МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПНОЙ МУФТОЙ Российский патент 2020 года по МПК F16D11/10 

Описание патента на изобретение RU2718191C1

Изобретение относится к машиностроению, к управляемым сцепным муфтам, используемым для переключения скоростей в коробке передач транспортных машин, а именно к устройствам отводки сцепных муфт или к механизмам для включения и выключения муфт.

Изобретение может быть использовано для управления соединением бортового редуктора с механизмом передач и поворота.

Известны зубчатые сцепные муфты (см. Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов втузов / Под ред. В.А. Финогенова. - 6-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2000, с. 365), состоящие из двух полумуфт и подвижной обоймы, управляемой при помощи специального устройства - отводки. Для перемещения обоймы вилку отводки располагают в пазу обоймы.

Недостатком данного механизма является то, что при невозможности размещения валика параллельно оси муфты и размещении его перпендикулярно при перемещении обоймы изменяется расстояние между осью вращения валика и точкой пересечения плоскости вилки с осью муфты. Кроме того, это требует увеличения ширины проточки в обойме для размещения вилки по ее ширине, что, в свою очередь, значительно уменьшает точность позиционирования обоймы. Для преодоления этих явлений требуются известные конструктивные мероприятия, усложняющие конструкцию механизма управления муфтой (см. Буров С.С. Конструкция и расчет танков. М.: Издание академии бронетанковых войск, 1973, с. 266).

Известны также зубчатые сцепные муфты без обоймы (см. Решетов Д.Н. Детали машин: Учеб. для вузов. Изд. 3-е, испр. и перераб. М., «Машиностроение» 1974, с. 576), в которых одна полумуфта представляет собой шестерню с внутренними зубьями, а вторая - с наружными.

Такие муфты включаются осевым перемещением одной из полумуфт с помощью специального устройства.

Известен механизм управления коробок передач (см. Расчет и проектирование деталей машин: Учеб. пособие для вузов / К.П. Жуков, А.К. Кузнецова, С.И. Масленникова и др.; Под ред. Г.Б. Столбина и К.П. Жукова. - М.: Высшая школа, 1978, с. 201, 202)., выбранный в качестве прототипа, в котором используется зубчато-реечная передача. Рейка закреплена на поводке, гребень которого входит в кольцевую канавку, выполненную в перемещаемом блоке зубчатых колес.

Недостатком данного механизма является то, что для обеспечения взаимодействия поступательно перемещающейся рейки и перемещаемого ею вращающегося блока необходима достаточно сложная конструкция, состоящая из большого количества деталей.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности и долговечности работы механизма управления сцепной муфтой, а так же упрощение его конструкции.

Техническим результатом настоящего изобретения является простота конструкции, простота управления включением и выключением муфты, высокая точность позиционирования элемента сцепной муфты, осуществляющего сцепление.

Технический результат изобретения обеспечивается тем, что в механизме управления сцепной муфтой, содержащем зубчато-реечную передачу согласно изобретению рейка зубчато-реечной передачи выполнена на цилиндрической поверхности элемента сцепной муфты, перемещающегося для осуществления сцепления и расцепления муфты с возможностью вращения упомянутого элемента.

При исследовании отличительных признаков описываемого механизма управления сцепной муфтой не выявлено каких-либо аналогичных известных решений.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается минимизацией количества деталей механизма и сохранением свойств передачи зубчатое колесо-рейка по точности при вращении муфты.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен продольный разрез механизма управления сцепной муфтой с подвижной обоймой; на фиг. 2 изображен продольный разрез механизма управления сцепной муфтой, содержащий полумуфты, одна из которых представляет собой шестерню с внутренними зубьями, а вторая - с наружными.

Механизм управления сцепной муфтой (фиг. 1) содержит зубчато-реечную передачу, состоящую из зубчатого колеса 1 и рейки 2, выполненной на цилиндрической поверхности элемента сцепной муфты, в конкретном исполнении - на поверхности обоймы 3, перемещаемой в осевом направлении зубчатым колесом 1 и взаимодействующей внутренними зубьями с наружными зубьями ведущей 4 и ведомой 5 полумуфт, соосно установленных на соответствующих валах.

Во втором варианте исполнения механизм управления сцепной муфтой (фиг. 2) содержит зубчато-реечную передачу, состоящую из зубчатого колеса 1 и рейки 2, выполненной на цилиндрической поверхности элемента сцепной муфты, в конкретном исполнении - на наружной поверхности ведущей полумуфты 4, перемещаемой в осевом направлении зубчатым колесом 1 и взаимодействующей внутренними зубьями с наружными зубьями ведомой полумуфты 5. Полумуфты 4 и 5 соосно установлены на соответствующих валах, причем полумуфта 4 - с возможностью осевого перемещения.

Работа механизма управления сцепной муфтой осуществляется следующим образом. При вращении зубчатого колеса 1 (фиг. 1) против часовой стрелки рейка 2 с обоймой 3 перемещается вправо. Обойма 3 связана с ведущей полумуфтой 4 шлицевым соединением и при достаточном перемещении входит в зацепление шлицами с ведомой полумуфтой 5. После этого сцепная муфта может передавать крутящий момент. При этом сохраняется зацепление зубчатого колеса 1 с рейкой 2, и выполнение рейки по наружной поверхности обоймы с возможностью вращения последней не препятствует передаче крутящего момента. При вращении зубчатого колеса по часовой стрелке рейка с обоймой перемещается влево, при достаточном перемещении происходит расцепление полумуфт, передача крутящего момента прекращается.

Во втором варианте исполнения с рейкой перемещается полумуфта 4.

Похожие патенты RU2718191C1

название год авторы номер документа
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2005
  • Гурецкий Леонид Аркадьевич
RU2298714C2
ПРИВОД СТЕРЖНЯ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ 2013
  • Вахрушин Михаил Петрович
  • Головин Иван Александрович
  • Подин Алексей Иванович
  • Усманов Антон Эрикович
RU2566299C2
Самоцентрирующий патрон 1974
  • Мамедбаков Фауват Кадырович
SU516472A1
Сцепная муфта с торцовыми зубьями 1973
  • Белофастов Владимир Николаевич
  • Никольский Серней Федорович
  • Потемкин Юрий Иванович
SU490973A1
РЕВЕРСИВНЫЙ ПРОКАТНЫЙ СТАН 1996
  • Панов В.В.
  • Свинин В.И.
  • Токарь В.С.
RU2112614C1
Импульсный вариатор 1987
  • Роман Михаил Петрович
  • Охримович Владимир Маркиянович
SU1469232A1
ВЕЛОСИПЕД РЕЕЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ 2011
  • Надеев Василий Петрович
RU2477240C2
РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ДЛЯ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ 2008
  • Херольд Роберт А.
  • Гэлледж Ньюван Дж.
  • Уоррелл Дин А.
  • Айзакс Роберт Л.
  • Шропшир Сэмюэл
RU2486067C2
Устройство для обработки зубчатых колес 1988
  • Гольдфарб Владимир Иосифович
  • Овумян Гагик Гегамович
  • Монин Виктор Александрович
  • Абросимов Владимир Петрович
SU1611612A1
Сцепная муфта 1978
  • Сычев Сергей Федорович
  • Степанов Владимир Александрович
  • Суслов Александр Александрович
SU737679A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 718 191 C1

Реферат патента 2020 года МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПНОЙ МУФТОЙ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам. Механизм управления муфтой содержит зубчато-реечную передачу, рейка которой выполнена на цилиндрической поверхности элемента сцепной муфты. Указанный элемент перемещается для осуществления сцепления и расцепления муфты с возможностью вращения упомянутого элемента. Положение и перемещение элемента обеспечиваются вращением зубчатого колеса зубчато-реечной передачи. Достигается долговечность работы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 718 191 C1

Механизм управления сцепной муфтой, содержащий зубчато-реечную передачу, отличающийся тем, что рейка зубчато-реечной передачи выполнена на цилиндрической поверхности элемента сцепной муфты, перемещающегося для осуществления сцепления и расцепления муфты с возможностью вращения упомянутого элемента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2718191C1

DE 102013215449 A1, 12.02.2015
СЦЕПНАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА 0
  • Иностранец Дитер Петере Германска Демократическа Рес Убл Иностранна Фирма Феб Машиненфабрик Унд Айзенгиссеран Германска Демократическа Республика
SU396882A1
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ (ВАРИАНТЫ), ИМЕЮЩИЙ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ТРИ ПОЛОЖЕНИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ СТУПЕНЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2008
  • Гётц Мануэль
  • Райш Маттиас
  • Гумпольтсбергер Герхард
RU2469221C2
Фрикционный узел 1984
  • Волченков Иван Григорьевич
  • Тарнопольский Лев Вениаминович
  • Дрючин Вячеслав Иванович
  • Скоробогатский Игорь Николаевич
  • Гутченко Александр Петрович
  • Рокотян Сергей Евгеньевич
SU1344983A1
US 2018280985 A1, 04.10.2018.

RU 2 718 191 C1

Авторы

Папулов Владимир Петрович

Даты

2020-03-31Публикация

2019-08-16Подача