Система аварийного запуска двигателя внутреннего сгорания Российский патент 2020 года по МПК F02N7/00 B60K6/12 

Описание патента на изобретение RU2725911C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к средствам запуска двигателей внутреннего сгорания.

Известно устройство, содержащее электродвигатель, связанный с гидронасосом для обеспечения необходимого пускового давления в системе запуска двигателя внутреннего сгорания. Электродвигатель имеет свою цепь питания, а гидродвигатель, выполненный в виде обратимой гидромашины, и гидравлическое тяговое реле, приводимые в действие трехпозиционным гидрораспределителем имеет другую цепь питания, связанную с двухпозиционным гидрораспределителем, активирующим систему запуска. Данная система запуска (SU 1638352 A1 МПК F02N7/00, 1991) [прототип], оснащенная электродвигателем, имеет связь с внешней гидросистемой автомобиля. Описанное устройство имеет сложную конструкцию. Запуск двигателя производится в два этапа: первый – создание необходимого давления в системе, путем включения электродвигателя, потребляющего энергию штатного источника питания; второй – активация системы гидродвигателя. Насос ручной подкачки соединен параллельно с насосом электродвигателя через двухпозиционный распределитель с механическим управлением. Это увеличивает время запуска двигателя. Вследствие того, что данная система имеет связь с внешней гидросистемой автомобиля, уменьшается надежность ее функционирования в автономном (независимом) режиме.

Также известно устройство запуска RU 2067209 С1 МПК F02N7/00, 1996, которое содержит две емкости для гидравлической жидкости, соединенных с гидродвигателем, с возможностью функционирования в качестве насоса, через распределитель. Включение системы производится с помощью вентиля, установленного на линии подачи рабочей жидкости от гидроаккумулятора. Дополнительный запуск производится путем создания давления в гидроаккумуляторе с помощью насоса ручной подкачки, что делает процесс запуска двигателя трудоемким и долгим. Необходимо большое количество гидравлической жидкости, так как описанная система имеет два резервуара (сливной и нагнетательный). Так как работа двигателя внутреннего сгорания представляет из себя процесс с постоянным изменением угловой скорости коленчатого вала, от которого осуществляется привод гидродвигателя - насоса, возникает вопрос срока службы системы.

Для перераспределения жидкости в гидравлической системе известно устройство RU 90860 U1 МПК F15В19/00, 2009, которое используется в качестве системы автоматизированного контроля технического состояния гидропривода. Изобретение представляет из себя трехходовой кран с приводом от мотор-редуктора, который приводится в движение с помощью электронного блока управления, опирающегося на показания датчиков, установленных в систему гидропривода дополнительно. Данная система имеет сложную конструкцию и необходимость установки большого количества дополнительных измерителей в гидросистему.

Задача изобретения – повышение надежности запуска двигателя внутреннего сгорания путем применения гидродвигателя и уменьшение потребления пусковой энергии от штатной аккумуляторной батареи, что приведет к значительному увеличению срока её службы и увеличению активной безопасности транспортных средств, эксплуатируемых, в том числе, в условиях Крайнего Севера.

Технический результат достигается тем, что в замкнутой, цикличной гидросистеме, для функционирования которой необходимо небольшое количество гидравлической жидкости, содержащей гидродвигатель, на валу которого подвижно установлена шестерня зацепления с венцом маховика коленчатого вала при помощи шарнирного рычага–вилки усилием гидроцилиндра, соединенный гидролиниями через двухпозиционный гидрораспределитель с пневмогидроаккумулятором, создание необходимого пускового давления в котором осуществляется тремя способами: первый – через обратный клапан насосом ручной подкачки; второй – с помощью создания давления в пневмогидроаккумуляторе штатной воздушной системой, от компрессора автомобиля через электромагнитный воздушный клапан или напрямую штатной гидравлической системой; третий – от воздушной системы другого автомобиля, с помощью соединения воздушного ресивера и пневмогидроаккумулятора запускаемого автомобиля. Зацепление подвижной приводной шестерни гидродвигателя с шестерней маховика осуществляется усилием гидроцилиндра одностороннего действия с возвратом штока от пружины через трехпозиционный крановый распределитель, управляемый электронным блоком, подключенным к датчику частоты вращения коленчатого вала. В статическом состоянии гидравлическая жидкость, циркуляция которой в системе гидравлического запуска происходит через фильтрующий элемент, находится в состоянии уравновешенного давления при закрытом электромагнитом воздушном клапане пневмогидроаккумулятора до начала цикла запуска.

На фиг. 1 представлена схема системы аварийного запуска двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 2 – положение трехпозиционного кранового распределителя (подача жидкости в гидроцилиндр); на фиг. 3 – положение трехпозиционного кранового распределителя (подача жидкости в гидроцилиндр и гидродвигатель); на фиг. 4 – положение трехпозиционного кранового распределителя (слив жидкости из гидроцилиндра через гидродвигатель и фильтр в разряженную систему).

Система аварийного запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, эксплуатируемых, в том числе, в условиях Крайнего Севера, оборудованных пневматической системой и штатным компрессором 1, содержит электромагнитный воздушный клапан 2, соединенный с помощью пневматической магистрали 3 с пневмогидроаккумулятором 4, на котором установлен манометр давления 5, насос 6 ручной подкачки, обратный клапан 7 на гидролинии 8, двухпозиционный гидрораспределитель 9 с электромагнитным управлением, фильтрующий элемент системы 10, кнопка 11 управления гидрораспределителем, аккумуляторная батарея 12, трехпозиционный крановый распределитель 13, соединенный гидролиниями с датчиком давления 14, гидроцилиндр 15 одностороннего действия с возвратом штока пружиной, гидродвигатель 16, на валу 17 которого подвижно установлена шестерня 18 зацепления с венцом 19 маховика 20 коленчатого вала, при помощи шарнирного рычага – вилки 21, датчик угловой скорости коленчатого вала 22. Трехпозиционный крановый распределитель управляется электронным блоком (ЭБ) 23. Гидролинии и пневмомагистраль изображены сплошной линией, а электрические – прерывистой. Штрихпунктирной линией обозначены компоненты, объединенные в единый узел.

Система работает следующим образом.

При запущенном двигателе внутреннего сгорания пневмогидроаккумулятор 4 заряжается через электромагнитный воздушный клапан 2, который находится в открытом положении, посредством штатного компрессора 1 двигателя автомобиля, оборудованного пневматической системой, через пневмомагистрали 3. Электромагнитный воздушный клапан 2 находится в открытом положении при достаточной для устойчивой работы двигателя угловой скорости коленчатого вала. При достижении рабочего давления, излишки воздуха сбрасываются через стационарный регулятор давления. Разряженный пневмогидроаккумулятор 4 можно зарядить (подкачать гидравлическую жидкость до определенного давления, для этого установлен манометр 5) насосом 6 ручной подкачки. Направление потока жидкости регулируется обратным клапаном 7. Для запуска двигателя внутреннего сгорания нажимают на кнопку 11 управления. При этом закрывается электромагнитный воздушный клапан 2 и двухпозиционный гидрораспределитель 9 открывает гидролинию 8, направляя поток гидравлической жидкости в трехпозиционный крановый распределитель 13, при этом он занимает положение фиг. 2, и гидравлическая жидкость поступает в гидроцилиндр 15. Шток гидроцилиндра толкает рычаг – вилку 21 по валу 17 гидродвигателя 16 по винтовым шлицам до полного зацепления подвижной шестерни 18 с венцом 19 маховика 20. Затем электронный блок 23 переводит трехпозиционный крановый распределитель 13 в положение фиг. 3, полагаясь на показания датчика давления 14 в гидроцилиндре 15. Жидкость подается к гидродвигателю 16, который вращает вал с шестерней, находящейся в зацеплении с маховиком 20. Запускается двигатель. Затем электронный блок 23 переводит трехпозиционный крановый распределитель 13 в положение фиг. 4, полагаясь на показания датчика вращения коленчатого вала 22, обеспечив слив гидравлической жидкости в разряженную систему при закрытом электромагнитом воздушном клапане 2 клапане через фильтрующий элемент 10 гидродвигателя 16. При уравновешивании давления в системе, полагаясь на данные датчика давления 14 гидроцилиндра, электронный блок 23 открывает воздушный клапан 2 и как следствие подачу воздуха в пневмогидроаккумулятор 4, обеспечивая цикличность запуска двигателя. Механизм отсоединения подвижной шестерни 18 от венца 19 маховика 20 подобен способу запуска двигателя электростартером.

Таким образом, повышается надежность запуска двигателя внутреннего сгорания, уменьшается потребление пусковой энергии аккумуляторной батареи 12 и значительно увеличивается срок её службы.

Похожие патенты RU2725911C1

название год авторы номер документа
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Анохин Виктор Афанасьевич
SU1638352A1
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Анохин Виктор Афанасьевич
SU1545003A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ . 2015
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Плаксин Алексей Михайлович
  • Ганиев Иномджен Ганиевич
  • Власов Дмитрий Борисович
RU2602706C1
Гидрообъемная трансмиссия транспортного средства с рекуперативным приводом 1978
  • Меланьин Александр Николаевич
SU779105A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Бытик Н.С.
  • Беленков Ю.А.
  • Борисов И.В.
  • Михайлин А.А.
RU2022153C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД СТРЕЛОВОГО САМОХОДНОГО КРАНА 1999
  • Недорчук Б.Л.
  • Уткин А.Ф.
  • Павлов Н.М.
  • Кондратьев А.П.
  • Сальников Ю.В.
  • Сергеев С.Н.
  • Комаров О.И.
  • Козлов В.В.
RU2158220C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД СТРЕЛОВОГО САМОХОДНОГО КРАНА 1997
  • Недорчук Б.Л.
  • Павлов Н.М.
  • Сальников Ю.В.
  • Уткин А.Ф.
RU2131394C1
Система приводов трактора 1983
  • Борейшо Владимир Евгеньевич
  • Ворончихин Феликс Григорьевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Кустанович Семен Львович
  • Любимов Борис Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
  • Флеер Давид Ефимович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1131686A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2019
  • Николаев Сергей Андреевич
  • Николаев Максим Андреевич
RU2706557C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Густомясов Александр Николаевич
  • Феоктистов Борис Константинович
RU2067209C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 725 911 C1

Реферат патента 2020 года Система аварийного запуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к средствам запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Система аварийного запуска ДВС содержит гидродвигатель 16, на валу которого подвижно установлена шестерня 18 зацепления с венцом 19 маховика 20 коленчатого вала при помощи шарнирного рычага-вилки 21 усилием гидроцилиндра 15. Гидродвигатель 16 соединен гидролиниями через трехпозиционный крановый распределитель 13, управляемый электронным блоком 23, с двухпозиционным гидрораспределителем 9, соединенным с пневмогидроаккумулятором 4 с возможностью зарядки через обратный клапан 7 от насоса 6 ручной подкачки или от штатной пневматической системы автомобиля через электромагнитный воздушный клапан 2. Электронный блок 23 приводит в действие трехпозиционный крановый распределитель 13 и требует подключения к датчику 22 частоты вращения коленчатого вала. Технический результат заключается в уменьшении потребления пусковой энергии от аккумуляторной батареи. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 725 911 C1

1. Система аварийного запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая гидродвигатель, на валу которого подвижно установлена шестерня зацепления с венцом маховика коленчатого вала при помощи шарнирного рычага-вилки усилием гидроцилиндра, соединенный гидролиниями через трехпозиционный крановый распределитель, управляемый электронным блоком, с двухпозиционным гидрораспределителем, соединенным с пневмогидроаккумулятором с возможностью зарядки через обратный клапан от насоса ручной подкачки или от штатной пневматической системы автомобиля через электромагнитный воздушный клапан, отличающаяся тем, что электронный блок, приводящий в действие трехпозиционный крановый распределитель, требует подключения к датчику частоты вращения коленчатого вала.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что для ее функционирования необходимо небольшое количество гидравлической жидкости в системе гидравлического запуска.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в статическом состоянии гидравлическая жидкость в системе гидравлического запуска находится в состоянии уравновешенного давления при закрытом электромагнитом воздушном клапане пневмогидроаккумулятора до начала цикла запуска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2725911C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Бытик Н.С.
  • Беленков Ю.А.
  • Борисов И.В.
  • Михайлин А.А.
RU2022153C1
0
SU154736A1
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Анохин Виктор Афанасьевич
SU1545003A1
US 10161372 B2, 25.12.2018.

RU 2 725 911 C1

Авторы

Овчинников Андрей Алексеевич

Овчинникова Анастасия Александровна

Федоров Денис Игоревич

Даты

2020-07-07Публикация

2020-01-17Подача