СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2020 года по МПК G01M15/00 G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2720878C1

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания и может быть применено при доводочных испытаниях дизельных двигателей в процессе опытно-конструкторских работ.

При опытно-конструкторских работах, в частности, в ходе доводочных испытаний двигателей внутреннего сгорания часто возникает необходимость измерения ряда дополнительных параметров, кроме тех, мониторинг изменения которых осуществляет система управления двигателем, то есть измеряемых так называемыми штатными датчиками двигателя. Для обработки сигналов с дополнительных датчиков, как правило, применяют специальные приборы.

Известен способ диагностики двигателя внутреннего сгорания с помощью осциллографов - как общелабораторного применения, так и специальных, так называемых автомобильных USB-осциллографов (URL: https://om12m.com/dop/ (Дата обращения: 02.08.2019)). Любой осциллограф, по сути, представляет собой графический вольтметр. Поэтому известный способ предполагает получение в качестве результатов измерений только значений напряжения. Как правило, в виде графиков изменения напряжения на экране осциллографа. К недостаткам применения осциллографов для диагностики двигателя относится возможность получения характеристик изменения любых измеряемых параметров только в единицах напряжения.

Наиболее близким, по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемого изобретения - является способ диагностирования двигателей с помощью мотор-тестеров (URL: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/diagnostirovanie-elektronny-h-sistem-upravleniya/ (Дата обращения: 05.08.2019)). Способ предполагает использование измерительной системы, включающей набор датчиков, коммутирующих кабелей и комплекс аппаратно-программных средств для обработки, представления и хранения информации, главную роль в котором играет мотор-тестер. Основная часть мотор-тестера - осциллоскоп, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллоскопа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере. С мотор-тестером может поставляться комплект лазерных компакт-дисков с технической информацией о различных моделях автомобилей, а также с инструкциями оператору о порядке подключения мотор-тестера и о последовательности проведения контрольных операций.

К недостаткам известного способа, как и всех известных способов диагностики двигателя, предполагающих использование осциллографов различного типа и мотор-тестеров, является необходимость расширения номенклатуры испытательного оборудования, что. при прочих равных условиях, представляет неудобства, связанные, в частности, с ремонтом и техническим обслуживанием.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно повышение эффективности диагностики двигателя за счет исключения из процесса обработки результатов этапа пересчета зарегистрированных значений одной величины в значения и единицы размерности другой величины, а также за счет сокращения номенклатуры применяемого испытательного оборудования.

Решение поставленной технической задачи достигается путем:

1) разделения аппаратных средств обработки данных испытаний на средства первичной обработки и средства последующей обработки.

2) применения в качестве блока первичной обработки данных дополнительного электронного блока управления двигателем, полностью тождественного, по конструкции, штатному электронному блоку управления двигателем и настроенного для работы с дополнительными датчиками - имеющего соответствующее программное обеспечение;

3) применения в качестве средства последующей обработки данных портативного компьютера - ноутбука, подключаемого последовательно к дополнительному электронному блоку управления и имеющего программное обеспечение для работы с дополнительным электронным блоком управления.

Предлагаемый способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания поясняется чертежом (фиг. 1), где позициями обозначено: 1 - двигатель внутреннего сгорания, 11 -штатный электронный блок управления двигателем, 12 - дополнительный электронный блок управления. 2 - портативный компьютер. 3 - коммутирующие кабели, 4 -дополнительные датчики.

Предлагаемый способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания осуществляется следующим образом.

На полностью собранном и подготовленном к проведению испытаний двигателе внутреннего сгорания, включающем штатный электронный блок управления 11, устанавливают дополнительные датчики 4 для измерения необходимых параметров, которые подключают коммутирующими кабелями 3 к дополнительному электронному блоку управления 12. Управление двигателем внутреннего сгорания осуществляется с помощью штатного электронного блока управления 11, который получает и обрабатывает сигналы от штатных датчиков системы управления (на фиг. 1 не показаны) и от органов управления двигателем, расположенных на испытательном стенде или транспортном средстве (на фиг. 1 не показаны). Сигналы с дополнительных датчиков 4 по коммутирующим кабелям 3 направляются в дополнительный электронный блок управления 12. Поскольку дополнительный электронный блок 12 полностью тождественен, по конструкции, штатному электронному блоку управления 11, получаемые сигналы автоматически пересчитываются в нем из единиц напряжения в единицы измеряемых величин, например, давления или температуры. Переработанная таким образом информация передается далее на портативный компьютер - ноутбук, где может быть сохранена, подвергнута дальнейшей обработке или изменению формы представления с помощью известных программных продуктов.

Использование в качестве средства первичной обработки информации электронного блока, полностью тождественного штатному электронному блоку управления двигателем позволяет исключить применение приборов типа осциллографов и сократить, за счет этого, номенклатуру применяемого испытательного оборудования. Это положительно сказывается на сокращении расходов на техническое обслуживание и ремонт техники и упрощает непосредственное проведение испытаний двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, отказ от использования осциллографов упрощает обработку экспериментальных данных, так как не требует ручного пересчета значений напряжений, выдаваемых осциллографом, в единицы размерности измеряемых параметров. Не требуется приобретение специального программного обеспечения, которое позволяет избежать ручного пересчета при использовании мотор-тестеров.

Пример выполнения способа.

Предлагаемый способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания применяли в ходе специальных - высокогорных - испытаний двигателей КАМА3-740 с топливной аппаратурой производства Алтайского завода прецизионных изделий. В ходе испытаний требовалось выполнять измерения давления топлива в контуре низкого давления двигателя. В качестве первичного аппаратного средства обработки данных был применен полностью тождественный, по конструкции, штатному электронному блоку управления двигателя блок типа «М240» с программным обеспечением для работы с дополнительными датчиками. Специальный, изготовленный для конкретных испытаний, комплект коммутирующих жгутов соединял дополнительный электронный блок управления с дополнительными датчиками низкого давления топлива, установленными в контуре низкого давления, и портативным компьютером - ноутбуком. Дополнительный электронный блок управления разместили вне кабины транспортного средства, ноутбук -в кабине транспортного средства. Подключение ноутбука выполнили через разъем внешней диагностики (OBD-разъем) дополнительного электронного блока управления. Благодаря отказу от использования осциллографов, испытания удалось провести без какого-либо переоборудования кабины: во время испытаний в кабине транспортного средства могли одновременно находиться в водитель автомобиля и двое испытателей. Результаты испытаний были представлены представителям потребителя.

В настоящее время предлагаемый способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания применяется при проведении специальных испытаний двигателей КАМАЗ с топливной аппаратурой производства Алтайского завода прецизионных изделий.

Похожие патенты RU2720878C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО И ПОЭЛЕМЕНТНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
  • Возмилов Александр Петрович
  • Костин Дмитрий Юрьевич
  • Абросимов Дмитрий Александрович
  • Хвостов Сергей Павлович
RU2538003C2
Устройство для диагностирования авиационного двигателя в наземных условиях 2017
  • Зайцев Сергей Владимирович
  • Захаров Николай Анатольевич
  • Клепиков Владимир Иванович
  • Литвинова Ирина Васильевна
  • Мальков Игорь Васильевич
  • Подхватилин Дмитрий Станиславович
  • Филиева Людмила Арсентьевна
  • Шепелев Алексей Владимирович
RU2653645C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ И КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЕЙ 2018
  • Крюков Юрий Алексеевич
  • Фурсаев Дмитрий Владимирович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Цепилов Григорий Викторович
RU2705324C1
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2019
  • Ефимов Алексей Юрьевич
  • Федотов Александр Евгеньевич
RU2753500C1
Комплекс бортовой диагностики системы подачи бензина и способ бортовой диагностики системы подачи бензина автомобильного двигателя внутреннего сгорания 2015
  • Звеков Алексей Николаевич
RU2608425C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЕЙ 2018
  • Крюков Юрий Алексеевич
  • Фурсаев Дмитрий Владимирович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Наумов Олег Евгеньевич
RU2690229C1
МОБИЛЬНАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ 2014
  • Морозов Евгений Николаевич
  • Сергиев Владимир Петрович
  • Кузнецова Камаля Юнис Кызы
  • Морозова Лола Фармоновна
  • Степанова Екатерина Викторовна
  • Турбабина Наталья Александровна
  • Гаврилов Дмитрий Александрович
  • Щелкунов Николай Николаевич
  • Мелерзанов Александр Викторович
RU2568516C1
Диагностический ремонтный комплекс для обслуживания специального железнодорожного подвижного состава 2023
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Бурак Александр Егорович
  • Кунгурцев Вадим Викторович
  • Перевязкин Александр Александрович
  • Рязанов Сергей Николаевич
  • Федорова Вероника Игоревна
  • Шишков Евгений Юрьевич
  • Шульгин Алексей Викторович
RU2808141C1
Стенд для испытаний элементов вертолета с соосными винтами 2017
  • Попов Александр Николаевич
  • Тетерин Дмитрий Павлович
  • Мамонтов Андрей Павлович
  • Алилуев Сергей Васильевич
  • Яшин Алексей Геннадьевич
RU2664982C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Архипов М.В.
  • Кударов М.А.
  • Миляев А.В.
RU2108481C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 720 878 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания предполагает использование измерительной системы, включающей набор датчиков, коммутирующих кабелей и комплекс аппаратно-программных средств для обработки, представления и хранения информации, причем комплекс аппаратно-программных средств для обработки, представления и хранения информации включает дополнительный электронный блок, полностью тождественный по конструкции штатному электронному блоку управления двигателем и имеющий программное обеспечение для работы с дополнительными датчиками, и портативный компьютер, подключаемый последовательно к дополнительному электронному блоку управления двигателем и имеющий программное обеспечение для работы с дополнительным электронным блоком управления. Портативный компьютер подключен к разъему внешней диагностики (OBD-разъем) дополнительного электронного блока управления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 720 878 C1

1. Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания, предполагающий использование измерительной системы, включающей набор датчиков, коммутирующих кабелей и комплекс аппаратно-программных средств для обработки, представления и хранения информации, отличающийся тем, что комплекс аппаратно-программных средств для обработки, представления и хранения информации включает дополнительный электронный блок, полностью тождественный по конструкции штатному электронному блоку управления двигателем и имеющий программное обеспечение для работы с дополнительными датчиками, и портативный компьютер, подключаемый последовательно к дополнительному электронному блоку управления двигателем и имеющий программное обеспечение для работы с дополнительным электронным блоком управления.

2. Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания по п. 1, отличающийся тем, что портативный компьютер подключен к разъему внешней диагностики (OBD-разъем) дополнительного электронного блока управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2720878C1

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Мэссен Энтони Кит
  • Литгоу Оливер Майкл Джеймз
RU2491526C2
0
SU154816A1
Устройство для телефонной связи между распорядительным и исполнительным постами 1933
  • Пушкарев Б.Н.
SU39208A1
Тестер остаточного ресурса и способ тестового технического диагностирования кривошипно-шатунного механизма автомобильного ДВС 2015
  • Звеков Алексей Николаевич
RU2634162C2
0
SU174174A1
US 6745151 B2, 01.06.2004.

RU 2 720 878 C1

Авторы

Звягин Антон Владимирович

Зимирев Илья Александрович

Феер Денис Александрович

Даты

2020-05-13Публикация

2019-08-19Подача