ ПРОХОДКИ СКВАЖИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Борозенец Леонид Михайлович
  • Михайлин Михаил Петрович
RU2289671C1
СЪЕМНАЯ СТУПИЦА ДЛЯ МОНТАЖА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕМЕНТА НА ПРИВОДНОМ ВАЛУ 2009
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Магомедов Рабазан Алиевич
  • Захарин Антон Викторович
  • Лебедев Константин Анатольевич
RU2402701C1
СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА СО СТУПИЦЕЙ 1991
  • Татаринцев В.А.
  • Папян А.В.
  • Татаринцева Т.И.
RU2006710C1
Фрикционное соединение приводного вала и шкива 2019
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Марьин Николай Александрович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Лебедев Павел Анатольевич
  • Захарин Антон Викторович
  • Искендеров Рамиль Рашидович
RU2713754C1
Привод рабочего органа сельскохозяйственной машины 1982
  • Малон Ллойд Лав
  • Леон Джозеф Коркери
  • Роберт Вайн Хаукинс
SU1245250A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМОЛОТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БОБОВ СОЛОДКИ 1999
  • Салдаев А.М.
RU2150815C1
РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ ЗАПОРНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КЛАПАН МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА, ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР 2007
  • Редько Павел Григорьевич
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Таркаев Сергей Викторович
  • Нахамкес Константин Викторович
  • Чугунов Адольф Сергеевич
  • Тихонов Александр Борисович
  • Крячков Юрий Васильевич
RU2350813C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ВЕЛОТРАНСМИССИЯ 2011
  • Хмельницкий Анатолий Исаакович
  • Ходов Борис Николаевич
RU2492097C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 560 553 C2

Реферат патента 2015 года КОНИЧЕСКАЯ ВТУЛКА

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к соединению совместно вращающихся частей. Коническая втулка в форме усеченного конуса с цилиндрическим отверстием вдоль продольной оси выполнена из состыкованных между собой соосных частей, заключенных между поперечными плоскостями, параллельными основанию конуса, причем каждая часть втулки также заключена между поперечными плоскостями, параллельными основанию конуса. Каждая часть имеет боковой разрез. Боковые разрезы частей регулярно разнесены, например, на 90°. Имеется возможность фиксации положения частей втулки относительно друг друга. Торцовые поверхности стыков частей могут иметь антифрикционные покрытия. Достигается повышение ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 560 553 C2

1. Коническая втулка в форме усеченного конуса с цилиндрическим отверстием вдоль продольной оси и боковым разрезом по направляющей, отличающаяся тем, что коническая втулка выполнена из состыкованных между собой соосных частей, заключенных между поперечными плоскостями, параллельными основанию конуса, с регулярно разнесенными боковыми разрезами каждой части и возможностью фиксации положения частей относительно друг друга.

2. Коническая втулка по п.1, отличающаяся тем, что торцовые поверхности стыков частей имеют антифрикционные покрытия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2560553C2

Быстросъемная муфта 1986
  • Черноземов Анатолий Андреевич
SU1362868A1
Прибор для измерения расхода жидкостей и газов 1947
  • Гундарев П.И.
SU75658A1
DE 3443757 А1, 05.06.1986
Шарнир гусеничной цепи 1989
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Кобилев Владимир Николаевич
  • Карасик Владимир Ильич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Гаевой Анатолий Петрович
  • Омельянович Евгений Георгиевич
  • Жадан Владимир Андреевич
SU1643297A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1992
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2074992C1

RU 2 560 553 C2

Авторы

Лебедев Анатолий Тимофеевич

Очинский Виктор Всеволодович

Павлюк Роман Владимирович

Захарин Антон Викторович

Магомедов Рабазан Алиевич

Лебедев Павел Анатольевич

Марьин Николай Александрович

Искендеров Рамиль Рашидович

Даты

2015-08-20Публикация

2014-01-09Подача