Судовое рулевое устройство Российский патент 2020 года по МПК B63H25/08 

Описание патента на изобретение RU2721804C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям рулевых устройств судов.

Известно судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка (см. http://becker-marine-systems.com/05_downloads/zzpdf/product_pdf/Becker_ Product_Brochure.pdf).

Недостатком известного решения является низкая эффективность управления судном.

В качестве ближайшего аналога принято судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка, баллер жестко скреплен с основной частью пера руля, при этом привод поворота закрылка содержит поворотный вал, ось поворота которого размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком (см. патент РФ № 2551948, МПК B 63 H 25/08, дата публикации 10.06.2015).

Недостатком ближайшего аналога является то, что при повороте в сторону любого борта независимо от направления движения (передним или задним ходом) руль принимает форму, наиболее эффективную при движении передним ходом. При движении задним ходом такая форма руля по отношению к набегающему с кормы потоку наименее эффективна, и ее эффективность ниже, чем у обычного руля неизменяемой формы. Снижение управляемости усугубляется тем, что при движении задним ходом судно всегда хуже «слушается» руля из-за пониженной скорости движения.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является разработка конструкции рулевого устройства с высокой эффективностью управления, в том числе при движении судна задним ходом и при малых скоростях движения судна.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в расширении функциональных возможностей и повышении эффективности управления при движении судна как передним, так и задним ходом.

Поставленная задача решается тем, что в судовом рулевом устройстве, содержащем профилированное перо руля, состоящее из основной части, жестко закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем основная часть пера руля снабжена приводом поворота закрылка, содержащим поворотный вал с вертикальной осью поворота, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком, поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном с возможностью вращения вокруг своей оси поворота, причем ползун снабжен приводом и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна.

Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков предлагаемого технического решения и совокупности существенных признаков прототипа и аналогов свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

При этом отличительные признаки формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признаки «[поворотный вал] с возможностью вращения сопряжен с ползуном» и «ползун снабжен приводом» обеспечивают вращение поворотного вала одновременно с его перемещением и синхронно с поворотом баллера при движении судна задним ходом.

Признаки «поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна» и «ползун выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна» позволяют менять расстояние между поворотным валом и вертикальной продольной плоскостью, в которой расположен баллер 2 и, как следствие, – обеспечить поворот закрылка в сторону, противоположную повороту основной части пера руля при движении судна задним ходом.

На фиг.1 изображен общий вид судового рулевого устройства с вертикальным продольным разрезом привода поворота закрылка по оси поворота поворотного вала.

На фиг.2 изображена схема работы судового рулевого устройства во время поворота при прямом (а) и заднем (б) ходах судна.

На фиг.3 показана расчетная схема судового рулевого устройства при движении судна задним ходом.

На чертежах показаны основная часть 1 пера руля, баллер 2, закрылок 3 пера руля, шарнир 4 с вертикальной осью поворота, поворотный вал 5, ось поворота 6 поворотного вала 5, втулка 7 и шток 8 привода поворота закрылка 3, отгиб 9 штока 8, ползун 10, привод 11 ползуна 10, направляющие 12.

Основная часть 1 пера руля жестко закреплена на баллере 2, который установлен в вертикальной продольной плоскости судна (для одновинтового судна – в диаметральной плоскости) и снабжена приводом поворота закрылка 3.

Закрылок 3 пера руля расположен позади основной части 1 по ходу судна и сообщен с нею посредством шарнира 4 с вертикальной осью поворота.

Поворотный вал 5 выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном 10 с возможностью вращения вокруг своей оси поворота 6 известным образом, например с помощью подшипника скольжения, а конец поворотного вала 5 снабжен втулкой 7, ось которой перпендикулярна оси поворота 6 поворотного вала 5, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток 8, конец которого снабжен отгибом 9, жестко скрепленным с закрылком 3.

Ползун 10 снабжен приводом 11 и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих 12, установленных в поперечной плоскости судна.

Привод 11 имеет известную конструкцию – гидравлический, пневматический и т.п.

Средство синхронизации поворота баллера 2 и перемещения ползуна 10 известной конструкции (на чертежах не показано) является одним из элементов системы управления рулевым устройством известной конструкции и контролирует угол перекладки основной части 1 пера руля и смещение оси 6 поворотного вала 5. Оно должно быть настроено таким образом, чтобы при движении судна задним ходом независимо от величины угла перекладки руля ось 6 поворотного вала 5 находилась дальше от вертикальной продольной плоскости, в которой расположен баллер 2, чем продольная ось симметрии основной части 1 пера руля.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении и при движении судна по прямой передним ходом привод 11 ползуна 10 отключают, а ось поворота 6 поворотного вала 5 находится в той же вертикальной продольной плоскости судна, что и баллер 2. Основная часть 1 пера руля вместе с закрылком 3 образуют единый симметричный профиль.

При движении судна передним ходом для его поворота поворачивают баллер 2 и жестко скрепленную с ним основную часть 1.

Поворот баллера 2 вокруг его оси приводит к изменению расстояния между точкой крепления отгиба 9 штока 8 к закрылку 3 и поворотным валом 5 за счет возвратно-поступательного движения штока 8 во втулке 7.

В результате происходит поворот закрылка 3 относительно основной части 1 пера руля на определенный угол, величина которого зависит от угла перекладки основной части 1 пера руля и взаимного расположения по длине судна оси баллера 2 и оси втулки 7. При этом закрылок 3 разворачивается в ту же сторону, что основная часть 1, создавая тем самым вогнуто-выпуклый профиль пера руля, обеспечивающий его наибольшую эффективность при движении судна передним ходом.

При движении судна задним ходом включают привод 11 ползуна 10, средство синхронизации поворота баллера 2 и перемещения ползуна 10 и поворачивают баллер 2 и жестко скрепленную с ним основную часть 1 пера руля вокруг его оси поворота.

Поворот основной части 1 пера руля приводит к синхронному перемещению ползуна 10 с помощью привода 11 по направляющим 12 в сторону поворота судна и вращению поворотного вала 5 вокруг своей оси поворота 6.

Как следствие, изменяется не только расстояние между точкой крепления отгиба 9 штока 8 к закрылку 3 и поворотным валом 5 за счет возвратно-поступательного движения штока 8 во втулке 7, но и расстояние между вертикальной продольной плоскостью, в которой расположен баллер 2 и поворотным валом 5 за счет перемещения ползуна 10.

За счет работы средства синхронизации ось 6 поворотного вала 5 находится дальше от вертикальной продольной плоскости, в которой расположен баллер 2, чем продольная ось симметрии основной части 1 пера руля, как следствие, закрылок 3 поворачивает в сторону, противоположную повороту основной части пера руля 1, создавая тем самым вогнуто-выпуклый профиль пера руля, обеспечивающий его наибольшую эффективность при движении судна задним ходом.

Для эффективной эксплуатации устройства необходимо определить зависимость между необходимым смещением оси 6 поворотного вала 5 от вертикальной продольной плоскости судна, в которой расположен баллер 2, и углом перекладки основной части 1 пера руля, т.е. длину отрезка AD в зависимости от угла α.

На фиг. 3 обозначены:

а (отрезок AG) – расстояние от оси баллера 2 до поперечной плоскости, в которой расположена ось 6 поворотного вала 5;

c (отрезок EG) – расстояние между осью баллера 2 и осью вращения закрылка 3;

α – угол перекладки основной части 1 пера руля относительно вертикальной продольной плоскости судна, в которой расположен баллер 2;

β – угол поворота закрылка 3 относительно основной части 2 пера руля.

Представим длину отрезка в виде суммы отрезков

или (1)

Отрезок , а ,

Тогда .

Отрезок .

Подставляя FB и BG, получим

.

Откуда

Или .

Искомый отрезок (2)

Где ;

.

Подставляя AB и BD в (2), получим

.

Для определения величины угла β необходимо провести специальное исследование. Расчетным или опытным путем следует определить зависимость угла поворота закрылка относительно основной части пера руля β от угла перекладки основной части α, т.е.

,

при которой обеспечивается наибольшая эффективность руля.

Тогда .

Полученная формула определяет необходимое оптимальное смещение AD оси поворотного вала от вертикальной продольной плоскости судна, в которой расположен баллер, которое функционально связано с углом перекладки основной части пера руля α. Полученный алгоритм должен быть заложен в систему управления рулевым устройством.

Похожие патенты RU2721804C1

название год авторы номер документа
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Аносов Анатолий Петрович
RU2551948C1
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2015
  • Аносов Анатолий Петрович
  • Шаринкова Ольга Сергеевна
  • Герман Андрей Петрович
RU2592706C1
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2015
  • Аносов Анатолий Петрович
  • Шаринкова Ольга Сергеевна
  • Герман Андрей Петрович
RU2579454C1
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 1998
  • Кеслер А.А.
RU2130856C1
УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА 1996
  • Огарков Л.Ф.
  • Шиманский Н.А.
RU2104899C1
Устройство для испытания судовых рулевых устройств 1984
  • Соловьев Геннадий Васильевич
  • Вдовиков Геннадий Васильевич
  • Нелезин Владимир Михайлович
SU1162688A2
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2014
  • Бурнаев Виктор Иванович
  • Салазкин Игорь Викторович
  • Шикин Николай Александрович
  • Яковлева Ольга Васильевна
RU2584039C1
АКТИВНЫЙ РУЛЬ СУДНА 2001
  • Тарадонов В.С.
  • Шумилов А.И.
  • Журавлев А.В.
  • Сухарев А.Н.
  • Корнева Е.Л.
  • Дмитриев К.А.
RU2207297C1
Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод 1982
  • Кокуев Николай Николаевич
SU1134481A1
АКТИВНЫЙ СУДОВОЙ РУЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Котляр Иван Максимович
  • Котляр Игорь Иванович
RU2347713C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 721 804 C1

Реферат патента 2020 года Судовое рулевое устройство

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит профилированное перо руля, которое состоит из основной части, жестко закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота. Основная часть пера руля снабжена приводом поворота закрылка, содержащим поворотный вал с вертикальной осью поворота. Конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком. Поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном с возможностью вращения вокруг своей оси поворота. Ползун снабжен приводом и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна. Достигается расширение функциональных возможностей и повышение эффективности управления при движении судна как передним, так и задним ходом. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 721 804 C1

Судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, жестко закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем основная часть пера руля снабжена приводом поворота закрылка, содержащим поворотный вал с вертикальной осью поворота, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком, отличающееся тем, что поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном с возможностью вращения вокруг своей оси поворота, причем ползун снабжен приводом и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2721804C1

СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Аносов Анатолий Петрович
RU2551948C1
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 1998
  • Кеслер А.А.
RU2130856C1
Устройство для газирования воды 1960
  • Безверхний В.Ф.
SU144777A1
US 3162402 A1, 22.12.1964.

RU 2 721 804 C1

Авторы

Аносов Анатолий Петрович

Восковщук Николай Иванович

Козырев Дмитрий Владимирович

Даты

2020-05-22Публикация

2019-11-13Подача