Изобретение относится к машиностроению и может быть и.спользовано в передачах для ,измене1шя передаточного отношения между ведущим и ведо- MbW валами.
.Цель изобретения - повьшение КПД и надежности вариатора путем вьптолне- ния преобразующих устройств в врще зубчато-реечных передач.
На фиг. 1 изображен импульсный вариатор, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг.-2; на фиг. 5 - вари- ант выполнения механизма изменения передаточного отношения вариатора; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 - сечение Д-Д на фиг. 5.
В корпусе 1 на подшипниках 2 уста- новлен ведущий вал 3, .выполненный с участком 4 прямоугольного сечения, .в поперечном отверстии которого установлен палец 5, шарнирно соединяющий вал 3 со ступицей опорного диска 6. Для изменения угла, наклона ы. опорного диска 6 на нем установлен с возможностью вращения червячный винт 7, осевое перемещение которого ограничено стопорным кольцом 8. По- jBopoT винта 7 осуществляется четырехгранной головкой 9. Винт 7 сопряжен с зубчатым сегментом 10, неподвижно закрепленным на прямоугольной части 4 ведущего вала 3 пальцем 5. Сопряжение винта 7 и сегмента 10 выполнено самотормозящим и подстраховывается скобой 11, шарнирно насаженной на палец 5. Для доступа ключа .к головке 9 в корпусе 1 вьшолиено отверстие, перекрьшаемое заслонкой 12. Опорйый диск 6 через антифрикционные подпятники 13 и сферические грловки 14 соединен с преобразующим устройством выполненным в виде зубчатым реек 15,, установленных в корпусе 1 посредство направляющих 1 6- и 1 7 с возможностью возвратно-поступательного перемещения. С противоположного конца каждая рейка 15 подпружинена в направлении опорного диска 18 пружиной сжатия. Зубья реек 15 сопряжены с цилиндрическими зубчатыми колесами 19, установленными через механизмы 20 свободног хода на валах червяков 21,установлен ных с возможностью вращения в под- щипниках 22 скольжения. Червяки 21 последовательно соединены между со5
5
0 35 -5 50 55
бой кони шскими зубчатыми колесами 23 в замкнутый контур вокруг червячного колеса 24, с которым червяки 21 находятся в постоянном зацеплении. Червячное колесо 24 жестко связано с ведомым валом 25, установленным соосно ведущему валу 3 в корпусе 1. По второму варианту выполнения механизь а изменения передаточного отношения (фиг.5) на ведущем валу 3 выполнен сквозной двухступенчатый продольньБ паз 26 и пересекающее это паз отверстие 27. На ведущий вал надето кольцо 28 с возможностью осевого перемещения. Вращение кольца 28 возможно только совместно с валом 3 благодаря сквозному штифту 29. Проточкой по наружному диаметру кольцо 28 скользяще сопряжено с вилкой 30, вьтолненной за одно целое с зубчатой рейкой 31, соединенной с шестерней 32, жестко связанной с осью 33, установленной в корпусе 1 с возможностью поворота во втулках 34. Конец оси 33 соединен с рьиагом 35. Штифт 29 одновременно пронизывает и стержень 36, не- подвнжгто соединенный стопорным винтом 37 с прямоугольной рамкой 38, предварительно введенной в паз 26. Противоположная сторона рамки 38 та. же соединена со стержнем 39. На внутренней стороне рамки 38 выполнена зубчатая рейка 40, состоящая в постоянном зацеплении с зубчатым сектором 41, неподвижно -установленным ,на квадратной оси 42, пересекающей стенки вала 3 с возмохсностью вращения совместно с втулками 43 (фиг.7), круглыми по внешнему диаметру, при этом ось 42 неподвижно соединена с прямоугольной ступицей 44 опорного
диска 6.
Импульсный вариатор работает следующим образом.
В исходном состоянии опорный диск 6 (фиг.1) находится в плоскости, перпендикулярной оси вала 3, Для сообщения ему угла наклона : отводят заслонку 12 и через отверстие за головку 9 поворачивают червячный винт 7, который, следуя по зубчатому сегменту 10, приводит диск 6 в HaicnoHHoe состояние. Вращение от ве- д тцего вала 3 передается опорному диску 6, который сообщает возвратно- поступательное движение зубчатьм
ейкам 15, которые поворачивают червяки 21 только в одном направлении благодаря обгонным муфтам. Поскольку червяки связаны между собой коническими зацеплениями 23 в замкнутый контур вокруг червячного колеса 24, их вращение является равномерным несмотря на периодичность рабочих ходов отдельных реек 15 под действием- опорного диска 6. Чем больше угол ot , тем;, рейки 15 совершают более длинный рабочий ход и тем. выше скорость червячного колеса 24. По второму варианту управление механизмом. угла наклона опорного диска (фиг.5) осуществляется поворотом рычага 35 на оси 33, при этом через зубчато-реечный механизм и вилку 30 сообщается осевое перемещение кольцу 28 со штифтом 29, .стержнями 36 и 39 и рам-- кой 38. Зубчатая рейка 40 на рамке перемещается и поворачивает зубчатый сектор 41, который через квадратную ось 42 поворачивает ступицу 44 с опорным диском 6, изменяя его наклон к оси вала 3.
Формула изобретения
1. Импульсный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем. со- осные ведущий и ведомый валы, опорный диск, шарнирно установленньй . на ведущем валу, зубчатую передачу, ведомое звено которой закреплено на ведомом валу, а ведущие звенья расположены равномерно по окружности ведомого звена, механизмы свободного хода по числу ведущих звеньев.
преобразующие механизмы, связанные с опорным диском и через соответствующие механизмы свободного хода - с ведутцими звеньями зубчатой передачи, и механизм изменения передаточ- 1НОГО отношения, отличающий- с я тем, что, с целью повьш1ения КПД и надежности,ведомое звено зубчатой передачи выполнено в виде червячного колеса, ведущие звенья - в виде червяков и конических зубчатых колес, предназначенных для последовательного соединения червяков между собой,
а каждый преобразующий механизм выполнен в виде зубчато-реечной передачи.
2.Вариатор по п.1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что механизм изменеНИН передаточного отнощения выполнен в виде винта, установленного с возможностью вращения, и зубчатого мента, жестко связанного с ведущим валом и предназначенного для взаимодействия с винтом.
3.Вариатор поп.1, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, механизм изменения передаточного отношения выполнен в виде размещенной на ведущем валу с возможностью осевого перемещения рамки, зубчатой рейки, выполненной на ее внутренней стороне, параллельной оси вала, предназначенного для взаимодействия с рейкой зубчатого сектора, жестко связанного с опорным диском, и зубчато-реечной передачи, рейка которой связана с рамкой.
15
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИМПУЛЬСНЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1991 |
|
RU2011075C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА | 2009 |
|
RU2533639C2 |
Реечный импульсный вариатор | 1990 |
|
SU1768841A1 |
Кулачково-зубчатый вариатор скорости | 1980 |
|
SU956869A1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2001 |
|
RU2204749C1 |
Устройство для подачи и поворота заготовки в стане холодной прокатки труб | 1980 |
|
SU969342A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗАЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 1991 |
|
RU2022672C1 |
Фрикционный вариатор | 1979 |
|
SU848815A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1990 |
|
RU2006728C1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
Изобретение относится к машино- строению и может быть использовано в передачах для изменения передаточного отношения между ведущим и ведомым валами. Цель изобретения - повышение КПД и надежности вариатора путем выполнения преобразующих устройств в виде зубчато-реечных передач. Опорный диск 6 через антифрикционные подпятники 13 и сферические головки 14 соединен с. зубчатьми рейками 15, установленными в корпусе 1. Зубья реек 15 сопряжены с зубчатыми колесами 19, установленными через механизмы свободного хода на валах червячков 21. Червячки 21 последовательно соединены между собой коническими зубчатыми колесами. 2 з.п.ф-лы, 7 ил. (Л 11 Ё О5 со 1чЭ СО to Фм.1
vl
б Фаг.г
5-5
Фиг, J
15
и) и г. 5
26
J4
JLJ
hk
Импульсный вариатор | 1985 |
|
SU1281794A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-03-30—Публикация
1987-09-14—Подача