Изобретение относится к линиям электроснабжения (контактной сети электрифицированного транспорта): к проводке, к укладке и к ремонту контактных линий, а именно к защитным заземляющим устройствам.
В настоящее время при проведении капитального ремонта пути по технологии «закрытого перегона», когда производится сплошная замена рельсо-шпальной решетки, выполняющей функцию заземляющего устройства в условиях эксплуатации, корректировка и обновление балластной призмы, замена балласта, ликвидация негабаритных опор широким фронтом, требуется обеспечение электробезопасности как строительной организации, так и работников, регулирующих и переводящих на новые опоры контактную подвеску.
Известны «Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи» от 19.04.2016 г. № 699р (https://filesclub.net/4568313), согласно которым при отсутствии рельсо-шпальной решетки в случае замены ее широким фронтом контактную подвеску необходимо заземлить двумя переносными защитными заземляющими штангами в начале и в конце фронта работы и по фронту работы на специальные переносные искусственные защитные заземлители в виде вертикальных электродов, погруженных не менее одного метра в земляное полотно на расстоянии друг от друга не более 200 метров (п.п. 3.10-3.20 указанных Правил).
Недостатком данного известного способа является то, что допускается использовать для защиты персонала специальный переносный искусственный заземлитель, погружаемый в грунт механическим способом. Накладываемые на месте работ переносные защитные переносные заземляющие штанги, присоединенные к этому специальному заземлителю, погруженному в грунт на глубину не менее одного метра, в большинстве случаев не защищают работающих от поражения электрическим током из-за возникающего высокого потенциала заземлителя и большой разницы потенциалов удаленных от него точек, в частности при ошибочной либо самопроизвольной подаче напряжения на отключенный и заземленный таким образом участок.
Существенным недостатком специального искусственного заземлителя является то, что его сопротивление растеканию тока не измеряется и, как правило, превышает нормированное безопасное значение более, чем в 10 раз.
Технической задачей изобретения является создание способа защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом, который защитит работников от поражения электрическим током.
Технический результат - повышение уровня электробезопасности, исключение случаев электротравмирования работников.
Для решения технической задачи и достижения указанного технического результата в способе защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом, включающем заземление контактной подвески, электрически соединенной с рельсами, переносными заземляющими штангами контактной сети и искусственными заземлителями, погруженными механическим способом в грунт на глубину не менее одного метра на расстоянии друг от друга не более 200 метров, согласно изобретению, контактную подвеску дополнительно заземляют, электрически соединяя при помощи заземляющих проводов с заземляющими контурами сигнальных точек, с заземляющими контурами постов электрической сигнализации, с заземляющими контурами комплектных трансформаторных подстанций и с заземляющими контурами комплектных трансформаторных подстанций однофазных.
Используют заземляющие провода сечением в медном эквиваленте не менее 50 мм2.
При соединении одного конца заземляющего провода с заземляющими контурами применяют зажимы типа КС-054.
При соединении второго конца заземляющего провода с контактной подвеской применяют зажимы типа КС-053.
На фигуре представлена схема способа защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом.
Схема включает контактную подвеску 1, рельсы 2, тяговые подстанции 3, воздушную линию продольного электроснабжения 4, воздушную линию автоблокировки 5, заземляющие контуры сигнальных точек 6, заземляющие контуры поста электрической сигнализации (ЭЦ) 7, заземляющие контуры комплектных трансформаторных подстанций однофазных (КТПО) 8, заземляющие контуры комплектных трансформаторных подстанций (КТП) 9, переносные защитные заземляющие штанги 10, подключенные к рельсу 2 и к контактной подвеске 1, искусственные заземлители 11, погруженные в грунт на глубину не менее одного метра, заземляющие провода 12, подключенные к контурам заземления 6, 7, 8, 9 зажимами 13 типа КС-053 и к контактной подвеске 1 - зажимами 14 типа КС-054.
Пример осуществления способа защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом.
До проведения работ определяют заземляющие контуры 6, 7, 8, 9, согласно паспортам-протоколам анализируют фактические значения сопротивлений заземляющих контуров.
Отключают коммутационную аппаратуру на тяговой подстанции 3, тем самым снимая рабочее напряжение с контактной подвески 1. В начале и в конце фронта работы по две заземляющие штанги 10 контактной подвески 1 подключают к рельсу 2. Далее после проверки отсутствия напряжения завешивают заземляющие штанги 10 на контактную подвеску 1. Искусственные заземлители 11 погружают в грунт на глубину не менее одного метра на расстоянии друг от друга не более 200 метров и электрически соединяют с контактной подвеской 2. Один конец заземляющего провода 12 с помощью зажимов 13 типа КС-054 подключают к заземляющим контурам сигнальных точек 6 воздушных линий продольного электроснабжения 4 и воздушных линий автоблокировки 5, к заземляющим контурам поста электрической сигнализации (ЭЦ) 7, к заземляющим контурам комплектных трансформаторных подстанции однофазных (КТПО) 8, к заземляющим контурам комплектных трансформаторных подстанций (КТП) 9. Второй конец заземляющего провода 12 подключают к контактной подвеске 1 зажимами 14 типа КС-053. Сопротивление заземляющих контуров периодически измеряют, оно должно быть не более 4 Ом для трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций и силовых опор, на которых установлены трансформаторы с заземленной нейтралью, а с изолированной нейтралью - не более 10 Ом независимо от удельного сопротивления грунта (согласно п.п. 2.8.2-2.8.3 Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения сигнализации, централизации, блокировки и связи на федеральном железнодорожном транспорте. ЦЭ-881 от 14.03.2002).
Таким образом, применение в способе защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтам работ дополнительного заземления контактной подвески на стационарные заземляющие контуры: сигнальных точек, постов электрической централизации (ЭЦ), комплектных трансформаторных подстанций (КТП) и комплектных трансформаторных подстанций однофазных (КТПО) повысит уровень электробезопасности и гарантированно защитит работников от получения травмы электрическим током.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКТНАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 2010 |
|
RU2420846C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2747778C1 |
Система электроснабжения линейныхпОТРЕбиТЕлЕй НЕэлЕКТРифициРОВАН-НыХ жЕлЕзНыХ дОРОг | 1978 |
|
SU807439A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ НУЛЕВОГО ПРОВОДА ВОЗДУШНЫХ И КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ 0,4 КВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2295186C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЗЕМЛЕНИЯ, ЭКРАНИРУЮЩЕГО МАГНИТНОЕ ПОЛЕ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2006 |
|
RU2309506C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ОПАСНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ КОНТАКТНОЙ СЕТИ | 2021 |
|
RU2753598C1 |
Способ защитного заземления воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением | 2022 |
|
RU2778138C1 |
Устройство для обнаружения однофазного замыкания на землю в трехфазной сети с изолированной нейтралью | 1987 |
|
SU1480001A1 |
Контактная сеть рельсового электрифицированного транспорта | 1981 |
|
SU1079494A1 |
ПЕРЕНОСНАЯ ЗАЗЕМЛЯЮЩАЯ ШТАНГА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2021 |
|
RU2759704C1 |
Изобретение относится к способу защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом. Способ включает заземление контактной подвески, электрически соединенной с рельсами, переносными заземляющими штангами контактной сети и искусственными заземлителями, погруженными механическим способом в грунт на глубину не менее одного метра на расстоянии друг от друга не более 200 метров. При этом контактную подвеску дополнительно соединяют при помощи заземляющих проводов с заземляющими контурами: сигнальных точек, постов электрической сигнализации, комплектных трансформаторных подстанций и комплектных трансформаторных подстанций однофазных. При этом могут быть использованы заземляющий провод сечением в медном эквиваленте не менее 50 мм2, а также зажимы типа КС-053 или КС-054. Достигается повышение электробезопасности персонала при проведении работ. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом, включающий заземление контактной подвески, электрически соединенной с рельсами, переносными заземляющими штангами контактной сети и искусственными заземлителями, погруженными механическим способом в грунт на глубину не менее одного метра на расстоянии друг от друга не более 200 метров, отличающийся тем, что контактную подвеску дополнительно заземляют, электрически соединяя при помощи заземляющих проводов с заземляющими контурами сигнальных точек, с заземляющими контурами постов электрической сигнализации, с заземляющими контурами комплектных трансформаторных подстанций и с заземляющими контурами комплектных трансформаторных подстанций однофазных.
2. Способ защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом по п. 1, отличающийся тем, что используют заземляющие провода сечением в медном эквиваленте не менее 50 мм2.
3. Способ защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом по п. 1, отличающийся тем, что при соединении одного конца заземляющего провода с заземляющими контурами применяют зажимы типа КС-054.
4. Способ защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом по п. 1, отличающийся тем, что при соединении второго конца заземляющего провода с контактной подвеской применяют зажимы типа КС-053.
0 |
|
SU155366A1 | |
Устройство для заземления опор контактной сети | 1981 |
|
SU1141026A1 |
Устройство для отвода тока с внешнего контура заземления тяговой подстанции | 1977 |
|
SU654462A1 |
Заземляющая штанга для контактной сети | 1982 |
|
SU1088965A1 |
ЗАЗЕМЛИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2265930C2 |
Авторы
Даты
2020-02-13—Публикация
2019-05-31—Подача