СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 2015 года по МПК B63H25/08 

Описание патента на изобретение RU2551948C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств судов.

Известно рулевое устройство судна, содержащее перо руля, состоящее из двух частей, причем первая часть закреплена на баллере, расположенном на корпусе судна и соединенном с рулевой машиной, а вторая часть установлена с возможностью поворота на оси, параллельной оси вращения баллера первой части (см. патент ФРГ №1781418, МПК В63Н 25/38, 1974).

Недостатками технического решения являются низкая надежность управления судном и ограниченная маневренность.

В качестве ближайшего аналога принято судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка (см. http://becker-marine-systems.com/05_downloads/zzpdf/product_pdf/Becker_Product_Brochure.pdf).

Недостатком ближайшего аналога является низкая эффективность управления судном.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является разработка конструкции рулевого устройства с высокой эффективностью управления, в том числе при малых скоростях движения судна.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в повышении эффективности управления судном, в том числе при малых скоростях движения за счет следующих факторов:

- снижение значения угла перекладки рулевого устройства для создания необходимого разворачивающего момента;

- повышение скорости реакции судна на поворот рулевого устройства;

- уменьшение радиуса циркуляции судна.

Поставленная задача решается тем, что в судовом рулевом устройстве, содержащем профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка, баллер жестко скреплен с основной частью пера руля, при этом привод поворота закрылка содержит поворотный вал, ось поворота которого размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком. Кроме того, баллер смещен к передней по ходу кромке основной части пера руля.

Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков предлагаемого технического решения и совокупности существенных признаков прототипа и аналогов свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

При этом отличительные признаки формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак «баллер жестко скреплен с основной частью пера руля» обеспечивает поворот основной части пера руля в вертикальной плоскости при повороте баллера.

Признаки «привод поворота закрылка содержит поворотный вал, ось поворота которого размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком» обеспечивают возможность поворота закрылка в вертикальной плоскости относительно основной части пера руля, придавая перу руля вогнуто-выпуклый профиль, обуславливающий наибольшую эффективность управления судном.

Признаки «баллер смещен к передней по ходу кромке основной части пера руля» обеспечивает возможность жесткого скрепления отгиба штока с закрылком.

На фиг. 1 изображен общий вид судового рулевого устройства.

На фиг. 2 изображена схема работы судового рулевого устройства при прямом ходе судна, а также поворотах влево и вправо.

На чертежах показаны основная часть 1 пера руля, баллер 2, закрылок 3 пера руля, шарнир 4 с вертикальной осью поворота, а также поворотный вал 5, втулка 6 и шток 7 привода поворота закрылка 3, отгиб 8 штока 7.

Основная часть 1 пера руля закреплена на баллере 2.

Баллер 2 установлен в вертикальной продольной плоскости судна, жестко скреплен с основной частью 1 пера руля и снабжен приводом поворота закрылка 3.

Закрылок 3 пера руля расположен позади основной части 1 по ходу судна и сообщен с нею посредством шарнира 4 с вертикальной осью поворота.

Ось поворота поворотного вала 5 размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера 2, а конец поворотного вала 5 снабжен втулкой 6, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала 5.

Через втулку 6 пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток 7, конец которого снабжен отгибом 8, жестко скрепленным с закрылком 3.

Устройство работает следующим образом.

При движении судна по прямой (прямой ход) основная часть 1 и закрылок 3 пера руля расположены в одной вертикальной продольной плоскости судна

Для поворота судна поворачивают баллер 2 и жестко скрепленную с ним основную часть 1 пера руля вокруг его оси поворота. Поворот баллера 2 вокруг его оси приводит к изменению расстояния между точкой крепления отгиба 8 штока 7 к закрылку 3 и поворотным валом 5 за счет возвратно-поступательного движения штока 7 во втулке 6.

В результате происходит поворот закрылка 3 относительно основной части 1 пера руля на определенный угол, величина которого зависит от угла перекладки основной части 1 пера руля и взаимного расположения по длине судна оси баллера 2 и оси втулки 6. При этом закрылок 3 разворачивается в ту же сторону, что основная часть 1, создавая тем самым вогнуто-выпуклый профиль пера руля, обеспечивающий его наибольшую эффективность.

Похожие патенты RU2551948C1

название год авторы номер документа
Судовое рулевое устройство 2019
  • Аносов Анатолий Петрович
  • Восковщук Николай Иванович
  • Козырев Дмитрий Владимирович
RU2721804C1
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2015
  • Аносов Анатолий Петрович
  • Шаринкова Ольга Сергеевна
  • Герман Андрей Петрович
RU2592706C1
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 1998
  • Кеслер А.А.
RU2130856C1
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2015
  • Аносов Анатолий Петрович
  • Шаринкова Ольга Сергеевна
  • Герман Андрей Петрович
RU2579454C1
Рулевое устройство судна 1984
  • Дроздов Александр Филиппович
  • Рубцов Альберт Иванович
  • Попов Герман Ефимович
SU1237556A1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2014
  • Бурнаев Виктор Иванович
  • Салазкин Игорь Викторович
  • Шикин Николай Александрович
  • Яковлева Ольга Васильевна
RU2584039C1
Тормозящее рулевое устройство 1979
  • Ежы Доэрффэр
  • Ежы Мадэы
  • Ян Козловски
  • Анджэй Непекло
SU917691A3
АКТИВНЫЙ СУДОВОЙ РУЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Котляр Иван Максимович
  • Котляр Игорь Иванович
RU2347713C2
Устройство для испытания судовых рулевых устройств 1984
  • Соловьев Геннадий Васильевич
  • Вдовиков Геннадий Васильевич
  • Нелезин Владимир Михайлович
SU1162688A2
Противокреновое устройство скоростного судна 1972
  • Волков Валентин Владимирович
  • Фирсель Владлен Борисович
  • Матвеев Иван Иванович
  • Чебышев Геннадий Алексеевич
  • Коротков Михаил Михайлович
SU462764A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 551 948 C1

Реферат патента 2015 года СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит профилированное перо руля и закрылок. Перо руля состоит из основной части, которая закреплена на баллере. Баллер установлен в вертикальной и продольной плоскости судна и снабжен приводом поворота закрылка. Закрылок расположен позади основной части по ходу судна и сообщен с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота. Баллер жестко скреплен с основной частью пера руля. Привод поворота закрылка содержит поворотный вал. Ось поворота поворотного вала размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера. Конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток. Конец штока снабжен отгибом и жестко скреплен с закрылком. Достигается повышение эффективности управления судном. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 551 948 C1

1. Судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, и закрылка, расположенного позади основной части по ходу судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка, отличающееся тем, что баллер жестко скреплен с основной частью пера руля, при этом привод поворота закрылка содержит поворотный вал, ось поворота которого размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера, при этом конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком.

2. Судовое рулевое устройство по п.1, отличающееся тем, что баллер смещен к передней по ходу кромке основной части пера руля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551948C1

Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 1998
  • Кеслер А.А.
RU2130856C1
DE 3101042 A1, 11.11.1982

RU 2 551 948 C1

Авторы

Аносов Анатолий Петрович

Даты

2015-06-10Публикация

2014-04-08Подача