Изобретение относится к судовому дистиллятному топливу на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, судах морского, речного и рыбопромыслового флота.
Известно судовое маловязкое (дистиллятное) топливо (пат. РФ №2058372, C10L 1/04, оп. 20.04.96), содержащее смесь дистиллятов нефти: фракции 160-360°С, 240-450°С атмосферной перегонки при массовом соотношении во фракции 240-450°С фракций, выкипающих в интервале 240-360°С и 360-450°С, равном (80-90): (20-10), фракцию 240-550°С вторичной вакуумной перегонки мазута при массовом соотношении в ней фракций 240-360°С и 360-550°С. равном (80-90): (20-10), при следующем соотношении компонентов, масс. %:
Компоненты известного судового топлива получают путем перегонки нефти с выделением на установке атмосферной перегонки фракций 160-360°С и 240-450°С и на установке вакуумной перегонки мазута - фракции 240-550°С.
Недостатком известного судового маловязкого топлива является сложность его получения, требующего вывода из двух колонн двух и более фракций с последующим их смешением в небалансовом соотношении.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является судовое маловязкое топливо из смеси дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти, содержащее фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов (60-70) и (40-30) соответственно.
Вышеуказанное судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на атмосферной колонне фракции с интервалом выкипания 210-365°С и на колонне вакуумной перегонки мазута фракции с интервалом выкипания 255-360°С. Судовое маловязкое топливо получают компаундированием полученных фракций при следующем массовом соотношении компонентов: 60-70 и 40-30 соответственно (пат. РФ №2478692, C10L 1/04, оп. 10.04.2013).
Недостатком известного топлива является высокое содержание серы - 0,9%. В соответствии с требованиями к судовым дистиллятным топливам марок DMX; DMA; DMZ; DMB, отвечающим требованиям международного и национального стандарта ISO 8217:2010 или отечественного государственного стандарта ГОСТ Р 54299-2010 с 1 января 2013 г., содержание серы не должно превышать 1,5%. Эти требования ужесточаются в соответствии с Приложением 7 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному, авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту (TP ТС 013/2011), где содержание серы в судовых топливах должно быть не более 0,5% масс. (с 01.01.2020 г.). В настоящее время во многих Европейских портах, в том числе и в Российских, требуют судовые дистиллятные топлива с содержанием серы не более 0,1%.
Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в снижении содержания серы в предлагаемой углеводородной композиции с получением судового дистиллятного топлива марок DMX, DMA, DMZ, DMB с содержанием серы не более 0,1%., отвечающих требованиям международного стандарта ISO 8217:2010.
Указанный технический результат достигается тем, что судовое дистиллятное топливо, содержащее нефтяную фракцию, согласно изобретению, оно содержит керосино-газойлевую фракцию малосернистой нефти, выкипающую в пределах 150-300°С или 150-380°С.
Целесообразно для получения керосино-газойлевой фракции малосернистой нефти, выкипающей в пределах 150-300°С, использовать малосернистую нефть с содержанием серы 0,25-0,5 масс., а для получения керосино-газойлевой фракции малосернистой нефти, выкипающей в пределах 150-380°С, использовать малосернистую нефть с содержанием серы 0-0,25% масс.
Керосино-газойлевые фракции малосернистой нефти, выкипающие в пределах 150-300°С или 150-380°С получают путем атмосферной перегонки нефти. При этом при получении вышеуказанных керосино-газойлевых фракций с кислотным числом выше 0,5 КОН/1 г, проводят их обработку моноэтаноламином (МЭА) в количестве 0,2% масс. на сырье с последующим нагревом до 90°С, перемешиванием в течение 10 мин., охлаждением до 15-30°С и отделением полученной моноэтанольной фазы.
Ниже приведены конкретные примеры получения судового дистиллятного низкосернистого топлива.
В прилагаемой таблице показано качество судового топлива из дистиллятных фракций 150-300°С и 150-380°С различных малосернистых нефтей.
Пример 1. Судовое дистиллятное топливо с содержанием серы не более 0,1% получают из малосернистой нефти №1 с содержанием серы 0,439%; плотностью при 15°С - 847,7 кг/м3; зольностью 0,0055%; коксуемостью 1,26%; содержанием ванадия 4,6 ppm. с получением дистиллятной фракции 150-300°С, удовлетворяющей по температуре вспышки, содержанию серы требованиям стандарта ISO 8217:2010.
Из приведенных в таблице данных видно, что фракция 150-300°С по показателям качества соответствует требованиям нормативов стандарта ISO 8217:2010 и для ее получения не требуется дополнительной обработки реагентами, достаточна перегонки на одной ректификационной колонне с минимальными эксплуатационными и капитальными затратами. Выход фракции составляет около 25% на исходную нефть.
Пример 2. Судовое дистиллятное топливо с содержанием серы не более 0,1% получают из малосернистой нефти №2 с содержанием серы 0,174%; плотностью при 15°С 859,8 кг/м3; зольностью 0,0048%; коксуемостью 1,45%; содержанием ванадия 0,2 ppm с получением фракции 150-380°С, удовлетворяющей по температуре вспышки, содержанию серы требованиям стандарта ISO 8217:2010. Из приведенных в таблице данных видно, что фракция 150-380°С по большинству показателей качества соответствует требованиям нормативов стандарта ISO 8217:2010 за исключением показателя кислотное число, которое оказалось выше нормы (1,22>0,5 мг КОН/1 г) и для приведения этого показателя до нормативной величины достаточно было введение моноэтаноламина (МЭА) в количестве 0,2% масс. на сырье с типовой процедурой нагрева до 90°С, перемешивания в течение 10 минут, охлаждения до 15-30°С, отделения моноэтанольной фазы с получением целевого продукта - судового дистиллятного топлива (Пример 2а). Выход фракции 150-380°С составляет около 50% на исходную нефть.
Пример 3. Судовое дистиллятное топливо с содержанием серы не более 0,1% получают из малосернистой нефти №3 с содержанием серы 0,299%; плотностью при 15°С 827,4 кг/м3; зольностью 0,004%; коксуемостью 0,56%; содержанием ванадия 6,2ppm с получением фракции 150-300°С. удовлетворяющей по температуре вспышки, содержанию серы требованиям стандарта ISO 8217:2010. Из приведенных данных в таблице видно, что фракция 150-300°С по показателям качества соответствует требованиям стандарта ISO 8217:2010 и для ее получения не требуется дополнительная обработка реагентами, достаточна перегонка на одной ректификационной колонне с минимальными эксплуатационными и капитальными затратами.
Выход фракции 150-300°С составляет около 36%.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет получить судовые топлива с содержанием серы не более 0,1% из керосино-газойлевых фракций 150-300°С и 150-380°С, полученных при атмосферной перегонке малосернистых нефтей. При этом в случае высокого значения кислотного числа у целевого продукта, проводят обработку полученных фракций моноэтаноламином.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВОЕ ОСТАТОЧНОЕ ТОПЛИВО | 2018 |
|
RU2700705C1 |
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 2018 |
|
RU2699226C1 |
Способ каталитического гидрооблагораживания остатка газового конденсата | 2020 |
|
RU2723625C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ТОПЛИВ И ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2312129C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2015 |
|
RU2569686C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2019 |
|
RU2747259C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКОГО СУДОВОГО ТОПЛИВА | 2017 |
|
RU2652634C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА | 2014 |
|
RU2570647C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА | 2019 |
|
RU2723115C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА | 2015 |
|
RU2596868C1 |
Изобретение раскрывает судовое дистиллятное низкосернистое топливо, содержащее нефтяную фракцию, характеризующееся тем, что оно содержит керосино-газойлевую фракцию малосернистой нефти, выкипающую в пределах 150-300°С из малосернистой нефти с содержанием серы 0,25-0,5% масс., или керосино-газойлевую фракцию малосернистой нефти, выкипающую в пределах 150-380°С из малосернистой нефти с содержанием серы 0-0,25% масс., при этом температура вспышки обеих фракций составляет 63°С, 64°С, 67°С. Технический результат заключается в получении судового топлива с содержанием серы не более 0,1%, что соответствует требованиям показателей качества на судовое дистиллятное топливо марок DMX; DMA; DMZ; DMB международного и национального стандарта ISO 8217:2010. 1 табл., 3 пр.
Судовое дистиллятное низкосернистое топливо, содержащее нефтяную фракцию, отличающееся тем, что оно содержит керосино-газойлевую фракцию малосернистой нефти, выкипающую в пределах 150-300°С из малосернистой нефти с содержанием серы 0,25-0,5% масс., или керосино-газойлевую фракцию малосернистой нефти, выкипающую в пределах 150-380°С из малосернистой нефти с содержанием серы 0-0,25% масс., при этом температура вспышки обеих фракций составляет 63°С, 64°С, 67°С.
Глаголева О.Ф | |||
Технология переработки нефти, Часть 1, Первичная переработка нефти" стр.336 | |||
Большой энциклопедический словарь | |||
Химия | |||
Главный редактор И.Л | |||
КНУНЯНЦ | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Научное издательство "Большая российская энциклопедия", Москва, 1998 | |||
Аппарат для испытания прессованных хлебопекарных дрожжей | 1921 |
|
SU117A1 |
А.Ш | |||
Акжигитов, Т.М |
Авторы
Даты
2020-06-11—Публикация
2018-12-12—Подача