СИХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ПАРОВОЙ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ Российский патент 2020 года по МПК F01C1/16 F16H1/08 

Описание патента на изобретение RU2716805C1

Изобретение относиться к области энергетического машиностроения, а именно к конструкции паровых винтовых машин и может быть использовано для производства электроэнергии за счет взаимодействия с электрическим генератором.

Известна паровая винтовая машина по патенту РФ №2448273 F04C 18/16, опубл. 20.04.2016, содержащая два ротора с винтовыми зубьями, входящие в зацепление, и связанные между собой зубчатыми косозубыми колесами, образующим синхронизирующую зубчатую передачу. Боковой зазор в зацепление этой передачи не регулируются.

Недостатком этой конструкции является опасность выборки бокового зазора и как следствие появление значительной циркулирующей мощности и заклинивания, что ведет к аварии.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой является синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины (см, «Винтовые компрессорные машины. Справочник - Л.: Машиностроение, 1977 г., 265 с., стр. 189, рис. IV.41»), содержащая два ротора, размещенные в рабочей зоне корпуса с витками в виде зубьев, расположенными боковыми зазорами, выполненные заодно с валами, расположенными в подшипниках, хвостовики валов связаны с зубчатым колесом и шестерней.

Недостатком прототипа является невозможность компенсации бокового зазора в передаче, меняющегося в процессе износа рабочих поверхностей зубьев колес в период эксплуатации паровой винтовой машины.

Задачей данного изобретения является снижение аварийности, путем исключения непосредственного контакта рабочих поверхностей витков роторов паровой винтовой машины, которая может стать причиной ее аварии. Тем самым достигается существенное повышение уровня надежности и безопасности.

Указанная задача решается применением в синхронизирующей зубчатой передаче паровой винтовой машины, содержащей два ротора, размещенные в рабочей зоне корпуса с витками в виде зубьев, расположенных по винтовым линиям и образующих зацепление с нормированными боковыми зазорами, выполненного заодно с валами, расположенными в подшипниках. Хвостовики валов связаны с зубчатым колесом и шестерней, выполнена в виде связанной с валом ротора шестерни с косыми зубьями, которые зацеплены с зубьями косозубого колеса, установленного на ступице, жестко связанной с хвостовиком вала другого ротора посредством направляющих. Зубчатое колесо связано с зубчатым компенсатором за счет расположения направляющих в отверстиях колеса компенсатора, а его зубья образуют зацепление с соответствующими зубьями шестерни. Кроме того, на наружных поверхностях названных направляющих установлены цилиндрические пружины сжатия с возможностью воздействия на компенсатор. Шестерня размещена на соответствующем хвостовике вала ротора с возможностью осевого перемещения и посредством винтов связана с гайкой, имеющей осевые отверстия для указанных винтов.

Конструкция зубчатой передачи поясняется чертежами: где на фиг. 1 показан разрез А-А по поперечному сечению паровой винтовой машины; на фиг. 2 изображен вид сверху так же паровой винтовой машины; фиг. 3 показывают зубчатую передачу паровой винтовой машины в разрезе Б-Б по плоскости, проходящей через оси валов. Взаимодействие зубьев зубчатых колес показано в виде развертки цилиндрических поверхностей по делительным окружностям диаметров (d1, d2) фиг. 4.

Зубчатая передача паровой винтовой машины обслуживает вращательное движение размещенных в рабочей зоне корпуса (1) паровой винтовой машины, с плитой (2), стенкой (3), подшипниками (4), роторов (5, 6), крышкой (7) с косозубой шестерней (8). Профили выполнены сложными кривыми, соответствующими принятому закону зацепления, обеспечивающему постоянные величины зазоров (б1 б2) в любой фазе зацепления. Передача размещена в отсеке, изолированном от рабочей зоны паровой винтовой машины крышкой (7). Роторы (5, 6) выполнены с валами, хвостовики которых используются для установки косозубой шестерни (8) и ступицы (9). На цилиндрической поверхности ступицы (9) размещен зубчатый компенсатор (10), в осевые отверстия которого входят направляющие (11), одновременно входящие в соответствующие отверстия зубчатого колеса (12). На направляющих (11) размещены цилиндрические пружины сжатия (13), имеющие возможность воздействия на компенсатор (10). Зубья колеса (12) и компенсатор (10) входят в зацепление с косозубой шестерней (8). Передача вращающих моментов между косозубой шестерней (8) и ступицей (9) обеспечена соответствующими шпонками (14, 15). Ступица (9) закреплена на вале ротора (6) гайкой (16). Шестерня (8) фиксируется в осевом направлении гайкой (17) и винтом (18), входящими в резьбовые отверстия косозубой шестерни (8).

Работает синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины следующим образом: Вращение роторов (5, 6), обеспеченное действием водяного пара, воспринимается посредством шпонок (14, 15) косозубой шестерней (8), колесом (12) и зубчатым компенсатором (10). Пружины (13) воздействуют на компенсатор (10) и смещают его вдоль ступицы (9) и, как показано на фиг. 4, устраняют зазоры в зацеплениях косозубой шестерни (8), колеса (12) слева, компенсатора (10) и шестерни (8) справа, благодаря наличию угла наклона (β) фиг. 4. Осевое смещение (Δ), необходимое для полного устранения зазора (е), соответствуют уравнению:

Δ=е/tgβ

После устранения зазора связь, осуществляемая взаимодействием зубьев косозубой шестерни (8), колеса (12) и компенсатора (10), остается упругой, что исключает возможность заклинивания передачи. Необходимое воздействие пружин определяется величиной полезной окружной силы в зацеплении и ограничено только величинами допускаемых контактных напряжений в указанных зацеплений.

Величина зазоров (б1, б2) в зацеплении роторов (5, 6) могут быть обеспечены следующим образом. Вращением гайки (17) устанавливается необходимая величина перемещение шестерни (8) относительно хвостовика роторов (5), затем винтами (18) косозубая шестерня (8) смещается, и, за счет наличия угла β, колесо (12) и компенсатор (10) проворачивают на величину, соответствующую нормированным значениям (б1, б2). Затем, винты вывинчивают, гайка (17) доворачивается до упора в торец косозубой шестерни (8) и вновь фиксируется винтами (18).

Таким образом, зубчатая передача паровой винтовой машины надежно обеспечивает величины зазоров (б1, б2) в зацеплении зубьев роторов в нормированных пределах и гарантирует отсутствие их непосредственного контакта, что исключает появление циркулирующей мощности, наличие которой приводит к тяжелым авариям.

Похожие патенты RU2716805C1

название год авторы номер документа
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
Вариатор 2021
  • Гунин Сергей Львович
RU2756392C1
Опорное устройство изложницы центробежной машины 1975
  • Андрейченко Виктор Иванович
  • Фурс Борис Александрович
  • Бруева Елена Алексеевна
  • Гриценко Виктор Васильевич
  • Трегубов Анатолий Васильевич
  • Сизоненко Виктор Владимирович
SU541576A1
ВАЛОПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО 1990
  • Марченко Г.М.
RU2016210C1
Электромеханический привод поступательного действия 2022
  • Щербина Роман Сергеевич
  • Евсин Марк Геннадьевич
RU2786248C1
ЗУБООБРАБАТЫВАЮЩИЙ СТАНОК 1992
  • Шаповалов Виктор Федорович[Ua]
  • Печеный Владимир Иванович[Ua]
  • Клочко Александр Александрович[Ua]
  • Руин Григорий Николаевич[Ru]
  • Налетов Сергей Павлович[Ru]
  • Аристархов Николай Иванович[Ru]
  • Коротков Вячеслав Дмитриевич[Ru]
  • Лобанов Николай Александрович[Ru]
  • Кузнецов Андрей Викторович[Ru]
RU2082567C1
МАШИНА ДЛЯ ДОБЫЧИ КОРНЕЙ СОЛОДКИ 1999
  • Галда А.В.
  • Триголос С.В.
  • Салдаев А.М.
RU2165135C1
ШЕСТЕРЕННАЯ МАШИНА 2014
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Сковородин Александр Владимирович
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Захаркин Николай Владимирович
  • Становской Александр Викторович
RU2553848C1
Сцепная муфта 1978
  • Сычев Сергей Федорович
  • Степанов Владимир Александрович
  • Суслов Александр Александрович
SU737679A1
Барабанные летучие ножницы 1977
  • Васьковцов Михаил Никитич
  • Попов Борис Васильевич
  • Сумский Сергей Николаевич
  • Мирошниченко Виктор Карпович
  • Летяев Владимир Сергеевич
SU725825A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 716 805 C1

Реферат патента 2020 года СИХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ПАРОВОЙ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области энергетического машиностроения. Синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины содержит два ротора, связанные между собой. На хвостовиках роторов установлены шестерня и ступица. На ступице установлено зубчатое колесо и зубчатый компенсатор с возможностью осевого перемещения. В осевые отверстия компенсатора входят направляющие, одновременно входящие в соответствующие отверстия зубчатого колеса. На направляющих установлены цилиндрические пружины сжатия. Зубья колеса и подпружиненный компенсатор входят в зацепление с шестерней. Упругая связь колеса и компенсатора с шестерней образует беззазорное зацепление, которое исключает заклинивание передачи. Изобретение направлено на обеспечение снижения аварийности, повышение уровня надежности и безопасности. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 716 805 C1

Синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины, содержащая два ротора, размещенные в рабочей зоне корпуса с витками в виде зубьев, расположенных по винтовым линиям и образующих зацепление с нормированными боковыми зазорами, выполненные заодно с валами, расположенными в подшипниках, хвостовики валов связаны с зубчатым колесом и шестерней, отличающаяся тем, что она выполнена в виде связанной с валом ротора шестерни с косыми зубьями, которые зацеплены с зубьями косозубого колеса, установленного на ступице, жестко связанной с хвостовиком вала другого ротора, посредством направляющих, зубчатое колесо связано с зубчатым компенсатором за счет расположения направляющих в отверстиях колеса компенсатора, а его зубья образуют зацепление с соответствующими зубьями шестерни, кроме того, на наружных поверхностях названных направляющих установлены цилиндрические пружины сжатия с возможностью воздействия на компенсатор, шестерня размещена на соответствующем хвостовике вала ротора с возможностью осевого перемещения и посредством винтов связана с гайкой, имеющей осевые отверстия для указанных винтов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2716805C1

П.Е
АМОСОВ и др
Винтовые компрессорные машины, Справочник, Ленинград, Машиностроение, 1977, с
Питательный кран для вагонных резервуаров воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU189A1
Механический грохот 1922
  • Красин Г.Б.
SU41A1
РОТОРНАЯ ВИНТОВАЯ МАШИНА 2009
  • Матренин Владимир Иванович
  • Васьков Михаил Николаевич
  • Карякин Андрей Виссарионович
  • Карякин Виссарион Сосипатрович
  • Русаков Максим Геннадьевич
  • Стихин Александр Семенович
  • Сушков Алексей Александрович
  • Токарев Сергей Александрович
RU2448273C2
ВИНТОВАЯ МАШИНА 1971
  • Г. Ф. Бердоносов, П. Н. Заутин, П. П. Шабанов, В. Н. Чубаров, В. А. Пронин Ю. В. Щеткин
SU424983A1
Универсальный настольный деревообрабатывающий станок 1982
  • Руденко Андрей Сергеевич
SU1085821A1
US 5393209 A, 28.02.1995.

RU 2 716 805 C1

Авторы

Березин Сергей Романович

Прокшин Сергей Сергеевич

Даты

2020-03-16Публикация

2019-09-23Подача