Ракетный двигатель на твёрдом топливе Российский патент 2020 года по МПК F02K9/34 

Описание патента на изобретение RU2722994C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ракетно-космической технике при разработке ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ).

Из технической литературы известен размещенный в межступенчатом отсеке ракеты ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус и сопло. (Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, д-ра техн. наук, проф. Л.Н. Лаврова - М.: «Машиностроение», 1993, 1993. - 215 с, ил.; стр. 55-56, рис. 2.5-2.7).

Наиболее близким к заявленному изобретению по технической сущности и взятым за прототип является ракетный двигатель твердого топлива (патент РФ №2265560 от 07.01.2003), содержащий корпус из композиционного материала (КМ) с узлом стыка и сопло, размещенное в пристыкованном к корпусу хвостовом отсеке ракеты.

При этом следует отметить, что рассмотренное соединение корпуса из КМ с соплом предусматривает «традиционную» компоновку РДТТ.

В общем уровне техники известны конструкции ракетных двигателей твердого топлива, которые предусматривают длинный газоход для размещения, например, рулевых машинок между раструбом сопла и корпусом ракетного двигателя.

Известно техническое решение «Корпус ракетного двигателя из полимерных материалов с газоходом» (патент РФ №2574702 от 10.02.2016), содержащий корпус из композиционного материала, включающий днище с металлическим фланцем и соединенный с металлическим фланцем газоход с соплом.

В такой конструкции РДТТ при действии поперечных перегрузок, например, при транспортировке, а также в полете со значительными траекторными перегрузками, возникают повышенные динамические нагрузки, которые передаются на корпус РДТТ. В результате этого, по контактной поверхности фланца с днищем корпуса РДТТ могут возникать сдвигающие напряжения, приводящие как к поперечному смещению газохода вместе с фланцем корпуса, так и к возможному отслоению хвостовика металлического фланца от днища корпуса из КМ. Поперечное смещение приводит к нарушению программного полета, а при наличии отслоений при работе РДТТ возможно проникновение продуктов сгорания топлива в полости отслоений, и может произойти прогар с аварийным разрушением корпуса.

Технической проблемой настоящего изобретения является повышение надежности работы ракетных двигателей твердого топлива с длинным газоходом.

Технический результат заключается в повышении надежности функционирования РДТТ с газоходом за счет соединения газохода с хвостовым отсеком радиальными стяжками.

Технический результат достигается тем, что в ракетном двигателе на твердом топливе, содержащем корпус из композиционного материала, включающий днище с металлическим фланцем, и соединенный с металлическим фланцем газоход, размещенный в пристыкованном к корпусу хвостовом отсеке, газоход соединен с хвостовым отсеком радиальными стяжками, скрепленными своими концами с наружной поверхностью газохода и внутренней поверхностью хвостового отсека. При этом один из концов каждой стяжки скреплен шарнирно, в средней части стяжек выполнено ослабленное сечение.

В ракетном двигателе на твердом топливе стяжки могут быть установлены наклонно относительно плоскости, перпендикулярной оси двигателя, со смещением конца крепления стяжки с наружной поверхностью газохода в сторону днища корпуса из композиционного материала

Отличительные признаки технического решения являются существенными.

Соединение газохода с хвостовым отсеком ракеты радиальными стяжками, скрепленными своими концами с наружной поверхностью газохода и внутренней поверхностью хвостового отсека позволяет исключить поперечное смещение газохода вместе с фланцем корпуса, развитие возможных отслоений хвостовика металлического фланца от силовой оболочки корпуса ракетного двигателя, увеличить жесткость соединения металлического фланца с днищем корпуса при полете ракетного двигателя.

Шарнирное крепление одного из концов стяжек к внутренней поверхности хвостового отсека или наружной поверхности газохода и ослабленное сечение в средней части стяжек позволяют минимизировать изгибные напряжения в стяжках при перемещении газохода, а, следовательно, и осевое усилие на металлический фланец.

Установка стяжек наклонно относительно плоскости, перпендикулярной оси двигателя, со смещением конца крепления стяжки с наружной поверхностью газохода в сторону днища корпуса из композиционного материала позволяет обеспечить приемлемый уровень деформации стяжек в зоне упругости материала при их натяжении в процессе перехода ракетного двигателя на твердом топливе из начального положения в рабочее.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показано сечение ракетного двигателя в начальном положении стяжек.

Ракетный двигатель на твердом топливе содержит корпус из КМ 1, включающий днище 2 с металлическим фланцем 3 и газоход 4, размещенный в пристыкованном к корпусу хвостовом отсеке 5. Газоход соединен с хвостовым отсеком стяжками 6, скрепленными своими концами с наружной поверхностью газохода 4 и внутренней поверхностью хвостового отсека 5, при этом один из концов каждой стяжки скреплен шарнирно 7, причем в средней части стяжек выполнено ослабленное сечение 8.

На фиг. 2 показано сечение ракетного двигателя в рабочем положении стяжек.

На фиг. 3 показано сечение ракетного двигателя в начальном положении наклонных стяжек.

На фиг. 4 показано сечение ракетного двигателя в рабочем положении наклонных стяжек.

В начальном положении ракетного двигателя к стяжке приложено усилие натяжения, которое достигается затяжкой гайки 9 на резьбовом конце стяжки при ее креплении к хвостовому отсеку.

После запуска двигателя в процессе нарастания внутреннего давления в корпусе из КМ происходит переход ракетного двигателя на твердом топливе из начального положения в рабочее. При этом днище корпуса из КМ с фланцем и закрепленным к нему газоходом перемещается вдоль оси двигателя, и точки крепления стяжек с наружной поверхностью газохода смещаются относительно точек крепления стяжек с хвостовым отсеком (L1). За счет шарнирного закрепления одной из концов стяжек и податливости средней части стяжек за счет ослабленного сечения, происходит изгиб стяжек и последующее натяжение в зоне упругой деформации ослабленного сечения, что обеспечивает радиальную разгрузку металлического фланца корпуса из КМ.

В связи с уменьшением нагрузок на консольное соединение газохода с металлическим фланцем увеличивается жесткость соединения металлического фланца с днищем корпуса, что снижает интенсивность воздействия динамических нагрузок на корпус двигателя и исключает поперечное смещение газохода вместе с фланцем корпуса и развитие возможных отслоений хвостовика металлического фланца от силовой оболочки корпуса при транспортировании двигателя, его собственной работе и при полете ракеты с неработающим двигателем.

Возможность улучшения эксплуатационных характеристик заявляемого технического решения дополняется частным случаем исполнения.

Для достижения высокого уровня жесткости соединения металлического фланца с днищем корпуса необходимо применение стяжек из высокопрочных материалов. Такие материалы, как правило, имеют малое относительное удлинение в зоне упругой деформации. При значительном осевом перемещении газохода в процессе перехода ракетного двигателя на твердом топливе из начального положения в рабочее, необходима компенсация начального натяжения стяжек.

Задача решается установкой стяжек наклонно относительно плоскости, перпендикулярной оси двигателя со смещением конца крепления стяжки с наружной поверхностью газохода в сторону днища корпуса из композиционного материала.

По мере перемещения газохода (L2) наклон стяжек относительно плоскости, перпендикулярной оси двигателя, уменьшается, натяжение стяжек снижается до минимального. Далее наклон стяжек относительно этой плоскости увеличивается в сторону среза газохода, повышается натяжение стяжек до достижения расчетного значения в рабочем положении двигателя.

Величина смещения конца крепления стяжки с наружной поверхностью газохода в сторону днища корпуса из композиционного материала и момент затяжки гайки выбираются из условия приемлемого уровня деформации стяжек в начальном и рабочем положении с учетом действующих нагрузок, а также геометрических и прочностных параметров ослабленного сечения стяжки.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность работы конструкции РДТТ с длинным газоходом.

Похожие патенты RU2722994C1

название год авторы номер документа
Ракетный двигатель на твёрдом топливе 2019
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Дергачёв Александр Анатольевич
  • Соколов Павел Михайлович
  • Казаков Денис Александрович
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Лященко Анастасия Михайловна
  • Краснышев Максим Викторович
RU2723276C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2435062C1
Стартовый твердотопливный ускоритель ракеты-носителя и способ его сборки 2019
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Апакидзе Юрий Валентинович
  • Рытик Сергей Васильевич
  • Волков Евгений Николаевич
  • Боков Михаил Алексеевич
  • Евгеньев Алексей Майевич
  • Белова Вера Ивановна
  • Ухолкин Сергей Юрьевич
  • Абдурахимов Иркин Усманович
  • Никищенко Павел Анатольевич
RU2724096C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Соколовский М.И.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Кремлев А.Н.
  • Кузьмин А.Н.
RU2237186C1
Корпус ракетного двигателя на твердом топливе 2017
  • Осокин Алексей Леонидович
  • Загвоздкин Сергей Викторович
  • Кочегин Владимир Александрович
  • Болев Алексей Владимирович
RU2668516C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2005
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Вячеслав Закирович
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Карманов Николай Никандрович
  • Кузьмин Александр Николаевич
  • Степанов Василий Николаевич
RU2282045C1
КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС И СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГ ПО ЗАПУСКУ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОСМИЧЕСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 2001
  • Соломонов Ю.С.
  • Андрюшин В.И.
  • Сухадольский А.П.
  • Зинченко С.М.
  • Васильев Ю.С.
  • Пилипенко П.Б.
RU2179941C1
Корпус ракетного двигателя на твёрдом топливе 2019
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Дергачёв Александр Анатольевич
  • Соколов Павел Михайлович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Лузенин Антон Юрьевич
  • Трескин Олег Юрьевич
RU2727216C1
ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАКЕТА 2011
  • Король Генрих Федорович
  • Кобцев Виталий Георгиевич
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Дорофеев Александр Алексеевич
  • Сухадольский Александр Петрович
  • Горбунов Николай Николаевич
RU2492417C2
ЗАРЯД, СКРЕПЛЕННЫЙ С КОРПУСОМ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2001
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Колосовский В.И.
  • Мельников В.П.
  • Милехин Ю.М.
  • Соколов Н.Н.
  • Соломонов Ю.С.
  • Сухадольский А.П.
RU2192554C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 722 994 C1

Реферат патента 2020 года Ракетный двигатель на твёрдом топливе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ракетно-космической технике при разработке ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ). В ракетном двигателе на твердом топливе, содержащем корпус из композиционного материала, включающий днище с металлическим фланцем и соединенный с металлическим фланцем газоход, размещенный в пристыкованном к корпусу хвостовом отсеке, газоход соединен с хвостовым отсеком радиальными стяжками, скрепленными своими концами с наружной поверхностью газохода и внутренней поверхностью хвостового отсека. При этом один из концов каждой стяжки скреплен шарнирно, в средней части стяжек выполнено ослабленное сечение. Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность функционирования РДТТ и обеспечить его работоспособность в условиях высоких перегрузок на траектории движения изделия за счет соединения газохода с хвостовым отсеком стяжками. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 722 994 C1

1. Ракетный двигатель на твердом топливе, содержащий корпус из композиционного материала, включающий днище с металлическим фланцем и соединенный с металлическим фланцем газоход, размещенный в пристыкованном к корпусу хвостовом отсеке ракеты, отличающийся тем, что газоход соединен с хвостовым отсеком радиальными стяжками, скрепленными своими концами с наружной поверхностью газохода и внутренней поверхностью хвостового отсека, при этом один из концов каждой стяжки скреплен шарнирно, причем в средней части стяжек выполнено ослабленное сечение.

2. Ракетный двигатель на твердом топливе по п. 1, отличающийся тем, что стяжки установлены наклонно относительно плоскости, перпендикулярной оси двигателя, со смещением конца крепления стяжки с наружной поверхностью газохода в сторону днища корпуса из композиционного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2722994C1

МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2005
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Сухадольский А.П.
  • Гребенкин В.И.
  • Охотников Н.Н.
  • Полунин В.Д.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265560C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Аверичев Валентин Иванович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Нечаев Александр Андреевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Симонов Виктор Сергеевич
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Шавырин Алик Иванович
RU2076058C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИТОВ С ГАЗОХОДОМ И КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИТОВ С ГАЗОХОДОМ 2015
  • Плотников Роман Владимирович
  • Строгалин Михаил Александрович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Плотников Владимир Иванович
  • Тимаков Александр Михайлович
  • Розов Илья Николаевич
  • Яиков Вячеслав Петрович
RU2574702C1
Устройство для определения собственных параметров резонирующих тел 1985
  • Ивин Лев Федорович
  • Шпилевский Александр Сергеевич
  • Галямова Елена Валентиновна
SU1319823A1

RU 2 722 994 C1

Авторы

Бондаренко Сергей Александрович

Дергачёв Александр Анатольевич

Соколов Павел Михайлович

Бобров Александр Викторович

Лобзов Николай Николаевич

Степанов Василий Николаевич

Федулов Владимир Сергеевич

Даты

2020-06-05Публикация

2019-05-29Подача